Программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Докучаева Лилия Ивановна

Рабочая программа «Функциональная грамотность» предназначена для организации внеурочной деятельности по направлению формирование функциональной грамотности в 1-4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsionalnaya_gramotnost.doc460.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЯЗЬМА-БРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.В. ПУЦЫКИНА

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«Принята на заседании»                                                «Утверждаю»

Педагогического совета                                                                Директор

МБОУ Вязьма-Брянской СОШ

                                                                Вяземского района

Смоленской области

Данкова Елена Владимировна                

Протокол №                                                         Приказ №                 от                

От  «____» ________ 20 __ года                                «____» ________ 20 __ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Направление: формирование функциональной грамотности

Возраст: 7-10 лет

Срок реализации:   4 года (135 часов)

Автор//Составитель:

ФИО: Докучаева Л. И.,

учитель  начальных классов

село Вязьма-Брянская, 2023 год

Пояснительная записка

Рабочая программа «Функциональная грамотность» предназначена для организации внеурочной деятельности по направлению формирование функциональной грамотности.

 Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника; на основании рабочей программы воспитания МБОУ Вязьма - Брянской СОШ Вяземского района Смоленской области; 

Перечень учебников и пособий, которые используются для обеспечения реализации программы:

  • Цифровые образовательные ресурсы.

Актуальность. Рабочая программа «Функциональная грамотность» ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на способность личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» составлена на основе нормативных документов:

1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ в действующей редакции.

2.Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ № 03-255 от 17.12.2010 года) в действующей редакции (Приказ Минобрнауки России №1577 от 31.12.2015 года).

3.СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28. Правила будут действовать до 1 января 2027 года.

4.Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

5.Закон «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального Закона «Об

образовании в РФ» от 3 августа 2018 № 317-ФЗ

Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.

Данная рабочая программа может быть реализована в смешанном (комбинированном) режиме с использованием ЭО и ДОТ.

Место курса в учебном плане

        В соответствии с учебным планом образовательного учреждения, программа «Разговоры о важном» информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности рассчитана  в 1 классе на 33 учебных часа (1 час в неделю; 33 учебные недели).

Результаты обучения

Личностные результаты:

-оценивать свою вежливость;

-определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

-осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

-осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

-понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;

-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

-определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

-критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

-осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

-учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

-анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

-перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

-осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

-анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

-аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

-продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

-знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

-пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;

-в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

-отличать подготовленную и неподготовленную речь;

-знать особенности неподготовленной речи;

-осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

-знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

-реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

-знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

-пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;

-в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

-понимать        и        правильно        использовать        экономические        термины; иметь представление о роли денег в семье и обществе;

-уметь        характеризовать        виды        и        функции        денег;

-знать источники доходов и направлений расходов семьи;

-проводить элементарные финансовые расчеты.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию основ функциональной грамотности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны личности, обучающиеся будут демонстрировать такие качества как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному.

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Как хорошо уметь читать. Путешествие в школьную библиотеку. Практическое занятие. Как обернуть        книгу.

0,5

0,5

1

2

Стихи А.Л. Барто.

1

1

3

Читательский дневник. В. Драгунский. Заколдованная буква.

0,5

0,5

1

4

Загадки обо всем на свете. Проект. Книжка-малышка для самых маленьких.

0,5

0,5

1

5

Времена года. Н. Сладков. Почему год круглый? В. Даль Старик- годовик.

0,5

0,5

1

6

В. Бианки. Рассказы о животных. Листопаднички.

Приспособился.

0,5

0,5

1

7

Стихотворения о детях. С.Я. Маршак «Вам, дети, про все на свете»

0,5

0,5

1

8

Разговор про вежливость.

0,5

0,5

1

9

Рисунки по прочитанным книгам. Оформление выставки.

1

1

10

Природа. Мир, в котором мы живём.

1

1

11

Условия, в которых мы живём.

1

1

12

Кто и как живёт рядом с нами.

2

2

13

Мой дом. Моя семья.

1

1

14

Мой класс.

1

1

15

Наша одежда и обувь.

0,5

0,5

1

16

Вода и здоровье человека.

0,5

0,5

1

17

Математика – это интересно.

