Методическая разработка занятия на тему "Пешечная структура"
методическая разработка

Авдонин Максим Сергеевич

В образовании в настоящее время происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их  творческих способностей. Основное школьное образование призвано давать подрастающему поколению глубокие прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Дополнительное образование направлено на  формирование разносторонне развитой личности. Таким образом, интеграция основного и дополнительного образования решает следующие важные задачи:развитие индивидуальных способностей,воспитание спортивных качеств, приобщение к здоровому образу жизни, формирование прогрессивной целеустремленной личности.

Шахматы позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Работа с учащимися по данной программе, наряду с теоретическими и практическими занятиями в группе, проходит индивидуально для лучшего усвоения материала. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ОРАНИЕНБАУМ»

198412. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Г.ЛОМОНОСОВ, УЛИЦА АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, ДОМ 38, ЛИТЕР А. Т. 422-50-88

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ  

«Пешечная структура»

по общеразвивающей программе «Шахматёнок»

        Aвтор:

        Авдонин Максим Сергеевич

        педагог дополнительного                                                                         образования

Санкт-Петербург

2023

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………………….3
  2. Основная часть…………………………………………………………………………4
  1. План-конспект занятия………………………………………...............................4
  2. Ход занятия………………………………………………………………………….6
  1. Заключение…………………………....………………………………………………...8
  2. Используемые источники.......................……………………………………………...9
  3. Приложение…................................................................................................................10

        

  1. Введение

В образовании в настоящее время происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их  творческих способностей. Основное школьное образование призвано давать подрастающему поколению глубокие прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Дополнительное образование направлено на  формирование разносторонне развитой личности. Таким образом, интеграция основного и дополнительного образования решает следующие важные задачи:развитие индивидуальных способностей,воспитание спортивных качеств, приобщение к здоровому образу жизни, формирование прогрессивной целеустремленной личности.

Шахматы позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Работа с учащимися по данной программе, наряду с теоретическими и практическими занятиями в группе, проходит индивидуально для лучшего усвоения материала. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Актуальность методической разработки заключается в использовании технологий и методов, направленных на совершенствование у детей психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Новизна и отличительная особенность данной методической разработки заключается вметодике индивидуального подхода к каждому учащемуся через подбор заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к учащимся, при помощи создания педагогом «Ситуации успеха» для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.

Методическая разработка предназначена для проведения занятия по шахматам на тему: "Пешечная структура" раздела «Стратегия» общеразвивающей программы «Шахматёнок».

Цель работы заключается в популяризации шахмат как средства интеллектуального и гармоничного развития личности.

Возраст: учащиеся младшего школьного возраста.

Практическая значимость разработки: шахматное занятие может быть использовано в деятельности педагога дополнительного образования по шахматам.

Структура работы - работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение, используемые источники и приложения.

2.Основная часть

2.1 План-конспект занятия

Тема занятия: «Пешечная структура».   Раздел программы: «Стратегия».        

Цель: научить учащихся чувству позиции.

Задачи:                                                                                                                                                                              

Образовательные:

1. Освоить знания о стратегии в шахматах.

2. Обучить учащихся самостоятельно рассчитывать варианты.

Развивающие:

1. Развивать логическое и аналитическое мышление, память, волевые качества личности, внимательность, усидчивость, фантазию, творческую активность.

2. Развивать навыки и умения видеть в  позиции разные варианты и способность анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать  самодисциплину, умение владеть собой и добиваться

цели.

2. Воспитать интерес к игре в шахматы.

Форма организации занятия: групповая с элементами индивидуализации.

Тип занятия: комбинированное.

Форма организации деятельности: групповое взаимодействие (беседа, объяснение, показ, практическая работа).

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, коммуникативная.

Методы и приёмы:

1. Словесный – рассказ, беседа, обсуждение.

2. Наглядный – демонстрация, на магнитной шахматной доске, стратегических приёмов.

3. Практический – выполнение практических заданий с использованием раздаточного материала (карточек).

Методическое обеспечение занятия:

Для педагога:

    1. Общеразвивающая программа.

    2. Конспект занятия.

Для учащихся:

1. Тетрадь.

Материально - техническое  оснащение: указка, демонстрационная доска, секундомер, набор шахматных  фигур и клеёнка (по количеству учащихся).

Этапы занятия

Содержание

Предполагаемое   время

I этап.   Организационный момент.

П.: Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, пояснение порядка работы на занятии.

У.: Распределение по рабочим местам

3  мин

II этап. Введение  в  тему  занятия.

П.: Повторение материала прошлого занятия. Сообщение новой темы.

У.: Беседа с педагогом. Анализ информации.

Ответы на поставленные педагогом вопросы по пройденным темам

3 мин

III этап. Объяснение  темы занятия.

П.: Объяснение нового материала с использованием демонстрационной доски.  

У.: Самостоятельный анализ технологии (знакомство с новым материалом, использование опыта предыдущих занятий для восстановления алгоритма действий).

10 мин

IV этап.  Практическая работа.

П.: Инструктаж по ТБ.

У.: Ответы на вопросы по технике безопасности.

П.: Контроль и взаимодействие с детьми при выполнении практического задания.

У.: Практическая деятельность учащихся с использованием раздаточного материала (дети в индивидуальном порядке угадывают ходы на баллы)

10 мин

V этап.  Физкультминутка.

