Программа "Мы твои друзья"
методическая разработка (2 класс)

Нероба Галина Георгиевна
Описание системы работы по теме:
«Формирование базовых знаний по основам экологической культуры в рамках программы «Мы – твои друзья»
 Слово “друзья” – может иметь много значений  “друг”. Обозначает тех людей или животных, которые связаны между собой узами дружбы, а также сторонников или защитников чего -либо или кого-либо. Например: друзья животных. Занятия по программе  выстроены так, что в конце курса каждый может обрести себе друга.
   Программа «Мы – твои друзья» продиктована отсутствием в теории и практи¬ке экологического образования в начальной школе единой, рас¬считанной на весь период обучения, программы дополнительно¬го образования с экологической направленностью для младших школьников. Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, данная программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.  На своих занятиях   я организовываю работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. Самостоятельно ребята учатся создавать свою книгу о животных. Провожу мини викторины «Кто, что изучает?», «Как живут животные», «Живые барометры».
    Так как большая часть работы проводится мной  в виде практических занятий и лабораторных работ, экскурсий на которых обучающие могут увидеть, наблюдать и изучать экологические проблемы,  ребята учатся владеть методами инструментальных исследований окружающей среды.  При этом происходит расширение кругозора учащихся, так как они познают основы взаимоотношений природы и человека. 
     В ходе проведения занятий учащиеся самостоятельно постигают практику проектной работы, технологию исследования, решают образовательные задачи: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы и т.д. Занятия построены на значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность: экскурсия, прогулки, практические работы, викторины, проекты,  праздничные мероприятия, видеоуроки, игра. Работа с детьми мною направлена на групповую и индивидуальную. Поэтому активно используется проектная деятельность как групповая , так индивидуальная по индивидуальным заданиям на занятии, темы проектов самые разнообразные :«Почувствуй себя зоологом», «Почувствуй себя зоогеографом», «Почувствуй себя аквариумистом» и т.д. Практикую различные формы практических работ : экскурсия, ролевая игра, игра-путешествие, разработка проектов. Участвуем в экологических марафонах «День единых действий», природоохранных акциях «Спаси ежа», «День кошек» , «Всемирный день защиты животных», «День птиц». «Оказание помощи приюту бездомных кошек». Совместно с ребятами подготавливаем памятки, как ухаживать за животными и оказывать им помощь и распространяем их. Применяемые формы проведения занятий  влияют  на  формирование основ экологической культуры младших школьников, умения работать с информацией, развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся.
   Невозможно представить исследовательскую деятельность без творчества, поэтому совмещаю  экологическое образование и занятия художественно- прикладным творчеством. Каждое занятие включает в себя практическую часть под названием  «Творческая мастерская», например: «Творческая мастерская : Создание животных из поручных материалов(бумаги, природных материалов и т.д.)», «Творческая мастерская :создание макета аквариума. Условный макет из коробки пленки из чего угодно, внутренности», «Творческая мастерская :распределение организмов на карте мира, проживающих в разных природных зонах», «  Творческая мастерская: работа в группах по основным методам. Наблюдаем и исследуем» ит.д.
   Благодаря разнообразным методам обучения происходит активное практическое погружение детей в сферу соответствующей предметной деятельности. формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, развитие мотивации личности ребенка к исследовательской и практической деятельности.
    Для оценки эффективности выбранных форм и методов работы использую различные способы: наблюдение за поведением учащихся в процессе подготовки и проведения занятий; наблюдение за поведением учащихся после занятия, их отношениями, высказываниями после мероприятия; анкетирование участников воспитательной деятельности. Для диагностики результативности освоения программы используются: 
1.Анкета для выявления уровня сформированности экологических умений
2.Анкета для выявления уровня сформированности экологических знаний
3.Анкета для выявления уровня сформированности нравственно-экологичеких отношений
    Текущий контроль проводится в конце изучения каждой темы – фронтальный опрос; беседа; наблюдение, проект, практическая работа мини-исследование, праздник
тестирование, творческая мастерская. Итоговый контроль проводится по результатам года обучения и по выполнению учебной программы после каждого раздела в виде «Контрольной итоговой работы». Благодаря программе «Мы - твои друзья» повышается экологическая культура у обучающихся.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональный этап Всероссийского конкурса