0,5

0,5

1

18

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

1

19

Путешествие точки.

1

1

20

Игры с кубиками Никитина.

1

1

21

Волшебная линейка.

1

1

22

ЛЕГО – конструкторы.

0,5

0,5

1

23

Задачки – смекалки.

0,5

0,5

1

24

Геометрические фигуры.

0,5

0,5

1

25

Что такое деньги и откуда они взялись.

0,5

0,5

1

26

Рассмотрим деньги поближе.

0,5

0,5

1

27

Какие деньги были раньше в России.

1

1

2

28

Защита от подделок.

2

2

29

Откуда деньги в семье.

1

1

30

На что тратятся деньги.

0,5

0,5

1

Итого:

24

9

33

Содержание программы

1 класс

Модуль «Основы читательской грамотности» (9часов)

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, А.Л. Барто, Н. Сладкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг.

Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч)

Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов. Условия, в которых мы живем. Как мы одеваемся. Особенности живой и неживой природы. Влияние воды на здоровье человека.

Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч)

История возникновения цифр. Работа с геометрическим конструктором, конструктором ЛЕГО, выявление закономерностей и классификация предметов. Построение простейших геометрических фигур с помощью линейки. Поиск предметов геометрической формы.

Решение логических и комбинаторных задач.

Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч)

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.

Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Защита от подделок.

1 класс

(1 час в неделю; 33 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата факт.

Дата коррект.

Модуль «Основы читательской грамотности»

1

Вводное занятие. Как хорошо уметь читать. Путешествие в школьную библиотеку. Практическое занятие. Как обернуть   книгу.

1

2

Стихи А.Л. Барто.

1

3

Читательский дневник. В. Драгунский. Заколдованная буква.

1

4

Загадки обо всем на свете. Проект. Книжка-малышка для самых маленьких.

1

5

Времена года. Н. Сладков. Почему год круглый? В. Даль Старик-годовик.

1

6

В. Бианки. Рассказы о животных. Листопаднички.

Приспособился.

1

7

Стихотворения о детях. С.Я. Маршак «Вам, дети, про все на свете»

1

8

Разговор про вежливость.

1

9

Рисунки по прочитанным книгам. Оформление выставки.

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

1

Природа. Мир, в котором мы живём.

1

2

Условия, в которых мы живём.

1

3

Кто и как живёт рядом с нами.

1

4

Кто и как живёт рядом с нами.

1

5

Мой дом. Моя семья.

1

6

Мой класс.

1

7

Наша одежда и обувь.

1

8

Вода и здоровье человека.

1

Модуль «Основы математической грамотности»

1

Математика – это интересно.

1

2

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

3

Путешествие точки.

1

4

Игры с кубиками Никитина.

1

5

Волшебная линейка.

1

6

ЛЕГО – конструкторы.

1

7

Задачки – смекалки.

1

8

Геометрические фигуры.

1

Модуль «Основы финансовой грамотности»

1

Что такое деньги и откуда они взялись.

1

2

Рассмотрим деньги поближе.

1

3

Какие деньги были раньше в России.

1

4

Какие деньги были раньше в России.

1

5

Защита от подделок.

1

6

Защита от подделок.

1

7

Откуда деньги в семье.

1

8

На что тратятся деньги.

1

33 часа

Место курса в учебном плане

        В соответствии с учебным планом образовательного учреждения, программа информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» рассчитана  во 2 классе на 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели).

Результаты обучения

Личностные результаты:

-оценивать свою вежливость;

-определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

-осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

-осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

-понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;

-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

-определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

-критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

-осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

-учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

-анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

-перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

-осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

-анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

-аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

-продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

-знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

-пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;

-в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

-отличать подготовленную и неподготовленную речь;

-знать особенности неподготовленной речи;

-осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

-знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

-реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

-знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

-пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;

-в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

-понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о роли денег в семье и обществе;

-уметь характеризовать виды и функции денег;

-знать источники доходов и направлений расходов семьи;

-проводить элементарные финансовые расчеты.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию основ функциональной грамотности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны личности, обучающиеся будут демонстрировать такие качества как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному.

