Программа кружка "Тестопластика"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Колобок » ( лепка из соленого теста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_morozova.docx | 38.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХОРИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»
«Согласовано» На методическом совете МБУ ДО «ДЮЦ» Протокол №___ От «____»_________20___ г. Председатель ______________/методист Ефимова Л.А./ | «Утверждаю» Директор МБУ ДО «Детско-юношеский центр» Бакшеева В.Г. МП Приказ № ____ от «____» ________ 20___ года |
Дополнительная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Колобок»
Лепка из соленого теста
(Стартовый уровень)
Возраст обучающихся 7-9 лет
Срок реализации 1 год
Возраст: 6-9 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Автор-разработчик:
Морозова Екатерина Николаевна
педагог дополнительного образования
с. Хоринск
2020
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Колобок » ( лепка из соленого теста) разработана на основе:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.12);
• Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (№ 1726-р от 04.09.14);
• Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (№ 1008от 29.08.13);
• Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
• Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ от 24.07.98);
• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (№ 996-р от 29.05.15);
• Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (№ Пр-827 от 03.07.12);
• Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (№ 1239 от 17.11.15);
• Устава МБУ ДО «ДЮЦ»;
• Положения о дополнительных общеразвивающих программах, реализуемых в МБУ ДО «ДЮЦ»
Основные характеристики программы «Колобок»
( лепка из соленого теста)
Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Занятия лепкой направлены на развитие у учащихся интереса к ручному труду, дают возможность освоить простейшие приёмы работы с солёным тестом, развивают эстетический вкус, формируют представления о декоративно – прикладном искусстве, раскрывают творческий потенциал личности.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Занимаясь лепкой из солёного теста, дети приобщаются к созданию простейших изделий декоративно – прикладного искусства. У них развивается эстетический вкус, желание проявить себя в творчестве.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки, мелкую моторику пальцев рук, воспитывает аккуратность и терпение.
Дети постепенно овладевают приемами отщипывания маленьких комочков теста от большого, скатывания прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения, учатся лепке по частям и из целого куска, использовать стеки.
Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления). Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Программа «Колобок» предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями на занятиях по лепке как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными (моторика, художественный вкус и др.). Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи, от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника коллектива.
Таким образом, педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе, с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных техник лепки при выполнении индивидуальных изделий.
Целью программы является создание условий для формирования опыта работы с солёным тестом с использованием различных приёмов лепки.
Задачи программы:
- дать представления о лепке, как одном из видов декоративно – прикладного искусства
- познакомить детей русскими народными игрушками (дымковская, романовская игрушка и др.), с профессией гончара и гончарным делом (глиняная посуда)
- формировать у детей навыки лепки
- побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и сюжетные композиции
- научить практическому применению в быту навыков изготовления изделий: подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома и т. д.
- формировать навыки безопасного пользования различными материалами и инструментами при работе с солёным тестом (стеки, ножницы, скалка и т. д.) - приобщать детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи
- организовать ежегодно подведение итогов года в виде отчётной выставки с привлечением родителей, работников центра внешкольной работы
- участвовать в конкурсах и выставках детских работ (на уровне своего объединения, центра внешкольной работы, городском уровне, районном уровне)
Ожидаемые результаты программы: знать:
- как изготовить солёное тесто для лепки
- правила организации рабочего места
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, стеки, скалка и т. д.), правила безопасного труда при работе с указанными инструментами
- основные способы и приёмы лепки из солёного теста (разминание, отщипывание, шлепанье, сплющивание, вдавливание, оттягивание и др.) уметь:
- подготовить материалы и инструменты для лепки из солёного теста
- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями
- использовать в лепке известные способы и приёмы: расплющивать, оттягивать, отщипывать, вдавливать, делать насечки, дополнять готовые изделия налепами
- создавать объёмные лепные фигуры и сюжетные композиции
- расписывать вылепленные изделия
- применить в быту навыки изготовления изделий
- под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу, схеме, рисунку
Срок реализации 1 год.
