ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Хикматуллина Лена Мадехатовна

 Разработанный проект представляет собой систематизированный практический  материал по закреплению молодых специалистов в школах  В проекте раскрываются наиболее эффективные средства реализации изучаемого вопроса. Основная роль отведена проблеме профессионального становления личности, развитию  компетенций и устранению профессиональных дефицитов, исходя из профессионального стандарта педагога. (Приложение 6 )

  Объектом данного проекта   должны быть молодые специалисты педагоги - выпускники учреждений среднего или высшего профессионального образования в возрасте до 30 лет, принятые на работу в государственные или муниципальные учреждения образования, субъект – педагог-наставник (коуч - тренер) - организатор проекта. Педагогический проект предназначен для  специалистов, курирующих вопросы работы с молодыми педагогами и учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitiya_nastavnichestva.docx201.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»

г. Набережные Челны

Республики Татарстан

ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА  

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

                                                                                   Хикматуллиной  Лены Мадехатовны,

                                                                                   учителя  начальных классов

                                                                                   высшей  квалификационной категории

                                                                                   МБОУ «Адымнар-Чаллы»

                                                                                   г. Набережные Челны РТ

 

Аннотация  проекта

 Разработанный проект представляет собой систематизированный практический  материал по закреплению молодых специалистов в школах г. Набережные Челны. В проекте раскрываются наиболее эффективные средства реализации изучаемого вопроса. Основная роль отведена проблеме профессионального становления личности, развитию  компетенций и устранению профессиональных дефицитов, исходя из профессионального стандарта педагога. (Приложение 6 )

  Объектом данного проекта   должны быть молодые специалисты педагоги - выпускники учреждений среднего или высшего профессионального образования в возрасте до 30 лет, принятые на работу в государственные или муниципальные учреждения образования, субъект – педагог-наставник (коуч - тренер) - организатор проекта. Педагогический проект предназначен для  специалистов, курирующих вопросы работы с молодыми педагогами и учителей начальных классов.

Ожидаемые  результаты:

1.Учителями-наставниками освоены технология коучинга и  тьюторского  сопровождения развития профессиональных компетенций молодых учителей начальных классов

(Приложение 1, 2).

2.Разработан сборник инструментов и критериев оценивания сформированности профессиональных компетенций молодых учителей начальных классов.

Срок реализации проекта: 3 года.

Актуальность ( формулировка темы и анализ деятельности)

           Сегодня в век инноваций в современном образовании мы чаще возвращаемся к мысли о необходимости возрождения такого явления, как наставничество. Наставничество активно изучалось в 70-80-е гг ХХ века, а в начале 90-х годов произошла смена профессиональных приоритетов. Это привело к тому, что наставничество перестало быть актуальным. В результате наблюдается «старение» профессионалов-педагогов, уменьшается количество «учителей - энтузиастов», «учителей - навигаторов». Поэтому наставничество необходимо сегодняшним молодым учителям. Так как, можно отучиться в вузе, получить диплом, но стать профессионалом, квалифицированным работником, создать семью, воспитать и вырастить современное поколение без опыта невозможно.

          Работа с молодыми специалистами сегодня является приоритетным направлением в деятельности любого образовательного учреждения. Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых учителей, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении. Задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать себя, помогать устранять профессиональный дефицит, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

          Однако, на данный момент, работа с молодыми специалистами в сфере образования не носит системного характера, отсутствует   нормативная база, регулирующая процессы наставничества, отсутствует   координационный пункт по методическому сопровождению молодого специалиста, не ведется научно-методическая работа по развитию инновационных форм наставничества в образовании. Поэтому я предлагаю свой проект, как вариант развития наставничества.

Цель проекта: развитие профессиональных компетенций и устранение профессиональных дифицитов молодых учителей начальных классов, исходя из требований профессионального стандарта педагога.

Задачи проекта:

1.Учителям-наставникам освоить технологию коучинга и  тьюторского сопровождения развития профессиональных компетенций молодых учителей начальных классов.

2.Оказать помощь молодым педагогам в приобретении навыков практической деятельности.

3.Формировать  готовность к самостоятельной организации и осуществлении деятельности.

4.Оказать психолого-педагогическую, методическую  поддержку молодому педагогу.

5.Составить сборник, включающий инструменты и критерии оценивания сформированности профессиональных компетенций молодых учителей начальных классов.

Тип проекта: информационный.

Сроки реализации: 3 года

Инновационность проекта: использование технологий коучинга и  тьюторского сопровождения при организации работы учителей-наставников с молодыми специалистами.

Целевая аудитория: специалисты, курирующие вопросы работы с молодыми педагогами; учителя начальных классов, руководители МО.

Ресурсы проекта: интернет – ресурсы (сообщества), компьютер, библиотека, методическая литература,  профстандарты для педагогов с 2018 г.

