Рабочая программа по ИЗО 3 класс " Школа России"
рабочая программа (3 класс)
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Неменского Б.П., Горяева Н.А., Неменской Л.А., Питерских А.С., «Изобразительное искусство », М: Просвещение, 2015 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.doc | 337.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Неменского Б.П., Горяева Н.А., Неменской Л.А., Питерских А.С., «Изобразительное искусство », М: Просвещение, 2015 г.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю), что соответствует учебному плану начального общего образования МБОУ ДубовскойНШ №1.
Общие цели и задачи учебного предмета
Приоритетные задачи художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребёнка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Уникальность и значимость «Изобразительного искусства» как школьной дисциплины определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, на формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции, необходимых в любой профессии.
Цель предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
Задачи художественного развития учащихся в 3 классе:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве
Дети должны:
— проявлять интерес к окружающей жизни, испытывать любовь к красоте родной природы, чувство духовной близости с ней;
— понимать, что художник обязательно стремится выразить своё отношение к тому, что видит, к тому, что изображает, украшает или строит;
— учиться вглядываться в природу, видеть её красоту глазами Мастеров Изображения, Украшения и Постройки;
— учиться видеть в жизни и в искусстве, выражать в своём творчестве проявления добра и зла в отношении к природе и к людям;
— проявлять отзывчивость к выразительности цвета, формы и линий в природе;
— уметь видеть разнообразие и красоту красочных смесей, возможности цветовой палитры;
— ощущать эмоциональные связи между целями собственной деятельности и творчеством художников в области изображения, украшения и постройки;
— учиться быть чуткими и гуманными по отношению к человеку, животным, растениям;
— учиться понимать, что природа эмоционально воздействует на человека;
— учиться испытывать наслаждение от созерцания красоты цвета, ритмов в природе и в произведениях искусства, учиться испытывать чувство удивления и восхищения
от сочетания в природных объектах и в произведениях искусства гармоничных и пропорциональных объёмов;
— учиться эстетически относиться к художественным произведениям, уважать личность художника, стремиться постичь язык искусства.
Формирование художественно-творческой активности
Дети должны:
— учиться понимать особенности трёх сфер художественной деятельности (изобразительной, конструктивной и декоративной);
— учиться понимать, как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях;
— активно включаться в художественную деятельность по созданию ; художественного образа средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, проявляя инициативу, фантазию, воображение;
— включаться в творческую работу по освоению возможностей цвета, линии, формы, объёма, а также по освоению выразительности художественных материалов и возможностей художественных инструментов;
— испытывать потребность в творческой деятельности, в расширении собственного художественного опыта;
— стремиться экспериментировать с различными материалами по созданию художественных образов;
— стараться творчески воспринимать человека в искусстве и жизни, уметь сопоставлять его внутренний и внешний облик;
— иметь представление о выразительных возможностях цвета, линии, пятна, композиции, фактуры, движения, ритма и т. д.;
— проявлять творческую активность в коллективных формах работы;
— учиться выражать собственные представления о содержании искусства и воспринимать оценочные суждения сверстников;
— стремиться к художественно-творческой деятельности во внеурочное время.
Формирование художественных знаний, умений и навыков
Дети должны:
— знать о существовании трёх сфер художественной деятельности и их единстве, о том, что, изображая, украшая и строя, художник передаёт своё отношение к предмету или явлению;
— знать о роли фантазии в искусстве, о связи фантазии и реальности;
— иметь представления о многообразии природных форм, их рациональности и красоте;
— знать о том, что существуют основные и составные цвета;
---знать о том, как и для чего художник использует выразительность цвета, линии, пятна в своём творчестве;
— знать несколько имён художников и произведений из приведённых на страницах учебника;
— уметь делать осмысленный выбор материала и приёмов работы для передачи своего отношения к изображаемому;
— иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;
— иметь навыки работы гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, другими графическими материалами;
— иметь навыки построения композиции на всём листе;
— уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;
— учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
— развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;
— совершенствовать умения владеть цветовой палитрой, живописной фактурой, свободно заполнять изображением весь лист;
— уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;
— закреплять навыки работы кистью, пером, навыки осознанного использования выразительности материала для решения творческой задачи;
— учиться сочетать объёмы для создания выразительности образа;
— учиться эмоционально строить композицию с помощью ритма линий, объёмов, их движения;
— учиться творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, т. е. творчески сотрудничать).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
обчающиеся должны знать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России
обчающиеся должны уметь:
- Конструировать и лепить.
