конспект урока классификация химических реакций
план-конспект урока
конспект урока по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_klassifikatsiya_him.reaktsiy.docx | 483.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
Цели и задачи:
- Образовательные: систематизировать и обобщить знания о типах химических реакций на основе атомно-молекулярного учения, теории электролитической диссоциации (ТЭД) и электронных представлений об окислительно-восстановительных процессах.
- Развивающие: развитие у учащихся химического мышления – навыков анализа, сравнения, установления логической связи в изученном, умение обобщать и систематизировать полученные знания, развитие интересов и способностей учащихся.
- Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, совершенствование учебных умений, навыков, привитие любви к предмету и науке.
Прогнозируемые результаты:
1.личностные:
учить проверять себя;
учить давать оценку своим действиям;
2.метапредметные:
учить анализировать и выделять общее;
учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
3.предметные:
вспомнить понятия химия, химическая реакция, эндо-и экзотермическая реакции, каталитическая и некаталитическая реакции, ОВР и неОВР, гомогенная и гетерогенная реакции;
учить находить отличительные признаки химических реакций;
уметь давать классификацию химическим реакциям по различным параметрам.
Итак, наша задача собрать отдельные, обрывочные, разрозненные знания в единую упорядоченную систему и тогда мы легко сможем ориентироваться в любом количестве химических реакций.
3. Записываем тему: «Классификация химических реакций».
Что такое химическая реакция? /Учащиеся дают определение/
Сегодня на уроке мы взглянем на типы химических реакций с 3-х точек зрения
ХОД УРОКА
«Множество реакций роднит критерий – любая реакция – это форма движения вечных материй».
I.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Вы изучаете химию уже четвёртый год, и надеюсь, убеждаетесь в том, что химия – удивительная наука! Скажите мне, пожалуйста, что изучает химия?
Ответ учащихся:
Химия- наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающие эти превращения.
Учитель: Представьте себе такую ситуацию: вы вчера переехали на новую квартиру. Сегодня вам понадобился свежий носовой платок. И вот вы начинаете перебирать содержимое бесконечных узелков, коробочек, пакетиков, до чего-то вообще не добраться, уже пора уходить, но платка вы так и не находите. Это реальная ситуация? Возможно такое? Тогда мама говорит: «Ладно, возьми пока мой, потом найдём.» Когда наступит это потом?
Предполагается ответ учащихся: «Когда в квартире наведут порядок.»/
Не только вещи, но и мысли тоже требуют порядка. Можно сколь угодно долго искать в уголках нашей памяти какую-либо информацию и так и не найти её, пока мы не приведём все наши знания в порядок или в систему.
Учитель: В организме человека и в окружающем нас мире протекает огромное число реакций, без них невозможна жизнь. Чтобы ориентироваться в огромном царстве реакций, необходимо знать …. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Ответ учащихся:
Сегодня мы рассмотрим классификацию химических реакций.
Учитель: Правильно, итак, запишите тему урока: «Классификация химических реакций». Дайте определение понятию химическая реакция? (слайд №3)
Ответ учащихся:
Химическая реакция–это такое изменение вещества, при котором разрываются старые и образуются новые связи между атомами.
II. Актуализация знаний.
На слайде №4 у вас выведены ответы на мои вопросы, ваша задача услышав вопрос, ответить на него, используя заготовленные ответы со слайда.
1.Атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе (Реакции замещения).
2.Исходные вещества и продукты реакции находятся в разных агрегатных состояниях (Гетерогенные)
3.Реакции протекают с выделением энергии (Экзотермические)
4.Реакции протекают в данных условиях только в одном направлении (Необратимые)
5. Реакции, идущие без изменения степени окисления (Неокислительно-восстановительные)
6.Два сложных вещества обмениваются составными частями (Реакции обмена)
7.Реакции протекают с поглощением энергии (Эндотермические)
8.Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное (Реакции соединения)
9. Исходные вещества и продукты реакции находятся в одном агрегатном состоянии (Гомогенные)
10.Из одного сложного вещества образуется несколько более простых (Реакции разложения)
11. Реакции протекают в данных условиях одновременно в двух противоположных направлениях (Обратимые)
12.Реакции, идущие с участием вещества, которое изменяет её скорость или направление, но по окончании реакции остающиеся неизменным качественно и количественно. (Каталитические)
13. Реакции, идущие с изменением степени окисления (Окислительно-восстановительные)
14. Реакции, идущие без участия катализатора (Некаталитические)
Учитель: Молодцы! При изучении курсов органической и неорганической химии мы изучали множество химических реакций. Опираясь на ответы, полученные при выполнении химического диктанта, вспомните, пожалуйста, какие признаки могут быть выделены при классификации химических реакций?
