Дифференцированный подход к обучению в начальных классах.
методическая разработка
Разноуровневые задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota._raznourovnevye_zadaniya.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа посёлка Муслюмово железнодорожной станции»
Шарафутдинова Рашида Рашитовна – учитель начальных классов
Дифференцированный подход к обучению в начальных классах.
1.Введение. Познание творчества.
2.Дифференцироаннй подход к системе обучения.
3.Виды работ: а) групповая; б) работа в парах; в) фронтальная.
4.Разноуровневые задания по русскому языку: а) на сравнение; б) на группировку; в) включающие проблемность.
5.Разноуровневые задания по математике.
6.Дополнительное образование. Плоскостное моделирование.
7.Приемственность начального образования и среднего звена на уроках математики.
8.Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания по математике.
Фундаментальный принцип – не учитель должен «навязывать» ученику информацию, а ученик должен запросить у учителя и получить требуемый ответ. Задача учителя – научить учащегося спрашивать.
К.Д.Ушинский: «Вся школа, вся педагогика – это учитель, любая педагогическая деятельность которого может быть повёрнуто учителем во благо или во зло, любой ребёнок может стать в его руках либо свободной личностью, либо рабом - невольником».
И. Песталоци: «Детство – это равноправная жизнь, а не подготовка к её наиболее значительному, взрослому периоду»
К. Ижиковский: «Каждый человек – исключение»
1. Развитие мыслительной деятельности учащихся тесно связано как со знаниями, приобретёнными в ходе обучения, так и со способами их приобретения, то есть степенью мыслительной активности школьников в ходе оперирования знаниями. Мыслительная деятельность учащихся может быть по преимуществу воспроизводящей усвоенные способы деятельности с материалом, или репродуктивной, может быть и творческой, самостоятельной, или продуктивной. Развитие мыслительной деятельности характеризуется мерой увеличения самостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях, то есть в условиях непривычной формулировки задания, применения нового языкового материала, необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщение. Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учеников в развитие мышления, целесообразно вводить более трудные, по сравнению с обычными, вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Важно учесть, что не всякое задание может служить развитию мышления.
2. Система обучения, построенная на дифференцированном подходе, способствует наиболее полному развитию личности школьника и в тоже время фактором творчества самого педагога. Учебный материал подбираю, ориентируясь не на среднего ученика, а относительно уровня развития ученика. У моих учеников появляется вера в свои силы, а слабые избавляются от комплекса неполноценности. При введении такой формы обучения уменьшается риск разрушения уже сложившихся классных коллективов, когда слабые ученики перестают общаться с сильными.
4.Используются разные виды работ. Групповая работа – это а) равенство всех участников; в) постановка проблемы, которая задумана учителем. В группе от трёх до семи человек. Групповая работа – это развитие мышления учащихся. Виды работы в группах:
1.Одно задание на всех, на весь класс.
2.Разноуровневые задания.
3.Дифференцированные задания.
Условия:
1.Должна быть мотивация для выполнения мыслительной работы. Всё, что мешает работе должно быть устранено.
2.Позиция учителя «внешняя»:
а) жёсткая регламентация образования группы;
б) смена партнёров по обсуждению должна быть разрешена;
в) смена расположения учащихся;
г) изменение конфигурации рабочих мест.
3.Организатор должен предусмотреть удобства обсуждения; нормирование будущей работы.
Правила учащихся при работе в группе.
1. Каждый имеет право выбора места, партнёра и задания.
2.Каждый имеет право высказаться.
3.Уметь понятно выражать свою мысль (это дисциплинирует мысль).
4.Уметь слушать, не перебивая выступающего. Уметь задать вопрос на понимание, (Правильно ли понял, что…), уметь правильно адресовать свой вопрос, обязательно надо заявить о желании высказаться.
5.Помнить, что любая точка зрения имеет право быть.
6.Доказывать свою точку зрения.
7.Согласовать мнения и принять единую точку зрения.
8.Не отвергать, а обдумывать услышанное.
9.При оценивании другого обязательно оценить себя.
10.Понимать, что каждый имеет право на ошибку.
11.Соблюдать этикет общения, доброжелательность.
12.Уметь видеть состояние товарища.
Все высказываются, а учитель выносит на доску ответы и обсуждают. Затем верный ответ.
Работа в парах.
