курс для учащихся 2 класса «Речевой этикет»
рабочая программа (2 класс)

Букина Лариса Юрьевна

Программа факультативного курса направлена на решение следующих задач:

  • раскрыть понятия «этика», «этикет», «речевой этикет»;
  • познакомить с формулами речевого этикета (знакомство, приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ);
  • уметь находить формулы речевого этикета в речи героев (при чтении произведений различных жанров, при слушании музыкальных произведений, при просмотре мультипликационных фильмов, телерекламы, при разговоре собеседников и т.д.);

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_etiket_2_klass.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

курс для  учащихся 2 класса «Речевой этикет»

Введение.

       Наше общество уже почувствовало потребность в культуре общения. Это связано с необходимостью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский контакт. Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. И чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше у них возможности для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

       Коммуникативная компетенция учащихся предполагает умение решать

средствами языка задачи общения в коммуникативно-речевых ситуациях (обращение, знакомство, приветствие, поздравление, пожелание, приглашение, извинение, просьба, совет, отказ, согласие, утешение, комплимент), типичных для их деятельности.

       Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), адресат.

       Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контактов между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

Пояснительная записка.

        Программа факультативного курса направлена на решение следующих задач:

  • раскрыть понятия «этика», «этикет», «речевой этикет»;
  • познакомить с формулами речевого этикета (знакомство, приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ);
  • уметь находить формулы речевого этикета в речи героев (при чтении произведений различных жанров, при слушании музыкальных произведений, при просмотре мультипликационных фильмов, телерекламы, при разговоре собеседников и т.д.);
  • уметь соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости;
  • уметь использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения.

        Для достижения поставленных задач могут быть использованы следующие формы организации деятельности:

  1. театрализованный урок;
  2. урок с групповыми формами работы;
  3. урок – конкурс;
  4. урок – диалог;
  5. урок – ролевая игра;
  6. урок – экскурсия;
  7. урок – соревнование;
  8. урок – концерт и др.

Программа.

        Программа факультативного курса рассчитана на 17 часов в год (1 час в две недели).

        В программе реализованы три этапа: подготовительный, основной, контрольный.

       На подготовительном этапе начинается работа по созданию положительной мотивационной установки, формированию важнейших коммуникативных умений, необходимых для ведения этикетного диалога.

       Для основного этапа характерно усиление мотивационной установки, сообщение основных сведений об употреблении формул речевого этикета.

       На контрольном этапе осуществляется контроль за степенью сформированности умения использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения.

       «Мы идём в гости» (1 час)

       Правила поведения в гостях. Секреты этикета и его значение в жизни людей. Правила правильного поведения и общения с собеседником.

        «Что такое речевой этикет?» (1 час)

       Культура речи, главным понятием которой является «норма». Благоприятный микроклимат общения. Определение понятий «этика», «этикет», «речевой этикет», установление взаимосвязи между этими понятиями. История этикета. Речевой этикет как набор стереотипных фраз, устойчивых формул: Рад вас приветствовать!, Здравствуйте!, Как дела?, До свидания и т.д. – формул произносимых в определенных ситуациях.  Элементы речевой ситуации (кто – кому – с чем – где – когда – почему – зачем и др.).

        «Обращение к собеседнику» (1 час)

       Основная функция обращения – привлечение внимания, призыва собеседника. Обращение к незнакомому в ситуации нейтрального, обиходно-делового общения на улице, в транспорте, магазине и т.д. Обращение к знакомому в определённой тональности от холодно-официальной или торжественной до дружески фамильярной или ласковой (одна тональность в обращении Елена! и совсем другая в Ленушка!). Уменьшительно-ласкательные имена-обращения. Имя-отчество уважительная официальная форма называния и обращения. Отчество как самостоятельная форма обращения. Обращение по фамилии.

        «Будем знакомы» (1 час)

       Знакомство как средство установления связей между собеседниками. Знакомство при контакте двух заинтересованных лиц. Знакомство без посредника. При содействии третьего лица – знакомство через посредника. Обращение в назывании и самоназывании: Меня зовут Светлана; Меня зовут Клавдия Викторовна; Будем знакомы. Меня зовут Володя; Моя фамилия Иванов. Социальная роль собеседника и его относительные признаки в сравнении с собственными признаками говорящего: моложе он, старше или равен, общественное положение. Тональность общения: Очень приятно с вами познакомиться; Очень рад; Рад знакомству.

        «Слова приветствия» (1час)

       Приветствие как установление контакта общающихся. Подтверждение людьми своего знакомства и выражение желания продолжать его.  Распространённое русское приветствие - пожелание здоровья. Былинное «гой еси, русский молодец» - будь здоров, хорошо живёшь! Формулы приветствия (здравствуй(те); здорово («Здорово, кум Егор» у Крылова); добрый вечер; доброе утро; добрый день; привет; дошедшие до нас пожелания предков: «Здравствуйте же многа лета», «Честь имею кланяться».

       Типичное выражение приветствия в русских народных сказках является: Здравствуй («Здравствуй, добрый молодец!»; «Здравствуй, служивый!»; Здравствуй, Иван-царевич!»). Реже стилистически сниженное, грубовато-просторечное выражение Здорово («Здорово, старичок!»);  выражение приветствия и одновременно приглашения Добро пожаловать! («Добро пожаловать, красная девица!»).

        «Умей благодарить» (1час)

       Благодарность как выражение признательности. Служит ответом на приветствие, поздравление, приглашение, пожелание. Вежливые слова, служащие для выражения благодарности: наиболее употребительное, стилистически нейтральное выражение Спасибо!, Большое спасибо!, Огромное спасибо!; реже Благодарю!. Ответ на слова благодарности: соответствуя мере услуги: Не за что!, Не стоит благодарности!, Пожалуйста!, с пожеланием здоровья  На здоровье! 

       «Сколько способов попрощаться?» (1час)

       Прощание как указание на завершение общения.  Обмен приветствиями при расставании. Самое употребительное выражение прощания – «До свидания!», расстаёмся до скорой встречи, иногда это подчёркивается: До скорого свидания! Слова прощания: До встречи, До скорой встречи, Увидимся, Пока, До завтра, Прощай(те) и т.д. Прощания-пожелания: Всего хорошего!, Всего доброго!