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Знакомство с «Читательским портфелем»

1

1

2

Рассказы о «зверенках» Е. И. Чарушина. Рассказ «Лесной котенок». Рассказ «Две мышки»

1

1

3

Творческая работа №1. Мини-рассказ «Пропущенные буквы»

0,5

0,5

1

4

Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина

0,5

0,5

1

5

Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира.

0,5

0,5

1

6

Сходство и различие текстов разных предметов.

0,5

0,5

1

7

Уточнение, выбор под тем проекта «Мои лучшие друзья – это книги!». Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта.

0,5

0,5

1

8

Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе»

0,5

0,5

1

9

Защита творческих проектов «Мои лучшие друзья – это книги!»

1

1

10

Что такое экология?

1

1

11

Воздух и здоровье человека.

0,5

0,5

1

12

Зачем нужно беречь наши леса?

1

1

13

Как мы бережём природу.

1

1

14

Солнце, Луна, звёзды – источник света.

2

2

15

Бытовые приборы в квартире. Правила пользования.

0,5

0,5

1

16

Проект «Природа в опасности!»

0,5

0,5

1

17

Удивительный мир чисел.

1,5

0,5

2

18

Решение логических задач.

2

2

19

Решение комбинаторных задач.

2

2

20

Магические квадраты.

0,5

0,5

1

21

Числовые головоломки.

0,5

0,5

1

22

Математический калейдоскоп.

0,5

0,5

1

23

Потребности человека.

0,5

0,5

1

24

Значение труда в удовлетворении потребностей.

1

1

25

Когда и где возникла торговля. Какие бывают товары.

0,5

0,5

1

26

Как и где производятся товары.

1

1

27

Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.

0,5

0,5

1

28

Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира.

1

1

29

Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах.

0,5

0,5

1

30

Защита денег от подделки. Банки.

1

1

Итого:

21,5

12,5

34

Содержание программы

2 класс

Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч)

Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

Обсуждение общей темы «Мои лучшие друзья – это книги!». Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч)

Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.

Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч)

История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Упражнения на развитие внимания. Решение логических задач. Логика и конструирование. Решение логических и комбинаторых задач. Выявление причинно- следственных связей. Работа над текстом задачи. Поиск информации. Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус.

Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч)

Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей. Когда и где возникла торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле. Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов». История аренды. История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки.

2 класс

(1 час в неделю; 34 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата факт.

Дата коррект.

Модуль «Основы читательской грамотности»

1

Вводное занятие. Знакомство с «Читательским портфелем»

1

2

Рассказы о «зверенках» Е. И. Чарушина. Рассказ «Лесной котенок». Рассказ «Две мышки»

1

3

Творческая работа №1. Мини-рассказ «Пропущенные буквы»

1

4

Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина

1

5

Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира.

1

6

Сходство и различие текстов разных предметов.

1

7

Уточнение, выбор под тем проекта «Мои лучшие друзья – это книги!». Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта.

1

8

Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе»

1

9

Защита творческих проектов «Мои лучшие друзья – это книги!»

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

1

Что такое экология?

1

2

Воздух и здоровье человека.

1

3

Зачем нужно беречь наши леса?

1

4

Как мы бережём природу.

1

5

Солнце, Луна, звёзды – источник света.

1

6

Солнце, Луна, звёзды – источник света.

1

7

Бытовые приборы в квартире. Правила пользования.

1

8

Проект «Природа в опасности!»

1

Модуль «Основы математической грамотности»

1

Удивительный мир чисел.

1

2

Удивительный мир чисел.

1

3

Решение логических задач.

1

4

Решение логических задач.

1

5

Решение комбинаторных задач.

1

6

Решение комбинаторных задач.

1

7

Магические квадраты.

1

8

Числовые головоломки.

1

9

Математический калейдоскоп.

Модуль «Основы финансовой грамотности»

1

Потребности человека.

1

2

Значение труда в удовлетворении потребностей.

1

3

Когда и где возникла торговля. Какие бывают товары.

1

4

Как и где производятся товары.

1

5

Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.

1

6

Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира.

1

7

Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах.

1

8

Защита денег от подделки. Банки.

1

34 часа

Место курса в учебном плане

        В соответствии с учебным планом образовательного учреждения, программа «Разговоры о важном» информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности рассчитана  в 3 классе на 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели).