Цель парной работы: это контроль, это взаимопомощь. (Взаимопроверка, чтение вслух, проверка таблицы умножения и т.д.)
Фронтальная. Принципы: а) принцип свободы выбора: в любом ответе надо предоставлять ученику право выбора, но с условием: право выбора всегда уравновешивается, осознанная ответственность за свой выбор;
б) принцип открытости: нужно давать знания и показывать границы этих знаний;
в) принцип идеальности: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения;
г) принцип обратной связи: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой обратной связи;
д) принцип деятельности: освоенные учащимися зоны (знания, умения и навыки) должны происходить в форме деятельности.
4.Разноуровневые задания по русскому языку.
Задания, требующие от учащихся на каждом уроке хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, будящие мысль учеников. Регулярное включение в учебный процесс таких заданий приучит к ним учащихся, пусть не сразу, но поднимет мыслительную активность всех учеников класса. Одним из таких заданий являются задания на сравнение.
Например, при изучении материала на тему «Ударение» важно раскрыть смыслоразличительную роль ударения. С этой целью можно предложить задание, включающие слова-омонимы. На доске учитель записывает предложения:
У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне.
У Маши цветы в комнате. Не маши палкой.
Вот тут лежат разные пилы. У нас нет пилы.
1.Прочитайте.
2. Сравните выделенные слова в левом столбике и в правом. Есть ли какая-нибудь разница на письме? А на слух? Прислушайтесь, какой слог сильнее звучит в словах левого столбика, какой в словах правого.
3. Спишите, поставьте знак ударения в одинаково написанных словах.
4. Какой вывод можно сделать? Почему в одинаково написанных словах ударение падает на разные слоги? (с ударением связан смысл слов).
Данное задание показывает, что учитель ставит перед учениками трудные вопросы, вызывающие их размышления. Отвечая на вопросы учителя, дополняя друг друга, дети знакомятся с новым материалом. В то же время, благодаря собственным мыслительным усилиям, они продвигаются и в мыслительной деятельности. Учитель не должен спешить с утверждением наиболее правильного и полного ответа. Пусть выскажутся все, кто хочет. Особого побуждения требуют слабые ученики. С них и нужно начинать, ободрить, поддержать, похвалить даже за попытку ответить на вопрос. Учитель подводит итог рассуждениям учеников и уточняет конечный вывод.
Другим видом задания является группировка. Задания на группировку создают благоприятные условия для того, чтобы ученик обдумывал связи, которые существуют в изучаемом грамматическом и орфографическом материале.
Вот как, например, можно организовать выполнение задания на группировку при введении нового материала по теме «Ударные и безударные гласные». На уроке, цель которого – познакомить учащихся с ударными и безударными слогами и гласными в слове, учитель может предложить следующую работу.
На доске записывается ряд слов: гора, стена, стены, нора, норы, река, реки. Ученики должны самостоятельно распределить слова на две группы. Для этого они должны самостоятельно найти признаки или основание группировки. Задание имеет два пути решения:1) слова можно разделить по месту ударения и 2) слова можно разделить как имеющие единственное и множественное число. Оба пути ведут к одинаковому результату. Важно осознать этих двух путей учащимися.
Сначала задание предлагается на наиболее трудном уровне:
1) Прочитайте слова.
2) Распределите слова на две группы.
3) Выпишите каждую группу слов в отдельный столбик.
Получив такое задание, ученики сами должны определить возможность разделения слов на группы. Тем, кто не может справиться с заданием по этой инструкции, предлагаются специальные карточки, заготовленные учителем заранее, со второй, а затем и с третьей разновидностями инструкции (РИ), которые предполагают различную меру помощи при выполнении задания, т.е. его индивидуализацию. Карточка со второй инструкцией: 2-РИ
1) Прочитай слова.
2) Распредели слова на две группы в зависимости от места ударения в словах.
3) Запиши каждую группу в отдельный столбик. Карточка, содержащая третью инструкцию:3-РИ
1) Прочитай слова.
2) Слова можно распределить на две группы в зависимости от места ударения в словах. Чтобы найти ударение, прислушайся, какой слог звучит сильнее в каждом слове.
3) В первый столбик выпиши слова, ударение в которых падает на первый слог; во второй столбик – слова, ударение в которых падает на второй слог.