        «Примите мои поздравления» (1 час)

        Поздравление – одна из самых ярких этикетных ситуаций. Приветствие по случаю чего-нибудь приятного, радостного. Повод для поздравления, ставший самостоятельной поздравительной формулой: С днём рождения!, С праздником!, С новым годом!, С первым снегом! Речевые ритуалы, связанные с вручением подарка при поздравлении: Примите мой скромный подарок; Это тебе на память. Пожелание как сопровождение поздравления. Высказанное мнение, желание о желательности осуществления чего-нибудь: От всего сердца (от всей души) желаю вам…; друзьям в непринуждённом общении Успехов тебе!, Большого счастья!; отъезжающему в сочетании с прощанием Счастливого пути!; за столом Приятного аппетита!; пожилому Долгих лет жизни! Структура поздравления.

        «Учусь извиняться» (1 час)

       Словесное искупление поступка. Способы извинения: за небольшой проступок, без объяснения видимой вины, так как она самоочевидна Извините! Или простите! С добавлением Пожалуйста! Не сердитесь!, Я нечаянно!, а также кротким Виноват!; с указание того, за что просит прощения Извините, пожалуйста за поздний звонок!, Простите за то, что доставила вам столько хлопот! Структура извинения. Нахождение формул прощания в музыкальных произведениях, телерекламе.

        «Могу ли я просить вас?» (1 час)

       Речевая ситуация, в которой содержится побудительное действие: Дайте мне, пожалуйста…Передайте, пожалуйста, деньги на билет! Способы выражения просьбы: Прошу…,Будьте добры…или Будьте любезны…; нередко с усилением Очень прошу…;смягчённая просьба Я хочу (могу) просить вас…;о разрешении что-либо сделать Можно…, Нельзя ли…Убедительность просьбы.

       «Согласие. Отказ» (1 час)

       Согласие, отказ как выражение ответа на приглашение, просьбу, совет. Согласие – разрешение, утвердительный ответ на просьбу: Конечно…, С удовольствием…, Обязательно…. Отказ – речевое действие, при котором собеседник не должен быть обижен. Способы выражения отказа:  сожаление по поводу того, что нет возможности выполнить просьбу, откликнуться на предложение К сожалению, не могу…Очень жаль, но…С удовольствием, но…Охотно бы, но…

       «Слово утешает» (1 час)

       Структура утешения. Способ выражения в зависимости от того, кто, кому, в какой обстановке говорит: стараясь преуменьшить неудачу: Это пустяки!, Ничего страшного!, Всё это ерунда!; напоминание о том, что в жизни неизбежны неприятности: Всякое бывает!, Ничего не поделаешь!, Всё пройдёт!, Всё обойдётся!; призывая забыть о случившемся: Забудьте об этом!, Не думай об этом!, Выбросьте это из головы!; выражая сочувствие: Я тебя так понимаю!; присоединяя комплименты: Вы такой сильный человек!

       «Комплимент. Одобрение» (1 час)

       Одобрение используется для: характеристики внутренних качеств человека: Вы так умны, Ты очень остроумен, У вас тонкое чувство юмора; отмечая заслуги в работе: Ты способный ученик, Ты отличный лётчик; хваля душевные и моральные качества: Ты всегда такая отзывчивая, Вы честный человек; С вами интересно говорить о чём угодно. Комплимент как способ создания  хорошего настроения: У вас прелестная дочка, Вы так гостеприимны.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Речевой этикет»

Учащиеся должны знать/ понимать:

  • правила поведения в гостях (поведение в непредвиденных ситуациях);
  • различие понятий «этика», «этикет» и «речевой этикет»;
  • структура речевой ситуации (кто – кому – где – когда – что – с какой целью);
  •  обращение к знакомому и незнакомому;
  • тон вежливой речи;
  • формула знакомства (Меня зовут, Моя фамилия, Будем знакомы, Очень приятно с вами познакомиться, Очень рад, Рад знакомству);
  •  формула приветствия (Здравствуй(те), Привет, Доброе утро, Добрый день, Добрый вечер);
  • формула благодарности (Спасибо, Огромное спасибо, Благодарю, Не за что, Не стоит благодарности, Пожалуйста, На здоровье);
  • формула прощания (До свидания, До скорого свидания, До встречи, До завтра,  Увидимся, Пока, Прощай(те), Всего хорошего, Всего доброго);
  • формула поздравления (Дорог(ая)ой, уважаем(ая)ый, Поздравляю с…,Желаю);
  • формула извинения (Извините, Простите, Пожалуйста, Не сердитесь, Я нечаянно, Виноват);
  • формула просьбы (Пожалуйста, Будьте добры, Будьте любезны, Очень прошу,  Я хочу (могу) просить вас, Можно ли, Нельзя ли);
  • формула согласия, отказа (С удовольствием, Конечно, Обязательно; К сожалению, не могу…, Очень жаль, но…, С удовольствием, но…, Охотно бы, но…);
  • формула утешения (Это пустяки, Ничего страшного, Всё это ерунда, Всякое бывает, Ничего не поделаешь, Всё пройдёт, Всё обойдётся, Забудьте об этом, Не думай об этом, Выбросьте это из головы, Я тебя так понимаю, Вы такой сильный человек).

Уметь:

  • находить («видеть») формулы речевого этикета в речи героев (при чтении произведений различных жанров, при прослушивании музыкальных произведений, при просмотре мультипликационных фильмов, телерекламы, при разговоре собеседников и т.д.);
  • соотносить речевую ситуацию с вежливыми  словами, служащими для выражения вежливости;
  • использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • пользоваться правилами поведения в обществе;
  • обращаться к знакомым и незнакомым людям;
  • выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу, согласие, вежливый отказ, утешение, комплимент в нужной тональности.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

I полугодие

1

Вводный урок (определение имеющихся знаний учащихся в области речевого этикета)

1

2

Мы идём в гости

1

3

Что такое речевой этикет?

1

4

Обращение к собеседнику

1

5

Будем знакомы

1

6

Слова приветствия

1

7

Умей благодарить

1

8

Сколько способов попрощаться?

1

9

Примите поздравления

1

II полугодие

10

Учусь извиняться

1

11

Могу ли я просить

1

12

Согласие. Отказ

1

13

Примите поздравления

1

14

Слово утешает

1

15

Комплимент. Одобрение

1

16

Тест «Знаток речевого этикета»

1

17

Праздник вежливости

1

      Литература для учителя.

