Конспект внеклассного занятия "Сортировка мусора"
план-конспект занятия (3 класс)

Полякова Виолетта Ильинична
Цель внеклассного занятия: Познакомить учащихся с понятием сортировки мусора, развить их экологическое мышление и практические навыки по правильной сортировке отходов.
 
Задачи занятия:
1. Ознакомить учащихся с основными видами мусора и необходимостью их раздельного сбора.
2. Провести обучение правильному разделению отходов на категории: бумага, пластик, стекло, металл, органические отходы и другие.
3. Практиковать навыки сортировки мусора с использованием специальных контейнеров и сортировочных таблиц.
4. Развивать экологическое сознание и ответственность за окружающую среду.
Занятие можно дополнить экскурсией на  перерабатывающий завод, чтобы учащиеся увидели, как происходит переработка отходов в реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sortirovka_musora.docx142.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

внеклассного занятия

на тему: «Сортировка мусора и его утилизация»,

Составленный

Поляковой Виолеттой Ильиничной

Санкт-Петербург

2023

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема занятия

Класс

Сортировка мусора и его утилизация

3

Цель занятия

Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.

Планируемые результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Л1  Положительная мотивация к процессу обучения на уровне понимания смысла обучения(потребности)

Л 2.  Воспитывать интерес и любовь к природе.

М Познавательные

МП 1.Ориентироваться в задании.

МП 2. Давать ответ на вопрос кратко или развёрнуто.

М Регулятивные

МР 1. Уметь оценивать правильность действий под руководством учителя.

МР2. Уметь использовать различные способы для достижения результата.

М Коммуникативные

МК 1. Уметь устно формулировать собственное мнение, осуществлять рефлексию

МК 2.  Уметь работать в парах и малых группах.

Форма проведения занятия

Занятие  в игровой форме.

               

Приемы СОТ

Игровые технологии

Рефлексивная технология (деятельностная рефлексия)

Вид используемых на занятии средств ИКТ

презентация


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ВРЕМЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виолетта Ильинична. Перед нашим занятием я прошу вас убедиться, что на парте есть все необходимые предметы для работы (пенал).

Дети показывают свою готовность.

1мин.

Самостоятельно организовать своё рабочее место

II.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (активное целеполагание, мотивация)

 Учитель. Сегодня нам в школу принесли конверт. Что же там может быть? Давайте его распечатаем и посмотрим, что там внутри. Тут какие-то фотографии. (Слайд 1).

Посмотрите, что это такое?! (демонстрация фотографий грязного города, горы мусора…).

Как вы думаете, откуда берется мусор?

Дети. Люди выбрасывают использованные пакеты, очистки, объедки, бутылки, банки, фантики, старые вещи и много другое.

Учитель. Что произойдет, если мусор не убирать? (Предположения детей…) Дети, посмотрите, какой грязный город есть на земле. (Показать фото мусорного города) (Слайд 2).

Этот невероятный город на фотографии называется МаншиятНасир — Мусорный Город. Люди, живущие там, зарабатывают себе на жизнь сбором, сортировкой мусора. Такой же мусорный город есть и в Мексике.

 (Показать фото мусорного острова (Слайд 3).

Так о чём же мы будем сегодня говорить? Кто догадался?

Понятие «мусор» неизвестно природе, производство отходов свойственно только человеку. В природной среде все распадается и вновь возвращается в природный круговорот (опавшие листья разлагаются, удобряя почву).

Как можно назвать мусор другими словами?

Дети. (Варианты детей - сор, отходы, хлам, отбросы и т. д.)

да

Дети внимательно слушают и отвечают на вопросы.

О  мусоре

4 мин.

Уметь под руководством

учителя выделять учебную

задачу, принимать условия её

выполнения.

III.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

3.1. Понятие  о мусоре

Учитель. Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? Ребята, а куда вы выбрасываете все ненужные вещи?

Дети. В мусорное ведро.