При такой инструкции выполнения все ученики класса, даже и наиболее слабые, используя различную помощь учителя (в виде разновидностей инструкции), справляются с заданием. Третья инструкция обращена к более слабым ученикам, в то же время она наиболее объёмна для восприятия и чтения. Поэтому учитель использует возможность её использования в краткой форме.
1 класс. Звуки и буквы. Слоги. Ударение. Задание 1. На рассмотрение по одному общему признаку: по буквам, обозначающим гласные звуки.
Сон, сын, сад, рот, рак, дом, дым, дал, вол, выл, вал, рыл. (Устно даётся инструкция: «Прочитайте слова. На какие три равные группы можно разделить эти слова?» Целью данного задания является привлечение учащихся к обдумыванию, сравнению, рассуждению, высказыванию собственного суждения. Данное задание даёт простор мысли. (А) Слова различаются буквами, обозначающимися гласные звуки: 1)сон, рот, дом, вол 2)сын, рыл, дым, выл 3) сад, рак, дал, вал. Б) Слова различаются по их значению: 1) одушевлённые – сын, рак, вол 2) неодушевлённые – сон, сад, рот, дом, дым, вал 3) «что-то делают» - рыл, дал, выл.) Задание1 можно дать и для самостоятельной работы. В этом случае предусматривается второе и третье РИ.
2-РИ 1) Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные звуки. 2) Выпиши каждую группу слов в отдельный столбик.
3-РИ 1) Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные звуки. 2) в один столбик выпиши все слова с буквой о, в другой - с буквой ы, в третий - с буквой а.
Задание2. На различение твёрдых и мягких согласных. Спишите слова. Подчеркните буквы, обозначающие твёрдые согласные, одной черточкой, буквы, обозначающие мягкие согласные, - двумя чёрточками. Берёза, дятел, лыжи, чулок, письмо, тюлень. ( Материал задания 2 включает сразу все способы обозначения мягких согласных, что создаёт определённую новизну задания по сравнению с теми, которые выполнялись в ходе обучения.)
Предлагая творческие учебные задания для учащихся, учитель стремится привлечь внимание к задаче соединения усвоения знаний и навыков учащихся с развитием самостоятельности их мышления. Для развития мышления имеют значение не просто готовые обобщенные знания, а высокая умственная активность учеников в процессе приобретения и оперирования знаниями и навыками. Там, где организуется основательный опыт самостоятельного обобщения, происходит интенсивное развитие самостоятельного мышления. Для выполнения заданий отводится специальное время на уроках. Более одного задания повышенной трудности в день стараюсь не давать.
Перечень слайдов:
задания на различение твёрдых и мягких согласных - слайд № 5; на выявление комбинаторной способности ребёнка, выявление богатства лексического запаса, степени осознания буквенного состава воспроизводимых слов - слайд № 6; на группировку в зависимости от места ударения в слове - № 7, №8, №9; на группировку слов по твёрдости и мягкости входящих в них согласных и способам обозначения мягкости – слайд № 10, № 11; на самостоятельную проверку правильности переноса слов – слайд № 12; № 13, № 14; на конструирование двух предложений с включением в них одного из слов - омонимов - слайд № 15; на расстановку знаков в непунктированном тексте (даётся связный текст) - слайд № 16 и № 17 ( даются две части, резко различающиеся по содержанию); на составление двух предложений из данных слов, включающие омонимы – слайд № 18; на правописание большой буквы – слайд № 19; на группировку слов по вопросам - слайд № 20; на группировку слов по грамматическим значениям: предмет, признак, действие – слайд № 21; на группировку однокоренных слов (включено одно слово, близкое к ним по звучанию, одно слово, близкое к ним по значению ) – слайд № 22; на сравнение написания слов с ударными и безударными гласными в корне – слайд №23 и № 24; на подбор слов с парными согласными на конце корня и обозначение их буквами – слайд № 25 и № 26; на установление связи слов по вопросам в предложениях (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены - определение, дополнение) - № 27; на группировку слов по составу слова – слайд № 28, 29; на группировку слов по составу слова (к, к + с, п + к) – слайд - № 30, (к, п + к, п + к + с) - № 31, (к, к + с, п + к +ок) – № 32.
5.Математика. Разноуровневые задания.
На занятиях по математике обязательно нужно обеспечить активное участие всех учащихся путем подбора разноуровневых заданий. Большой интерес вызывают у ребят уроки, связанные с практическими действиями, в нетрадиционной форме, с присутствием родителей и т.п. Такие занятия привлекают их внимание, возбуждают активность и желание действовать, показать себя с лучшей стороны.