П.: Объяснение и показ упражнений. Выполнение физических упражнений.

У.: Выполнение упражнений

3  мин

VI этап.  Практическая  работа.

П.: Контроль и взаимодействие с детьми при выполнении практического задания.

У.: Практическая деятельность обучающихся (учащиеся в индивидуальном порядке играют в игру «Гадалка»)

10  мин

VII этап.  Подведение  итогов. Результат занятия.

П.: Краткая беседа с обучающимися.  

У.: Обмен мнениями (что запомнили, чему научились, что понравилось)

3 мин

VIII этап. Организационный  конец занятия. Рефлексия.

П.: Краткая беседа с учащимися.

Анализ успешности выполнения работы, поощрение.

У.: Краткий самоанализ учащихся

3  мин

Итого:                                                                                                                        

45 мин

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание этапов

(деятельность педагога и детей)

Формы и  методы реализации

Формы и методы контроля

I

Организационный момент

П.: Добрый день, дорогие друзья!!! Проходите на свои места. Сегодня мы с вами будем работать по плану: повторим пройденный материал прошлого занятия, пройдём новую тему и выполним интересные задания.

Цель нашего занятия – научить учащихся анализировать партии мастеров, через игру «Гадалка».

У: Учащиеся рассаживаются по местам

Беседа

Наблюдение

II

Введение  в  тему  занятия

П.: Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом занятии?

У.: Учащиеся отвечают на вопросы.

П.: Всё правильно, на прошлом занятии у нас был турнир. Теперь мы её повторим.

По какой системе он проходил?

Назовите призёров турнира?

Сколько было туров?

У.: Учащиеся отвечают на вопросы.

П.: Сейчас я покажу вам на демонстрационной доске данный стратегический прием. Затем выберем банкира и преступим к отгадыванию загадочных ходов в супер-игре на сделанный ход в «Гадалка»

Беседа, анализ

Наблюдение

III

Объяснение  темы занятия

П.:Объяснение учащимся - что такое стратегия?

Объяснение и показ на демонстрационной доске данного стратегического приема.

У.: Ответы учащихся

Рассказ, анализ

Наблюдение

IV

Практическая работа

П.: Теперь мы приступаем к работе. Давайте вспомним основные правила поведения на занятии.

У: Учащиеся отвечают на вопросы по правилам поведения во время занятия.

П.: Теперь каждому из вас будет выдана одна карточка, состоящая из шести заданий. Ваша задача выполнить задания.

П.: Осуществляет контроль за деятельностью учащихся и оказывает помощь в выполнении заданий.

У.: Учащиеся выполняют задания.

П.: Проверка и обсуждение выполненных заданий

Карточки,

беседа

Наблюдение

V

   Физкультминутка

П: Давайте сделаем небольшой перерыв в работе. Нам нужно немного подвигаться, расправить спину, размять руки и пальцы. Повторяйте движения за мной.

У.: Учащиеся выполняют   упражнения -  каждым пальцем по очереди щелчок по воздуху, вначале одной рукой, потом другой, и в конце двумя руками. Повторяют за педагогом движения на активизацию двигательных функций рук и ног, расслабления позвоночника и грудной клетки

Показ

Наблюдение

VI

Практическая  работа

У.: Учащиеся угадывают следующий ход

Шахматная доска

Наблюдение

VII

Подведение  итогов.

П.: Сегодня вы отгадывали номера ходов в партии Каспаров-Петросян, сыгранной на турнире в Бугойно в 1982 году. Какие стратегические приемы вы запомнили? Какие из них показались вам более сложными?

У.: Учащиеся отвечают на вопросы.

П.: Цель нашего занятия достигнута

Беседа,

опрос

Наблюдение

VIII

Рефлексия. Организационный  конец.

П.: Понравилось ли  занятие? Что для вас было сложным в выполнении практического задания? Всё ли было понятно?                                                                                                                                                                   У: Учащиеся отвечают на вопросы, анализируя свою работу. Делятся впечатлениями о занятии.

П.: Занятие закончено. Всем спасибо за работу.

До свидания.

У.: Учащиеся  организованно выходят из кабинета

Анализ

3. Заключение

Проанализировав литературу по данной теме, можно сказать, что шахматы позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Проведение занятий с использованием  раздаточного материала   позволяет   обучающимся:

- применять их на практике, что в благоприятной мере сказывается на   результате игры;

- реализовать потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности;

- организовать досуг по формированию здорового образа жизни.

Данная методическая разработка создана для популяризации шахмат как средства интеллектуального и гармоничного развития личности, может быть использована в деятельности педагога дополнительного образования по шахматам.

Занятие рассчитано для учреждения дополнительного образования детей, реализующего общеразвивающие программы.

4. Используемые источники

  1. Лисицын Г.М. Стратегия и тактика шахматного искусства. -  Лениздат, 1952. – 558 с.
  2. http://chess555.narod.ru.
  3. http://readr.ru.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Столкновение мнений детей. Как надо и не надо спорить"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые недели обучения первоклассников в школе...

Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»

Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: помочь ребенку в...

Методическая разработка презентации: "Развитие анализа структуры предложения"

презентация по теме: "Развитие анализа структуры предложения."...

Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Тема занятия «Общение и уважение».

Занятия по программе «Первый раз» реализовываются в параллели 5-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: создание условий д...