Результаты обучения

Личностные результаты:

-оценивать свою вежливость;

-определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

-осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

-осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

-понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;

-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

-определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

-критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

-осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

-учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

-анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

-перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

-осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

-анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

-аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

-продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

-знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

-пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;

-в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

-отличать подготовленную и неподготовленную речь;

-знать особенности неподготовленной речи;

-осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

-знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

-реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

-знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

-пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;

-в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

-понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о роли денег в семье и обществе;

-уметь характеризовать виды и функции денег;

-знать источники доходов и направлений расходов семьи;

-проводить элементарные финансовые расчеты.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию основ функциональной грамотности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны личности, обучающиеся будут демонстрировать такие качества как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному.

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Количество часов

теория

практика

всего

1

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

1

1

2

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

1

1

3

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1

1

2

4

Типы текстов: текст описание.

0,5

0,5

1

5

Типы текстов: текст повествование.

0,5

0,5

1

6

Типы текстов: текст рассуждение.

0,5

0,5

1

7

Работа со сплошным текстом.

1

1

2

8

Мир вокруг.

1

1

9

Экология и мы.

0,5

0,5

1

10

Осень в лесу.

1

1

11

Живая природа.

1

1

12

Неживая природа.

1

1

13

Пищевые, лекарственные, ядовитые растения.

1

1

14

Погода. Климат.

0,5

0,5

1

15

Растения рядом. Культурные растения.

0,5

0,5

1

16

Математическая карусель.

0,5

0,5

1

17

Игра в магазин.

1

1

18

Секреты задач.

1

1

19

Числовые головоломки.

1

1

20

Удивительная снежинка.

1

1

21

Геометрия вокруг нас.

0,5

0,5

1

22

Плоские и кривые поверхности.

0,5

0,5

1

23

Тайны окружности.

0,5

0,5

1

24

Путешествие жука по геометрическим фигурам.

0,5

0,5

1

25

Что такое экономическое развитие.

0,5

0,5

1

26

Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике.

1

1

27

Роль правительства в экономике.

0,5

0,5

1

28

Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов.

1

1

29

История вкладов. Функции сберегательной книжки.

0,5

0,5

1

30

Что такое «налоги». Виды налогов.

1

1

31

Торговля между странами.

0,5

0,5

1

32

Ввоз и вывоз товаров.

1

1

Итого:

24,5

9,5

34

Содержание программы

3 класс

Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч)

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)

Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.

Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.

Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч)

«Удивительный мир чисел»

История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).   Решение математических ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.

«Мир занимательных задач».

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой

информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на

заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».

Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.

Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.

Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч)

Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике Роль правительства в экономике;

Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки. Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов.

Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт.

3 класс

(1 час в неделю; 34 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата факт.

Дата коррект.

Модуль «Основы читательской грамотности»

1

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

1

2

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

1

3

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1

4

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1

5

Типы текстов: текст описание.

1

6

Типы текстов: текст повествование.

1

7

Типы текстов: текст рассуждение.

1

8

Работа со сплошным текстом.

1

9

Работа со сплошным текстом.

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

1

Мир вокруг.

1

2

Экология и мы.

1

3

Осень в лесу.

1

4

Живая природа.

1

5

Неживая природа.

1

6

Пищевые, лекарственные, ядовитые растения.

1

7

Погода. Климат.

1

8

Растения рядом. Культурные растения.

1

Модуль «Основы математической грамотности»

1

Математическая карусель.

1

2

Игра в магазин.

1

3

Секреты задач.

1

4

Числовые головоломки.

1

5

Удивительная снежинка.

1

6

Геометрия вокруг нас.

1

7

Плоские и кривые поверхности.

1

8

Тайны окружности.

1

9

Путешествие жука по геометрическим фигурам.

1

Модуль «Основы финансовой грамотности»

1

Что такое экономическое развитие.

1

2

Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике.

1

3

Роль правительства в экономике.

1

4

Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов.

1

5

История вкладов. Функции сберегательной книжки.

1

6

Что такое «налоги». Виды налогов.

1

7

Торговля между странами.

1

8

Ввоз и вывоз товаров.

1

34 часа

Место курса в учебном плане

        В соответствии с учебным планом образовательного учреждения, программа «Разговоры о важном» информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности рассчитана  в 4 классе на 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели).