Чтобы процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемая «гуманистическое пространство»
Учитывая возможности каждого ученика, составляю разноуровневые задания по темам. Для этого всех учащихся класса делю на три группы: слабую, среднюю и сильную. Задания в группах выполняются самостоятельно. Задания под №1 выполняют учащиеся первой группы (слабые); задание под №2 выполняют учащиеся второй группы (средние); задание под №3 выполняют учащиеся третьей группы (сильные). Учащиеся первой группы, справившись со своим заданием, переходят к следующему заданию. Учащиеся второй группы, справившись со своим заданием, переходят к заданию третьей группы. Учащиеся третьей группы, справившись со своим заданием, переходят к выполнению дополнительного задания под №4, а если дополнительное задание учитель не предлагает, тогда помогают другим учащимся класса.
ТЕМА: Числа 1-20
На доске записаны пример:7+8, 9-8, 14+5, 13-9, 6+3, 18-7, 6+6, 8-6,11+6.
№1- Реши примеры. №2-Составь и реши по два аналогичных примера к каждому столбику. №3- Составь из этих выражений три числовых неравенства, а затем в каждом неравенстве преобразуй левую часть так, чтобы получилось верное равенство.
ТЕМА: Числа 21-100
На доске записаны примеры. 56-30, 42+7, 29-15, 37+60, 30-8, 50-24.
№1-Реши примеры. №2- Составь примеры с обратными действиями.№3-Дополни каждый пример вторым действием так, чтобы в ответе получилось 100.
ТЕМА: Нахождение периметра прямоугольника.
№1 - Длина прямоугольника равна 8см, ширина 4см. Найдите периметр прямоугольника.
№2 – Длина прямоугольника равна 8см, а ширина в 2раза меньше. Вычисли периметр прямоугольника разными способами.
№3 – Длина прямоугольника равна 8см, а ширина 4см. Вычисли его периметр. Начерти другие прямоугольники с таким же периметром.
№4 – Прямоугольник, длина которого равна 8см, а ширина 4см, Алёна обложила вокруг счётными палочками. Длина каждой палочки равна 2см. Сколько палочек потребовалось?
ТЕМА: Доли.
№1 - От ворот до входа в школу ученик прошёл 1/5 этого расстояния. Сколько метров осталось пройти ученику?
№2 – Длина прямоугольника равна 8см, ширина составляет ¼. Найди периметр прямоугольника.
№3 – Длина прямоугольника равна 5см, а ширина 4см. Мальчик обвёл цветным карандашом 1/5 периметра этого прямоугольника. Сколько см осталось обвести мальчику?
№4 – Длина прямоугольника равна 1м, ширина составляет 1\5 длины.Найди сторону квадрата, периметр которого равен периметру этого прямоугольника.
ТЕМА: Меры массы, меры длины.
№1 – Сравни: 4км 750м и 47км 050м; 9т 5ц и 9т 500кг; 8м 5дм и 8м 51см; 40м и 40см
№2 – Яйцо страуса имело массу 1кг 500г, а куриное яйцо 62г. На сколько граммов яйцо страуса тяжелее куриного яйца?
№3 – Вдоль первого участка, периметр которого равен 60м 6дм, расставили флажки на расстоянии 6дм друг от друга. Вдоль второго участка, периметр которого равен 50м, расставили флажки на расстоянии 5м друг от друга. После этого ещё осталось 129 флажков. Сколько флажков было?
№4 – Было когда-то на свете 25 оловянных солдатиков, которых сделали из старой оловянной ложки массой 123г. Масса 24 солдатиков была одинакова. На двадцать пятого солдатика олова немного не хватило. Какова масса последнего солдатика?
ТЕМА: Сложение и вычитание многозначных чисел.
№1 – Реши примеры. 5384+9704; 10000+6010; 500106+49038.
№2 – Восстанови пропущенные цифры.
****+263=1546; ******-507642=9161; 54762-*****=4936.
№3 – В пустые квадратики впиши числа, чтобы квадрат получился магическим.
4605 | ||
4790 | ||
5160 |
ТЕМА: Решение уравнений.
№1 – Реши уравнение: х : 91=7
№2 – С числами 91, 7 и неизвестным х составь уравнение, где х является делителем. Реши его.