4. Этапы и средства  реализации проекта.

Этапы реализации

Задачи

Действия и средства

 реализации деятельности

Сроки реализации

I

Подготови-тельный

Учителям-наставникам освоить технологию коучинга и тьюторского сопровождения развития профессиональных компетенций молодых учителей начальных классов.

- Изучение технологии коучинга.

(Приложение 1)

-Изучение требований профессионального стандарта педагога. (Приложение 6)

-Изучение технологии тьюторского сопровождения учителями начальных классов. (Приложение 2)

- Освоение технологии коучинга и тьюторского сопровождения учителями начальных классов на курсах повышения квалификации.

-Использование технологии коучинга и  тьюторского сопровождения в работе с молодыми учителями начальных классов

До начала проекта

Учителям-наставникам разработать программу по адаптации молодого педагога к педагогической деятельности.

Разработка  программы по адаптации молодого педагога к педагогической деятельности и внесение необходимой  корректировки по ходу работы.

Август

II

Адаптаци-онный.  

Учителям –наставникам провести

организационно-консультативную работу.

- Знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю начальных классов, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности.

2. Повысить уровень адаптации молодого педагога в педагогическом коллективе.

3.Понизить уровень тревожности молодого педагога.

4.Введение в должность.

Знакомство с уставом школы, нормативными документами, программой развития школы.

5. Учить работать со школьной документацией (оформление, ведение, отчетность)

Август-сентябрь

III

Основной (проектиро-вочный)

-Учителям –наставникам реализовать программу адаптации.

Реализация программы адаптации (Приложение 3), осуществление корректировки профессиональных умений молодого учителя, помощь  а разработке  программы саморазвития.

Применять и совершенство-вать в течении  всего   проекта.

IV

Контрольно-оценочный.

-Учителям –наставникам проверить уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определить степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

-Мониторинг сформированности компетенций у молодого педагога  

 Анкетирование (Приложение 5 )

Трудности молодого педагога .

Диагностика сформированности профессиональных компетенций молодых учителей начальных классов (Приложение 4)

 

Сентябрь - май

Сентябрь, май

В конце года.

V

Аналитичес-кий

.

Составить сборник, включающий инструменты и критерии оценивания сформированности профессиональных компетенций молодых учителей начальных классов.

- Выбрать или  разработать инструменты и критерии оценивания сформированности профессиональных  компетенций молодых учителей начальных классов.

-Апробировать инстументарий.

-Использовать данные задания как инструмент диагностики сформированности профессиональных компетенций молодых учителей начальных классов

В конце года.

 

Ожидаемые результаты:

             Учителями-наставниками освоены технология коучинга и  тьюторского  сопровождения развития профессиональных компетенций молодых учителей начальных классов

(Приложение 1, 2).

          Так как, успех программы наставничества напрямую зависит от привлечения хороших  наставников. Ключевым фактором, который следует учитывать при выборе хорошего наставника, является его умение говорить на одном языке с подопечными, давать объективную оценку, вести воспитательную работу, быть компетентным педагогом.

          Продукт деятельности: разработан сборник инструментов и критериев оценивания сформированности профессиональных компетенций молодых учителей начальных классов.

Перспективы дальнейшего развития своего проекта вижу в том, что данный материал поможет специалистам и учителям начальных классов в практической деятельности по  закреплению молодых специалистов в школах города, по  решению задач наставничества и повышения качества образования.

Использованная литература:

1.Адамбаева Л. А. Методика оценки базовых компетентностей педагога  uchportal.ru/publ/22-1-0-4349

2. Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга [Текст]: [пер. с англ.]/ Мэрилин Аткинсон, Рае Т.Чойс. – М.: Альпина Паблишер, 2013 –281 с

3. Богданова, Л.А. Наставничество в профессиональном образовании [Текст]: методическое пособие / авт.-сост.: Л.А. Богданова, Л. Н. Вавилова, А.Ю. Казаков и др. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. – 144 с.

4.НикитинаВ.В. Роль наставничества в современном образовании..https://cyberleninka.ru/article/v/rol-nastavnichestva-v-sovremennom-obrazovanii

5.Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с.

6.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с.

7..Проект требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального и основного общего образования.

8. Анкетирование трудностей молодого педагога.https://infourok.ru/anketa-dlya-molodih-uchiteley-802813.html

Приложение 1.

Что такое коучинг?

    С английского слово «coach» переводится как «тренировать», «наставлять», «воодушевлять»

    Коучинг — это метод, объединяющий принципы консультирования и тренинга, но не в классическом виде. Прежде всего, отличие заключается в том, в коучинге основное место отводится не наставлениям, а мотивированию   к изменениям.