Результаты обучения

Личностные результаты:

-оценивать свою вежливость;

-определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

-осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

-осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

-понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;

-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

-определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

-критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

-осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

-учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

-анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

-перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

-осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

-анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

-аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

-продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

-знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

-пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;

-в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

-отличать подготовленную и неподготовленную речь;

-знать особенности неподготовленной речи;

-осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

-знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

-реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

-знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

-пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;

-в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

-понимать и правильно        использовать        экономические        термины; иметь представление о роли денег в семье и обществе;

-уметь характеризовать виды и функции денег;

-знать источники доходов и направлений расходов семьи;

-проводить элементарные финансовые расчеты.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию основ функциональной грамотности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны личности, обучающиеся будут демонстрировать такие качества как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному.

Учебно-тематический план

п/п

Тема, раздел

Количество часов

теория

практика

всего

1

Определение основной темы и главной мысли в произведении.

1

1

2

Определение авторской позиции в художественном тексте.

1

1

3

Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

1

1

2

4

Работа с текстом. Типы текстов: текст-повествование, описание, рассуждение

0,5

0,5

1

5

Учебный текст как источник информации.

0,5

0,5

1

6

Составление плана на основе исходного текста.

0,5

0,5

1

7

Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

0,5

0,5

1

8

Тест.

1

1

9

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.

1

1

10

Воздух и его свойства.

0,5

0,5

1

11

Углекислый газ в природе и его значение

1

1

12

Вода. Уникальность воды.

1

1

13

Почвы и их свойства.

1

1

14

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

1

1

15

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

0,5

0,5

1

16

Тест.

1

1

17

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

1

1

2

18

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

1

19

Задачи на взвешивание.

1

1

20

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

1

21

Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

0,5

0,5

1

22

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

0,5

1,5

2

23

Тест.

1

1

24

Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие.

0,5

0,5

1

25

Как разумно делать покупки.

1

1

26

Кто такие мошенники.

0,5

0,5

1

27

Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».

1

1

28

Реклама и качество товара.

0,5

0,5

1

29

Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику.

1

1

30

Правила делового этикета. Бизнес – этикет.

0,5

0,5

1

31

Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня.

1

1

Итого:

22

12

34

Содержание программы

4 класс

«Основы читательской грамотности» (9 ч)

Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е.Велтистов

«Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.

Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)

Раздел 1. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства.

Раздел 2. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле.

Свойства живых организмов.

Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч)

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о

«мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч)

Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело». Реклама и качество товара. Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета.

Бизнес – этикет. История профессий.

Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт. Экономические задачи на нахождение прибыли.

4 класс

(1 час в неделю; 34 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата факт.

Дата коррект.

Модуль «Основы читательской грамотности»

1

Определение основной темы и главной мысли в произведении.

1

2

Определение авторской позиции в художественном тексте.

1

3

Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

1

4

Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

1

5

Работа с текстом. Типы текстов: текст-повествование, описание

рассуждение

1

6

Учебный текст как источник информации.

1

7

Составление плана на основе исходного текста.

1

8

Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

1

9

Тест.

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

1

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.

1

2

Воздух и его свойства.

1

3

Углекислый газ в природе и его значение

1

4

Вода. Уникальность воды.

1

5

Почвы и их свойства.

1

6

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

1

7

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

1

8

Тест.

1

Модуль «Основы математической грамотности»

1

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

1

2

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

1

3

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

4

Задачи на взвешивание.

1

5

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

6

Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

1

7

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

1

8

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

1

9

Тест.

Модуль «Основы финансовой грамотности»

1

Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие.

1

2

Как разумно делать покупки.

1

3

Кто такие мошенники.

1

4

Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».

1

5

Реклама и качество товара.

1

6

Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику.

1

7

Правила делового этикета. Бизнес – этикет.

1

8

Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня.

1

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы информационно-библиографической грамотности"

Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе  примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:...

Программа внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Грамотный пешеход"

Программа внеурочной деятельности для 1 класса  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах....

Программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель"

программа внеурочной деятельности для 3 класса, 18 занятий 1 раз в 2 недели...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММА КУРСА «Функциональная грамотность» 4 класс

Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...