Количество часов в год – 144 часа.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Возраст обучающихся – 6 – 9 лет.
В группе занимаются 20 человек.
Форма организации образовательного процесса:
- беседа
- индивидуальная работа
- групповая работа
- коллективно – творческая работа
- работа с родителями
- оформление выставок
Система отслеживания результатов усвоения материала:
- наблюдение
- беседа
- опрос
- организация и участие в выставках
- проведение конкурсов
Формой подведения итогов являются выставки работ учащихся с привлечение родителей и работников центра внешкольной работы, участие в конкурсах поделок, использование поделок – сувениров в качестве подарков.
Учебно-тематический план
№ | Тема, содержание темы | Количество часов
| Форма аттестации/ контроля |
1. | Вводный блок ( 8) | ||
1-2 | История возникновения соленого теста. Как приготовить соленое тесто. Виды соленого теста. | 2 | Беседа |
3-4 | Рабочее место и инструменты. Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками. |
2 | Беседа |
5-6 | Как лепить из соленого теста. Приемы работы. | 2 | Опрос |
7-8 | Сушка и раскраска поделок. | 2 | Беседа |
2. | Порадуем себя и мам.
| ||
9-10 | Бусы. История бус. Рассматривание слайдов, иллюстраций с изображением различных видов бус. Привлечение жизненного опыта детей. Форма бусин. | 2 | Беседа Наблюдение |
11-12 | Изготовление бус из соленого теста. |
2 | Наблюдение |
13-14 | Оформление работы. | 2
| Наблюдение |
15-16 | Браслеты. История браслета. Рассматривание слайдов, иллюстраций с изображением различных видов браслетов. Привлечение жизненного опыта детей. Эскиз браслета. | 2 | Беседа Опрос |
17-18 | Изготовление и оформление браслета из соленого теста. | 2
| Наблюдение |
19-20 | История колье, ожерелья. | 2 | Беседа |
Рассматривание слайдов, иллюстраций с изображением различных видов колье и ожерелий. Привлечение жизненного опыта детей. Эскиз колье «Сердечко». | |||
21-22 | Изготовление и оформление колье «Сердечко». | 2 | Наблюдение |
23-24 | Подарочные шкатулки. Рассматривание слайдов, иллюстраций с изображением различных видов шкатулок. Привлечение жизненного опыта детей. Эскиз шкатулки. | 2 | Беседа |
25-26 | Изготовление шкатулки по собственному эскизу. | 2 | Наблюдение |
27-28 | Оформление работы. Роспись. | 2 | Наблюдение |
3. | Фантазия на кухне ( 18 ч.) | ||
29-30 | Виды корзинок. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин с изображением различных видов корзин. Привлечение жизненного опыта детей. Эскиз корзинки. | 2 | Беседа Опрос |
31-32 | Изготовление корзинки из соленого теста. | 2 | Наблюдение |
33-34 | Оформление, раскрашивание корзинки. | 2
| Наблюдение |
35-36 | Что есть в корзинке? Рассматривание рисунков, иллюстраций, репродукций картин с изображением фруктов. Привлечение жизненного опыта детей. Форма фруктов. Изготовление | 2 | Беседа Опрос Наблюдение |
фруктов из соленого теста. | |||
37-38 | Оформление, раскрашивание фруктов. | 2
| Наблюдение |
39-40 | Что есть в корзинке? Рассматривание рисунков, иллюстраций, репродукций картин с изображением овощей. Привлечение жизненного опыта детей. Форма овощей. Изготовление овощей из соленого теста. | 2
| Беседа Опрос Наблюдение |
41-42 | Оформление, раскрашивание овощей. | 2
| Наблюдение |
43-44 | Коллективная работа по составлению и оформлению корзинки с фруктами. | 2
| Наблюдение |
45-46 | Коллективная работа по составлению и оформлению корзинки с овощами. | 2
| Наблюдение |
4. | Поиграем в зоопарк. ( 26 ч.)