методик реализации программы

«Мы – твои друзья»

Раздел:

«На приёме у Айболита»

Тема занятия:

«Будь здоров»

Автор: Нероба Галина Георгиевна

Должность: учитель начальных классов

Наименование образовательной организации:

МБОУ «СОШ №6» Краснодарский край, ст.Тбилисская

Адрес, номер телефона, электронная почта педагога: 241014, ст.Тбилисская, ул.Базарная д.120 ,

т.89183979785, e-mail: galina.neroba@yandex.ru

Возраст учащихся, класс: 8-9 лет

 «Мы твои –друзья»

 Раздел 5: «На приеме у Айболита»

Занятие 1: «Будь здоров»

Цель :

- формирование представлений о важности и ценности домашних животных, связи человека с животным миром

- приобщить учащихся  к практической деятельности связанной с уходом за  домашними животными

Задачи :

  • познакомить учащихся с признаками, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии или о появлении какого-либо заболевания, травмы, отравления и т.д. домашнего питомца;
  • дать учащимся знания об уходе за домашними животными;
  • сформировать представление у учащихся о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных;
  • развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными;
  • познакомить с профессией ветеринар;
  • показать значимость ветеринарной службы по отношению к животным.

Развивающие:

-  развивать навыки соблюдения личной гигиены после общения с животными;

- развивать связную речь, умение делать выводы, обобщать;

- развивать зрительное внимание и логику;

Воспитательные:

-  воспитывать бережное отношение к животным,

- формировать интерес к профессиям.

Коммуникативные:

-  развивать умение принимать коллективное решение;

- умение слушать и понимать речь других;

- высказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; уметь распределять роли в команде, чувствовать ответственность за выполнение задания в команде; развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.

Основные понятия: домашние животные, травма, заболевание, инфекция, гигиена, прививка, ветеринарный врач.

Оборудование: карточки с заданием, брошюра-памятка; изображение ветеринаров; изображение медикаментов для животных, видеосюжеты. Карточки самооценки. Презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте , ребята, сегодня наше занятие посвящено тем, кто любит нас бескорыстно, дарит радость и свою любовь – нашим домашним питомцам. Каждый, у кого есть или был домашний питомец, знает, как много счастья и радости могут принести нам эти создания.

2.Постановка цели.

Учитель: Прежде чем начать наше занятие ответьте мне на вопросы:

  • Есть ли у вас домашнее животное? (Ответы детей)
  • Как вы ухаживаете за ним, в чем заключается ваша ответственность по отношению к ним.(Ответы детей)

Ребята, в последнее время многие не задумываются о качестве жизни своего питомца, поэтому не соблюдают правила ухода и содержания животных. И  мы создаем им те условия при которых они могут заболеть. Как выдумаете о чем пойдет сегодня речь (Ответы детей) Речь пойдет о том, как можно вылечить домашнее животное и выяснить  кто может нам помочь в этом.

3.Актуализация знаний.

Учитель:  Ребята, по каким признакам мы поймем , что животное плохо себя чувствует. (Ответы детей)Если мы могли понять их язык, то они нам сказали  бы об этом… Но мы можем определить это по внешним признакам.

 Учитель: Давайте вспомним, как выглядит наш питомец, когда он здоровый. Посмотрите на картинку, которая перед вами: кошка, которая чувствует себя хорошо, очень активная прыгает, бегает, играет, шерстка у нее блестящая, она хорошо кушает и у нее всегда влажный носик. Рассмотрите картинку с собакой (Ответы детей) Собака, когда здоровая не сидит на месте: она играет со своим хвостом у нее хороший аппетит, блестящая шерстка и тоже мокрый и холодный носик.

4.Работа по теме занятия.