Кто такой коуч?

   Couch – это специалист, профессионально помогающий своим клиентам достигать поставленных целей.  Коуч-тренер – это состоявшийся в жизни, успешный человек, который постоянно совершенствует свои знания, работает над собой, владеет техниками развития кадрового потенциала.

   В отличие от наставничества, коучинг направлен не столько на непосредственное обучение, сколько на то, чтобы максимально полно раскрыть потенциал молодого специалиста. Однако наставничество и коучинг можно и нужно использовать в одной связке, ведь они не исключают друг друга. Скорее, наоборот, они прекрасно могут друг друга дополнять. Конечно, коучинг, как и наставничество, можно применять в качестве самостоятельного инструмента. Но при их грамотном сочетании эффект будет неизмеримо выше.

Практические инструменты коучинга

Описание техники «Колесо жизненного баланса»

  1. Колесо баланса строится на определенный период (полгода, год) – определите линию времени.
  1. Из каких областей состоит Ваша жизнь? (Какие области жизни важны для Вас в этот временной период?)
  2. Шкала удовлетворенности каждой областью жизни, где 1 – минимальная удовлетворенность, 10 – максимальная.
  3. По каждой области – что для Вас «10» на этот временной период?
  4. Какая степень удовлетворенности сейчас по шкале от 1 до 10?
  5. И что Вы замечаете, глядя на это колесо?
  6. Найдите ключевую область, изменив которую на 1 пункт, начнут изменяться и другие области.
  7. Если сдвинуть ее на один пункт – то что изменится в каждой из областей?
  8. (Если выбранная область не двигает остальные – попробовать другую)

И какие будут первые, самые легкие шаги для изменения?

hello_html_m52c1bca8.png

С помощью этой простой техники можно увидеть свою жизнь как бы сверху, целиком, в результате чего появится понимание, куда двигаться  в первую очередь для достижения личных целей.

Приложение 2.

Технология тьюторского сопровождения

        Этапы работы тьютора, в роли которого выступает учитель-наставник:

        1 этап.         Молодой учитель начальных классов совершает «образовательную пробу» (составляет серию конспектов уроков согласно рабочей программе, показывает уроки тьютору).

        2 этап. Тьютор проводит экспертизу педагогической деятельности молодого учителя начальных классов, помогает выявить «западающие» компетенции (определены профессиональным стандартом «Педагог»).

        3 этап. Тьютор вовлекает молодого учителя начальных классов в процесс саморазвития и самообразования.

        4 этап. Молодой учитель начальных классов определяет цель обучения.

        5 этап. Тьютор сопровождает разработку индивидуальной образовательной программы устранения профессиональных дифицитов молодого учителя начальных классов.

        6 этап. Тьютор сопровождает реализацию индивидуальной образовательной программы устранения профессиональных дифицитов молодого учителя начальных

Приложение 3.

Примерное содержание   программы адаптации молодого педагога.

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Дата

1

Знакомство с начинающим учителем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.

1.Изучение «Закона об образовании», документов Министерства образования, локальных актов школы, включающих в себя положения о заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников учащихся; положение о предметном кружке, факультативе.

2.Составление календарно-тематического планирования.

3.Диагностика умений и навыков молодого учителя

4. Заполнение информационной карточки.

Август-сентябрь

2

Посвящение в учителя

Традиционно посвящение в учителя проводится на торжественном собрании, посвященном Дню учителя

Октябрь

3

Современный урок. Требования к его организации

Семинар-практикум, на котором рассматриваются типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания, методика проведения уроков в системно-деятельностном подходе

Ноябрь

4

Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля

1.Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика. Критерии и показатели качества обучения. Нормы оценивания учебной деятельности.

2.Положение об итоговой и промежуточной аттестации. Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала.

3.Организация мониторинговых исследований: при обсуждении данной темы молодым учителям предлагаются образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, предлагается бланк анализа проведѐнных  контрольных работ и мониторинговых исследований.

4.Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников

Декабрь

5

Эмоциональная устойчивость молодого учителя. Функция общения на уроке

1.Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неѐ». Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций. Анализ педагогических ситуаций.

2.Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. 3.Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее).

4.Проблемы, с которыми сталкиваются педагоги (по личным отчетам учителей).

Февраль

- март

6

Самообразование учителя-лучшее обучение

1.Выбор методической темы. Начинающим учителям предлагаются примерные темы по самообразованию, оценивается их роль и значение в совершенствовании работы школы, проводится тренинг, как спланировать работу над методической темой на год

Апрель

7

Бенефис молодого учителя

1.Проводится неделя начинающего учителя, по завершении которой организуется проведение творческого отчѐтного вечера ,  на котором начинающие учителя представляют себя не только как педагогов, но и как увлечѐнных, инициативных людей со своими интересами, талантами.