| ||
47-48 | Побываем в зоопарке. Кто там живет? Дикие и домашние животные. Повадки животных. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, слайдов с изображением животных. Привлечение жизненного опыта детей. Чтение стихов и рассказов о животных. | 2 | Беседа Опрос
|
49-50 | Ежик. Виды ежей. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением разных видов ежей. Беседа о жизни ежика в природе. Рассматривание формы животного. | 2
| Беседа Опрос Наблюдение |
51-52 | Эскиз будущей поделки. Лепка ежика из соленого теста. Оформление поделки. | 2 | |
53-54 | Крокодил. Виды крокодилов. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением разных видов крокодилов. Беседа о жизни крокодила в природе. Рассматривание формы животного. Эскиз будущей поделки. Лепка крокодила из соленого теста. Оформление поделки. | 2
| Беседа Опрос Наблюдение |
55-56 | Эскиз будущей поделки. Лепка крокодила из соленого теста. Оформление поделки. | 2 | |
57-58 | Мышка. Виды мышей. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением разных видов мышей. Беседа о жизни мышки в природе. Рассматривание формы животного. | 2
| Беседа Опрос Наблюдение |
59-60 | Эскиз будущей поделки. Лепка мышки из соленого теста. Оформление поделки. | 2 | |
61-62 | Черепаха. Виды черепах. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением разных видов черепах. Беседа о жизни черепах в природе. Рассматривание формы животного. Эскиз будущей поделки. Лепка черепахи из соленого теста. Оформление поделки | 2
| Беседа Опрос Наблюдение |
63-64 | Слон. Виды слонов. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением разных видов слонов. Беседа о жизни слонов в природе. Рассматривание формы животного. Эскиз будущей поделки. Лепка слона из соленого теста. Оформление поделки. | 2
| Беседа Опрос Наблюдение |
65-66 | Кот. Породы домашних котов. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением разных пород котов. Беседа о повадках и содержании котов в домашних условиях. Рассматривание формы животного. Эскиз будущей поделки. Лепка кота из соленого теста. Оформление поделки. | 2
| Беседа Опрос Наблюдение |
67-68 | Лепка животного по собственному выбору с опорой на наглядность или по представлению. Оформление поделки. | 2
| Беседа Опрос Наблюдение |
69-70 | Групповая работа. Составление и оформление выставки «Мой домашний зоопарк». | 2
| Оформление выставки |
71-72 | Групповая работа. Составление и оформление выставки «Мои любимые животные». | 2
| Оформление выставки |
5. | Интересные идеи для оформления интерьера. (42ч.)
| ||
73-74 | Рамка для фотографий. Рассматривание разных видов рамок для фотографий. Эскиз рамки. Выбор различных материалов для оформления. Изготовление рамки для фотографий по выбранному эскизу. | 2 | Беседа Опрос Наблюдение |
75-76 | Изготовление рамки для фотографий по выбранному эскизу. Оформление рамки (раскрашивание, покрытие лаком). | 2
| Наблюдение |
77-78 | Ваза с розами. Зачем выращивают цветы? Беседа о красоте цветов. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин с изображением роз. Виды роз. Лепка розы из соленого теста. | 2 | Беседа Опрос Наблюдение |
79-80 | Лепка букета роз из соленого теста. Оформление поделки (раскрашивание, покрытие лаком). | 2
| Наблюдение |
81-82 | Рассматривание ваз для цветов, различных по форме, размеру, высоте. Эскиз вазы для роз. Лепка вазы для роз из соленого теста. | 2
| Беседа Наблюдение |
83-84 | Лепка вазы для роз из соленого теста (продолжение). | 2