Учитель. Затем мусор попадает в мусорный контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором?

Дети. На свалку.

Учитель. Да, ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку.

Свалка – это скопление мусора. В процессе гниения отходов образуются токсичные, дурно пахнущие и горючие биогазы, которые загрязняют воздух. Температура внутри куч гниющих отбросов настолько высока, что органика начинает гореть. Причем потушить свалку практически невозможно, она может тлеть неделями и месяцами, выделяя в воздух «коктейль» из ядовитых веществ .На свалках размножаются в большом количестве грызуны, насекомые, птицы, способные стать источником распространения различных инфекционных заболеваний.
Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно. Почему? (некрасивая куча, неприятный запах). Такой же запах выделяется и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса…

        

3.2.Каким бывает мусор?

Учитель. Каждый житель нашей планеты ежегодно выбрасывает приблизительно 440 кг мусора. На планете более 6 миллиардов жителей. (слайд 4)

Представляете, сколько мусора скапливается на земле?  Какие огромные пространства занимают мусорные свалки и полигоны? Вероятно, скоро нам придется спасаться от мусора? (Вспоминаем про мусорный город).

        Учитель читает стихотворение А. Усачева «Мусорная фантазия»(Слайд 5).

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Давайте же разберемся, что же выбрасывают люди, каким бывает мусор? Дети перечисляют, а учитель  записывает кластер на доске.

Твёрдые бытовые отходы  (ТБО), так называют мусор специалисты —  это предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления.

Основные компоненты отходов:

- пищевые отходы- это все что попадает в мусорное ведро с кухни (кости, очистки, огрызки);

- стекло,

-пластик,

-металл,

- бумага,

- электронные отходы.

На доске появляется заполненный кластер (слайд 6)

Пластиковый мусор может пролежать в земле от 200 до 1000 лет прежде, чем исчезнет; газеты, картон- не менее 2-4 недель, стекло- до 1 миллиона лет, а огрызок от яблока будет разлагаться 1-2 месяца. Вот и представь, как быстро гора мусора будет расти! А ведь мусор приносит много вреда твоему здоровью, окружающей среде: воздуху, водоемам, почве.

Игра «Мой портфель»

Суть игры: Каждому ученику раздается раздаточный материал в виде таблицы «Мой портфель». Дети сортируют вещи из своего портфеля по компонентным составляющим, заносят их в «контейнеры»

На выполнения задания 3 минуты.

Проверка выполненного задания. Ребята ,а какой отход самый большой по количеству и самый вредный(пластик).

Верно. Самыми вредными является пластиковые отходы. Они накапливаются очень быстро, потому что люди используют много одноразовой посуды, пластиковых бутылок, пакетов, упаковочного материала. Сжигать пластмассу нельзя. При сжигании выделяется ядовитый газ. Закапывать в землю бессмысленно, пластмасса очень медленно разлагается.

Так же многие современные бытовые приборы (плееры, игрушки, телефоны, часы)  работают от небольших батареек и аккумуляторов. Любые батарейки рано или поздно приходится выбрасывать. В большинстве случаев они попадают сначала в мусорное ведро, а затем на свалку – тогда-то и начинается их вторая жизнь, связанная с потенциальной опасностью для окружающей среды и здоровья человека.

Батарейки нужно перерабатывать и относить в спец контейнер, который можно найти во многих магазинах.

Физ.минутка.

Видео

https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E

3.3. Музей мусора.

Учитель.В столице нашей страны Москве ,существует такой МУзей Мусора «МУМУ».
Этот чудесный музей делает красивый декор из ненужного или трудно перерабатывающего мусора, давайте зайдём на сайт музея и поиграем в игру.(раскладываем Мусор с коровой МУМУ ,отвечают по поднятой руке)
Какой мусор вы увидели?
О каком вы узнали впервые?

Зачем перерабатывать мусор?
Хотели бы побывать в этом музее?

https://art-mumu.ru/

В нашем городе тоже есть пространство, где из «мусора» делают декор, но данное пространство только начало развиваться. Pro-мусор.

(слайд 7)

3.4. Подделка из пластика.

Учитель. Сейчас я на парту раздам 1 пластиковую тарелку.
Давайте представим, что мы покушали фрукты

 (яблоко  или виноград) ,и собираемся её выкинуть. Как вы думаете ,она долго будет разлагаться на свалке?
Дети. Да, долго.

Учитель. А что если нарисовать что-нибудь на тарелке и украсить красиво свою комнату?
Дети. Будет очень красиво!

Учитель показывает презентацию как можно украсить тарелку, комнату, дачный участок, используя разные бытовые отходы (бутылки, пробки и т.д.)

Давайте и мы сделаем красивую поделку: распишем тарелку.(слайды 8-12)
Учитель. Для этого проверим нужные материалы:

бумага, тарелка ,фломастеры, ножницы.
1) из бумаги сделаем  ушки.  Степлером подготовленные ушки прикрепляем к тарелке .
2)Нарисуем  (используем карандаши или фломастеры) мордочку и у нас получится красивый зверёк.(учитель показывает свой вариант)
Дети. Да, мы готовы повторить.


Учитель. Отлично, тогда начинаем делать в паре зверька ,кому нужна помощь поднимает руку, с места не встаём.
Какие красивые зверьки у вас получились и все такие красочные и радостные. Я уверенна, что из каждой пластиковой посуды или бутылки можно делать декор для своей дачи или комнаты.

Устраивается выставка работ учащихся.

Фото на память.

Слушают о мусоре

Слушают о том каким бывает мусор.

   

На иллюстрации показано как надо распределить мусор.

Повторяют движение за видеороликом

Раскладывают мусор на электронной доске.

Увидели: шину, платье ,плюшевого мишку, банки, лампочку и т.д.

Впервые узнали, что энергосберегающая лампочка токсична.

Потому что мусор долго разлагается.

Хотели бы.

Делают подделку из пластика.

4

мин

10 мин

.

 3 мин

5 мин.

1 мин.

3

мин.

6 мин.

Наблюдать

(слушать) и делать самостоятельные простые выводы.

Наблюдать

(слушать) и делать самостоятельные простые выводы.

Выполнять задания под руководством учителя.

Давать устный развёрнутый ответ.

Выполнять задания под руководством учителя.

Выполнять задания под руководством учителя.

IV.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (подведение итогов; рефлексия)

О чём мы сегодня  говорили? Какая для вас информация была новой? О чём вы расскажете своим друзьям?

Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы! Все были активны, большое спасибо. Я попрошу вас взять конвертики и поднять карточку того цвета, который отвечает  впечатлениям и  вашей  работе на занятии:

Красная - не понравилось

Зелёная - понравилось

Спасибо всем за  активную работу.

Мы узнали о мусоре, что следует внимательнее относиться к тому ,что мы несём в мусорное ведро.

1 мин

Уметь оценивать свои действия.

V.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

     Наше занятие подошло к концу. Вы все себя хорошо проявили. Спасибо за работу.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект внеклассного мероприятия по сказкам А.С. Пушкина

данный конспект представляет собой авторскую разработку литературного мероприятия, посвящённого творчеству А.С. Пушкина....

Конспект внеклассного занятия " Александр Невский- гордость нации"

Конспект для проведения классного часа или внеклассного мероприятия во 2 классе....

конспект внеклассного мероприятия

Выпуской вечер в 4 классе....

Конспект внеклассного занятия по курсу «Наш край» 3 класс

Внеклассное мероприятие по региональному курсу "Наш край". Расширяет понятие о фольклерной культуре и растениях края....

Конспект внеклассного занятия "Дом в котором я живу"

Цели занятия: - помочь сориентироваться в ближайшей социокультурной среде, представляющей своеобразную микромодель внешнего мира и включающей в себя его важнейшие ценности – одухотворённый мир людей...

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...