Развитие речи младших школьников
статья (3 класс)
Развитие речи младших школьников на уроках чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи младших школьников на уроках»
Дьячкова С.А.
Развитие речи – важная задача обучения русскому языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.
У учащихся младших классов ограниченный объем слов, однообразные синтаксические конструкции. Речь их состоит из коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними. Текст, который они создают, часто распадается на короткие рубленые фразы. Поэтому передо мной встала очень серьезная задача научить детей чувствовать слово, строить предложения, понимать текст (тему, идею, структуру). Эту задачу я начала решать на уроках русского языка, русской литературы и на стимулирующих, поддерживающих занятиях.
На своих уроках я использую речевой материал так, чтобы, развивая речь, совершенствовать мышление, так как сам по себе речевой материал способствует развитию таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д. Так, например, при выделении звука из речевого потока не только развивается фонематический слух детей, но и такие мыслительные операции, как анализ и синтез. При расширении словарного запаса школьников формируется умение классифицировать группы родственных слов, тем самым развиваются такие операции мышления, как обобщение и классификация. При работе над развитием грамматических навыков учу ребят понимать и правильно употреблять предложно – падежные формы, составлять предложения по картинкам, сериям картинок, тем самым работать над смыслом слов, т.е. над понятийным аппаратом, следовательно, школьники учатся устанавливать причинно – следственные связи, развивать логику рассуждений.
«Чем жаловаться на всеобщую темноту, не лучше ли самому зажечь хоть одну маленькую свечу», – эти слова толкнули меня на разработку собственного варианта решения проблемы. Итак, с чего же начать?
- обогащение речи учащихся лексическими и грамматическими средствами;
- предупреждение и преодоление ошибок (в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений);
- формирование навыков связной речи (устной и письменной).
Выделим три линии в этом направлении:
- работа над словом;
- работа над словосочетанием и предложением;
- работа над связной речью.
Эту работу начинаю с 1 класса.
Следует отметить отдельно работу со словами, так как словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а особая часть всей систематической работы по развитию речи учащихся. Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому этому виду работы придаю огромное значение. Она складывается из: обогащения, уточнения, активизации словаря, устранения нелитературных слов.
В период обучения грамоте при изучении темы «Слово» использую следующие игры – задания:
«Узнай предмет по описанию»: Лохматый, косолапый, бурый. Кто это?
Яркое, теплое, лучистое. Что это?
«Узнай предмет по его действиям»: Летает, жужжит, жалит. Кто это?
Ржет, бегает, скачет. Кто это?
«Узнай предмет по его частям»: Перья, хвост, крылья, когти. Кто это?
Крылья, хвост, мотор, стекло. Что это?
«Продолжи ряд слов» К названным словам подобрать подходящие слова из той же тематической группы (не менее трех слов):
Стол, стул, диван…
«Лишнее слово» Выбрать лишнее слово и объяснить свой выбор:
Дуб, сосна, роза, клен;
«Собери слова из слогов и букв»
МА, ЛЯ, И, ЛЬ, У, НА, Г, ГО, К, ГА, Д, СИ, РИ, СА, О, М, ЛЕ, А, РЬ, РЕ, РО, Й, ЩА.
Нарисуй 3 схемы.
«Яблонька»
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова
Конь, кон, блок, лак, Яна, ноль, бяка, лоб, балкон и др.
В период обучения чтению использую в своей работе таблицы:
Звук со звуком мы сложили –
Вот и слоги получили.
Слоги вдруг словами стали –
Мы их громко прочитали.
Сначала ребята читают слоги, затем составляют слова.
- Составьте из данных слогов слова. (Кора, нота, нора, рано, рана, Рита, вата, коса, роса, рота, тара, корона, корова).
- Значение каких слов вы не знаете?
- Разделите слова на слоги, назовите ударный слог.
- Назовите слова, в которых в безударном слоге гласный звук произносится не так как пишется. (Найдите «опасные» места).
- Составьте предложения из данных слов.
- Из составленных предложений составьте рассказ.
(Колос, колоски, волос, волоски, рота, ворона, корыто, ворота).
С целью обогащения словарного запаса учащихся мы с ребятами составляем «гнёзда» однокоренных слов
Большую роль в развитии речи играет работа над предложением, которая является основным звеном в системе упражнений, подготавливающим детей к письменным изложениям и сочинениям. Она ведется систематически в течение всего времени. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь.
Вот некоторые виды работы над предложением:
- только полные ответы на вопросы;
- постановка учащимися вопросов к предложению;
- распространение предложения по вопросам и без вопросов;
- составление предложений на ту или иную тему;
- составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;
- составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения;
- соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное;
- переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими;
- восстановление деформированного предложения, текста.
При изучении темы «Предложение» использую игры - задания :
«Кто быстрее составит слово - предложение»
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в чёткий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
О,д,м; у,д,б; в,о,р,д; с,д,а; р,о,д,в,а; т,е,д,и.
(дом, дуб, двор, сад, дрова, дети)
Из данных слов составь предложения, рассказ.
Любят мои ребята и такую игру: взять наугад 3 слова, не связанные по смыслу. Например: озеро, карандаш, медведь. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти 3 слова (можно менять их падеж, использовать другие слова)
- Медведь уронил в озеро карандаш.
- Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который купался в озере.
«Магнитная цепочка слов».
Первое слово предлагает учитель. Каждый следующий ученик повторяет предыдущее слово и добавляет свое, как - то связанное с предыдущим, например:
Цветок.
Цветок, запах.
Цветок, запах, растение.
Цветок, запах, растение, сад.
Цветок, запах, растение, сад, оттенки...
Если систематически предлагать подобные упражнения в качестве разминки, то в результате увеличивается словарный запас школьников, а слова из пассивного словаря переходят в активный. Изменяется и скорость мышления, так как хорошо читающие дети быстрее подбирают нужные слова, а остальные тянутся за ними.
Работа с предлогами
Составим словосочетания с предлогами: к, над на…
Деление сплошного текста на отдельные предложения.
Это упражнение помогает учащимся находить границы предложения и в собственной речи.
В кустах послышался шорох кто там вдруг показался ёжик на его иголках зеленели яблоки какой он запасливый.
Деформированные предложения
- составляем предложение из слов;
- распространяем предложение.
Виды работы над текстом:
- деление сплошного текста на отдельные предложения;
- составление связного текста по вопросам;
- составление связного текста из данных предложений;
- составление связного текста по опорным словам;
- составление связного текста из деформированных предложений;
- составление рассказа по данному началу;
- составление рассказа по его концу и др.
Деление сплошного текста на абзацы.
Упражнение направлено на развитие и совершенствование умения устанавливать логическую связь между частями рассказа. Деление сплошного текста на абзацы является подготовительной работой к обучению детей составлению плана рассказа.
Составление связного текста из данных предложений.
Составляя рассказ из отдельных предложений, ученики усваивают важнейшие требования к связной речи – последовательное изложение мыслей.
Прочитай предложения. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Озаглавь текст.
Они выросли и повзрослели.
Вот и пролетело лето.
Здравствуй, школа!
Дети пришли в родную школу.
Уже с 1 класса учу ребят составлять предложения и рассказы по серии
- Рассмотри внимательно картинки.
- К каждой картинке составь предложение.
- Подумай, в каком порядке нужно их расположить, чтобы получился рассказ.
- Как ты назовёшь этот рассказ?
- Запиши получившийся текст.
Данный вид работы можно проводить в парах,группах, индивидуально.
Составление текста по опорным словам (словосочетаниям) – один из видов творческой работы.
Учащиеся овладевают знаниями и умениями последовательно, продвигаясь от простого к сложному. Эти упражнения помогают вырабатывать у учеников внимательность, сообразительность, развивают логическую память, учат описывать предметы или явления, сравнивать их, прочитайте слова
- найдите слова с безударными гласными в корне слова
- с парными согласными
- с непроизносимыми согласными и т.д.
- вставьте пропущенные буквы
далее предлагаю ребятам разноуровневые задания:
- записать слова в три столбика (сущ., прил., гл.), обозначить орфограммы;
- составить и записать словосочетания с данными словами;
- составить и записать небольшой рассказ на тему «Весна», подчеркнуть главные члены предложения.
Подобные задания помогают запомнить правило, закрепляют орфографический навык, но в то же время развивают умение составлять предложения, формировать из них текст, сочинять свою историю.
Письменные ответы на вопросы.
Цель этих упражнений – научить детей правильно строить предложения для точной и ясной передачи содержания текста. Затем даются вопросы, предоставляющие большую свободу в письменной передаче текста. Одна из основных целей этой работы – показать учащимся возможность различных способов выражения мыслей. При этом работа каждого учащегося показывает уровень развития его речи. Отвечая на вопрос, учащиеся могут использовать разное число предложений и иную лексику.
Прочитай текст. Письменно ответь на вопросы.
Пора листопада
В сентябре кружат в воздухе пёстрые листья. Подхватывает их ветер. Он понёс листву по дорожкам. Дети любят собирать разноцветные букеты из осенних листьев. Особенно из кленовых. Кленовые листья считаются самыми красивыми.
- Когда наступает пора листопада?
- Что любят собирать дети осенью?
- Какие листья считают самыми красивыми?
Рассказ с элементами описания
Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлений. Описание может быть художественным, деловым, научным. Описывать можно не только предметы, но и явления, трудовые процессы.
Выборочное выписывание из текста по заданию – это работа над отдельной темой. Предполагается запись не всего текста, а только отдельных слов, словосочетаний или предложений в соответствии с заданием. Выбор из рассказа материала, отвечающего содержанию вопроса, дисциплинирует мышление учащихся.
Составление краткого рассказа
Обучению краткому изложению является одной из самых сложных задач в работе над изложением. Пересказать и записать кратко труднее, чем передать содержание в полном объеме. Ученик должен сказать о главном по-своему, своими словами.
Работа над пересказом
- расположите части так, чтобы получился связный рассказ;
- работа по вопросам, составление плана рассказа;
- орфографическая работа;
- опорные слова.
Коллективное составление текста
- Составим рассказ по теме «Осень»
- Какие приметы осени вы можете назвать?
- Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?
Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, богатой, образной. Чем богаче словарный запас, тем яснее, ярче выражает человек свои мысли.
«Фразеологический зверинец»
Вместо точек вставить названия животных.
Голоден как ... Нем как ...
Хитёр как ... Грязный как ...
Труслив как ... Упрям как ...
Здоров как ... Болтлив как ...
Изворотлив как ... Колючий как ...
Надут как ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает ...

"Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников"
Методическая разработка о роли подвижных игр в развитии младших школьников. Представлены игры, которые предпочитаемые у детей. Игры разделены на две категории: для небольших помещений, например, в кла...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»
Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"
Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не...