  1.  Акишина, А.А. Русский речевой этикет/ А.А.Акишина, Н.И.Формановская – М., 1983.
  2.  Аникин, В.П. Русское народное поэтическое творчество/ В.П.Аникин, Ю.Г.Круглов – М., 1977.
  3.  Афанасьев, Н.А. – Аникин, В.П. Русская народная сказка/ Н.А.Афанасьев,   В.П.Аникин – М., 1992.
  4.  Байбурин, А.К. У истоков этикета/ А.К.Байбурин, А.Л.Топорков – Л., 1990.
  5.  Бушелева, Б.В. Поговорим о воспитанности
    Б.В.Бушелева – М., 1998.
  6.  Бушелева, Б.В. Этикет от «А» до «Я»/ Б.В.Бушелева – Хабаровск, 1987.
  7.  Головин, Б.Н. Основы культуры речи/ Б.Н.Головин – М., 1983.
  8.  Гольдин, В.Е. Речь и этикет/ В.Е.Гольдин – М., 1983.
  9.  Гусейнов, А.А. Введение в этику/ А.А.Гусейнов – М., 1985.
  10.  Гусейнов, А.А. Этика: Учебник для ВУЗов/ А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян – М., 1985.
  11.  Казарцева, О.М. Культура речевого общения/ О.М.Казарцева – М., 1999.
  12.  Колесов, В.В. культура речи – культура поведения/ В.В.Колесов – Л., 1983.
  13. Костомаров, В.Г. Русский речевой этикет/ В.Г.Костомаров// Русский язык за рубежом – 1967 - №1.
  14.  Кравцов, Н.И. Русское устное народное творчество/ Н.И.Кравцов – М., 1983.
  15.  Кропоткин, П.А. Этика/ П.А.Кропоткин – М., 1991.
  16.  Крысин, Л.П. Речевое общение. Социальные роли говорящих/ Л.П.Крысин – М., 1976.
  17.  Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А.Леонтьев – М.. 1969.
  18.  Львов, М.Р. Основы теории речи/ М.Р.Львов – М., 2000.
  19.  Львов, М.Р. Риторика. Культура речи/ М.Р.Львов – М., 2000.
  20.  Матвеев, В.М. в мире вежливости/ В.М.Матвеев, А.Н.Панов – М., 1976.
  21.  Соковнин, В.Н. О природе человеческого общения/ В.Н.Соковнин – Фрунзе, 1974.
  22.  Соколова, В.В. Культура речи и культура общения/  В.В.Соколова – М., 1995.
  23.  Соловьев, Э. Этикет/ Э.Соловьев – М., 1996.
  24. Формановская, Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»/ Н.И.Формановская – М., 1982.
  25.  Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения/ Н.И.Формановская – М., 1989.
  26.  Формановская, Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методологический аспекты/ Н.И.Формановская – М., 1982.
  27.  Формановская, Н.И. Употребление русского речевого этикета/ Н.И.Формановская – М., 1984.
  28.  Шрейдер, Ю.А. Этика/ Ю.А.Шрейдер – М., 1998.

     Литература для учащихся.

  1.  Аникин, В.П. Русская народная сказка/ В.П.Аникин – М., 1977.
  2.  Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки. В трех томах/ А.Н.Афанасьев – М., 1992.
  3.  Кравцов, Н.И. Русское устное народное творчество/ Н.И.Кравцов – М., 1983.
  4.  Морохин, В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия/ В.Н.Морохин – М., 1983.
  5.  Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Ю.Н.Шведовой – М., 1963.
  6.  Померанцева, Э.В. Русские народные сказки/ Э.В.Померанцева – М., 1963.
  7.  Русская разговорная речь. Тексты – М., 1978.
  8.  Русский язык. Энциклопедия – М., 1979.
  9.  Словарь иностранных слов – М., 1980.
  10. Словарь по этике/ Под ред. И.С.Кона – М., 1989.
  11.  Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. А.А.Гусейнова – М., 2001.

Данная программа  может использоваться в массовой практике учителями начальных классов, воспитателями ГПД, учителями русского языка и литературы.

Приложение 1. Конспект  вводного занятия

Цели: определить уровень сформированности у учащихся умений находить формулы речевого этикета и использовать их в соответствии с ситуациями общения.

Оборудование: анкета, задания для определения имеющихся знаний учащихся в области речевого этикета.

Ход занятия:

1. Организация класса.

2. Анкетирование.

Анкета

  1. Что такое этикет?
  2. Что такое речевой этикет?
  3. Какие вежливые («волшебные») слова вы знаете?
  4. В каких речевых ситуациях используются вежливые слова?
  5. Как вы думаете, каково значение речевого этикета в жизни людей?

3. Задания для определения имеющихся знаний учащихся в области речевого этикета.

Задание 1.

Прочитай отрывки из сказок. Определи, какие этикетные формулы используются в данных случаях.

       «Взговорит ему конь человеческим голосом:

       - Что, хозяин, кручинишься, а мне правды не сказываешь?

       - Ах, мой добрый конь! Отчего мне весёлому быть? Оговорило меня начальство перед самим государем, будто я могу добыть и взять за себя замуж Настасью прекрасную королеву.

       - Не тужи, хозяин! Молись богу да ложись спать; утро вечера мудренее. Мы это дело сделаем, только проси у царя побольше денег, чтобы не скучать нам дорогою, было бы вдоволь и поесть и попить, что захочется».

       «Конь увидел на себе седока, пал перед ним на колени и промолвил человеческим голосом: «Ох ты гой еси, добрый молодец, Иван - крестьянский сын! Засажен я здесь сильным и храбрым богатырем Лукопёром, и сижу здесь леты несметные, и ждал сюда тебя ровно тридцать лет и три года, и насилу дождался».

«Он кликнул нищего в избу и накормил. Тогда нищий попросил у него воды  напиться, а Иван тотчас воды принес; однако нищий воды не пил, а велел ему всю чашу выпить, и он в том не отрекся и выпил. Тогда нищий спросил: «Что, Иванушка, много ли ты теперь в себе силы чувствуешь?» - «Много», - отвечал ему Иван. «Прости же теперь», - молвил нищий и, проговоря сии слова, стал невидимым, а Иван остался в великом удивлении».

