Развитие творческих способностей обучающихся в студии декоративно- прикладного творчества
материал

Наталья Павловна Мукшицкая

Развитие творческих способностей обучающихся в направлении декоративно-прикладное творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

Методическая работа педагога дополнительного образования

На тему

Развитие творческих способностей обучающихся в студии декоративно-

прикладного творчества

Выполнила обучающаяся:

Мукшицкая Наталья Павловна

Направление подготовки:

44.03.01 Педагогическое образование

Профили «Начальное образование» и «Дополнительное образование»

Курс: 5

Группа: 343701

Руководитель: Макарова О.В., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства

Признать, что работа выполнена и защищена с отметкой

(отметка прописью)

(дата)

Руководитель


О.В. 
Макарова

(подпись руководителя)

(инициалы, фамилия)

Архангельск 2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

5

Глава 1  Теоретические основы формирования творческих способностей детей обучающихся начальной школы в декоративно-прикладном творчестве.

7

  1. Характеристика психологических особенностей развития творческих способностей  у детей младшего школьного возраста.

7

       1.2 Условия формирования творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в студии декоративно-прикладного творчества.

10

Глава 2  Экспериментальное  исследование  творческих способностей обучающихся в студии декоративно-прикладного творчества.

14

      2.1  Требования и условия организации эксперимента

14

      2.2  Диагностика формирования творческих способностей обучающихся.

19

 Заключение

22

 Список используемой литературы

 Приложения

24

32

Тема: Развитие творческих способностей обучающихся в направлении декоративно-прикладное творчество.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В одном из приоритетов современной педагогической науки, которая решает социально значимые задачи, стоит развитие творческого потенциала детей и молодежи. Развитие творческих способностей детей создает условия для формирования свободно мыслящей личности, умеющей творить, понимающей и чувствующей духовную составляющую культуры. Национальная доктрина образования Российской Федерации говорит о необходимости создания условий для эстетического воспитания детей, получения ими художественного образования, а именно получения знаний, умений и навыков в определенных областях искусства, что в свою очередь служит благоприятной почвой для дальнейшего выбора жизненного пути и социализации в целом.

Наиболее значимыми для теоретического обоснования развития творческих способностей детей и условий их реализации, являются труды В.И. Андреева, в которых он отмечает, что «Педагогические условия – это обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а так же организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей». П.Г. Василенко в своей статье о педагогических условиях развития творческих способностей обучающихся дает конкретную характеристику каждого из условий, реализуемых в данном направлении. Но, несмотря на то, что в теоретическом наследии условия развития творчества раскрыты, в практике их применение остается бессистемным – здесь мы сталкиваемся с первым противоречием.

Как известно в дополнительное образование приходят дети с разным уровнем подготовки и развития в художественном творчестве, с разным уровнем мотивации к творческой деятельности. Возникает проблема, как организовать процесс обучения так, чтобы каждый обучающийся сумел проявить свои индивидуальные личностные особенности в полной мере?

Исходя из вышеизложенного выявляется проблема: почему результат развития знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства у обучающихся в учреждениях основного и дополнительного образования остается на уровне частично достигаемого? 

Цель исследования установить, какие условия положительно влияют на динамику формирования творческих способностей обучающихся.

 Объектом исследования является формирование творческих способностей, обучающихся начальной школы в студии декоративно-прикладного творчества.

Предмет исследования – условия развития творческих способностей обучающихся в студии декоративно-прикладного творчества.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие творческих способностей  обучающихся начальной школы в студии декоративно-прикладного творчества будет эффективным, если

  • формирование творческих способностей детей понимается как совокупность необходимых умственных и практических действий, направленных на развитие интеллектуальных  и психологических особенностей  личности ребенка, развитие личности младшего школьника как творца.
  • условия формирования творческих способностей в студии декоративно-прикладного творчества будут способствовать  личной  мотивации обучающегося  к познанию нового и развитию своих художественно-эстетических способностей.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Выделить условия формирования творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в студии декоративно-прикладного творчества.
  2. Выявить и описать условия, способствующие развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в студии декоративно-прикладного творчества.
  3. Экспериментально проверить уровень развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в студии декоративно-прикладного творчества.

Методы исследования:

- метод анализа (при работе с психолого-педагогической, методической литературой)

- метод наблюдения в ходе проведения эксперимента, диагностика результатов и обработка данных.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

  1. Характеристика психологических особенностей  развития творческих способностей у детей  младшего  школьного  возраста.

В перечне главных задач современной системы образования стоит создание благоприятных условий для выявления и развития личностных способностей обучающегося через приобщение его к различным видам деятельности. Предоставить ребенку возможность для активного проявления себя в той или иной деятельности, значит создать возможность развития у него широкого круга способностей, значит создать почву для развития у него воображения, фантазии, мышления, а так же познание своих личных качеств и особенностей.

Существует несколько трактовок понятия «способности». Самая распространенная трактовка звучит так: способности – это особые, наследственно - обусловленные психические свойства человека. Современная психология выделяет целый раздел для формулировки понятия способности называемый «Психология способностей». Большое теоретическое и практическое значение имеют исследования в этой области для становления творческой личности в процессе воспитания и обучения. Определение способностей как индивидуально - психологических свойств личности, которые отличают одного человека от другого выделил отечественный психолог Б.М.Теплов [53]. По его мнению способности не сводятся только к наличию знаний, умений и навыков, а имеют прямое отношение к успешности выполнения одной деятельности или нескольких видов деятельностей. Такое понятие способностей в отечественной психологии существует уже несколько десятилетий. Другие отечественные психологи В.Н.Мясищев [40], А.Г.Ковалев [26] утверждают, что способности – это эмоциональные и волевые свойства личности, а так же совокупность свойств индивида, которые помогают ей быть успешным не только в профессиональной деятельности, но и в системе межличностных отношений. С.Л.Рубинштейн утверждает «способности – это сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются», «это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей»  [47]. Л.С. Выготский [11] указывает на то, что способности – это родовые качества человека, которые сложились исторически в результате приобретения общечеловеческой культуры. Он также говорит о задатках как предпосылках к развитию способностей, указывая на то, что они являются одним из условий формирующих способности, но не гарантируют их развитие. Все зависит от того в каких условиях живет и развивается человеческий индивид, каким родом деятельности он занимается, соответственно на основе одних и тех же задатков развиваются совершенно разные между собой способности. Последнее определение понятия способности наиболее характерно для формулировки – творческие способности. В современном обществе данный вид способностей обозначают термином креативность, креативное мышление, творческое мышление, творческие способности в первую очередь связаны с нахождением новых способов выполнения деятельности, когда в процессе создания рождается что-то новое, оригинальное, отличное от других.

