Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению.
статья по теме

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция на тему:

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению.

                учителя начальных классов

МОУ « Волосовской начальной

общеобразовательной школы»

Медведевой Яны Владимировны

образование высшее

педагогический стаж – 13 лет

        2012 г.

Актуальность: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа и методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.   Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной  школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность  является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Чтобы учебная деятельность ребёнка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.

Проектно-исследовательская деятельность помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. В педагогике и психологии  «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Гипотеза:

Построение процесса познания на уроке и внеурочной деятельности так, чтобы ребенок испытывал удивление, озадаченность неразгаданной проблемой, радость самостоятельно сделанного открытия. Формирование положительных мотивов учебной деятельности, познавательного интереса; развитие интеллектуальной сферы обучающихся через  поисково-исследовательскую деятельность и проектное обучение; расширение кругозора учащихся, выходящих за рамки программы по изучаемому предмету.

Поэтому целью моей работы является: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

1. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

2. Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;

3. Ознакомить учащихся с проектно-исследовательской деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе;

4. Исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность

5. Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.

Ожидаемые  результаты:

1. Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;

2. Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;

3. Умение планировать работу над проектами;

4. Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектно-исследовательской деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектно-исследовательскую деятельность нужно обязательно.

Включать школьников в проектно- исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса. Вначале – доступные исследования, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимые во внеурочное время и оформление результатов исследований в виде творческих работ. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской  работы каждого ученика.

Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

1) Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников  заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Учение через деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе. Вместе со своими учениками мы уже разработали несколько проектов. Например: на уроке окружающего мира во 2 классе проект «Моя семья – моё богатство», в 1 кл. на уроке обучения грамоты проект «Звериная азбука»,в 1 классе на кружковых занятиях «Школы докторов» выполнялся долгосрочный проект «Что значит здоровый образ жизни».

И отсюда выбор основных образовательных технологий:

1) Технология проектирования. Предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.

2) Технологии проблемного обучения. В ходе решения  проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.

3) Технология развивающего обучения. Вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.

4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.

Свою работу над проектно-исследовательской деятельностью я строю в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) совместный со взрослыми сбор информации по данной теме;

2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы

По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей. В 1 классе учу выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно приучаю детей к работе по группам. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке. Библиотекарь заранее подбирает нам книги по темам проекта. Учимся искать нужную информацию. Учу оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

-презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

Вывод:.

Внедрение элементов технологии проектно-исследовательского обучения в учебный процесс дало положительные результаты. Участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве. Повышение мотивации, значимости своего труда вызывает положительные эмоции, связанные с процессом обучения.(приложение) Овладение исследовательскими умениями и навыками является предпосылкой формирования у школьника познавательного отношения к миру, целостных представлений о мире, интереса и потребности к «открытию тайн» мира. Владение элементарными навыками исследовательской деятельности облегчает и помогает школьникам чувствовать себя уверенно в любых нестандартных ситуациях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов, предназначено для учителей начальных классов....

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов Белгородского района Белгородской области...

«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.Метод проектов -г...

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач, ...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

В статье описывается опыт работы по развитию одарённости у младших школьников...

«Формирование первоначальных навыков исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения качества образования»

Стратегия развития отечественного образования, намеченная на заседании Государственного совета РФ, нашла отражение в Концепции модернизации образования и федеральных государственных образовательных ст...