«Говорит ему южный ветер: «Прощай, добрый молодец! Жалеючи тебя, не хочу гулять в твоем царстве.» - «Что так?» - «Потому – если я загуляю, ни одного дома в городе, ни одного дерева в садах не останется; все вверх дном поставлю!» - «Ну, прощай!» - сказал солдат, надел шапку – невидимку и пошел в белокаменные палаты».

«Вот солдат ходил, ходил по разным комнатам; сделалось ему скучно, и вздумал он пойти в сад; вышел, смотрит береза. И говорит ему береза человеческим голосом: «Служивый! Сходи вот в такую-то деревню, скажи тамошнему священнику, чтобы дал тебе то самое, что ему нынче во сне привиделось!» Солдат пошел, куда ему сказано; Священник тотчас достал книгу: «Вот тебе – возьми!» Солдат взял; приходит назад. «Спасибо, добрый человек! – говорит береза. – теперь становись да читай.

Задание 2

Соотнеси речевую ситуацию с «волшебными» словами, служащими для выражения вежливости.

Благодарность

Добрый день!

Привет!

Здравствуйте!

Приветствие

Извини(те)…

Прости(те)…

Виноват(а)…

Поздравление

До свидания!

Всего доброго!

Прощай(те)!

Прощание

Поздравляю…

Желаю…

Хочу, чтобы…

Извинение

Спасибо…

Благодарю…

Большое спасибо…

Задание 3

Прочитай отрывок из сказки.

       «-Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?

       Иван – царевич рассказал ему про свое несчастье. Старый человек говорит ему:

       - Эх, Иван – царевич, зачем ты лягушачью кожу спалил? Не ты ее надевал, не тебе ее было снимать. Ну, делать нечего, вот тебе клубок: куда он покатится, туда ты и ступай за ним смело.

       Иван – царевич поблагодарил старого человека».

       Как вы думаете, что сказал царевич, благодаря старичка?

Задание 4

Прочитай отрывок из сказки.

       «-Воробышек – воробей! Ты прилетай ко мне зернышков покушать, моего горя послушать. Сотряслась беда немалая – утащил царицу нечистый дух».

       Как бы вы утешили царя?

Задание 5

       Как бы вы попросили прощения у Марьи Моревны за то, что не послушались – посмотрели в чулан и выпустили Кощея Бессмертного?

4. Подведение итогов урока.

       - Как вы оцениваете свою работу?

       - Какие трудности возникли при выполнении анкетирования, заданий?

Приложение № 2. Конспект  занятия «Мы идём в гости» 

Мы идём в гости.

Цели: 

  • выяснить основные правила поведения в гостях;
  • формировать у учащихся навыки культурного поведения в гостях;
  • способствовать воспитанию этической культуры, вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.

Оборудование: плакат с изображением филина, держащего раскрытую книгу; чистые страницы книги для записи правил поведения; иллюстрации героев с изображением действующих лиц.

Ход занятия:

1. Вступительная часть.

       На доске плакат с изображением филина, держащего раскрытую книгу. В начале урока книга пуста, но после выступления очередной группы ребят в неё заносятся правила. Так, к концу занятия книга Филина будет заполнена, это и будет итогом.

       Учитель читает отрывок их произведения Я. Бжехвы в переводе Б. Заходера «Очень вежливый индюк».

       - Почему к индюку никто не хотел идти в гости?

       - Как помочь индюку правильно пригласить к себе гостей?

Объявился

В доме

Вдруг

Очень вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день,

Не реже,

Он кричал:

- Эй вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости-

Поучиться

Веж-ли-вос-ти!

Не стесняйся ты, Осёл!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори: «Приду, спасибо!»

Ты не будь свиньёй, Свинья, -

Ждёт тебя моя семья!

Только раньше бы

Умыла

Ты своё свиное рыло!      

- Почему к индюку никто не хотел идти в гости?

- Он не знает, как правильно пригласить к себе гостей.

- Как, по вашему мнению, это правильно сделать?

(Выслушиваются ответы детей.)

- Какие ещё правила поведения в гостях вы знаете?

- Как вы думаете, кто из ребят оказался прав? Как это проверить?

- Какова будет тема занятия?

- Мудрый Филин в этот вечер,

Важно сидя на ветвях,

Рассказать решил при встрече,

Как вести себя в гостях.

Все ходили по гостям,

Это мне понятно.

Было там приятно вам,

А другим приятно?

Про хозяев и гостей

Вам расскажем без затей.

Вы же всё запоминайте

И на ус себе мотайте!

2. Основная часть.

Правило 1: «Не приходите в гости без приглашения».

- В гости, милые друзья

(Вам сказать обязан я),

Ходят, без сомненья,

Лишь по приглашению.

Если вы пришли незвано –

Для хозяев это странно!

Раз к себе не приглашали,

Значит, вас совсем не ждали!

- Назовите первое правило гостеприимства.

В книгу заносится первое правило: «Не приходите в гости без приглашения».

- К чему может привести несоблюдение этого правила?

Правило 2: «Не приходи раньше назначенного срока».

- Созвала гостей Лисица.

И хлопочет, суетится,

Красоту вокруг наводит

И с духовки глаз не сводит:

Пирожки гостям печёт…

Только вдруг пришёл Енот.

А Лисица не готова,

Гостя встретила сурово,

Растерялась, загрустила

И Енота не пустила,

Только вымолвить смогла:

- Я попозже вас ждала…

Неприятно и еноту,

И Лисице грустно что-то,

Умный гость, хотя и званый,

Не приходит слишком рано.

- Назовите второе правило гостеприимства.

В книгу заносится второе правило: «Не приходи раньше назначенного срока».

- Вы попадали в такую ситуацию? Как выходили из этого положения?

Правило 3: «Не опаздывай к назначенному времени».

- Пригласил Щенок Утят,

Зайчика, Котёнка…

Гости все давно сидят,

Ждут лишь Поросёнка.

Наконец он появился,

Сел за стол, не извинился

Ну и поведение!

Стыдно, без сомнения.

Если в гости звали вас,

Нужно не копаться

И в определённый час

Дружно всем собраться.

Вы, чтоб друзей не обижать,

Себя не заставляйте ждать.

- Назовите третье правило гостеприимства.

В книгу заносится третье правило: «Не опаздывай к назначенному времени».

-Как нужно поступить, если вы нарушили это правило?

Правило 4: «Не приводи с собой друзей, если их не приглашали».