Существуют несколько критериев творческих способностей выделенные известными учеными и психологами: А.А. Мелик-Пашаева в своих трудах выделяет такой критерий как эстетическое восприятие. Э.П. Торренс говорит о творческом воображении, С.В. Погодина выделяет владение выразительными средствами.  Данные критерии являются основой для выделения психологических особенностей развития творческих способностей младшего школьного возраста. 

Рассмотрим психологические особенности младших школьников по первому критерию – особенности развития эстетического восприятия.

Особенность развития эстетического восприятия у младшего школьника связана с изменениями, которые происходят  в сфере познавательных процессов ребенка. Если опираться на труды педагогов и психологов, о которых мы упомянули выше, то процесс формирования эстетических идеалов у детей достаточно длительный и сложный. В ходе жизнедеятельности, под влиянием воспитания идеалы и жизненные отношения претерпевают изменения. Сверстники, взрослые, которые окружают ребенка, природа, окружающая среда, произведения искусства, различные ситуации, связанные со стрессом коренным образом могут изменять представление об идеале. Б.Т. Лихачев в своей работе говорит о том, что «педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся  на каждом этапе развития  новой и увлекательной форме» [33].  Уже в  младшем школьном возрасте происходят изменения в мотивационной сфере. В отношении к искусству, окружающей красоте мотивы детей становятся более осознанными и дифференцированными. Б.Т. Лихачев отмечает, что в этом возрасте к познавательному стимулу добавляется новый, осознанный мотив « одни ребята относятся к искусству действительно именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, рассматривания в них иллюстраций, слушания музыки, рисования, просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение к искусству и жизни. Постепенно тяга к духовному искусству превращается для них в потребность» [33]. Другие дети входят в общение с миром искусства вне эстетического восприятия. Такой подход можно назвать рационалистическим: просмотр фильмов, чтение книг, посещение музейных выставок для них не несет глубокого смысла, они делают это только для того, чтобы иметь об этом общее представление, без постижения сути, т.е. без погружения в чувства авторские и свои собственные. Педагогу необходимо знать   истинные мотивы отношения детей к искусству и сосредоточить их внимание на духовной стороне произведения, чтобы формировать подлинно эстетическое отношение. Младший школьник живет непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью, это свойственно детской психике. Дети острее чувствуют красоту окружающей природы, окружающих вещей, людей. Все это создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, обостряет мышление, любознательность, память, воображение. Сильные эмоции и переживания, полученные в детстве,  иногда сохраняются на всю жизнь. Часто они превращаются  в поведенческие мотивы и стимулы, помогают выработать убеждения, навыки и привычки поведения. Н.И. Киященко четко выделял «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру – один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования» Он подчеркивал, что эмоциональное реагирование ребенка на предмет искусства является показателем действенности эстетического воспитания. « В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли» [33].

Подводя итог, отметим, что младший школьный возраст является особенным возрастом для развития эстетического отношения к окружающему миру, где ведущую роль играет педагог – наставник. Умелый педагог, воспользовавшись этим, может создать прочный фундамент эстетически развитой личности. Развивая эстетическое восприятие,  закладывается подлинное мировоззрение будущего взрослого.

Рассмотрим психологические особенности младших школьников по второму показателю - творческое воображение. Развитие творческих способностей детей тесно связано с развитием воображения. Воображение как психический процесс дает возможность человеку к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.  Воображение – неотъемлемая часть творческой деятельности. Оно не только является необходимым условием любой творческой деятельности, но и  формируется в процессе творчества. Воображение ребенка основано на образах, полученных из опыта соприкосновения с окружающей действительностью. Это « особого типа переработка образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению опыта» [12, с.134].

Существуют два критерия указывающие на присутствие творческого воображения в работах младшего школьника. Это – оригинальность выполнения творческой задачи и использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других. Творческое воображение в деятельностной форме очень сложно и разнообразно. Эффективность этой деятельности зависит от ряда факторов. Для того чтобы понять как оно влияет на развитие креативности ребенка необходимо напомнить о таких психологических особенностях младшего школьника как – активность внимания, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, свойство памяти к запоминанию ярких цветных образов. Кроме того ребенку свойственна импульсивность, быстрая смена различных видов деятельности, активный познавательный интерес, само по себе воображение играет большую роль в его повседневной жизни. « Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способов освоения нормативности специального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на развитие личностных качеств» [59, c.304].  Анализируя психологические особенности по данному показателю, мы выделили следующее: творческое воображение младшего школьника формируется в процессе учебной и вне учебной  деятельности под влиянием требований взрослого (наставника). Полученные непосредственные впечатления от окружающей действительности тоже могут являться основой для развития творческого воображения. В процессе развития у ребенка совершенствуется воссоздающее воображение, когда на основе представления о ранее воспринятом образе он способен создать новый образ с опорой на схему, рисунок или описание. Таким образом творческое воображение – «это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью» [59].