№3 – С числами 91, 7 и неизвестным х составь уравнение, где х является множителем. Составь задачу по этому уравнению. Реши уравнение.
Тема: Нахождение площади и периметра.
№1 – Сторона квадрата равна 6см. Вычисли периметр и площадь этого квадрата.
№2 – Сторона квадрата равна 6см. Найди четвёртую часть площади квадрата. Начерти прямоугольник с таким же периметром.
№3 – Сторона квадрата равна 6см. На сколько увеличится площадь квадрата, если его сторону увеличить в 2 раза?
№4 – Длина прямоугольника равна 18дм, а его ширина в 3 раза меньше. Чему равна площадь квадрата, периметр которого равен периметру этого прямоугольника?
6. «Моделирование на плоскости».
Одна из основных задач обучения и воспитания, поставленных перед учителем начальных классов, - развитие творческих особенностей на уроках и внеурочное время. Поэтому, когда встал вопрос: Какое занятие проводить, как дополнительное образование? Я уже твёрдо знала, что это занятие будет плоскостное моделирование. Опираясь на изученный материал по азбуке, с учениками составляли оригинально оформленную азбуку, рисунки которой составлены из ограниченного количества буду плоских геометрических фигур. В основу составления этой азбуки положен принцип доступности и посильности, т.е. составленные из геометрических фигур силуэтные рисунки изображают хорошо знакомые детям технические объекты, стилизованные изображения фигур животных. Птиц, растений, а также предметов быта. На уроке такую азбуку дети рассматривают и разгадывают с большим интересом. При этом у них развивается наблюдательность и память, мышление и воображение, сообразительность, что, конечно же, способствует более активному и сознательному запоминанию буквы и звука. И так, осуществляется межпредметная связь. Для осуществления межпредметных связей в начальных классах есть все условия. Во-первых, в классе работает один учитель, который ведёт все предметы, и ему хорошо известен весь программный и пройденный материал начальной школы и пройденный материал начальной школы. На этой основе легко определить, какие учебные предметы могут взаимно дополнять изучаемый материал. Во-вторых, учитель хорошо знает психологический климат, возрастные особенности, возможности класса. Это позволит ему решить, какими приёмами и методами можно осуществить межпредметные связи. Нашу азбуку можно сделать на альбомном листе , стилизованные изображения для этого листа получаются из заготовок квадратных форм размером 100*100мм. В первом классе, во втором классе я учила чертить квадрат, начиная с угла альбомного листа, затем делить квадрат на части. В третьем классе начала учить построению квадрата с помощью треугольной линейки, деление квадрата уже на разные геометрические фигуры. Из 16 учеников двое пока не справляются с этой работой самостоятельно. А вот дальше с заданиями творческого характера справляются все. Это, используя все части, плотно присоединяя друг к другу, дети составляют много различных изображений, кому трудно по образцам, а остальные по собственному замыслу. На этих занятиях обращаю внимание на использование знаний, умений, навыков, приобретённых на уроках математики, в практической работе. Такой переход от абстрактного к конкретному помогает детям осознать практическую значимость математических знаний.
7. Преемственность среднего и начального звена в преподавании математики. 15-й год я ещё и преподаю математику в 5-ом классе. Практика работы в среднем звене показывает, что обучение решению трудных задач в начальной школе стимулирует у детей интерес к математике, способствует развитию творчества. Развивает логическое мышление. Поэтому на ранней стадии изучения математики, т.е. в начальных классах, стараюсь вырабатывать навыки логического анализа. Постепенно учу детей отличать верные рассуждения от ошибочных.
Так как уровень подготовки и развития способностей не у всех учеников одинаков, сама жизнь подсказывает, что требуется индивидуализация обучения. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям. Не лучшее положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведёт обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Они постепенно привыкают к лёгкости выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность в себе. Учителю в 5 классе очень сложно работать в этом классе. Вот и в этом учебном году, в 5-ом классе, учащиеся не умеют работать самостоятельно, не подготовлены к творческой деятельности, нет умения самоконтроля. Постепенно применяя, разноуровневые задания, новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление, приучаю выполнению более сложного варианта заданий, приучаю к самостоятельной работе. Из 13 учащихся самостоятельно могли работать только 2-е и то чуть посложнее задание, нужна им была консультация учителя. Заканчивается 2-я четверть, уже виден небольшой результат моей работы: учащиеся полюбили работать самостоятельно, ведь мои предложенные задания соответствуют их возможностям, каждый стал стремиться решить не только задание, предложенное ему, но и попробовать свои силы при выполнении более сложного задания. С этой проблемой я «вышла» на МО начальных классов и на МО учителей математики, поделилась результатами наблюдений, прочитала доклад на тему «Дифференцированное обучение на уроках математики». Особенно, нацелила на эту проблему учителей начальных классов, показала, как сложно работать в среднем звене, когда нет преемственности, пригласила на открытый урок, где они увидели, как тяжело даётся учение учащимся, не приученным самостоятельно трудиться.