- Как-то раз Баран двух Чаек

Пригласил на чашку чая.

Ждёт - пождёт, и небо вдруг

Тёмным сделалось вокруг.

Налетела стая Чаек,

Чтоб попить с Бараном чаю,

Но Баран быстрей удрал –

Больше их не приглашал.

Вы должны, друзья, запомнить:

Нужно, чтоб своих знакомых

В гости вы с собой не брали,

Если их не приглашали.

- Назовите четвёртое правило гостеприимства.

В книгу заносится четвёртое правило: «Не приводи с собой друзей, если их не приглашали».

-Приведите примеры из собственного опыта. Ваши действия.

Правило 5: «Выбирай подарок для хозяина, а не для себя».

- Гости к Зайчику пришли

И подарок принесли:

Медвежонок – мёда банку,

Ёж – болотных ягод склянку,

Белка – груду вкусных шишек,

Кошка – связку серых мышек,

Цапля – лапку лягушонка,

А Лиса – крыло цыплёнка.

Зайцу стало очень грустно,

Ведь хотел он лист капустный.

Постарайтесь не забыть,

Что кому должны дарить,

Чтобы сделать всем приятно.

Это главное, понятно?

 - Назовите пятое правило гостеприимства.

В книгу заносится пятое правило: «Выбирай подарок для хозяина, а не для себя ».

-Как вы узнаете о желании именинника? Приведите примеры.

Правило 6: «Не трогай вещи хозяина».

- Медвежонок Михаил

Очень любопытным был.

И в гостях у Носорога

Он от самого порога

К телевизору бежит –

Посмотреть кино спешит,

Но не знает, как включать:

Начал кнопки нажимать,

Не туда совсем нажал –

Что-то важное сломал!

Рассердился Носорог,

Выгнал гостя за порог.

Я прошу, друзья, учтите:

В гости вас зовут – идите,

Но приборы не включайте,

Кнопки в них не нажимайте.

Если фильм смотреть хотите,

У хозяина спросите,

Пусть он включит всё, что нужно, -

Вот и развлекайтесь дружно!

- Назовите шестое правило гостеприимства.

В книгу заносится шестое правило: «Не трогай вещи хозяина».

-Оцените свое поведение с позиции гостя, нарушая этого правило, а затем хозяина. Играя роли гостя и хозяина, вы придерживаетесь одной линии поведения?

Правило 7: «Не скандаль и не капризничай».

- Как-то раз одна из Чаек

В гости к Ёжику пришла.

Начала она скандалить –

Всех в смятенье привела!

Раскапризничалась птица,

И унять её нельзя!

Как не стыдно! Не годится

Так вести себя, друзья!

Не имеете вы права

На капризы и скандал.

Если что-то не по нраву –

Уходите! Кончен бал!

- Назовите седьмое правило гостеприимства.

В книгу заносится седьмое правило: «Не скандаль и не капризничай».

-Как нужно вести себя, чтобы угодить гостю? Легко ли это удается? Вы соблюдаете седьмое правило, являясь гостем?

Правило 8: «Не разбрасывай вещи хозяина».

- Заяц был в гостях у Мышки,

Разбросал повсюду книжки,

Разложил вокруг игрушки,

Скинул на пол все игрушки,

За собою не убрал

И вприпрыжку убежал.

Так не надо поступать!

Захотите что-то взять,

Надо вежливыми быть,

Разрешения спросить.

Книжки детские смотри,

А игрушками играй,

Но на место убирай.

- Назовите восьмое правило гостеприимства.

В книгу заносится восьмое правило: «Не разбрасывай вещи хозяина».

- Как вы относитесь к несоблюдению этого правила? Соблюдаете ли это правило, являясь гостем? 

Правило 9: «Уходя, поблагодари хозяев».

- Вы в гостях повеселились,

Ели, пели и плясали,

Отдохнули, порезвились,

Собираться дружно стали.

В заключении, конечно,

Я напомню без утайки:

Не забудьте вы сердечно

Похвалить за всё хозяйку.

За вниманье и участье,

За гостеприимный дом.

Пожелайте дому счастья…

И расстанемся на том.

- Назовите девятое правило гостеприимства.

В книгу заносится девятое правило: «Уходя, поблагодари хозяина».

-За что можно поблагодарить хозяина? Приведите примеры.

3. Заключительная часть.

- С какими правилами поведения в гостях мы познакомились?

- Какие из перечисленных правил вы регулярно соблюдаете?

- Для чего необходимо их соблюдать?

- К чему может привести несоблюдение правил?

 

 Приложение № 3 Конспект  занятия «Что такое речевой этикет»

Цели:

  • познакомить учащихся с понятиями «этикет», «речевой этикет», выявить отличия между этими понятиями;
  • способствовать развитию культуры речи, памяти, мышления;
  • воспитывать вежливое отношение друг к другу, любовь к родному языку.

Оборудование: произведение В.Осеевой «Просто старушка», задание для игры «Кто больше?».

Ход занятия:

1. Организации класса.

2. Объяснение нового материала.

       - Послушайте, пожалуйста, рассказ В.Осеевой «Просто старушка». Определите, можно ли назвать мальчика воспитанным. Почему?

       По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

       - Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свой портфель и бросился на помощь старушке.

       Когда он вернулся, девочка спросила его:

       - Это твоя бабушка?

        - Нет, - отвечал мальчик.

       - Мама? – удивилась подружка.

       - Нет!

       - Ну, тётя? Или знакомая?

       - Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка!

       - Он помог старушке. Его можно назвать воспитанным?

      - Кого, по вашему мнению, можно назвать воспитанным человеком?

       - Того, кто соблюдает правила поведения за столом, в общественных местах, в транспорте.

       - Воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, заключённую в этих обычаях, и выполнять традиционные нормы поведения.

        - Установленный, принятый обществом порядок поведения называется этикетом.

       - Само же слово этикет возникло во Франции и употребляется со времён Людовика ХIV.

       - Многие правила поведения потеряли смысл настолько, что кажутся невероятными.

       В одном восточном своде приличий я встретила советы, как воспитанному человеку облизывать пальцы после еды. Ну-ка, представьте себе, что в школьной столовой вы проделали эту процедуру. Как на вас посмотрят?

       - В древнем Китае, например, насчитывали около тридцати тысяч церемоний. Как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем – все было строго определено и расписано. И так было не только в Китае.