Учитель: Ребята , посмотрите  на другие картинки, которые перед вами. Что мы видим(Ответы детей). Да мы увидели, что внешний вид изменился, животные стали не активные, больше лежат, ни на что не реагируют, отказываются от еды, грустные, стараются где-то спрятаться. Что могло случится с нашим животным? ( Ответы детей)

Учитель: Верно – наш питомец заболел! Давайте посмотрим на карточки, что лежат перед вами  и отметим признаки больного животного. Скажите, ребята, когда нам плохо, кто нам помогает выздороветь? (Ответы детей) Правильно –доктор.

Учитель: А если наше животное тоже заболело , что мы с ним будем делать? (Ответы детей) Мы должны обязательно обратиться к специалисту, но как же он называется?

Отгадай загадку:

Доктор, но не для детей,

А для птиц и для зверей.

У него особый дар,

Этот врач - … ветеринар

Учитель: Ветеринар - врач, лечащий животных. Самостоятельно лечить животное нельзя  и надо помнить, что больное животное может быть агрессивным, так как ему плохо , поэтому они могут нанести вам травмы. Профессия ветеринар  – очень важная. Ведь только он сможет точно определить причину болезни и назначить правильное лечение животному. Ветеринары работают в специализированных клиниках. А где их еще можно встретить? (Ответы детей).

Учитель: Посмотрите на  картинки, которые лежат перед вами и подумайте. (Ответы детей) :

- на ветеринарных станциях,

- на продовольственных рынках,

- на птичьих рынках,

- в зоопарках,

- в госпиталях для животных,

- на предприятиях сельского хозяйства.

Физминутка «Айболит».

Мы весёлые ребятки,  (Шагают на месте)
Дружно делаем зарядку.

Вправо раз, влево раз,  (Руки на пояс, поворот  в стороны).    
Улыбнёмся всем сейчас.                                                                                                           
На носочки дружно встанем (
На носочках потянуться вверх).
Руки к солнышку потянем.
Загляни  к нам солнышко  
И погрей нам горлышко! (
Прыжки с хлопками).
Ну а если заболеем -
Нам поможет Айболит (
Ладони к щекам, наклоны головы).
Витаминки нам пропишет
(Колечки каждым пальцем.)
И микстурой угостит. (
Ладошки мисочкой.)

Учитель: Ребята, есть такие заболевания, которые могут передаваться от животного к человеку. Это гельминтоз или по-другому глистные заболевания. Ведь именно животные в большинстве случаев являются их переносчиками с помощью шерсти, на которой остаются яйца глистов .Из которых вырастает червь и о выделяет опасные вещества в организм. Стригущий лишай, тоже передается от животных-  это микроскопический  грибок, который приводит к облысению. Чтобы избежать неприятных последствии необходимо соблюдать правила гигиены. Давайте их вместе сформулируем (Ответы детей)

Учитель: Правильно! Для того, чтобы избежать заражения, необходимо соблюдать несложные правила:

- избегать контакта с бездомными животными;

- сделать своему питомцу специальную прививку от болезней,

- всегда мыть руки с мылом после контакта с животными и перед едой;

- не кормить домашнего питомца со стола;

- регулярно давать питомцу противоглистные препараты, рекомендованные ветеринаром

Учитель: Еще, ребята, бывает что больное животное, может нас поцарапать или укусить, поэтому нужно обязательно принимать меры , может вы знаете как надо себя вести в этой ситуации? (Ответы детей)  

Учитель :Да, нужно обработать рану дезинфицирующим раствором и срочно обратиться к врачу. Потому что в ранку может попасть опасная инфекция и это может привести к заражению.

Учитель: А теперь давайте закрепим полученные знания и поиграем в игру «Ветеринар».

    Выбирается ветеринарный врачом и помощники. Все остальные ребята будут со своими питомцами, посетителями ветеринарной клиники. 

 Например: В ветеринарную клинику приходят пациенты, обращаются в регистратуру.

Регистратор: «Здравствуйте, чем мы можем вам помочь?» Регистратор выдает карту, талончик. (Отвечает на звонки: на какое время вас записать на прием к доктору?) «Присаживайтесь на скамейку, доктор вас пригласит».

Пациент: «Здравствуйте доктор»

Ветеринарный врач: Что беспокоит вашего питомца?

Пациент: мой щенок поранил лапу, у него горячий нос.