| Наблюдение |
Оформление работы (роспись вазы, украшение, покрытие лаком). | |||
85-86 | Составление и оформление вазы с букетом роз. Выставка работ. | 2
| Наблюдение Оформление выставки |
87-88 | Полевые цветы. Беседа о разнообразии полевых цветов. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин с изображением полевых цветов. Лепка полевых цветов из соленого теста. | 2
| Беседа Опрос Наблюдение |
89-90 | Лепка полевых цветов из соленого теста. | 2
| Наблюдение |
91-92 | Составление панно «Полевые цветы». | 2 | Наблюдение |
93-94 | Оформление (раскрашивание, покрытие лаком) панно «Полевые цветы». Выставка работ. | 2 | Наблюдение |
95-96 | Насекомые. Беседа о разнообразии насекомых. Виды насекомых. Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Рассматривание частей тела насекомого. Лепка насекомых (божья коровка, пчела, жук) из соленого теста. | 2 | Беседа Опрос Наблюдение |
97-98 | Лепка насекомых из соленого теста для украшения комнатных растений. Оформление работ (раскрашивание, покрытие лаком). | 2 | Наблюдение |
99-100 | Кто такой домовой? Рассматривание рисунков, игрушек с изображением домового. Эскиз домового по представлению. Лепка домовенка из соленого теста. | 2 | Беседа Опрос Наблюдение |
101-102 | Изготовление сувенира – домового из соленого теста. Оформление работы (раскрашивание, покрытие лаком). Выставка работ.
| 2 | Наблюдение |
103-104 | Кактус. Беседа о кактусах. Виды кактусов. Родина кактусов. Жизнь кактусов на подоконнике. Правила ухода за домашними кактусами. Рассматривание иллюстраций с изображением кактусов. Лепка кактусов из соленого теста. | 2
| Беседа Опрос Наблюдение |
105-106 | Лепка кактусов из соленого теста. Оформление изделия (раскрашивание, покрытие лаком) | 2 | Наблюдение |
107-108 | Изготовление цветочного горшка из соленого теста для «посадки» кактуса. Оформление изделия. | 2 | Наблюдение |
109-110 | «Посадка» кактуса. Оформление «растения». Выставка работ. | 2 | Наблюдение |
111-112
| Изготовление из соленого теста магнитов на холодильник по собственному эскизу. | 2 | Беседа Наблюдение |
113-114 | Магниты на холодильник | 2 | Наблюдение |
из соленого теста. Оформление (раскрашивание, покрытие лаком). | |||
6. | Веселая рыбалка. (14 ч.) | ||
115-116 | Река. Озеро. Пруд. Беседа о водоемах нашего города. Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением водоемов. Привлечение жизненного опыта детей. Кто или что в воде живет? Рыбы. Беседа о многообразии рыбных пород. Рассматривание иллюстраций с изображением рыб. Привлечение жизненного опыта детей. Рассматривание формы рыбы. Лепка рыбки из соленого теста. | 2 | Беседа Опрос Наблюдение |
117-118 | Лепка рыбки из соленого теста. Раскрашивание рыбок. | 2 | Наблюдение |
119-120 | Улитки. Какие бывают улитки? Рассматривание иллюстраций с изображением улиток. Привлечение жизненного опыта детей. Рассматривание формы улитки. Лепка улитки из соленого теста. | 2 | Беседа Опрос Наблюдение |
121-122 | Лепка улитки из соленого теста. Раскрашивание улиток. | 2 | Наблюдение |
123-124 | Ракушки и водоросли. Рассматривание слайдов, иллюстраций с изображением дна водоема. Привлечение | 2 | Наблюдение |
жизненного опыта детей. Лепка ракушек и водорослей из соленого теста. | |||
125-126 | Лепка ракушек и водорослей. Оформление изделий. | 2
| Наблюдение |
127-128 | Составление из готовых деталей панно «На дне реки». Выставка работ. | 2 | Оформление выставки |
7. | Подставка для карандашей. (4 ч.)