       - В рыцарские времена считалось хорошим тоном, чтобы дамы и их кавалеры садились за стол парами. Они ели из одной тарелки и пили из одного бокала.

       - В Японии (ХVI)принимали голландских купцов следующим образом: они ползли на коленях, опираясь о пол руками… Затем, не поднимаясь с колен, низко кланялись, и в той же позе пятились назад, словно крабы.

       - Правила поведения вырабатывались человечеством на протяжении многих тысячелетий.

       - Некоторые утрачивали свою силу, со временем появлялись новые. Их существовало и существует огромное множество.

       - При помощи таких, с детства усвоенных правил, мы регулируем наши взаимоотношения с окружающими.

       - Если этикет определяет все наше поведение, то речевой этикет – правила грамотного речевого поведения. Он представляет словесные формы учтивости, вежливости, т.е. то, без чего нам с вами просто нельзя обойтись, в каком бы уголке Земли мы не находились.

       - очень важно, чтобы вежливые («волшебные») слова соответствовали речевой ситуации.

       - Как вы приветствуете учителя, входя в класс?

       - Что вы говорите маме, благодаря её за вкусный обед?

       - В каких еще речевых ситуациях мы применяем вежливые слова?

       - В ситуациях извинения, приветствия, прощания.

       - Сами же эти слова: приветствие, благодарность, извинение, поздравление, приглашение, просьба, утешение, комплимент, отказ, прощание, согласие – называются формулами речевого этикета.

3. Закрепление изученного.

       - Поиграем в игре «Кто больше?»

       - Я буду называть формулу речевого этикета, а вы должны по очереди называть вежливые слова, с помощью которых они выражаются. Например, извинение: прости, извини, виноват.

       - Благодарность…

       -  Спасибо, большое спасибо.

       - Прощание…

       - До свидания, до завтра, пока.

       - Приветствие…

       - Здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет.

       - Комплимент…

        - Ты сегодня очень красивая. Мне очень нравится твое платье. Ты поешь лучше всех. Твой Рекс – настоящий друг.

4. Подведение итогов урока.

        - С какими понятиями вы познакомились?

       - Как вы думаете, для чего люди говорят друг другу вежливые («волшебные») слова?

5. Домашнее задание.

        - Вспомните, какие правила поведения и правила речевого поведения вы знаете?

Приложение № 4 Конспект занятия «Слова приветствия»

     Цели:

  • познакомить учащихся с музыкой – как одним из средств обучения речевому этикету, с формулой приветствия; продолжить работу по овладению формулами речевого этикета, учить употреблять их в различных ситуациях общения;
  • способствовать формированию умения  находить («видеть») формулы речевого этикета в речи героев при прослушивании музыкальных произведений;
  • воспитывать культуру речи.

Оборудование: карточки с заданиями для команд, музыкальное произведение «Добрый вечер» - украинская народная песня.

Ход занятия:

1. Организация класса.

2. Вводная беседа (в форме игры).

       Звучит музыка. Учитель обращается к детям с такими словами:

       - За чистым – чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть Сказочный город. Всех чудес в этом городе не перечесть. Жить – поживать в нем одно удовольствие. Все его жители сказочно вежливы, и все они знают волшебные слова.

       - Здорово, кум Егор.

       - Честь имею кланяться, Фома.

 И все же всех чудес в этом городе не перечесть. Вот, например, добрые молодцы приветствуют друг друга такими словами:

       - Гой еси, добрый молодец - будь здоров, хорошо живёшь!

На что те им с поклоном отвечают:

       - Здравствуйте же многа лета».  

       - А вы, ребята, хотели бы попасть в этот удивительный город? Напомню, что в нем могут жить только вежливые люди.

       - Какого человека называют вежливым?

       - Давайте узнаем, кто из вас мог бы попасть в сказочный город. Разделимся на 3 команды и посмотрим, чья команда быстрее и правильнее ответит на вопросы:

  1. Вы идете по улице и видите знакомого человека. Как нужно правильно поздороваться? Какие ещё речевые формулы мы употребляем, приветствуя другого человека?
  2. В классе 2 учителя – Ольга Николаевна и Марина Владимировна. Уходя из класса, Павел сказал своей учительнице: «До свидания, Марина Владимировна!» Правильно ли поступил Павел? Почему?
  3. Вы нечаянно наступили прохожему на ногу. Что вы должны сделать?
  4. У вашей мамы день рождения. С какими словами вы должны к ней обратиться?

       - Как видим, учащиеся… команды быстрее и правильнее ответили на все вопросы. Значит, они могут жить в Сказочном городе, где все люди сказочно вежливы.

       - Как вы думаете, к чему может привести незнание правил речевого этикета, неумение употреблять этикетные формулы?

3. Подготовка к восприятию нового материала.

       - Ребята, сегодня у нас пойдёт разговор о музыке и речевом этикете. Мы с вами узнаем, помогает ли музыка стать культурнее, вежливее или наоборот.

       - Вы любите слушать музыку? Какую?

       - Ребята, какое значение имеет музыка в жизни человека?

       - Как вы считаете, употребляются ли формулы речевого этикета в музыкальных произведениях? Приведите примеры.

       - Таким образом, кто ответит на вопрос: «Помогает ли музыка обучить учащихся речевому этикету?»

       - Ответить на вопрос нам поможет музыкальное произведение «Добрый вечер» - украинская народная песня.

       - Обратите внимание на название музыкального произведения. Как вы думаете, о чём в нём пойдёт речь?

       - Как выражаются в музыке формулы речевого этикета?

       - Постарайтесь определить интонацию в музыкальном произведении, которая характеризует формулы речевого этикета.

4. Восприятие нового материала.

Прослушивание музыкального произведения «Добрый вечер».

        - Понравилась ли вам песня? Чем?

       - Какое настроение, чувства она у вас вызвала?

       -Какие формулы речевого этикета встречаются в музыкальном произведении?

       - Какая интонация характеризует данные этикетные формулы?

       - Какие средства музыкальной выразительности помогли вам определить, что именно об этой формуле речевого этикета идёт речь в музыке?

       - Подберите слова, которые характеризуют данную формулу выражения речевого этикета?

       - Ребята, как вы думаете, в зависимости от чего выбираются те или иные формулы приветствия?      

