Организация проектной деятельности в начальной школе
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Проектная работа закладывает и формирует те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, способность к саморазвитию. Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Организация проектной деятельности  в начальной школе

Рушания Шафигуллина,

учитель начальных классов МБОУ «Уруссинская НОШ №1»

ФГОС нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Возникает необходимость сделать акцент на организации проектной деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Проектная работа закладывает и формирует те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, способность к саморазвитию. Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь.

Что необходимо нашим школьникам для успеха?

- Способствовать творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи.

-Уметь работать в команде и обладать навыками общения.

- Эффективно использовать знания в реальной жизни.

- Компьютерная грамотность.

- Планировать конкретные результаты и нести персональную

ответственность за них.

Учебный проект- это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать.

Памятка для ученика начальной школы по созданию творческого  проекта:

Разберёмся  в значении некоторых слов:

Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.

После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

  1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)
  2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.)
  3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
  4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
  5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.

1. Выбор темы. Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается. Возможно, на помощь придут следующие вопросы:*Что мне интересно больше всего?

*Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

2. Формулировка темы проекта.

Примеры тем: «Любимое число», «История моего края», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.

3. Определение цели проекта.

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.

Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?

Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».

4. Постановка задач проекта.

Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.

Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

5. Высказать одну или несколько гипотез.

Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …». Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную - на второе и т.д.

Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».

  1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
  2. Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
  3. Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
  4. Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.

Образец

Тема проекта: «Мир слов».

Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.

Задачи:

  1. Изучить строение словаря.
  2. Определить, когда и где можно использовать словарь.
  3. Придумать рекламу для толкового словаря.

Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря.

6. Работа с информацией.

Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём - либо.

1) Сбор информации.

Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.

Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).

Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.) К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.

2) Методы исследования.

Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что–то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия. Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.

Методы исследования:

  • Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.
  • Изучение источника исследования.
  • Опрос.
  • Интервью.
  • Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).
  • Анализ информации.
  • Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.
  • Мозговой штурм.
  • Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).
  • Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.
  • Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.
  • Сравнение.

3) Результаты исследования.

Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта.

Творческий продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено. Виды творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация, синквейн.

4) Вывод. Вывод - это логический итог рассуждений, умозаключение.

7. Защита проекта. Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.

Текст выступления

Даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего выступления. Если проект групповой, для своей группы вам необходимо составить речь и затем распределить, кто какую часть будет произносить.

Введение

Тема моего / нашего проекта …Цель моей / нашей работы …Задачи моего / нашего исследования: …Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: …Творческим продуктом будет …Моя / Наша работа актуальна, потому что … Наша гипотеза подтвердилась….

Пример выступления первоклассника с исследовательским проектом «Мой прадедушка – участник ВОВ»

  «Здравствуйте! Будем знакомы. Я Нафиков Карим –ученик 1«А» класса Уруссинской НОШ №1. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию  исследовательский проект: «Мой прадедушка-участник Великой отечественной войны».
  Нам на классном часе сообщили, что собирают информацию для «Книги памяти» об участниках ВОВ. Меня заинтересовало, а есть ли участник войны в нашей семье?  Я спросил у мамы и бабушки. Они мне рассказали, показали фотографии о моем прадедушке Сахабиеве Зуфаре Кашафутдиновиче. Мне кажется, что с уходом ветеранов Великой Отечественной войны, должна сохраниться информация о них, как об участниках самой кровопролитной войны за всю историю человечества. Для чего? Чтобы не было больше никогда такой войны снова. Мы, подрастающее поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков. Данная  работа имеет большое значение в воспитании Гражданина и Патриота.
 Я задался целью узнать как можно больше информации о прадедушке

- Оценить знание одноклассников  о ВОВ.
- Привлечь  внимание ребят к памяти об участниках ВОВ.

Я выдвинул гипотезу, память об участниках Великой Отечественной войны будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, участниках, и передавать это по наследству.
 
Я провел анкетирование среди одноклассников. Анкетирование показало, что ребята не все знают о ВОВ.
  В анкетирование принимало участие 22 ученика.
Вопросы анкеты.
1.Знаете ли вы что такое ВОВ?
2.Кто из ваших родственников участвовал в ВОВ?
3.Знаете ли вы где воевали ваши родные?

4.Хотели бы вы узнать больше о том времени?
Вот такие ответы дали ребята:

 (показывает на экран-слайд)
 Знакомьтесь –мой прадедушка Сахабиев Зуфар Кашафутдинович.

  Он родился 2 октября 1923 г., в селе Подгорный, Мензилинского района. В семье было 6 детей. Отец был служащим, мать воспитывала детей и занималась хозяйством, были крестьянами средняками.

В 1941году окончил Мензилинское педагогическое училище, до призыва в ряды Советской Армии работал учителем начальных классов.

При прохождении службы был курсантом, стрелком, наводчиком

Демобилизован из Советской Армии 06.12.1945 году

Когда настало мирное время, прадедушка вернулся к профессии учителя, был директором Старо – Уруссинской семилетней школы, директором кинотеатра Восток». В 1985 году ушел на пенсию.

Про войну прадедушка рассказывал родным, очень редко, потому что это были очень тяжелые воспоминания.

Скончался мой прадедушка в 1987году, когда ему было 64 года. Я знаю о нем благодаря рассказам моей бабушки и мамы. Мы составили Альбом-плакат о прадедушке. А также хочу собрать своих ныне живущих родственников всех вместе для ознакомления с материалами проделанного исследования, наметить дальнейший план пополнения и хранения этих документов.

Проделав работу, я сделал вывод: Пока мы помним прошлое, у нас есть и будущее. Мы чтим память о тех, кто стоял у истоков нашей семьи. Для нас это свято! Спасибо за внимание!»

                     

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

           Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и поселковой библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Наш экологический проект «Велосипед для здоровья человека” занял 1 место на поселковой научно-практической конференции «Культура. Интеллект. Наука» и стал лауреатом на республиканском конкурсе исследовательских проектов в г. Казань.  Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования проектной, исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

Проектная деятельность очень интересна для старших школьников и формирует многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в коллективе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности. Применение инновационных педагогических технологий способствует: повышению качества образования; повышение квалификации учителя; применение педагогического опыта и его систематизация; использование компьютерных технологий учениками; сохранение и укрепление здоровья детей; повышение качества обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...