- Рисовать с натуры и представлению
- Выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию.
- Работать с акварелью и гуашью;
Выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги.
Получат возможность научиться
- Выполнять эскизы.
- Работать акварелью, гуашью; в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).
- Декоративно-прикладное творчество.
Учащиеся 3 класса должны
знать/понимать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного искусства;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России.
уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т.д. в рисовании на темы и с натуры;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
- применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Искусство в твоем доме (8 ч).
Мастера Изображения, Постройки и Украшения.
Здесь "Мастера" ведут ребёнка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребёнка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Твои игрушки.
Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
Посуда у тебя дома
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
Мамин платок
Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.
Обои и шторы в твоем доме
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.
Твои книжки
Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение.
Искусство на улицах твоего города (7ч).
Памятники архитектуры – наследие веков
Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
Парки, скверы, бульвары
Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
Ажурные ограды
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".
Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины магазинов
Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
Транспорт в городе
В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Что сделал художник на улицах города (обобщение темы)
Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создаётся одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своём городе (селе), о роли художников, которые создают художественный облик города.
Художник и зрелище (9 ч)
Художник в цирке. Цирковое представление
В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.
Театральные маски
Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Художник в театре
Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).
Афиша, плакат
Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.
Художник и цирк
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Художник и зрелище (обобщающий урок)
Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме.
Художник и музей (10 ч).
Музеи в жизни города
Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей.
Искусство, которое хранится в этих музеях
Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина-пейзаж
Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и тёплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Исторические картины и картины бытового жанра
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.
Тематическое планирование
№п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Искусство в твоем доме | 8 часов |
2 | Искусство в твоем доме | 7 часов |
3 | Художник и зрелище | 9 часов |
4 | Художник и музей (8 ч). | 10 часов |
Итого | 34 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ ур | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 четверть | |||
Искусство в твоем доме . | 8 | ||
1 | Мастера Изображения. Постройки и Украшения | 1 | 6.09 |
2. | Твои игрушки. | 1 | 13.09 |
3 | Посуда у тебя дома. | 1 | 20.09 |
4 | Обои и шторы у тебя дома. | 1 | 27.09 |
5 | Мамин платок. | 1 | 4.10 |
6 | Твои книжки. | 1 | 11.10 |
7 | Открытки. | 1 | 18.10 |
8 | Труд художника для твоего дома. | 1 | 25.10 |
2 четверть | |||
Искусство на улицах твоего города | 7 | ||
9 | Памятники архитектуры. | 1 | 8.11 |
10 | Парки, скверы, бульвары. | 1 | 15.11 |
11 | Ажурные ограды. | 1 | 22.11 |
12 | Волшебные фонари. | 1 | 29.11 |
13 | Витрины. | 1 | 6.12 |
14 | Удивительный транспорт. | 1 | 13.12 |
15 | Труд художника на улицах твоего города (села). | 1 | 20.12 |
Художник и зрелище | 9 | ||
16 | Художник в цирке. Цирковое представление. | 1 | 27.12 |
3 четверть | |||
17 | Художник в театре. Образ театрального героя. | 1 | 10.01 |
18 | Театр кукол. Голова и костюм куклы. | 1 | 17.01 |
19 | Театр кукол. Декоративное украшение костюма. | 1 | 24.01 |
20 | Карнавальные маски. | 1 | 31.01 |
21 | Афиша и плакат. | 1 | 7.02 |
22 | Праздник в городе. Парад военной техники к 23 февраля. | 1 | 14.02 |
23 | Праздник в городе. Открытка для мамы к 8 марта. | 1 | 21.02 |
24 | Школьный карнавал. | 1 | 28.02 |
Художник и музей. | 10 | ||
25 | Музей в жизни города. | 1 | 6.03 |
26 | Музеи искусства. | 1 | 13.03 |
4 четверть | |||
27 | Картина-пейзаж | 1 | 20.03 |
28 | Картина-портрет. | 1 | 3.04 |
29 | Картина-натюрморт. | 1 | 10.04 |
30 | Картины исторические и бытовые. | 1 | 17.04 |
31 | Картины исторические и бытовые. | 1 | 24.04 |
32 | Скульптура в музее и на улице. | 1 | 8.05 |
33 | Художественная выставка. | 1 | 15.05 |
34 | Каждый человек – художник! | 1 | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...
Рабочие программы для 4 класса "Школа России"
Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.), по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...
Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...
Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)
Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...