Рассмотрим третий критерий психологических особенностей развития творческих способностей младшего школьника - владение выразительными и изобразительными средствами. Возраст младшего школьника - ответственный период в жизни ребенка. В этот период происходит активное формирование представлений об окружающей действительности. Большая часть представлений происходит через познание и осознание цвета и формы объектов и явлений окружающей действительности. Ребенок приучается планомерно обследовать предметы и явления, выделять их разнообразные свойства. Он должен владеть не только полным или точным восприятием, но и расчлененным, для того, чтобы  иметь четкое представление о различиях предметов окружающего мира. Исследования в области цветовосприятия глазом ученых – физиологов В.Оствальда, Л.Лукхарда, С.В.Кравкова, К.Ауэра, С.С.Алексеева и других доказали, что существуют индивидуальные личностные особенности восприятия цвета и формы.

Психические функции ребенка в восприятии цвета с возрастом претерпевают изменения.  Сначала оно статично и ограничивается внутренним воспроизведением состояний окружающей действительности, а с возрастом становится более гибким и мобильным. Ребенок научается предвосхищать последовательность возможного преобразования одного состояния цвета в другое. Цвет является основой изобразительного средства.  

Умение владеть такими выразительными средствами как цвет и  форма присуще всем детям, но развитию трех составляющих выразительных средств, а именно цвет, форма и композиция необходимо уделять пристальное внимание в период от 5 до 12 лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть самым благоприятным для развития когнитивных функций ребенка. Очень важно в этот период в работе с ребенком создать условия для связи воображения и внимания, научить его регулировать образные представления через произвольное внимание.

Владение выразительными и изобразительными средствами происходит через преобразование впечатлений в работе,  т.е. соединение разных образов, которые ребенок хранит в памяти. Постепенно он  приучается в работе руководствоваться логикой, а не только фантазией. Совершенствование этого умения можно видеть через представление образа увиденного ранее и создание его в соответствии с его внешними характеристиками. В своих произведениях дети начинают целенаправленно искать средства и приемы для передачи полученных и переработанных впечатлений.  Выразительные средства помогают ребенку осваивать новый опыт передачи внутренней информации. Художественный образ всегда строится на основе представлений ребенка. Овладение цветом, формой и композицией у младших школьников происходит под влиянием требований педагогических задач, которые ставит перед собой педагог.

В процессе обучения умение передать образ через овладение выразительными и изобразительными средствами  является существенной предпосылкой для развития творческих способностей.

Таким образом, анализ психологических особенностей развития творческих способностей младшего школьника на основе каждого из выделенных критериев,  дает нам основание утверждать о сензитивности младшего школьного возраста к развитию творческих способностей.

  1. Условия формирования творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в студии декоративно-прикладного творчества.

В параграфе 1.1 мы рассмотрели психологические особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на основе трех критериев: эстетического восприятия, творческого воображения, владения выразительными средствами. Рассмотрим, какие условия необходимы для формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста в студии декоративно-прикладного творчества.

Образовательная область  «декоративно-прикладное искусство» (ДПИ) среди прогрессивных направлений дополнительного образования начинает занимать все более заметное место. Народное декоративное искусство является частью национальной культуры России. В нем проявляются лучшие черты народа и общечеловеческие ценности – стремление к гуманизму, красоте, упорядоченности, скромности, патриотизму. Все это богатство представлено в максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей. Высокие художественные достоинства ДПИ являются уникальным источником воспитания подрастающего поколения. В отечественной педагогике уже давно проповедуется главный принцип: воспитывать детей на искусстве близком и родном, искусстве того края, где живет человек. Б.М.Неменский подчеркивал, что ребенка необходимо « привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа» [41].

Среди всех видов народного творчества ДПИ находится на особом положении, потому что социальная природа его такова, что по сравнению с другими видами искусства оно наиболее материализовано. Образы конкретных бытовых предметов, по которым можно судить об эпохе, людях, материальной и художественной культуре, укладе жизни прошлых времен; связь с различными факторами человеческой культуры: социально-экономическим, производственным, художественным и эстетическим; многообразие видов и форм искусства, созданных руками многих поколений  мастеров разных национальностей - все это создает прекрасные возможности для формирования  эстетического восприятия и творческого воображения младшего школьника.

Декоративно-прикладное искусство является специфичной областью преподавания и предполагает использование различных видов творческой деятельности. Формирование у младших школьников эстетического восприятия и творческого воображения происходит через приобщение к изобразительному искусству, конструированию, лепке, изучению технологий работы с различными материалами, знакомством с литературным, театральным и народным творчеством; через изучение культурных традиций своего народа, природных особенностей родного края.

В нашем исследовании мы говорим об условиях формирования творческих способностей детей в студии ДПИ. Широкое распространение в дополнительном образовании получили студии по формированию и развитию у детей творческих способностей посредством декоративно-прикладного творчества. Студия понимается в данном исследовании как добровольное объединение детей, в котором педагог посредством различных методов и приемов в специально созданных условиях способствует раскрытию творческого потенциала детей младшего школьного возраста в направлении декоративно-прикладное искусство. Кружки, любительские объединения, студии - самый распространенный вид групповой внеурочной деятельности.

Каковы же условия развития творческих способностей детей в студии по декоративно-прикладному творчеству?

М.А.Некрасова в своем труде под названием «Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности» прямо говорит о том, что формирование эстетического восприятия младших школьников будет возможным только «при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшение зданий, сочетание цветов,  как в предметах искусства, так и в природе» [42]. С этой целью очень важно, чтобы программа работы студии включала в себя обязательное посещение художественных выставок, встречу с мастерами родного края, посещение музеев родного города, села, знакомство с историей возникновения того или иного вида искусства, направлений в искусстве, рождение которых связано с  малой родиной.    Другим необходимым условием является включение в рабочую программу студии дополнительного образования по ДПИ отдельных часов по эстетическому воспитанию. Декоративное искусство – это не что-то изолированное, отдельно существующее в собственном микромире. Оно существует рядом с народом многие века и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками и обычаями разных народностей. ДПИ материализуется в предметах и вещах, которые окружают человека, вызывая ответные чувства на прекрасное, самобытное или  родное и формирует художественный вкус. Известно, что каждый предмет и каждое дело,  функционирующее в обычной  или культурной жизни людей, оказывают на человека то или иное эстетическое воздействие. Способ взаимодействия с окружающей действительностью может, как развращать, так и созидать человека в эстетическом или нравственном отношении. Приучение детей  находить в окружающих предметах, событиях, истории прекрасное, чувствовать его посредством бесед нравственной направленности является необходимым условием развития эстетических чувств.

Формирование творческих способностей младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства  возможно при соблюдении ряда условий:

- в рамках работы в студии необходимо создать условия для общения детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства;

- включение младшего школьника в разные виды художественной деятельности: важное значение здесь имеет художественная прикладная деятельность, как один из ведущих факторов формирования творческих способностей;

- процесс работы в студии должен быть направлен на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства;

- создание атмосферы для эмоционального образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, как средства дающего возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности.

- учет индивидуальных психологических особенностей каждого участника студии;

- использование специальных методов и приемов формирования эстетического отношения младшего школьника к декоративно-прикладному искусству.

Использование данных методов создает возможность для поиска учащимися новых оригинальных способов создания своих изделий, понуждая их применять соответствующие выразительно-художественные средства для воплощения замысла.

Важным условием по формированию творческих способностей детей в студии ДПИ является развитие личностной мотивации учащегося. Для формирования мотивации в творчестве педагог должен опираться на  психологические особенности данного возраста. Необходимо создать условия, при которых ребенок будет осознавать, что он введен в социально значимую трудовую работу. Пробуждение заинтересованности к занятиям декоративно-прикладным творчеством, формирование внутреннего настроя на выдумку и оптимальное исполнение данной работы возможно только при высоком уровне эмоционального отклика детской души. Младший школьный возраст характеризуется любознательностью, прямой заинтересованностью к новизне, отсюда возникающее желание все попробовать самому. Желание создавать что-то новое свое в художественном творчестве, оригинальное, отличное от других с опорой на полученные знания, самостоятельно или  в необходимом соавторстве с наставником выступает как инструмент интенсивного освоения навыков декоративно-прикладного творчества. В творчестве помимо приобретенных знаний, умений и навыков ребенку открывается удивительный факт – создавая что-то новое, отличное от других он тем самым может послужить людям и обществу и этим самым он как бы самоутверждается. Для него это может выступать ближайшей и дальней перспективой в развитии и углублении навыков полезного труда, что служит мощным толчком к формированию мотивации к занятия декоративно-прикладным творчеством. В развитии мотивации так же важен фактор успешности, что повышает общий положительный эмоциональный фон творческого процесса.

Итак, мы рассмотрели наиболее необходимые условия формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста в студии  декоративно-прикладного творчества. Выделенные нами условия при их успешной реализации в студии ДО являются залогом успешного приобщения детей младшего школьного возраста к культурным традициям человечества и способствуют формированию у них творческих способностей.

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТУДИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

В первой главе нашего исследования мы теоретически рассмотрели условия формирования творческих способностей обучающихся в студии декоративно-прикладного творчества. Во второй главе мы экспериментальным путем исследовали уровень формирования  творческих способностей младшего школьника в студии декоративно-прикладного творчества. Экспериментальное исследование состояло из двух этапов: констатирующий этап – диагностика уровня формирования творческих способностей обучающихся посредством специально подобранных методик. Заключительный этап – анализ уровня формирования  творческих способностей обучающихся в студии декоративно-прикладного творчества.

2.1    Требования и условия организации эксперимента.

При организации диагностики уровня формирования творческих способностей обучающихся должны соблюдаться следующие требования:

- установление положительного эмоционального контакта и взаимопонимания между экспериментатором и ребенком. Для налаживания контакта необходимо проводить обследование в знакомой ребенку обстановке, при обычной учебной нагрузке не более 40 минут на выполнение заданий. Необходимо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от выполнения диагностической работы. Работу с ребенком следует начать с инструктажа выполняемой работы, последовательно  включая его в требуемые диагностикой задания. Необходимо строго соблюдать дозируемый объем заданий при выполнении диагностики.

 Необходимые условия выполнения диагностики:

- изучение уровня формирования творческих способностей  данной возрастной группы проходит в два этапа. Первоначально дети приступают  к выполнению теста Э.П.Торренса « Закончи рисунок». На втором этапе детям предлагается  ответить на вопросы из опросника по методике Е.Е.Туник « Самооценка творческих способностей»  и тест  на выявление творческого потенциала личности – «Тест на креативность».  Каждое исследование   должно занимать не более 35 - 40 минут;

- для проведения  диагностики  создается подходящая обстановка: диагностика проводится за столом, размеры которого соответствуют росту ребенка. Ему предлагается занять такое положение, чтобы не отвлекать от заданий;

- работа выполняется детьми самостоятельно или с помощью педагога. По  возможности исправляются  ошибки, возникающие в ходе выполнения.

Для диагностики выявления творческого потенциала личности были взяты три вида методик:  

- сокращенная  методика Э.П.Торренса «Закончи рисунок»

- опросник по методике Е.Е.Туник « Самооценка творческих способностей»  

- тест  на выявление творческого потенциала личности – «Тест на креативность».  

Методика 1. Сокращенный вариант методики  Э.П.Торренса « Закончи рисунок» (Приложение 1)

Методика представляет из себя творческое задание, в котором детям предлагаются десять вариантов незаконченных рисунков. Задача детей увидеть в данных «началах» образы, которые нарисует им их воображение. Эти образы необходимо продолжить на бумаге самостоятельно. Работа оценивается по четырем характеристикам:

- беглость – умение закончить все десять образов, максимально используя собственное воображение т.е. когда каждый образ имеет свою логистику и законченность. Максимальная оценка в этом критерии – 10 баллов.

- гибкость – это разнообразие вариантов для решения поставленной задачи. Для данного критерия характерны детские рисунки в виде животного и растительного мира, мира техники, космоса, декоративно-прикладного искусства. Максимальная оценка в этом критерии – 10 баллов.

- оригинальность – нестандартность в решении поставленных задач, когда рисунки отличаются необычностью, нетрадиционным разрешением, отходом от стандартов. Максимальная оценка в этом критерии – 30 баллов.

-  разработанность – рисунок отличается прорисовкой деталей крупных и более мелких, продуманность каждого этапа рисунка. Максимальная оценка в этом критерии – 30 баллов. Результаты оформляются в таблицу с критериями, на основании их делается вывод об уровнях развития творческих способностей.

Методика 2. Опросник по методике Е.Е.Туник « Самооценка творческих способностей»  (Приложение 2)

Опросник представляет из себя список вопросов, которые помогают ребенку и педагогу понять насколько он заинтересован в собственном творческом самовыражении, определиться с уровнем мотивации к творчеству. На каждый вопрос ребенок может дать три варианта ответа «Да», « Нет», « Не знаю». За выбранный вариант ответа « Да» ребенок получает 2 балла, за выбранный вариант ответа « Нет» - 1 балл, за вариант ответа « Не знаю» - 0 баллов. После прохождения опросника баллы суммируются. По результатам баллов определяется уровень самооценки творческих способностей – высокий, средний, низкий. Результаты оформляются в таблицу.  

100-80 баллов – высокий уровень

40 – 79 баллов – средний уровень

10 – 39 баллов – низкий уровень.

Методика 3. Тест  на выявление творческого потенциала личности – «Тест на креативность».  Тест в виде опросника, в котором содержатся вопросы, выявляющие личностные индивидуальные особенности испытуемого, его отношение к окружающим людям, его желание творить. Детям предлагается в баллах от 1 до 10 оценить свои чувства и состояния. Наиболее выраженное чувство или состояние оценивается по максимальному количеству баллов – 10. В зависимости от степени выраженности баллы расставляются от 1 до 10. Затем они суммируются и результаты определяются следующим образом:

10 баллов – полное соответствие.

9 – 6 баллов – существенное соответствие

5 баллов – средний уровень соответствия, частично соответствует.

4 – 2 балла – единичный уровень соответствия.

1 балл – не соответствует вашему уровню.

Таким образом, рассмотренные  методики  проведения диагностики дают возможность педагогу определить уровень развития творческих способностей обучающихся. Результаты проведенного констатирующего среза дают возможность учителю определить пути развития творческих способностей, выбрать необходимые методы и приемы, в том числе и в процессе работы в направлении декоративно-прикладное творчество.

2.2 Диагностика уровня формирования творческих способностей обучающихся.

 

Цель эксперимента: выявить уровень формирования творческих способностей младших школьников и провести их анализ.

В эксперименте принимали участие обучающиеся начальной школы ГБОУ НАО « СШ с.Тельвиска». Все обучающиеся в течение года посещали кружок декоративно-прикладного творчества. Занятия кружка были направлены на развитие творческих способностей обучающихся.

Задача констатирующего этапа: выявить уровень сформированных творческих способностей обучающихся.

Для анализа исследования результатов была использована характеристика уровней творческих способностей обучающихся.

Характеристики творческих способностей обучающихся в соответствии с их уровнями представлены в таблице 1.

                                                                                                                                         Таблица 1.

Уровень

Характеристика

Высокий уровень

-сформирована привычка к свободному самовыражению

- любознателен, инициативен и самостоятелен в принятии решений

- самостоятелен в выполнении задания

- открыт к новым идеям

- активно использует собственное воображение

- чувствителен к проблеме, высокий уровень эмоциональности

- выдвигает новые идеи

- способен к самостоятельной доработке творческого продукта

- высокий устойчивый интерес к творчеству

Средний уровень

- преимущественно склонен к самостоятельной работе, редко обращается за помощью взрослого

- осознанно воспринимает задания

- любознателен, творческий интерес есть, но эмоционален не всегда.

- иногда требуется больше положенного времени на выполнение работы

- идеи для творчества не достаточно оригинальны.

Низкий уровень

- включается в творческую работу с большим трудом.

- часто нуждается в помощи наставника

- не прибегает к коллективным рассуждениям над творческим продуктом или его идеей.

- не способен  решать творческую идею нетрадиционно

- не уверен в своих силах, часто испытывает дискомфорт от окружающих

- не предпочитает говорить о своей работе.

В соответствии с данными критериями были подобраны  методики исследования творческих способностей обучающихся начальной школы. Все методики соответствуют возрастным особенностям младших школьников.

Методика 1. Тест креативности Э.П.Торренса в сокращении - «Закончи рисунок» (Приложение 1). Задание творческой направленности для исследования творческого потенциала детей от дошкольного  до старшего школьного возраста. Суть теста состоит в том, что ответы на него дети дают в виде рисунков и подписей к ним. Оценка результатов диагностики производится по следующим критериям.

  1. Продуктивность выполнения заданий по иному – беглость. Количественный показатель, который характеризуется способностью к воспроизведению большого количества идей, ассоциаций и образов. В итоге подсчитывается число результатов.
  2. Разнообразие вариантов решения поставленной задачи (гибкость). Для гибкости характерны разнообразные способы решения поставленных задач. Рисунки в данном критерии отличаются присутствием в них растительного и животного мира, декоративных  элементов, технических  и элементов  механики, динамические проявления)
  3. Нестандартность выполнения заданий (оригинальность работы). Для данного критерия характерно отступление от общепринятой нормы или варианта образов или идей. Выводы делаются из общего числа неординарных идей.
  4. Детализация в образах (скрупулезность или разработанность). Изобретательность в деятельности. Измеряется числом деталей существенных и несущественных при разработке идеи.

Результаты диагностики испытуемой группы по тесту креативности Э.П.Торренса представлены в таблице 2.

                                                                                                                                        Таблица 2

Имя

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Баллы

Уровень

1.Кожевина Мария

10

10

30

20

70

Высокий

2. Никитин Илья

10

10

10

10

40

Средний

3.Терентьева Александра

9

8

10

10

37

Средний

4. Хозяинова Кристина

7

5

10

10

32

Средний

5.Артеев Николай

3

8

0

0

12

Низкий

6.Волковец Светлана

10

10

20

20

60

Высокий

7.Осипова Арина

10

8

10

10

38

Средний

9.Чуркина Изабелла

7

7

10

10

34

Средний

10.Попова Маргарита

10

10

10

15

45

Средний

11.Попова Анастасия

10

10

20

20

60

Высокий

                               

Анализ результатов диагностики по методике Э.П.Торренса « Закончи рисунок»  показал – высокий уровень творческих способностей имеют трое  обучающихся из группы. При выполнении задания дети набрали хорошие и отличные результаты по четырем критериям оценки: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Каждый элемент, данный в задании, был закончен и оформлен как самостоятельная сюжетная картинка. Шестеро обучающихся имеют средний уровень развития творческих способностей. Рисунки отличаются от предыдущей группы не до конца сформированной беглостью, частичной гибкостью, не отличаются высокой оригинальностью, частично разработаны, т.е. не все рисунки имеют мелкую прорисовку деталей. Один обучающийся имеет низкий уровень сформированности творческих способностей. Все десять рисунков отличаются копированием основного образца в рисунке рядом с оригиналом. Отсутствует гибкость – нет элементов животного и растительного мира. Оригинальность и разработанность в рисунках отсутствуют.

Методика 2.   Самооценка творческих способностей Е.Е.Туник. ( Приложение 2). Методика представляет из себя опросник, в ходе, которого испытуемый может увидеть самостоятельно уровень своих творческих способностей.  Ребенку выдается тестовый лист, в котором содержится опросник и инструкция (ключ к тесту). Опросник содержит простые предложения, на которые сможет легко ответить ученик начальной школы. Тест можно проходить самостоятельно или в группе.

Результаты теста – опросника по методике Е.Е.Туник « Самооценка творческих способностей»  представлены в таблице 3.

                                                                                                                                         Таблица 3.

Имя

Баллы

Уровень

Кожевина Мария

57

средний

Никитин Илья

71

средний

Терентьева Александра

72

средний

Хозяинова Кристина

44

средний

Попова

Анастасия

82

высокий

Волковец Светлана

84

высокий

Осипова Арина

89

высокий

Чуркина Изабелла

86

высокий

Попова Маргарита

62

средний

Артеев Николай

57

средний

Анализ результатов по методике   Е.Е.Туник показал – у четырех обучающихся высокий уровень творческой мотивации. Опрос показал, что дети считают себя творческими, креативными, с развитым воображением, способностью к активному творчеству. Шестеро обучающихся показали средний уровень развития творческих способностей. Эта группа детей показала, что они часто прибегают к творческому поиску поставленной задачи, любят фантазировать, опираются на собственное воображение в решении некоторых жизненных ситуаций.

Методика 3. Тест «Творческие способности». Задача методики – выявить уровень творческого потенциала личности  (Приложение 3). Тест в виде опросника, в котором содержатся вопросы, выявляющие личностные индивидуальные особенности испытуемого. Тест испытуемые должны проходить со взрослым наставником т.к. ряд вопросов могут вызывать у детей дополнительные вопросы или разъяснения сути вопроса.                                                                                                                                                                                                      

Результаты теста - опросника « Творческие способности» - уровень креативности представлены в таблице 4.

                                                                                                                                         Таблица 4  

Имя

Баллы

Уровень креативности

Кожевина Мария

81

высокий

Никитин Илья

67

средний

Терентьева Александра

74

высокий

Хозяинова Кристина

81

высокий

Попова

Анастасия

47

средний

Осипова Арина

54

средний

Сатторова Зарина

81

высокий

Чуркина Изабелла

50

средний

Попова Маргарита

66

средний

Волковец Светлана

79

высокий

Таранина Софья

83

высокий

Анализ результатов теста « Уровень креативности» показал  - шестеро обучающихся имеют высокий уровень развития творческих способностей. Эти дети говорят о том, что они любознательны, заинтересованы в окружающей действительности, всегда готовы идти на контакт с людьми, им не чуждо творчество. Средний уровень развития творческих способностей показали пять обучающихся. Они так же любознательны, часто активны, умеют принимать чужую точку зрения, чаще доверчивы, чем не доверчивы. Любят творить, познавать новое.

Исходя из экспериментального исследования,  можно сделать вывод о том, что большинство обучающихся имеют средний уровень развития творческих способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс развития творческих способностей детей достаточно сложный и многосторонний. Ум, чувства и характер являются составляющей любой деятельности, поэтому они нуждаются в постоянном  воздействии на них в процессе творческого развития личности. Современное общество требует от человека не только знаний, умений и навыков в определенных областях науки,  но и умения творчески, конструктивно  подходить к решению жизненных задач. Поэтому формирование творчески мыслящего и действующего человека наиглавнейшая задача современной системы школьного и дополнительного образования. Наиболее эффективной в развитии творческих способностей является внеурочная деятельность. Именно она реализует задачи государства и семьи по формированию творчески мыслящего человека. В работе нами было проведено исследование, целью которого было изучение психологических особенностей развития творческих способностей детей младшего школьного возраста,   изучение условий формирования творческих способностей детей в студии декоративно-прикладного творчества.

