Рабочая программа кружка "Логика", 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа к курсу «Логика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,рассчитана на 34 учебных недели, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logika_2_klass.docx | 46.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гнездовская средняя школа Смоленского района Смоленской области
Согласовано:
Заместитель директора Антонова А.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Логика»
Составитель: Дмитриева О.Ю.
Новые Батеки, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Логика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г. – 270 с. и электронной программы «Академия младшего школьника 1-4 класс»- Новый диск, 2009 год.
Программа рассчитана на 34 учебных недели, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Цели и задачи программы:
Цель программы: - развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.
Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Задачи :
Обучающие:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
- Ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей.
- Стремление преодолевать возникающие затруднения.
- Готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
- сравнивать слова по написанию и произношению;
- определять разницу между звуком и буквой;
- устанавливать общие признаки жанров;
- находить языковые закономерности;
- определять последовательность работы над словом.
Содержание программы «Логика» 2 класс
Содержание курса | Кол-во часов | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок). | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы, предметы по цвету, форме, размеру. Выделять черты сходства и различия, закономерности, признаки разных предметов. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание, целенаправленное и осмысленное наблюдение, чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками, несложные определения понятиям. Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки, преобразовывать фигуры. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств, признаки геометрических фигур. Определять на глаз размеры предмета, главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Ориентироваться в пространстве. |
Развитие концентрации внимания. | 5 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания.. | |
Тренировка слуховой памяти. | 5 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | |
Тренировка зрительной памяти. | 4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления | |
Развитие аналитических способностей. | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
Совершенствование воображения. | 5 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | |
Развитие логического мышления. | 3 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | |
Тренировка внимания. | 5 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | |
Развитие быстроты реакции. | 4 | Развитие быстроты реакции. | |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
Содержание курса | Кол-во часов | Целевые ориентиры. Деятельность учителя с учетом программы воспитания |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок). | 1 | Развивать активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. |
Развитие концентрации внимания. | 5 | Воспитание стремления к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. |
Тренировка слуховой памяти. | 5 | Развивать познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. |
Тренировка зрительной памяти. | 4 | Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. |
Развитие аналитических способностей. | 1 | Прививать уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. |
Совершенствование воображения. | 5 | Учить воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. |
Развитие логического мышления. | 3 | Развивать познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. |
Тренировка внимания. | 5 | Прививать первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта |
Развитие быстроты реакции. | 4 | Прививать первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | Развивать первоначальные представлени о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. |
Форма организации занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Тематический план 2 класс
№ занятия | Тема | Содержание | Теория | Практика |
Итого | 1 | 33 | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Главное и существенное. Сравнение. Признаки разных предметов. | 0,5 | 0,5 |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Выделение закономерностей. Ориентировка в пространстве. Сравнение и классификация предметов и явлений. Логически-поисковые задания. | 1 | |
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Выделение закономерностей. Логически-поисковые задания. | 1 | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие слуховой памяти. Логически-поисковые задания. | 1 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. | 1 | |
6 | Развитие аналитических способностей. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 0,5 | 0,5 |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. | 1 | |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. | 1 | |
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. | 1 | |
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. | 1 | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие слуховой памяти. Логически-поисковые задания. | 1 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. | 1 | |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. | Поиск закономерностей. Логически-поисковые задания. | 0,5 | 0,5 |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Совершенствование воображения. Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. | 1 | |
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. | 1 | |
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. | 1 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие слуховой памяти. Логически-поисковые задания. | 1 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. | 1 | |
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. | Поиск закономерностей. Логически-поисковые задания. | 0,5 | 0,5 |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Совершенствование воображения. Ребусы. Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | |
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. | 1 | |
23 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. | 1 | |
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. | 1 | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | Развитие слуховой памяти. Логически-поисковые задания. | 1 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. | 1 | |
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. | Поиск закономерностей. Логически-поисковые задания. | 0,5 | 0,5 |
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Совершенствование воображения. Ребусы. Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 0,5 | 0,5 |
29 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. | 1 | |
30 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. | 1 | |
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. | 1 | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | Развитие слуховой памяти. Логически-поисковые задания. | 1 | |
33 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Поиск закономерностей. Логически-поисковые задания. | 1 | |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | Выявление уровня развития познавательных процессов. | 0,5 | 0,5 |
Календарный учебный график
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | дата | Форма занятий | Формы |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок). | 1 | теория/практика | Тест1 | |
2 | Развитие концентрации внимания. | 1 | практика | ||
3 | Тренировка внимания. | 1 | практика | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | практика | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | практика | ||
6 | Обучение поиску закономерностей. | 1 | теория/практика | ||
7 | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | практика | ||
8 | Развитие быстроты реакции. | 1 | практика | ||
9 | Развитие концентрации внимания. | 1 | практика | ||
10 | Тренировка внимания. | 1 | практика | Графический диктант | |
11 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | практика | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | практика | ||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | Теория/ практика | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | 1 | практика | ||
15 | Развитие быстроты реакции. | 1 | практика | ||
16 | Развитие концентрации внимания. | 1 | практика | ||
17 | Тренировка внимания. | 1 | практика | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | практика | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | практика | ||
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | теория/практика | ||
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | теория | ||
22 | Развитие быстроты реакции. | 1 | практика | ||
23 | Развитие концентрации внимания. | 1 | практика | Графический диктант | |
24 | Тренировка внимания. | 1 | практика | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | практика | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | практика | ||
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | теория/практика | ||
28 | Совершенствование воображения. Ребусы. | 1 | теория/практика | ||
29 | Развитие быстроты реакции. | 1 | практика | ||
30 | Развитие концентрации внимания. | 1 | практика | ||
31 | Тренировка внимания. | 1 | практика | ||
32 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | практика | ||
33 | Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | практика | ||
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | теория/практика | Тест2 |
Приложение.
Учебно-методическая литература для учителя
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
- Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (стандарты второго поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
- Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград, 2004г.
- Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
- Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону, 2008г.
- Тонких А.П. Стохастика в начальной школе: Пособие для учителей начальных классов. – М. : Баласс, 2013. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...