       - Распространённое русское приветствие – пожелание здоровья. Наиболее употребительные формулы приветствия: Здравствуй(те), учитывая возраст, положение, Привет, обращаясь к другу. Доброе утро, Добрый день, Добрый вечер, учитывая время суток.

       - Что может произойти, если мы неправильно употребили какую-то этикетную формулу?

       - Так, кто же ответит на вопрос: Может ли музыка помочь нам овладеть речевым этикетом? Объясните, почему вы так считаете?

5. Подведение итогов урока.

      - С какой формулой речевого этикета сегодня познакомились?

       - Какие вежливые слова характеризуют данную формулу речевого этикета?

       - Каким образом музыка помогает при изучении этикетных формул?

6. Домашнее задание.

       - Постарайтесь найти пластинки с такими музыкальными произведениями, в которых выражается формула приветствия.

Приложение № 5  Конспект  занятия   «Учусь извиняться»

Цели:

  • познакомить детей с формулами извинения; учить употреблять их в зависимости от речевой ситуации;
  • развивать память, мышление, обогащать речь учащихся;
  • способствовать воспитанию культуры речи.

Оборудование: отрывок из произведения К.И.Чуковского «Федорино горе», костюмы для инсценировки.

Ход занятия:

1. Организация класса.

2. Вводная беседа.

       - Я прочитаю вам отрывок из стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе». Как помочь Федоре вернуть посуду?

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:

«На Федору я сердито!»

И сказала кочерга:

«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдце

Над Федорою смеются:

«Никогда мы, никогда

Не воротимся сюда!»

«Эй, вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как белки?

Вам ли бегать за воротами

С воробьями желторотыми?

Вы в канаву упадете,

Вы утонете в болоте.

Не ходите, погодите,

Воротитеся домой!»

Мимо курица бежала

И посуду увидала:

«Куд-куда! Куд-куда!

Вы откуда и куда?!»

И ответила посуда:

«Было нам у бабы худо.

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!»

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Жить вам было нелегко!»

       - Ей нужно попросить прощения, сказав: «Простите меня, пожалуйста. Я помою вас водой. И вы будете опять, словно солнышко сиять».

       - Ребята, вы хотите научиться правильно просить прощения, используя речевые формулы прощения?

       - Этому мы и начнем учиться сегодня на уроке.

3. Объяснение нового материала.

       - как вы думаете, когда люди просят прощения?

       - Когда совершили проступок, причинили неприятность и т.д.

       - Вина может быть большей или меньшей. Извинение за небольшой проступок выражается формулой «Извините!» или «Простите!», а также коротким «Виноват» без объяснения самой вины.

       - А вот если вина большая, то пожалуй, мы не применим формулу «Извините», а скорее употребим «Простите». В данном случае возникает необходимость объяснить, за что именно мы просим нас простить:

       - Простите за разбитую вазу.

       - Рассмотрим построение извинения на примере.

Построение извинения

начало                                              середина                                                    конец

       - Ребята решили всем классом сходить в кино. Они договорились встретиться у школы в шесть часов. Наташа опоздала.

       - Ребята, простите, пожалуйста. Я не смогла прийти вовремя. В следующий раз я постараюсь не опаздывать, - сказала она.

       - Ничего страшного.

       - За что Наташа просила прощения у ребят?

       - За то, что не смогла прийти вовремя.

       - Перед извинением в тексте обычно описывается ситуация, в которой совершается проступок.

       - Найдите эту часть в тексте. Прочитайте.

       - Ребята решили всем классом сходить в кино. Они договорились встретиться у школы в шесть часов. Наташа опоздала.

       - Началом извинения является первое предложение. В нем слово «ребята» является обращением, выражение «простите, пожалуйста»- извинением.

       - В середине (в основной части извинения) происходит выражение чувств, эмоций, описывается само действие, за которое просят прощение. Найдите в тексте эту часть.

       - Я не смогла прийти вовремя.

       - Последнее предложение извинения (конец), содержит в себе обещание «в следующий раз я постараюсь не опаздывать».

       - Ответом на извинение служит предложение «Ничего страшного».

       - Наиболее употребительные формулы извинения в русских народных сказках: Прости(те), Виноват(а), например:

  • Как закричит, как напустится на дурака:

-Ах ты, такой-сякой!

-Вместо того, чтобы ко мне явиться, ты наперед вздумал с женой прощаться! («Мудрая жена»);

- Виноват, Ваше Величество!

  • И пошла старушка в сторону. А Иван-царевич пораздумался: «За что обругал я старуху? Дай ворочу её; старые люди хитры и догадливы! Авось что и доброе скажет»

И стал ворочать старушку:

- Воротись, бабушка, да прости мое слово глупое! Я ведь я с досады вымолвил: заставил меня отец пертсня искать, хожу – васматриваю, а перстня нет как нет! («Морской царь и Василиса Премудрая»).

4. Закрепление изученного.

       Инсценирование отрывка из русской народной сказки «Вещий сон».

       Вышел морской царь на берег:

       - Здравствуй, внучка! Давненько я с тобой не виделся; поищи-ка у меня в головушке. – Лег к ней на колени и задремал сладким сном.

       Прошло некоторое время, дед проснулся и закричал:

       - Что ты, с ума сошла? Все волосы мне так вырвешь. Ведь больно!

       - Как морской царь и внучка могут примириться?

       - Внучка должна попросить прощения.

       - Давайте внучке поможем попросить прощения у дедушки.

       -  С какого предложения начинается извинение?

       - Прости, дедушка! (начало извинения)

       - Основная часть извинения должна содержать объяснение вины.

       - Давно тебя не расчесывала, волосы все и спутались.

       - Завершающее предложение извинения должно содержать обещание.

       - Впредь я буду осторожнее.

       - Извинение соответствует структуре?

        - Из каких частей оно состоит?

       5. Подведение итогов урока.

       - С какой формулой речевого этикета познакомились сегодня.

       - Каким образом русские народны сказки помогают при изучении данной темы?

       6. Домашнее задание.

       - Разыграйте ситуацию, используя различные формулы извинения.

Приложение № 7 Конспект занятия  «Слово утешает»

Цели:

  • познакомить с формулой утешения, учить употреблять формулу утешения в зависимости от речевой ситуации;
  • способствовать развитию речи, творческих способностей учащихся;
  • воспитывать чувство сопереживания товарищу.

Оборудование: русские народные сказки, демонстрационный материал.

