Подготовка учеников к олимпиаде в начальной школе
учебно-методический материал (2 класс)
Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.
Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_podgotovki_uchashchihsya_nachalnoy_shkoly.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология подготовки учащихся начальной школы
к олимпиаде
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованной.
Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70 %, то к четырнадцати годам — 30-40 %, а к семнадцати — только 15-20 %.
Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Сегодня одаренными детьми называют:
детей с интеллектом выше среднего;
детей с высоким уровнем творческих способностей;
детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности.
С точки зрения педагогов олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету.
С точки зрения одаренных детей– это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.
Целями работы являются:
Развитие познавательной активности учащихся
Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла
Выявления уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла
Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления
Формирование творческой активности обучающихся
Развитие способности к нахождению аналогий
Учить работать командой (группой)
Способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся.
Однако, одаренность учащегося в рамках школы, как бы мы того не хотели, сужается в рамки предметной. Решение проблемы заключается, на мой взгляд, в создании механизмов дифференцированного подхода в обучении школьников.
На подготовительном этапе работы надо приготовить задания и дать информацию обучающимся. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий.
Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.
Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.
Одной из форм подготовок к олимпиадам нужно использовать исследовательскую работу учащихся, принимая участие в различных конкурсах. Основную цель исследовательской деятельности учащихся в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.
Система подготовки участников олимпиад:
— базовая школьная подготовка по предмету;
— подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);
— самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
— целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя) , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года
элективные курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей
индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения
использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы)
уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач
использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через
— наблюдения в ходе уроков;
— организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
— оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет
— реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников
— уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)
— Работать по принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)
3.Планируем работу.
— при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности
— оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)
— предусмотреть возможность отдыха, релаксации
— не превращать работу группы в пустое времяпровождение
— наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.
— основной формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы
4.Расширяем кругозор:
— читаем книги, журналы
— работаем в Интернете
— общаемся дистанционно
5. Решаем задачи.
— нужно стремиться дать каждому члену группы свободу выбора, индивидуальную образовательную траекторию
— создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)
6. И не останавливаемся.
Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?
— зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)
— зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.
— целевое изучение литературы
— создание опорных схем, таблиц и т.д.
С олимпиадниками работать и сложно и интересно. Интересно потому что это как правило, мотивированные учащиеся, которым не надо объяснять «зачем мы здесь сегодня собрались» и есть возможность более детально рассмотреть вопросы, занимательные факты, решить задачи и кроссворды, отработать умения и навыки, пообщаться, порассуждать на исторические и обществоведческие темы. Сложно потому, что наступает такой момент, когда твои ученики по каким-то вопросам знают уже больше тебя и тогда «олимпиадником» приходится становиться тебе, чтобы «держать планку».
Разнообразны формы и методы работы с одаренными детьми, в частности: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, предметные кружки, написание творческих рефератов, олимпиады, создание благоприятных условий для развития и обучения ребенка.
Методы и средства обучения
базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:
— Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;
— На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;
— Учащийся становится субъектом своего собственного развития;
— Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.
Ведущие методы творческого характера:
- проблемные;
- поисковые;
- эвристические;
- исследовательские;
- проектные
в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Выработан пошаговый алгоритм, по которому и происходит подготовка к следующим конкурсам, олимпиадам. Он помог нам грамотно распределить свои силы.
1 шаг – первичный анализ. Ребята, просмотрев работу, отмечают те задания, которые могут выполнить самостоятельно.
2 шаг – поиск справочного материала. Дети, подбирают необходимый книги, журналы, пособия в школьной библиотеке и сети Интернет.
3 шаг – отбор информации. Под моим руководством и при помощи родителей происходит отбор необходимого материала.
4 шаг – построение ответов. Если олимпиада тестовая, то выбираем верный ответ из предложенных. Если олимпиада требует полного ответа – корректируем готовый ответ.
5 шаг – оформление работы.
6 шаг – сдача работы.
Этот алгоритм помог достичь определенных результатов
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
— осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
— создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
— признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
— Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;
— Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:
Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?
— Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
— Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
— Умение координировать свои действия с действиями родителей.
— Умение консультировать родителей и учащихся.
— Профессиональная зрелость.
— Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
— Эмоциональная стабильность.
— Способность к самоанализу.
— Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
— Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
— Учителю-предметнику в работе необходимо:
— Составить план занятий с ребенком, учитывая психические особенности ребенка .
— Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
— Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Диагностика успешности обучения – обязательное условие работы учителя сегодня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и проведение олимпиад в начальной школе. 25.02.2024
В данную работу включены советы по подготовке, проведению и о...
Олимпиады в начальной школе
Предлагаемый материал содержит олимпиадные задания для школьников 2- 4 классов по русскому языку, математике, окружающему миру и может быть полезен как для учителей начальных классов так и...
трудности в подготовке к итоговой аттестации в начальной школе (немецкий язык)
трудности в подготовке к итоговой аттестации в начальной школе (немецкий язык)...
задания по подготовке к олимпиадам в начальной школе
задания по подготовке к олимпиадам в начальной школе...
Рабочая программа по подготовке к участию в олимпиадах учащихся начальной школы
Актуальность программы Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребё...
«Приемы работы по профориентационной пропедевтической подготовке обучающихся с ОВЗ в начальной школе»
Профориентация в начальной школе способствует расширению знаний и формированию интереса к познанию о мире профессий. В том числе формированию у детей ценностного отношения к труду, осознание роли труд...
Особенности подготовки и проведения ВПР в начальной школе
Выступление на РМО учителей начальных классов...