Признаки классификации химических реакций
- По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.
- По тепловому эффекту.
- По признаку обратимости.
- По признаку изменения степеней окисления.
- По агрегатному состоянию веществ.
- По наличию катализатора.
- По механизму.
III Изучение нового материала.
Учитель:
Все ли химические процессы протекают с образованием новых веществ? (нет, есть те, в которых состав веществ не изменяется)
- Реакции, идущие без изменения состава веществ: (Слайд №6)
1) Аллотропизация – взаимопереход аллотропных модификаций
Sn (белое) ↔ Sn (серое)
(уч-ся приводят свои примеры аллотропизации)
2) изомеризация
СН3–СН2–СН2–СН3 → СН3–СН(СН3)–СН3
бутан изобутан
– реакции, в которых изменилось строение вещества
Учитель:
Какие типы реакций, идущих с изменением состава вещества можно выделить в каждой группе, вы мне скажите сами, видя на слайде общие схемы типов.
1. По числу и составу реагентов.
- Реакции, идущие с изменением состава вещества
А) Р-я соединения
(SO3 + H2O = H2SO4)
Важно отметить, что в органической химии нет понятия соединения, а есть понятие присоединение. А кто мне скажет, почему именно присоединения? (присоединение происходит к конкретным атомам углерода)
Примером реакции присоединения является:
- CH2 = CH2 + H2 = CH3–CH3 реакция гидрирование
- CH2 = CH2 + H2O = CH3–CH2–OH реакция гидратация
Б) Р-я разложения
СаСО3= СаО + СО2
Учитель:
Почему в органической химии это типичная реакция?
(все органические в-ва при нагревании без доступа воздуха разлагаются)
Приведём простой пример.
C3H8 = 3C + 4H2
В) Р-я замещения
Zn + 2НСl = ZnCl2+ Н2
Г) Р-я обмена
NaOH + НСl = NaCl + Н2О
Na2CO3+CaCl2→2NaCl+CaCO3
2. По изменению степеней окисления химических элементов
Теперь вы знаете типы реакций, попробуйте определить какой же это тип.
Fe(NO3)2+2HNO3(конц)=Fe(NO3)3+NO2+H2O
(учащиеся пытаются определить, говорят к какому типу относится реакция.)
Учитель: данную реакцию нельзя классифицировать по примеру рассмотренным выше, но для неё характерна другая классификация.
– Окислительно – восстановительные (С. О. у элементов меняется)
2Cu+2(N+5O3-2)2→2CuO+4N+4O2+O20
– Неокислительно- восстановительные
Ca+2Cl2-1 + Na2+1C+4O3-2= Ca+2 C+4O3-2 + 2Na+1Cl-1
3. По направлению: (-Обратимые реакции - протекают одновременно в двух противоположных направлениях
СО2 + Н2О↔Н2СО3
В органической химии обратимыми являются реакции
- гидрирования↔дегидрирования
- гидратация↔дегидратация
- полимеризация↔деполимеризация
- Необратимые реакции - протекают только в одном направлении
Na2CO3 + 2НСl → 2NaCl + Н2О + СО2↑
Признаки необратимости
1. образование осадка,
2.образование слабого электролита (Н2О …),
3.выделение газа
4.образование комплексного соединения.
4.По тепловому эффекту(Q):
- Экзотермические (+ Q)
С + О2 = СО2+Q
-Эндотермические (-Q)
СаСО3= СаО + СО2↑–Q
В данном случае нужно запомнить несколько правил:
1) все реакции разложения – эндотермические
2) все реакции соединения, кроме N2+О2 =2NO–Q и H2+I2→2HI–Q ЯВЛЯЮТСЯ ЭКЗОТЕРМИЧЕСКИМИ.