Ход занятия:

1. Организация класса.

2. Вводная беседа.

       - Иногда в жизни случаются какие-нибудь неприятности. Например, кто-нибудь заболеет, потеряет что-нибудь, или получит двойку.

       - Подобная история произошла с девочкой Машей. Подумайте, почему Машенька плакала.

       - Жила-была Машенька- рукодельница, и была у нее иголочка. Сошьет Маша платье – сама платье стирает и гладит. Любила Маша свою иголочку, берегла ее пуще глаза, и все-таки не уберегла. Пошла как-то в лес по ягоды, и потеряла. Искала, искала, все кустики обошла, всю травку обшарила – нет, как  нет  ее иголочки. Села Машенька под деревом, и давай плакать.

        - Почему же Машенька плакала?

       - Она потеряла иголочку.

       - Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением. В таких ситуациях на помощь приходят слова утешения.

       - Ребята, а вы хотите научиться утешать друг друга в трудной ситуации.

       - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с формулой речевого этикета «утешение».

3. Объяснение нового материала.

Построение утешения

начало                                               середина                                                   конец

       - Рассмотрим построение утешения на примере.

       Вдруг откуда ни возьмись, Ёжик. Пожалел он девочку:

       - Не плач, Маша! Всякое бывает.

       - Возьми мою иголочку, она тебе пригодится!

       - Поблагодарила его Маша, поклонилась и пошла по лесу.

       - Почему Ёжик стал утешать Машу?

       - Она плакала из-за потери иголки.

       - Перед утешением в тексте обычно описывается ситуация. Затем дается начало утешения. Найдите эту часть в тексте. Прочитайте.

       - Не плачь, Маша!

       - В этом предложении слово «Маша» является обращением, а слово «не плачь» - утешением.

       - Середина (основная часть утешения) содержит в себе напоминание о неизбежных неприятностях «Всякое бывает».

       - В завершающем предложении утешения описывается само действие, из-за чего утешают. Найдем эту часть в тексте.

       - Возьми мою иголочку, может, она тебе пригодится!

       - Это предложение представляет собой утешение не только словом, но и делом (оказание помощи).

       - Посмотрите на доску. Перед вами формулы утешения, которыми мы с вами пользуемся в жизни.

Преуменьшая неудачу

Это пустяки!

Ничего страшного!

Все это ерунда.

Напоминая о неизбежных неприятностях

Всякое бывает.

Все пройдет. Все обойдется!

Призывая бороться с переживаниями

Не падайте духом!

Не поддавайтесь настроению!

Призывая забыть о случившемся

Забудьте об этом!

Не думайте об этом!

Выбросьте это из головы!

С советом не волноваться

Держите себя в руках!

Не принимайте это близко к сердцу!

Присоединяя

Вы такой сильный человек!

Ты справишься с бедой!

     - А вот какие формулы утешения используются в русских народных сказках. Отличаются ли они от формул утешения, которые  используются в повседневной жизни?

  • Ничего, душа моя! Ложись-ка спать, утро вечера мудренее. («Мудрая жена»);
  • Не тужи, Иван-царевич! Будет и на твоей улице праздник; только слушайся меня, старухи («Морской царь и Василиса Премудрая»);
  • Это не беда, беда впереди будет. Ложись с Богом спать; утро вечера мудренее, все будет готово («Морской царь и Василиса Премудрая»);
  •  Не тужи, это дело поправимое! (Елена Премудрая»);
  • Не горюй, матушка! Мы ему за все отплатим! («Иван Быкович!);
  • Не твоя печаль, не тебе и качать! –говорит Настасья-царевна. – молися Спасу, ложися спать; утро вечера мудренее! («О Горе-горянине Даниле-дворянине»);
  • Не плачь и не печалься, - сказала лягушка, - ложись-ка спать, утро вечера мудренее! («Сказка о лягушке и богатыре»);
  • Не беспокойся, сестрица, все будет сделано. («Василий-царевич и Елена Прекрасная»);

       - Где формулы речевого этикета представлены наиболее ярко?

       - В русских народных волшебных сказках.

       - Какие из них можно использовать в повседневной жизни?

       - Не беспокойся, не плачь, не печалься.

4. Закрепление изученного.

       - Я вам предлагаю отрывок из русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк». Задание: необходимо утешить Ивана-царевича.

       - нагоняет серый волк Ивана-царевича и спрашивает:

       - Что, Иван-царевич, приумолк, пригорюнился?

       - Да как же мне, серый волк, не печалиться? Жалко расставаться с таким сокровищем – конем златогривым, менять его на Жар – птицу.

       - Что ответит серый волк Ивану-царевичу?

       - С какого предложения начнем утешение?

       - не печалься, Иван-царевич (начало утешения).

       - Основная часть утешения должна содержать в себе напоминание о неизбежных неприятностях.

       - Все обойдется!

       - В конце утешения мы должны описать само действие (утешение не только словом, но и делом).

       - Будет и на твоей улице праздник, только слушайся меня, старого волка.

       - Как Иван-царевич может отблагодарить волка?

       - Спасибо тебе, серый волк, век тебя помнить буду.

       - Что ответил бы серый волк?

       - После отблагодаришь.

       - Вернемся к истории с девочкой. Составьте свое утешение, адресованное Машеньке.

5. Подведение итогов.

       - С какой формулой речевого этикета познакомились?

       - Помогли русские народные сказки разобраться в ситуации утешения.

6. Домашнее задание.

       - Прочитайте любую из предложенных вам русских народных сказок(«Волшебное кольцо», «Мудрая жена», «Морской царь и Василиса Премудрая»). Определите, какие формулы речевого этикета в них используются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

Речевой этикет. Составление приглашения. 3 класс

Открытый урок в рамках предметной недели русского языка в начальной школе....

КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Проблема исследования культуры речевого поведения является актуальной, так как в настоящее время в нашем обществе крайне низок уровень поведенческой культуры, процветает грубость, насилие и жест...

Внеурочная деятельность в 1 классе "Речевой этикет"/ программа/

Данная программа- это практический курс для развития навыков межличностного взаимодействия деетй со сверстникми и взрослыми....

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Конспект занятия элективного курса "Речевой этикет" во 2 классе по теме "Слова-приветствия"

Конспект занятия элективного курса "Речевой этикет" во 2 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Слова-приветствия"...

Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении.  Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении....