Внеурочная деятельность .Программа "Мыслитель",1 класс
материал
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему развивающих упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_myslitel_1_klass.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Мыслитель» для 1 класса разработана в соответствии -с Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, -Приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576, - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями), -ООП НОО МАОУ СОШ № 64 и примерной программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС) с использованием рабочих тетрадей Л.В.Мищенковой «36 занятий для будущих отличников»
На изучение курса по внеурочной деятельности «Мыслитель» в 1 классе отводится 27 часов в год. Количество часов в неделю – 1 час
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:
36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, –М.: Издательство РОСТ, 2011.
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему развивающих упражнений.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Развитие творческих способностей младших школьников.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
- Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Содержание курса
Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе. В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра,
уважать своё и чужое мнение,
учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника,
умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;
устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы;
планирование своих действий под руководством учителя;
приобщение к исследовательской и проектной работе.
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:
- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
- Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
- Уметь определять причинно- следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
- Называть положительные и отрицательные качества характера.
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
- Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
- Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
- Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
- Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
- Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
- Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Знай-ка»
1 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Первый раз в первый класс (Часть 1. Стр.2-3) | 1 | 2.10 | |
2 | Работа над ошибками (Стр. 4-5) | 1 | 9.10 | |
3 | Задания трёх поросят (Стр.6-7) | 1 | 16.10 | |
4 | Здравствуй, осень! С.8-9 | 1 | 23.10 | |
5 | Играем в «ромашку» С.10-11 | 1 | 30.10 | |
6 | По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят» С.12-13 | 1 | 13.11 | |
7 | Рисуем яблоньку С.14-15 | 1 | 20.11 | |
8 | Геометрический магазин С.16-17 | 1 | 27.11 | |
9 | По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» С.18-19 | 1 | 4.12 | |
10 | Хлеб-батюшка С.20-21 | 1 | 11.12 | |
11 | Шкатулка с сюрпризом С.22-23 | 1 | 18.12 | |
12 | На грибной полянке С.24-26 | 1 | 25.12 | |
13 | В гостях у Знайки С.27-29 | 1 | 8.01 | |
14 | Читаем письма С.30-31 | 1 | 15.01 | |
15 | Наряжаем ёлочку С.32-35 | 1 | 22.01 | |
16 | «Прикольные задания» с.36-37 | 1 | 29.01 | |
17 | И снова «прикольные задания» С.38-39 | 1 | 5.02 | |
18 | Домашние животные С.40-42 | 1 | 12.02 | |
19 | Цепочка занимательных заданий С.43-47 | 1 | 19.02 | |
20 | О звёздах С.1-3 | 1 | 26.02 | |
21 | Дорогою добра С.4-5 | 1 | 5.03 | |
22 | Быть здоровым С.6-8 | 1 | 12.03 | |
23 | Незнайкин экзамен С.9-11 | 1 | 19.03 | |
24 | Коллекция головоломок от Незнайки С.12-13 | 1 | 27.03 | |
25 | По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» С.14-15 | 1 | 10.04 | |
26 | Знаменитые малыши. Дюймовочка С.16-17 Букет для Русалочки С.18-19 | 1 | 17.04 | |
27 | Спичечное ассорти С.20-21 | 1 | 24.04 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"
Данные образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Самостоятельная или управляемая проектная...
Здоровьесберегающая деятельность.Спортивные игры, программа внеурочной деятельности для 2 класса
Данная праграмма разработана для занятий внеурочной деятельностью во 2 классе, может использоваться педагогами даполнительного образования или учителями физической культуры....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...
1.Внеурочная деятельность 2 «А» класса. 2.Конспект урока русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100."
1.Внеурочная деятельность 2 «А» классаРабота над проектами: Здравствуй Осень! ( Поделки из природного материала)ЕгипетНовогодние чудеса (Групповой проект)Древняя ГрецияРодной крайОлимпиада в СочиГерои...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...