 Для реализации задач исследования мы рассмотрели ряд  психологических особенностей развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в направлении прикладной труд. Мы обозначили ряд  личностных психических процессов человека, которые стали основой для выделения психологических особенностей развития творческих способностей детей в направлении ДПИ. Так же мы рассмотрели ряд условий, которые необходимы для формирования творческих способностей детей в направлении – прикладной труд.  

Для доказательства гипотезы нами была проведена диагностика развития творческих способностей обучающихся в студии декоративно-прикладного творчества. Одним из условий, описанных у педагогов, работающих над формированием творческих способностей детей, является личная мотивация обучающегося, его желание творить, создавать что-то новое, отличное от других. Для выявления степени мотивации, заинтересованности в творчестве были взяты ряд методик известных психологов. Опросник по методике Е.Е.Туник « Самооценка творческих способностей» направлен на выявление степени заинтересованности ребенка в творческом самовыражении. «Тест на креативность» содержит вопросы, выявляющие личностные индивидуальные особенности испытуемого, его отношение к окружающим людям, желание взаимодействовать с ними,   желание творить. Тест креативности Э.Торренса направлен на выявление уровня креативности обучающихся.  Анализ результатов диагностики показал – большинство обучающихся имеют средний уровень развития творческих способностей. Работа в студии декоративно-прикладного творчества создает благоприятные условия для развития творческих способностей детей. Нам представляется, что исследование раскрыло поставленные цели и задачи. Удалось доказать рабочую гипотезу.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - № 12. - С. 19-21.

2. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.

3. Барышева, Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб.пособ. / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2006. – 205с.

4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2006. – 173с.

 5. Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Психол. журнал. - 1995. - Т.16. - №5. - с.49-58.

6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов ВУЗов / Д.Б. Богоявленская. - М.: Центр Академия, 2002. – 320с.

7. Большакова, Л.А. Развитие творчества младшего школьника / Л.А. Большакова // Завуч начальной школы – 2002. - № 2. - с. 12-16.

8. Брушлинский, А.В. Культурно-историческая теория мышления / А.В. Брушлинский. – М.: Либроком, 2010. – 120с.

9. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2002. – 79 с. 10.

10. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н.К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 2009. – 144с.

 11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - с.55-56.

12. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - СПб.: Азбука, - 2016. - 448с. 61

13. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 – Учебные статьи по психологии – (Дата обращения: 1.02.2016).

14. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - АСТ, 2009. - 624с.

15. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 111с.

16. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. - 80с.

17. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225с.

18. Гридина, Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи. / Т.А. Гридина // Лингвистика креатива: Коллективная монография. - Екатеринбург, 2009 г. с.5-58

19. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. - М.: «Академия» 2008. – 224с.

20. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 249с.

21. Дробот, А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - № 3. - с.222-229.

22. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №4. – с.15-21. 62

23. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Еромолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 170с.

24. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98с.

25. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 448с.

26. Ковалев, А.Г. Воспитание чувств / А.Г. Ковалев. – М.: Педагогика, 1971. – 94с.

27. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. - 334с.

28. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.Ю. Козырева. - Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 2012. - 344с.

 29. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. / И.Ю. Кулагина. - М.: Эксмо, 2009. – 176с.

30. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы // Народное образование. - 2012. - № 5. - с. 59-62.

31. Лук, А.Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. - М.: Изд-во Политической литературы, 1976. -144с.

32. Луя, О. В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта / О. В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - с.104-106.

33. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М,2012.—607с.

34. Максимова, С.В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. Часть 1 / С.В. Максимова. – М.: Русское слово – учебник, 2013. – 56с. 63

35. Максимова, С.В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. Часть 2 / С.В. Максимова. – М.: Русское слово – учебник, 2013. – 48с.

36. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. – 105с.

37. Медник, С. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗпедагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metodolog.ru/node/1296 – Методолог – (Дата обращения: 1.02.2016).

 38. Мукина, А.Н. Клубная деятельность как средство развития творческого мышления младших школьников / А.Н. Мукина // Начальная школа. - М., 2008. - №5. - с.47.

39. Мухомедеева, Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - № 1. - с.8-15.

40. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: МОДЭК, 2011. – 400с.

41. Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы. Новое педагогическое мышление. Под редакцией A.B. Петровского. Москва, 1989.

42. Некрасов М А « Народное искусство России XX- XXI век» Москва 2003 год

43. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. – 280с.

44. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013. - № 1. - с.219-226.

45. Речицкая, Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников / Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина; - М.: Владос, 2000. - 128с.

46. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К.Р. Роджерс. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. — 480с.

47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 720с.

48. Савенков, А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников / А.И. Савенков. – М.: Издательство «Академия Развития»: развивающее обучение. Практические задания, 2004. - 126с. 64

49. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2003. - № 3.- с.107.

50. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А.Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1981. – 640с.

51. Сухомлинский, В.А. «Сердце отдаю детям» / В.А. Сухомлинский. - изд.: Радянська школа, 1974. – 288с.

52. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. – М. 1988. – с.171-174.

53. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды / Б.М. Теплов. – М.: МПСУ, 2009. — 640с.

54. Торренс, Э.П. Диагностика креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensadiagnostika-tvorcheskog – Психология счастливой жизни – (Дата обращения: 1.02.2016).

55. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты / Е.Е. Туник. - СПб, 2004. – 65с.

56. Туник, Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е.Е. Туник. – СПб: Питер, 2013. - 320с.

57. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 22 сентября 2011 г. № 2357 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/922 – Министерство образования и науки Российской Федерации – (Дата обращения: 25.01.2016).

