Проектная деятельность как средство повышения мотивации к обучению
статья

Кострикина Елена Ивановна

Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.

Как известно, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство повышения

мотивации к обучению

Одной из задач современного образования является формирование

потребности к саморазвитию и самообучению. С дошкольного возраста

ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его

окружает. Начинается этап психического развития ребенка с момента

осознания себя членом человеческого общества до момента систематического

обучения.

Но при всем этом, мы не должны забывать, что детство – это

пора радости, веселья, беззаботности. Однако в это время начинается учеба, и

необходимо сделать так, чтобы для школьника она была не нудным и

утомительным делом, а захватывающим и интересным процессом. Что может

побудить ученика учиться? Это авторитет родителей, педагога, оценки, интерес

к предмету.

Вопрос о мотивации к обучению может быть назван центральным, так как

мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и

смыслообразования. Ученые считают, что результаты деятельности человека на

20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов, и чтобы заложить

основу для умения, желания учиться, мотивировать ребенка нужно начинать с

самого младшего школьного возраста. Что же такое мотивация? От чего она

зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности,

которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к

окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива

или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается

крайне неустойчивой.

Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на

большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда

авторов к изучению особенностей мотивации обучения начиная с младших

школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.

Тысячекратно цитируется древняя мудрость: «можно привести коня к

водопою, но заставить его напиться нельзя»». Да, можно усадить детей за

парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без

внутренней мотивации, освоение знаний не произойдёт, это будет лишь

видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание

"напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях?

Решению этих вопросов во многом способствует организация внеурочной

исследовательской и проектной деятельности учащихся.

 Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.

Как известно, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Проект - это "шесть П":

1.Проблема

2.Планирование (проектирование)

3.Поиск информации, анализ полученных данных

4.Продукт

5.Презентация.

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все

рабочие материалы, в том числе черновики, отчеты и др.

Эти «шесть П» можно считать этапами реализации любого проекта. На каждом

этапе исполнителей проекта необходимо заинтересовать, внутренне

мотивировать на получение запланированного результата.

Начиная работу над проектом, нужно постараться выдвинуть перед детьми такую

проблему, которая интересна и значима для каждого.

Планирование

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного

обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласование интересов

учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и

разрешения спорных вопросов. Роль педагога заключается в том, чтобы

занять позицию «стороннего наблюдателя», создать иллюзию, что дети сами

формулируют цели и задачи. На самом деле, педагог координирует эту работу,

ненавязчиво подсказывает воспитанникам, что и как делать. Такая позиция

уместна при работе с детьми младшего возраста, а более старшие - уже

способны сами ставить цели и задачи, планировать действия.

Поиск информации, анализ полученных данных

Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа

информации, во время которого каждый ученик уточняет и формулирует

собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в

частности. Ищет и собирает информацию, учитывая собственный опыт,

обменивается ею с другими учащимися. Получает сведения из

специальной литературы, интернета, после чего анализирует и интерпретирует

полученные данные.  

Главная задача руководителя проекта, на данном этапе заключается в

том, чтобы у участников проекта не пропал интерес к процессу решения задачи,

к поиску способа решения, результату деятельности. Поэтому через совместные

обсуждения, беседы нужно постараться спровоцировать вопросы, дать возможность

исполнителям проекта найти новые методы и формы получения информации.

На данном этапе нужно консультировать учащихся по мере необходимости,

предлагать какую информацию исключить, или, наоборот, добавить.

Ненавязчиво контролировать, наблюдать, фиксировать. И,

самое главное, старалаться создавать атмосферу взаимного уважения,

сотрудничества и поддержки среди участников всего проекта.

Продукт

Продукт, это этап, где осуществляются структурирование полученной

информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Все участники проекта систематизируют полученные данные, объединяют всю

информацию в единое целое, и выстраивают общую логическую схему выводов

для подведения итогов. Это могут быть: круглый стол, доклады, проведение

конференций, показ видеофильмов, спектаклей, выпуск стенгазет, школьных

журналов, презентация в интернете, памятки, буклеты и т.д.

Презентация

Заключительный этап можно провести в любой форме. Это может быть

презентация, в ходе которой учащиеся приобретают навыки представления

итогов своей деятельности. Основные требования к презентации: выбранная

форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории,

для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и

подготовке к презентации, у учащихся, как правило, появляются новые

вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход

исследований. Важным этапом формирования у школьников интереса к

проведенному исследованию является публичная защита полученных

результатов перед родителями, сверстниками или учащимися других классов.

Процесс обобщения информации важен потому, что каждый участник

проекта представляет не только полученные результаты и выводы, но и

описывает приемы, при помощи которых была получена и проанализирована

информация, демонстрирует приобретенные знания и умения, рассказывает о

проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

Работая над проектом, мы, педагоги, не должны забывать, что основными

критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его

участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.

Ну и шестое "П" проекта – как я уже говорила, это его портфолио, т.е. папка,

в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные

планы, отчеты и др. Но лучше всего все материалы оформить в виде проектной

работы.

Таким образом, метод проектов способствует:

 актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому

применению во взаимодействии с окружающим миром;

 стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении,

творческой общественно-значимой деятельности;

 способствует процессу сотрудничества детей и взрослых;

 является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет

фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к

проекту.

Проектная и исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время уже доказала свою эффективность. Развитие исследовательской и проектной деятельности учеников, как на уроках, так и вне их просто необходимо для того, чтобы каждый ученик делал открытие для самого себя, а затем уже для развития современной науки. В процессе проектной работы школьники получают опыт критического анализа, управления, рефлексии, публичного отстаивания позиций, эмоционального переживания успехов и неудач, кооперативных и конкурентных отношений. Формируется критическое и творческое мышление, обеспечивается интеллектуальное развитие школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению.

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Поэтому сейчас н...

Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения мотивации учащихся

Одним из методов повышения интереса к учебе является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу....

Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучения учащихся.

Преобразования в обществе и изменения в Российском образовании за последние годы требуют и от педагога нового подхода к процессу обучения. Вместо усвоения учащимися готовых знаний, умений ...

презентация на тему: "Проектная деятельность на уровне начального общего образования как средство повышения мотивации к обучению"

Презентация из опыта работы по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" автор Пахомова....

Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения мотивации к обучению младших школьников

Проектно-исследовательская деятельность  как средство повышения мотивациик обучению младших школьников...

Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации в начальной школе в рамках реализации ФГОС третьего поколения»

Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации в начальной школе в рамках реализации ФГОС третьего поколения»...