| ||
129-130 | Подставка для карандашей «Кот», «Собака» (по выбору). Эскиз подставки. Лепка деталей подставки из соленого теста. | 2 | Беседа Опрос Наблюдение |
131-132 | Соединение деталей подставки для карандашей «Кот». Оформление изделия (раскрашивание, покрытие лаком). |
2 | Наблюдение |
8. | Талисманы своими руками. ( 10 ч.) | ||
133-134 | История возникновения талисманов. Сердечко на память по своему эскизу. Раскрашивание поделки |
2 | Беседа Опрос Наблюдение |
135-136 | Звериные мордашки на ниточке. Эскиз звериной мордашки. Лепка звериной мордашки по своему эскизу. |
2 | Наблюдение |
137-138 | Звериная мордашка на ниточке. Оформление поделки | 2 | Наблюдение |
139-140 | Талисман по своему замыслу. |
2 | Наблюдение |
141-142 | Талисман по своему замыслу. Оформление изделия. Выставка работ. |
2 | Наблюдение Оформление выставки |
143-144 | Итоговый отчет кружка «Забавное тесто» «Чему я научился». Выставка детских работ. | 2 |
|
|
Всего |
144 |
|
Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих контролей:
- предварительного
Проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе. - текущего
В конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме. Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей. В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение от того, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости. - итогового
Представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями и т. п.
Методическое обеспечение программы:
- планы учебных занятий
- набор дидактических карточек
- наглядный раздаточный материал по темам учебного курса
- лекционный материал
Литература для педагога:
- Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М. «Просвещение», 2000 г.
- Гипсон Р., ТайлерТ. «Делай и играй «Весёлые игры»». – М. «РОСМЕН», 1995.
- Зимина Н.В. «Шедевры из солёного теста». – М. «Мир книги», 2009.
- Михайлова И. «Лепим из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2004.
- Рубцова Е.В. «Фантазии из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2008.
- Бардина Р. А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры». - М., 1990.
- Конышева Н. М. «Лепка в начальных классах». - М. «Просвещение» 1985
- Перевертень Г. И. «Самоделки из разных материалов». - М., 1985.
- Попова О. С. « Русские художественные промыслы». - М. 1984
Литература для детей:
- Горичева В. С., Агибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко», 1998 г.
- Горичева В.С., Филиппова Т. В. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». Ярославль, «Академия и Ко», 2000 г.
- Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина» М., «Айрис – Пресс», 2012 г.
- Изольда Кискальт «Соленое тесто» М. «АСТ-Пресс»
- Романовская А.Л., Чезлов Е.М. «Поделки из соленого теста» - М., «АСТПресс», 2008 г.
- Катерина Дмитриева «Подарки: Техники. Приемы. Изделия» - М.: «АСТПРЕСС», 1999 г.
- Лыкова И., Грушина Л. «Пир на весь мир из соленого теста» - М.:
Издательский дом «Карапуз», 2008 г.
- Диброва А. «Поделки из соленого теста» - М.: Издательство: ООО
"Книжный клуб семейного досуга", 2008 г.
Интернет - ресурсы
- Соленое тесто форум М. Антипова http://www.booksiti.net.ru/books/6232675
- Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры
http://www.sprinter.ru/books/lepim-iz-solenogo-testa-ukrasheniya- suven…
- Соль, мука, вода - вот и все дела! http://funny-family.biz/hobbies/sol-muka-voda.html
- Лепка из солёного теста для детей: мастер – классы из журналов http://ejka.ru/blog/plastilin/765.html
- Лепка из соленного теста http://rudocs.exdat.com/docs/index-335967.html
- Магнитики на холодильник из соленого теста http://www.darievna.ru/home/next/1057
- Поделки из теста для лепки http://vmzkirov.ru/js/include/podelki-iz-testa-dlya-lepki
- Лепка: глина, пластика, соленое тесто http://mastera-rukodeliya.ru/index.php?start=2100
- Рождественский декор из соленого теста. Идеи, мастер-классы. http://idea-fx.blogspot.com/
- Поделки из солёного теста - Поделки http://podelkihandmade.ru/razdeli/podelki/podelki-iz-solnnogo-testa.ht…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...