5. По участию катализатора различают:
– каталитические реакции -протекают с участием катализатора, например:
N2+ 3H2 ––––2NН3
– некаталитические реакции — протекают без участия катализатора, например:
2H2+ О2 –––––2H2O
6.По агрегатному состоянию участвующих в реакции веществ различают:
– гомогенные реакции, в которых реагирующие частицы не отделены друг от друга какими-либо граничными поверхностями, а составляют единое целое, например:
2СО + О2 = 2СО2
– гетерогенные реакции, в которых реагирующие вещества разделены граничными поверхностями, например:
2Na + 2Н2О = 2NaOH + H2↑
IV. Закрепление.
Просмотрев видеоопыт, запишите уравнение протекающего процесса, охарактеризуйте реакцию по всем признакам. (Опыт: Получение кислорода в лабораторных условиях путём разложения перманганата калия).
2КМnO4=K2MnO4+MnO4+O2
1) реакция разложения
2) эндотермическая
3) некаталитическая
4) ОВР
5) Необратимая
6) гетерогенная
V. Домашнее задание
§11, стр.88-92 читать, №6 письменно
VI. Рефлексия. Выберите свой путь настроения на уроке
Перед завершением урока учитель предлагает учащимся проанализировать свое эмоциональное состояние.
7. Самостоятельная работа с индивидуальными карточками.
Учащимся предлагается по 2 уравнения реакций (количество вариантов по числу учащихся в классе). Указать тип реакции по каждому из трёх классификационных признаков.
Примерные варианты заданий:
1. MgCO3 → MgO + CO2 10. 4CrO3 → 2Cr2O3 + 3O2
K2SO3 + H2SO4 → K2SO4 + H2O + SO2 K2S + CuCl2 → CuS↓ + 2KCl
2. CaO + CO2 → CaCO3 11. WO3 + 3H2 → W + 3H2O
Mg + 2HCl → MgCl2 + H2 2KClO3 → 2KCl + 3O2
3. 2HgO → 2Hg + O2 12. 2N2O → 2N2 + O2
2SO2 + O2 → 2SO3 Cl2 + 2NaBr → 2NaCl + Br2
4. 2AgNO3 → 2Ag + 2NO2 + O2 13. KOH + HCl → KCl + H2O
NaOH + HNO3 → NaNO3 + H2O F2 + 2KI → 2KF + I2
5. Fe + CuSO4 → FeSO4 + Cu 14. Cr2O3 + 2Al → Al2O3 + 2Cr
2HNO3 + Ba(OH)2 → Ba(NO3)2 + 2H2O 2KNO3 → 2KNO2 + O2
6. 6Li + N2 → 2Li3N 15. H2 + Cl2 → 2HCl
2KI + Pb(NO3)2 → PbI2↓ + 2KNO3 AgNO3 + NaCl → AgCl↓ +
NaNO3
7. MgO + CO2 → MgCO3 16. NH4NO3 → N2O + 2H2O
BaCl2 + K2SO4 → BaSO4↓ + 2KCl P2O3 + 3H2O → 2H3PO3
8. TiCl4 + 2Mg → Ti + 2MgCl2 17. MgO + 2HCl → MgCl2 + H2O
CuO + 2HCl → CuCl2 + H2O 2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O
9. 2H2O2 → 2H2O + O2 18. 2CaH2 + Si → Ca2Si + 2H2
Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + CO2 + H2O CaO + H2SO4 → CaSO4 + H2O
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающего мира по теме «Классификация растений» УМК "Перспективная начальная школа"
План-конспект урока окружающего мира по теме «Классификация растений» УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока - игры по теме: "Классификация животных"
Данный материал содержит конспект урока-игры "Самый-самый-самый". В процессе урока учащиеся в игровой форме обобщают и закрепляют знания о классификации животных. Дети должны осознать важность и необх...
Конспект урока по математике в 3 классе на тему "Классификация многогранников"
Задачи урока:Образовательные:ü научиться узнавать многогранники и их элементы (грани, вершины, рёбра);ü выявлять сходство и различие многогранников;ü различать развёртки ...
Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...
План - конспект урока по математике на тему: "Геометрические фигуры и их классификация". (1класс)
Напоминаем учащимся, что мы ранее рассмотрели линии и фигуры. Убеждаемся, что они помнят, что такое точка, прямая, кривая и ломаная линии. Позволяем учащимся экспериментировать через аккуратное ...
Конспект урока по математике "Разбиение множества (классификация)" УМК "Перспектива"
Цель: формирование понятия операции разбиение множеств на части по свойствам (классификация), умения находить целое и части, видеть их взаимосвязьПланируемые результатыПредметные:знать: правило ...
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»
Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...