58. Фридман, Л.М. О психологии младшего школьника / Л.М. Фридман. // Начальная школа. - М., 2001. - №1. - с.3.

59. Холодная, М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. / М.А. Холодная — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. — 288с. 65

60. Шадриков, В.Д. Развитие способностей / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2004. - № 5. с.6-12.

61. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2012. – 37с.

62. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1979, - 560с.

63. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / В.С. Юркевич. - М.: Просвещение, 1996. - 136с.

64. Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 9. - с.13-17.

                                                                                                                                 Приложение 1

Сокращенный вариант теста креативности Э.П.Торренса

Творческое задание «Закончи рисунок».  Уровень креативности оценивается баллами по следующим компонентам:

Беглость - оценивается по количеству выполненных рисунков. Максимальная оценка – 10 баллов.

Гибкость - измеряется количеством разнообразных идей рисунков. Максимальная оценка – 10 баллов.

Оригинальность - оценивается расположение рисунка. Максимальная оценка – 30 баллов. Разработанность - оценивается расположение дополнительных деталей. Максимальная оценка – 30 баллов

Суммируются баллы за каждый рисунок.

Оценка результатов:

80-60 баллов – высокий уровень;

59-40 баллов – средний уровень;

0-39 баллов – низкий уровень.

C:\Users\mtw89\OneDrive\Рабочий стол\155183_html_222d31c9.png

                                                                                                                                 Приложение 2

Самооценка творческих способностей Е.Е. Туник

Тест оценивается баллами от 0 до 2 баллов.

0 баллов – «Не знаю»

1 балл – «Нет»

2 балла – «Да».

Полученные баллы суммируются:

100-80 баллов – высокий уровень;

40-79 баллов – средний уровень;

10-39 баллов – низкий уровень;

Опросник

1. Если я не знаю правильного ответа, то я пытаюсь догадаться о нем.

2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.

3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.

 4. Мне не нравится планировать дела заранее.

5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.

6. Мне нравится представлять себе, что мне нужно будет узнать или сделать.

7. Если что-то не удается мне с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.

8. Я никогда не выберу игру, с которой другие не знакомы.

9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.

10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.

11. Мне нравится заниматься чем-то новым.

12. Я люблю заводить новых друзей.

13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.

14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь я стану известным артистом, музыкантом, поэтом.

15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.

16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.

17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.

18. Я люблю то, что необычно.

19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.

20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.

21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.

23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.

24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.

25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.

26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.

27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.

28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.

29. Я не люблю выступать перед классом.

30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.

31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.

32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.

33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.

34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и учителя делали все как обычно, и не менялись.

35. Я доверяю своим чувствам, предчувствиям.

36. Интересно предложить что-либо и проверить, прав ли я.

37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.

38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.

39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике. 41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.

42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.

43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.

45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.

46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.

47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.

48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.

49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются. 50. У меня есть много интересных дел дом.

                                                                                                                                 Приложение 3

Тест «Творческие способности»

Тест направлен на определение уровня творческого потенциала личности.

Оцените в баллах от 1 до 10 насколько типичным для вас являются следующие характеристики поведения.

Баллы выставляются следующим образом:

10 баллов – соответствие вашему поведению очень велико;

9-6 баллов – соответствие значительное;

5 баллов – в данном вопросе у вас средний уровень;

4-2 балла – по этой части ваш уровень ниже среднего;

1 балл – это вам вообще не свойственно.

Ключ к тесту:

100-80 баллов – высокий уровень творческого потенциала;

40-79 баллов – средний уровень творческого потенциала;

10-39 баллов – низкий уровень творческого потенциала;

Опросник

1. Любознательны ли Вы? Любите ли собирать сведения? Волнует ли вас что, как и почему?

2. Наблюдательны ли Вы? Замечаете ли изменения, происходящие вокруг Вас?

3. Воспринимаете ли Вы чужие точки зрения? Способны ли взглянуть на старую проблему по-новому?

4. Готовы ли Вы изменить свою точку зрение? Открыты ли новым идеям? Если кто-то делает дополнения к Вашим идеям, способны ли Вы их принять? Ищите ли Вы новые идеи вместо того чтобы придерживаться своих старых?

5. Учитесь ли Вы на своих ошибка? Можете ли Вы осознать свою неудачу не сдаваясь? Понимаете ли Вы что пока вы не сдались - ничего не потеряно?

6. Пользуетесь ли Вы своим воображением? Говорите ли себе «А что будет если…?»

 7. Замечаете ли Вы схожие черты у вещей которые, как кажется на первый взгляд, не имеют ничего общего? Используете ли вещи поновому?

8. Верите ли Вы в себя? Приступаете ли Вы к делу с уверенностью что справитесь?

 9. Стараетесь ли вы воздерживаться от оценок других людей, поступков, идей и т.д.?

10. Склонны ли Вы находить интерес в любом деле? Станете ли Вы заниматься тем, что со стороны выглядит глупо?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся. Влияние их на формирование учебных навыков и развитие речи

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.Эрих Фромм...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальных классов. Студия декоративно-прикладного творчества «Умелые ручки»

Внеурочная деятельность в настоящее время является составной частью учебно-воспитательного процесса. В ходе этой работы проявляется активность детей обусловленная их интересами и потребностями, обеспе...

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...

Развитие творческих способностей в разных видах декоративно-прикладной деятельности у обучающихся с ОВЗ в группе продленного дня

Обзор и значение декоративно-прикладной деятельности на занятиях с обучающимися с ОВЗ....

Развитие творческих способностей обучающихся в процессе занятий декоративно-прикладной деятельностью в кружке «Хенд мейд»

Модный термин «хэнд-мейд» включает в себя абсолютно всё, что сделано своими руками. Хэнд-мейд – это творческая реализация, глоток свежего воздуха, способ выразить свою индивидуальнос...

Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах.

Презентация "Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах"....