Дифференцированное обучение – это обучение развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувства ответственности, товарищества). Такой подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников. Особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету. В среднем звене эту работу продолжить.
Такие же слайды и в 3-ем (числа до 100), и в 4-ом (числа до 1000) и в 5классе (числа до 1000000) Слайды: №39, № 40, № 41.
На занятиях по математике стараюсь обеспечить активное участие всех учащихся путем подбора разноуровневых заданий. Большой интерес вызывают у ребят уроки, связанные с практическими действиями, в нетрадиционной форме, с присутствием родителей и т.п. Такие занятия привлекают их внимание, возбуждают активность и желание действовать, показать себя с лучшей стороны.
8.Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания по математике.
Домашняя работа – особый вид самостоятельной работы. Он происходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения. Одно из главных условий, на мой взгляд, - это доступность домашней работы.
Чаще мы даём общее задание классу. Для одних оно может быть лёгким, для других – трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задаётся на дом к учебной деятельности в целом. Почти 40 летняя практика в школе убедила меня в том, что навык самостоятельности в работе, а это умение доводить начатое дело до конца, лучше формируется через дифференцированные домашние задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Дифференцированные задания даю в следующих случаях:
1) при прохождении темы, когда встречаются довольно сложные понятия;
2) при обобщении пройденной темы и подготовке к итоговым работам;
3) при работе над ошибками в контрольных работах.
Преследую следующие цели: закрепление знаний, умений, и навыков; развитие логического мышления; формирование самостоятельности; самоконтроля – ответственного отношения к учебному труду. Предлагая дифференцированные задания, учитываю:
1) способность к учебной деятельности (быстро схватывает ли материал, глубоко ли его осмысливает);
2) умеет ли выразить свою мысль;
3) познавательную активность (проявляет ли интерес к знаниям);
4) организованность в работе (умеет ли доводить начатое дело до конца);
5) отношение родителей к учёбе, к советам учителя.
Практикую дифференциацию домашнего задания только по учебнику. Например. Учебник М.И.Моро для 3 класса. 1) с. 83 № 3. Для «сильных» добавляется задание: Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась по - другому и в два действия.2) с.72 под № 7. Для «сильных» - сопоставь с задачей № 3. И т. д.
Всё больше убеждаюсь в том, что такая работа имеет важное воспитательное значение, приучает к тщательному выполнению любого задания, поддерживает на должном уровне активность, формирует чувство самостоятельности и ответственности. Ученика, получающего изо дня в день тройки, угнетает чувство неполноценности, ему кажется, что, как бы он не старался, у него ничего не выходит. А поддерживают ребёнка и питают его жажду познания не только успех в учении, но и сознание того, что каждый день он делает шаг вперёд. А этому помогает дифференцированный подход к каждому ребёнку!!!
Литература:
1. Журналы «Начальная школа»
2.А.В.Полякова «Творческие задания по русскому языку» М.2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через системно - деятельностный подход к обучению в начальных классах.
Доклад на педсовет...
«Дифференцированный подход к обучению в начальных классах»
Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов....
Деятельностный подход к обучению в начальных классах
Деятельностный подход к обучению в начальных классах...
Развитие и коррекция познавательных процессов, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьников младших классов.
Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонен...
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся начальных классов в свете перехода к ФГОС. Педагогическая диагностика.
Статья содержит теоретический материал, раскрывающий основу педагогической диагностики....
«Дифференцированный подход в обучении в начальной школе»
Сегодня обществом востребованы не просто образованные люди, способные применить знания, умения на практике, а люди способные принимать нестандартные решения, не боящиеся ответственности, умеющие отста...
Выступление на МО начальных классов «Дифференцированный подход к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (0-4 класса)»
Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей 0-4 классов в обучении, овладение ими в силу возможностей програ...