2.Творческий отчет учителя-наставника

Май

Приложение 4.

«Мониторинг уровня сформированности профессиональных компетенций педагога»

  1. Методика оценки базовых компетентностей педагога  (Адамбаева Л.А.)

Цель проведения данной методики – выявление уровня сформированности базовых компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность.

Инструкция проведения:

Для педагогов составлена анкета, которая предполагает ответы на вопросы в трех позициях: 1) да; 2) нет; 3) выполняю частично. 38 вопросов составлены сплошным текстом.

Вопросы анкеты отражают шесть направлений базовых компетентностей педагога:

1Личностные качества.

2Постановка целей и задач педагогической деятельности.

3Мотивация учебной деятельности.

4Информационная компетентность.

5 Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений.

6 Компетенции в организации учебной деятельности.

Обработка результатов анкет педагогов предполагает выявление уровня (высокий (да), критический (частично), низкий (нет)) сформированности базовых компетентностей по всем направлениям, что позволит выделить проблемную зону и составить программу коррекции деятельности педагогического коллектива.

Анкета.

1.Верите ли вы в свои силы, как человека, занимающегося педагогической деятельностью?

1) да 2) нет 3) верю частично

2. Верите ли Вы в силы своих учеников?

1) да 2) нет 3) верю частично

3. Умеете ли Вы находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить

образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы

развития?

1) да 2) нет 3) умею частично

4. Знакомы ли Вы с индивидуальными и возрастными особенностями своих учащихся?

1) да 2) нет 3) знакома частично

5. Считаете ли Вы свою точку зрения единственно правильной?

1) да 2) нет 3) частично

6. Умеете ли Вы выстраивать систему формирования материальных и духовных интересов молодого поколения?

1) да 2) нет 3) могу частично

7. Умеете ли Вы «остужать» эмоционально напряженную ситуацию?

1) да 2) нет 3) могу частично

8. Способны ли Вы анализировать свою педагогическую деятельность?

1) да 2) нет 3) могу частично

9. Умеете ли Вы тему урока перевести в методические задачи урока?

1) да 2) нет 3) могу частично

10. Владеете ли Вы методами перевода цели в учебную задачу в конкретном возрасте?

1) да 2) нет 3) могу частично

11. Умеете ли Вы обеспечить успех в деятельности учащихся?

1) да 2) нет 3) могу частично

12. Владеете ли Вы различными методами оценивания и грамотно их применяете?

1) да 2) нет 3) владею частично

13. Умеете ли Вы превращать учебную задачу в личностно значимую для учащихся?

1) да 2) нет 3) умею частично

14. Умеете ли Вы сочетать теоретические знания с практикой?

1) да 2) нет 3) умею частично

15. Реализуете ли Вы в своей педагогической деятельности личностно-ориентированные методы образования?

1) да 2) нет 3) реализую частично

16. Формируете ли Вы банк своих методических находок и методов?

1) да 2) нет 3) формирую частично

17. Владеете ли Вы знаниями современных достижений в области методики обучения?

1) да 2) нет 3) владею частично

18. Владеете ли Вы теоретическими знаниями по психологии, характеризующие индивидуальные особенности обучающихся?

1) да 2) нет 3) владею частично

19. Владеете ли Вы методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, совместно со школьным психологом)?

1) да 2) нет 3) владею частично

20. Используете ли Вы знания по психологии в организации учебного процесса?

1) да 2) нет 3) использую частично

21. Разрабатываете ли Вы индивидуальные проекты на основе личных характеристик обучающихся?

1) да 2) нет 3) разрабатываю частично

22. Учитываете ли Вы свои индивидуальные особенности в проектировании педагогической деятельности?

1) да 2) нет 3) учитываю частично

23. Умение вести самостоятельный поиск информации?

1) да 2) нет 3) умею частично

24. Знаете ли Вы требования к составлению образовательной программы?

1) да 2) нет 3) знаю частично

25. Осознанно ли Вы разрабатываете рабочие программы?

1) да 2) нет 3) осознаю частично

26. Знакомы ли Вы с УМК, используемые в вашем образовательном учреждении?

1) да 2) нет 3) знакома частично

27. Обоснован ли Вами выбор УМК в вашей деятельности?

1) да 2) нет 3)обоснован частично

28. Владеете ли Вы набором решающих правил, используемых для различных педагогических ситуаций?

1) да 2) нет 3) владею частично

29. Владеете ли Вы набором знаний нетипичных конфликтных ситуаций?

1) да 2) нет 3) владею частично

30. Способны ли Вы устанавливать субъект – субъектные отношения?

1) да 2) нет 3) способна частично

31. Осознанно ли Вы включаете новый учебный материал в систему освоенных обучающимися знаний?