Ветеринар осматривает больного животного (слушает, измеряет температуру); ставит диагноз; выписывает направление (карточка с изображением двух бинтов: широким и длинным и узким и коротким) в процедурный кабинет на перевязку. Ветеринар: «Прошу вас придти завтра на прием и перевязку».

Пациент: «Здравствуйте доктор».

Ветеринарный врач: Что случилось с вашим питомцем?

Посетитель: Мой котенок плохо ест.

Ветеринар осматривает животное, выписывает рецепт (карточка с изображением: три больших круга и два маленьких). Врач рекомендует полезное питание для котенка, попить витамины, чтоб шерсть была блестящая.

Пациент: «Здравствуйте доктор»

Ветеринарный врач: Чем я вам могу помочь?

Посетитель: моему котику «Барсику» нужно сделать прививку.

Ветеринарный врач осматривает животное (слушает, измеряет температуру, проверяет уши, горло), выдает направление (карточка с изображением шприца) в процедурный кабинет. Медсестра отмеряет с помощью мерки необходимое количество жидкого лекарства, набирает лекарство в шприц, делает укол.

     В результате правильного выполнения задания дети учатся: понимать и передавать признаки хорошего или плохого самочувствия питомца, правильно взаимодействовать с ветеринарной службой в случае заболевания питомца, применять меры профилактики и лечения питомца в соответствии с рекомендациями ветеринара.

5.Итог занятия

Итак ребята ,наше занятие подходит к концу. Мыс вами сегодня учились быть ответственными по отношению к питомцам, учились правильно определять когда они нуждаются в нашей помощи. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали

1 Что значит быть ответственным по отношению к своему питомцу?(Ответы детей)

2. Как определить, что животное заболело? ?(Ответы детей)

3. Кто нам может помочь в лечении нашего питомца? ?(Ответы детей)

4. Какие меры профилактики мы должны всегда соблюдать, после общения с животными? ?(Ответы детей)

5. Какие болезни опасны для человека и для животных? ?(Ответы детей)

Ребята, у вас на столе памятки как ухаживать за кошками и собаками.  Но в них есть ошибки. Прочитайте правила, где написано верно, поставьте  +, где не верно , то поставьте –

Правила ухода за собаками:

Правильно кормить собаку;

У собаки не должна быть своя миска для питья и еды;

Собаке не нужен свежий воздух,больше прогулок;

Мыть собаку,ухаживать за шерстью;

Обеспечить место для отдыха;

Не показывать собаку специальному врачу- ветеринару ;

Играть и воспитывать  собаку

Правила ухода за кошками:

Кормить  2 раза в день

у кошки должны быть свои миски для воды и корма

осмотр ветеринара

Не нужно место для отдыха

Купание раз в день

расчесывание шерсти

Прогулки

Не играть со своим питомцем

Ребята, я хочу, чтоб слова заучили  

И запомнили вы навсегда:  

Мы в ответе за тех, кого приручили.  

Не забудьте прошу, НИКОГДА!

 Помните: у людей, кошек и собак одно желание - быть любимыми.А они в свою очередь дарят нам свою безграничную преданность и любовь.

6 Рефлексия

Занятие  наше подошло к концу. На столе перед вами лежат смайлики. Если вам понравилось занятие, поднимите улыбающийся смайлик, а если не понравилось, то грустный.

.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока окружающего мира "Ты и твои друзья" (1 класс)

Презентация урока окружающего мира "Ты и твои друзья" 1 класс Образовательная система "Школа 2100"...

Конспект урока окружающего мира "Ты и твои друзья" ( 1 класс)

Конспект урока окружающего мира "Ты и твои друзья" ( 1 класс) Образовательная система "Школа 2100"...

Урок «Окружающего мира» во 2 классе на тему: Твои друзья

На данном уроке формируются понятия "друг", "дружба", умения давать оценку поступкам сверстников, рассматриваются правила поведения в гостях....

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ТВОИ ДРУЗЬЯ, ЗАБЫВАТЬ ДРУЗЕЙ НЕЛЬЗЯ

Тематическое занятие. Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения; научиться различать сигналы светофора....