1) да 2) нет 3) осознаю частично

32. Владеете ли Вы знаниями функции педагогической оценки?

1) да 2) нет 3) владею частично

33. Знаете ли Вы, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности?

1) да 2) нет 3) знаю частично

34. Умеете ли Вы перейти от педагогического оценивания к самооценке?

1) да 2) нет 3) умею частично

35. Свободно ли Вы владеете учебным материалом?

1) да 2) нет 3) владею частично

36. Умеете ли Вы использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает для решения задачи)?

1) да 2) нет 3) умею частично

37. Умеете ли Вы обосновать выбранные методы и средства обучения?

1) да 2) нет 3) умею частично

38. Умеете ли Вы организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче?

1) да 2) нет 3) умею частично

Интерпретация результатов:

1. Личностные качества – 1-8 вопросы.

1. 1 «Вера в силы и возможности обучающихся». Характеристика компетентности: данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога — раскрывать потенциальные возможности обучающихся. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении обучающегося, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. Можно сказать, что любить ребёнка — значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Вера в силы и возможности обучающихся» (1-3) предполагает:

- умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;

- умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность;

- умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития;

- умение разрабатывать индивидуально ориентированные образовательные проекты.

1.2 «Интерес к внутреннему миру обучающихся». Характеристика компетентности: интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Интерес к внутреннему миру обучающихся» (4) предполагает:

- умение составить устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;

- умение выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается;

- умение построить индивидуализированную образовательную программу;

- умение показать личностный смысл обучения с учётом индивидуальных характеристик внутреннего мира.

1.3 «Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога)». Характеристика компетентности: открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает свою точку зрения единственно правильной. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога)» (5) предполагает:

- убеждённость, что истина может быть не одна;

- интерес к мнениям и позициям других;

- учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся.

1.4 «Общая культура». Характеристика компетентности: определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Во многом определяет успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Общая культура» (6) предполагает:

- ориентацию в основных сферах материальной и духовной жизни;

- знание материальных и духовных интересов молодёжи;

- возможность продемонстрировать свои достижения;

- руководство кружками и секциями.

1.5 «Эмоциональная устойчивость». Характеристика компетентности: определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Эмоциональная устойчивость» (7) предполагает:

- в трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;

- эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки;

- педагог не стремится избежать эмоционально напряжённых ситуаций.

1.6 «Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе».Характеристика компетентности: в основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе» (8) предполагает:

- осознание целей и ценностей педагогической деятельности;

- позитивное настроение;

- желание работать;

- высокая профессиональная самооценка.

2. Постановка целей и задач педагогической деятельности – 9 – 10 вопросы.

2.1 «Умение перевести тему урока в педагогическую задачу». Характеристика компетентности: основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию субъектсубъектного подхода, ставит обучающегося в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение перевести тему урока в педагогическую задачу» (9) предполагает:

- знание образовательных стандартов и реализующих их программ;

- осознание нетождественности темы урока и цели урока;

- владение конкретным набором способов перевода темы в задачу.

2.2 «Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся». Характеристика компетентности: данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся» (10) предполагает:

- знание возрастных особенностей обучающихся;

- владение методами перевода цели в учебную задачу в конкретном возрасте.

3. Мотивация учебной деятельности – 11 - 13 вопросы.

3.1 «Умение обеспечить успех в деятельности». Характеристика компетентности: компетентность, позволяющая обучающемуся поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение обеспечить успех в деятельности» (11) предполагает:

- знание возможностей конкретных учеников;

- постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика;

- демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам.

3.2 «Компетентность в педагогическом оценивании». Характеристика компетентности: педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в педагогическом оценивании» (12) предполагает:

- знание многообразия педагогических оценок;

- знакомство с литературой по данному вопросу;

- владение различными методами оценивания и их применение.

3.3 «Умение превращать учебную задачу в личностно значимую». Характеристика компетентности: это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение превращать учебную задачу в личностно значимую» (13) предполагает:

- знание интересов обучающихся, их внутреннего мира;

- ориентация в культуре;

- умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов.

4. Информационная компетентность – 14 - 23 вопросы.

4.1 «Компетентность в предмете преподавания». Характеристика компетентности: глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в предмете преподавания» (14) предполагает:

- знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось);

- возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений;

- владение методами решения различных задач;

- свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных.

4.2 «Компетентность в методах преподавания». Характеристика компетентности: обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в методах преподавания» (15 - 17) предполагает:

- знание нормативных методов и методик;

- демонстрация личностно ориентированных методов образования;

- наличие своих находок и методов, авторской школы;

- знание современных достижений в области методики обучения, в том числе использование новых информационных технологий;

- использование в учебном процессе современных методов обучения.

4.3 «Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)». Характеристика компетентности: позволяет осуществлять индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)» (18 - 22) предполагает:

- знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся;

- владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, совместно со школьным психологом);

- использование знаний по психологии в организации учебного процесса;

- разработка индивидуальных проектов на основе личных характеристик обучающихся;

- владение методами социометрии;

- учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе;

- знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей деятельности.

4.4 «Умение вести самостоятельный поиск информации». Характеристика компетентности: обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.

Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление 
новых педагогических технологий предполагают непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)» (23) предполагает:

- профессиональная любознательность;

- умение пользоваться различными информационнопоисковыми технологиями;

- использование различных баз данных в образовательном процессе.

5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений – 24 - 29 вопросы.

5.1 «Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты».Характеристика компетентности: умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс.

Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся.

Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.

Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты» (24 - 27) предполагает:

- знание образовательных стандартов и примерных программ;

- наличие персонально разработанных образовательных программ: характеристика этих программ по содержанию, источникам информации; по материальной базе, на которой должны реализовываться программы; по учёту индивидуальных характеристик обучающихся;

- обоснованность используемых образовательных программ;

- участие обучающихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута;

- участие работодателей в разработке образовательной программы;

- знание учебников и учебнометодических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием;

- обоснованность выбора учебников и учебнометодических комплектов, используемых педагогом

5.2 «Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях». Характеристика компетентности: педагогу приходится постоянно принимать решения:

- как установить дисциплину;

- как мотивировать академическую активность;

- как вызвать интерес у конкретного ученика;

- как обеспечить понимание и т. д.

Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности.

При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты» (28- 29) предполагает:

- знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;

- владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;

- владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила;

- знание критериев достижения цели;

- знание нетипичных конфликтных ситуаций;

- примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций;

- развитость педагогического мышления.

6. Компетенции в организации учебной деятельности – 30 - 38 вопросы.

6.1 «Компетентность в установлении субъектсубъектных отношений». Характеристика компетентности: является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в установлении субъектсубъектных отношений» (30) предполагает:

- знание обучающихся;

- компетентность в целеполагании;

- предметная компетентность;

- методическая компетентность;

- готовность к сотрудничеству.

6.2 «Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способов деятельности».Характеристика компетентности: добиться понимания учебного материала — главная задача педагога. Этого понимания можно достичь путём включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путём 
демонстрации практического применения изучаемого материала.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способов деятельности» (31) предполагает:

- знание того, что знают и понимают ученики;

- свободное владение изучаемым материалом;

- осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных обучающимися знаний;

- демонстрация практического применения изучаемого материала;

- опора на чувственное восприятие.

6.3 «Компетентность в педагогическом оценивании». Характеристика компетентности: обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие обучающегося от внешней оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в педагогическом оценивании» (32-34) предполагает:

- знание функций педагогической оценки;

- знание видов педагогической оценки;

- знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;

- владение методами педагогического оценивания;

- умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах;

- умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.

6.4 «Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося».Характеристика компетентности: любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы осуществить или организовать поиск необходимой для ученика информации.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося» (35-36) предполагает:

- свободное владение учебным материалом;

- знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;

- способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи;

- умение выявить уровень развития обучающихся;

- владение методами объективного контроля и оценивания;

- умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает для решения задачи).

6.5 «Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебновоспитательного процесса». Характеристика компетентности: обеспечивает эффективность учебновоспитательного процесса.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебновоспитательного процесса» (37) предполагает:

- знание современных средств и методов построения образовательного процесса;

- умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам;

- умение обосновать выбранные методы и средства обучения.

6.6 «Компетентность в способах умственной деятельности». Характеристика компетентности: компетентность в способах умственной деятельности.

Высокий уровень сформированности такой базовой компетентности как «Компетентность в способах умственной деятельности» (38) предполагает:

- знание системы интеллектуальных операций;

- владение интеллектуальными операциями;

- умение сформировать интеллектуальные операции у учеников;

- умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче.

2.Диагностика профессиональной подготовленности учителя.

Методика В.А. Клюевой

Цель методики: определить путем самооценивания различные составляющие профессиональной компетентности учителя: педагогическую деятельность, педагогическое общение, личность учителя, педагогический аспект деятельности, психологический аспект деятельности

Время проведения – 20 минут

Инструкция: оцените себя и отметьте каким-либо знаком одну из предложенных цифр.

I. Педагогическая деятельность учителя

Ставит развивающие и воспитательные задачи наряду с обучающими

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

'Ставит и реализует главным образом обучающие задачи

Владеет вариативной методикой, т.е. выбором одного методического решения из возможных

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Использует однообразные методические решения в обучении

Стремится и умеет анализировать свой опыт

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Уходит от самоанализа под разными предлогами

П. Педагогическое общение учителя

Специально планирует коммуникативные задачи

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Задачи общения в ходе урока не планирует, полагаясь на стихийно возникающие ситуации

Создает в классе обстановку доверия, психологической безопасности, дети открыты для общения и развития.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

В общении использует жестокие методы, исходит из непререкаемого авторитета учителя; дети напряжены

Исходит из ценности личности каждого ученика, уважает их достоинство, ориентирован на поддержку.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Ученики воспринимаются как объект, средство, помеха. Не Дифференцирует своего общения, ориентирован на формальные оценки.

III. Личность учителя

Имеет устойчивую педагогическую направленность.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Считает, что ненадолго задержится в учительском коллективе.

Имеет позитивную «Я-концепцию», спокоен и уверен.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Очень неуверен в себе, тревожен, Мнителен

Работает творчески, применяет оригинальные приемы.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Работает главным образом по типовым методическим разработкам

IV. Педагогический аспект деятельности

Ставит задачи формирования у школьников умения учиться, поощряет их активные учебные действия и самоконтроль, опирается на изучение учащихся.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Задачи развития, умения учиться у учащихся не ставит, дает знания только в готовом виде, организуя только репродуктивную деятельность учащихся.

Развивает у учеников только самостоятельность и инициативу.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Самостоятельность и инициативу у учеников не поощряет

Стремится наметить для отдельных детей индивидуальные программы.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Индивидуальный и дифференцированный подход -минимален.

V. Психологический аспект педагогической деятельности

Может поставить себя на место ученика, взглянуть на проблему его глазами

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Не может поставить себя на место ученика, не способен взглянуть на проблему его глазами

Откровенно и искренне выражает свои мысли и чувства в общении с учениками

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Держится за роль учителя, ориентирован на формально-Деловые отношения и поддержание своего авторитета

Динамичен и гибок в общении, легко замечает и разрешает проблемы

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Не гибок, не замечает возникающих конфликтов, не способен к их конструктивному разрешению

Обработка и интерпретация результатов:

  1. методика может быть проведена как в анонимной форме, так и пофамильно
  2. учитель может набрать максимум 150 баллов, минимум – 15 баллов.
  3. Между этими границами расположены категории профессиональной компетентности:

15 – 45 баллов – недопустимый уровень

46 – 75 баллов – критический уровень

76 – 120 баллов – средний уровень

121 - 135 баллов – высокий уровень

4) информация может быть представлена в виде различных диаграмм и схем

5) возможно подведение итогов по всему педагогическому коллективу

Выводы и рекомендации:

  1. Проведя обработку всего педколлектива, можно выяснить самые положительные стороны деятельности учителей и самые «проблемные»
  2. Важно делать вывод как по каждой конкретной составляющей профессиональной подготовленности учителя, так и в целом.
  3. Очень важна в период проведения этой анкеты возможность оценки себя с различных позиций (даже если вслух это и не проговаривается)
  4. Те стороны, которые являются «западающими» должны корректировать в первую очередь
  5. Может быть использована экспертной группой в отношении конкретного учителя.

Приложение 5

АНКЕТА для молодых учителей

            ФИО____________________________________________________________

            Дата рождения____________________________________________
1. Какой предмет Вы преподаете?_______________________________________

2. Что в наибольшей степени повлияло на выбор профессии учителя?

1. Собственное желание
2. Совет родителей
3. Пример любимого учителя
4. Мнение друзей
5. Гарантированная оплата труда
6. Престиж профессии учителя
7. Возможность гарантированного трудоустройства
8. Случайные обстоятельства
9. Другое

3. Какие мотивы побудили Вас прийти работать в школу?

1. В селе живут мои родители
2. Перспектива профессионального роста
3. Повышенная заработная плата
4.Другое_________________________________________________________________

4. Стаж работы учителем
1
. Менее 1 года

2. 1 – 2 года

3. 2 – 3 лет. 
5. Что Вам нравится в педагогической работе?

1. Учить и воспитывать детей
2. Преподавать любимый предмет
3. Творческий характер труда
4. Большой отпуск
5. Возможность работать близко от дома
6. Престиж профессии
8.Другое_________________________________________________________________
6. Скажите, какие педагогические проблемы Вас волнуют?

1. Сокращение учебной нагрузки
2. Старение педагогических кадров
3. Большая учебная нагрузка педагогов
4. Уход из школы учителей пенсионного возраста
5. Наличие в школе вакансий
6. Безразличное отношение коллег
7.Другое_________________________________________________________________
7. Какие чувства Вы испытываете в период адаптации на новом рабочем месте?
1. Тревожность, неуверенность в своих силах
2. Раздражительность, вспыльчивость, несдержанность
3. Пессимизм, чувство собственной неполноценности
4. Снижение интереса к работе
5. Боязнь класса и страх перед учениками
6. Отношения с коллегами
7. Другое____________________________________________________________
8. Обращаетесь ли Вы за помощью к коллегам?

1. Да

2. Нет
9. Удовлетворены ли Вы своей работой?

1. Да
2. Нет
3. Частично
4. Затрудняюсь ответить

10. Укажите, пожалуйста, причины, которые в наибольшей степени
вызывают неудовлетворительное отношение к вашей работе
(возможны несколько вариантов ответов).
1. Низкая заработная плата
2. Чрезмерная загруженность на работе (ведение 2-х предметов)
3. Неудовлетворительные условия труда
4. Низкий престиж профессии учителя
5. Отсутствие социальных гарантий
6. Недостаточная учебно-методическая оснащенность учебного предмета
7. Отношение учащихся к учителям
8. Взаимоотношения в коллективе
9. Отсутствие у детей желания учиться
10. Стиль работы администрации школы
11. Отсутствие времени для самообразования и повышения общей культуры
12. Неудовлетворенность жилищными и бытовыми условиями
13. Другое______________________________________________________________

11. Как Вы считаете, что главное для Вас в вашем отношении к работе?

1. Делать всё точно, аккуратно, добросовестно

2. Не слишком много брать на себя, не очень утомляться

3. Нормально работать, не быть в числе последних

4. Работать с интересом, увлечённо и с полной отдачей

5. Трудно сказать определённо, не знаю

6.Другое_________________________________________________________________

12. А что вы считаете наиболее важным в работе?

1. Точное следование правилам, нормам, инструкциям

2. Отточенное мастерство, высокий профессионализм

3. Соответствующее материальное вознаграждение

4. Профессиональное лидерство

5. Не выделяться из коллектива

6. Высокая оценка со стороны руководства

7. Высокая оценка Вашего труда со стороны коллег

8.Другое_________________________________________________________________

13. С каким настроением Вы обычно идёте на работу?

1. С хорошим

2. С плохим

3. Без особых эмоций

4. Когда как, бывает по-разному

14. Какие трудности есть у Вас в подготовке и проведении урока или учебного занятия:

1. Определение структуры урока, занятия

2. Отбор материала

3. Выбор форм и методов

4. Отсутствие наглядных пособий

5.Другое_________________________________________________________________

15. Необходимы ли, на Ваш взгляд, встречи с коллегами   молодыми специалистами:

1. нет

2. да

16. Назовите интересную для Вас форму проведения таких встреч: укажите 3 наиболее полезных

1. Занятия в "Школе молодого учителя"

2. Открытые уроки (занятия) коллег- молодых специалистов

3. Практические занятия

4. Консультации

5. Другое______________________________________________________________

17. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности? Укажите 2 проблемных направления

1. в календарно-тематическом планировании

2. проведении уроков

3. проведении внеклассных мероприятий

4. общении с коллегами, администрацией

5. общении с учащимися, их родителями

18. Какие тематики занятий в ШКОЛЕ молодого учителя Вам будут интересны укажите по степени актуальности

1.Современный урок

2.Портфолио педагога

3.Имидж совренного учителя

4.Введение ФГОС

5.Оформление школьной документации

19. Назовите приоритетные для Вас условия, обеспечивающие профессиональный рост педагога

1. постоянное участие в общественной жизни школы

2. участие в общественной жизни школы только при наличии свободного времени

3. самообразование

4.Другое_________________________________________________________________

20.Чему Вы хотели бы научиться у коллег?_________________________________

Приложение 6

Ссылка на сайт: classinform.ru  Профстандарт: 01.001

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как одна из форм продуктивного обучения в современных условиях

Методические рекомендации для учителейначальных классов и учителей математики...

Спортивно – образовательный проект «Развитие легкоатлетического многоборья в условиях Крайнего Севера (на примере ЯНАО)»

Проект отображает работу учителей физической культуры с учащимися, в направлении "Лёгкая атлетика". Включает в себя реализацию участия во внутра-школьных, городских, Всероссийских соревнованиях по лег...

Профессиональное развитие педагога в современных условиях

Доклад на тему: "Профессиональное развитие педагога в современных условиях"...

ПРОЕКТ развития наставничества «ТЕЛЕШКОЛА ДЛЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА: СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА»

                                     Цель: развитие профессиональных компетенций и устранение...

Педагогический совет "Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в современных условиях"

Педагогический совет " Создание условий для выявления , поддержки и развития одаренных детей  в современных условиях"...

«Наставничество и менторинг в современных условиях введения профессионального стандарта педагога»

В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а та...