План самообразования
материал
Предварительный просмотр:
План самообразования учителя начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Патлиной Надежды Леонидовны на 2022-2025 учебный год
Тема: «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
в условиях реализации ФГОС»
Пояснительная записка
С 1 сентября 2017 года я впервые приступила к реализации на практике ФГОС НОО для детей с ОВЗ в начальных классах. Данный стандарт влечёт за собой пересмотр давно сложившейся системы работы начальной школы, когда принципиально меняются ориентиры в обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ. Школа должна обеспечить ребёнка не знаниями, а подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные.
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.
В нашей школе для младших школьников с ОВЗ созданы следующие условия для обучения, воспитания и развития:
• использование АООП НОО;
• применение современных образовательных технологий и методов обучения и воспитания;
• использование бесплатных специальных учебников, учебных пособий;
• использование специальных технических средств обучения для индивидуального пользования;
• проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;
• оказание индивидуальной коррекционной работы с узкими специалистами: дефектологом, логопедом, педагогом - психологом, тифлопедагогом;
• детям оказывается психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь;
• организация кружков по интересам;
• обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, находятся на полном государственном обеспечении.
• иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Принципиальным отличием нового подхода в обучении и воспитании детей от старого заключается в том, что новый стандарт предъявляет новые требования к результатам освоения начального образования. Деятельность учителя ориентирована не только на овладение детьми предметных результатов, но и на формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Для реализации стандарта я осуществляю обучение на основе авторской программы В.В.Воронковой «Программы для подготовительного класса и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» по ФГОС ОВЗ. Данный УМК представляет собой целостную модель начальной школы и имеет полное программно-методическое обеспечение. В процессе обучения я использую учебники и учебные пособия, электронные приложения, отвечающие требованиям ФГОС содержание, которых повышает учебную мотивацию младших школьников. Все классы в школе оснащены техническими средствами обучения: компьютером, мультимедийным проектором, имеется доступ в Интернет.
Главными особенностями данной системы является приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников, личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения. Данный комплект УМК построен на таких принципах обучения, как учёт возрастных особенностей детей, постепенное наращивание трудностей, он доступен для обучающихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития.
Основные вопросы, намечаемые для изучения:
От меня, как от учителя требуется развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность в соответствии с требованиями современного общества, формировать жизненные компетенции школьника.
Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, с которыми познакомилась на курсах повышения квалификации (личностно-ориентированная, игровые, технологии на основе активизации деятельности учащихся (проблемное обучение), технология уровневой дифференциации (работа с группой), компьютерные технологии, здоровьесберегающие). Данные технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.
Внедрение этих технологий позволяет мне, как учителю:
• отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
• развивать мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную деятельность;
• воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи я использую следующие методы обучения:
1) по способу передачи информации:
- словесные методы;
- практические методы.
2) по характеру познавательной деятельности:
- частично-поисковый;
- метод проблемного изложения;
- объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что в нашей школе созданы условия для реализации требований ФГОС НОО для детей с ОВЗ.
Продолжая дальше хочется сказать, что достижение высоких результатов в обучении в 1 классе невозможно без сформированной базы ЗУН в дошкольный период. Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, вступившему в силу 1 января 2014 года, выпускник дошкольного учреждения при поступлении в школу должен обладать определенным набором качеств, среди которых можно выделить:
• уверенность в собственных силах;
• любознательность;
• способность к волевым усилиям;
• самостоятельность;
• инициативность;
• готовность отвечать за свои поступки;
• доброжелательность;
• уважительное отношение к семье и социуму.
ФГОС дошкольного образования определил критерии, по которым определяется готовность ребенка к школе.
Критерии готовности ребенка к школьному обучению:
• физическая готовность – уровень развития всех систем организма, способный выдержать ежедневные учебные нагрузки без вреда для здоровья;
• интеллектуальная готовность – умение сравнивать и обобщать, классифицировать и анализировать информацию, воспринимать речь и логически мыслить;
• эмоциональная готовность – мотивация к обучению (ребенок хочет стать школьником не потому, что в школе он найдет новых друзей, с которыми можно будет поиграть (игровой мотив), а потому что на уроках он сможет узнать что-то новое и интересное; умение сосредоточиться, управление эмоциями.
• социальная готовность – способность ребенка сотрудничать с другими людьми и проявлять внимание на протяжении 30-40 минут.
При условии соответствия ребенка всем этим критериям его адаптация к новым условиям обучения в начальной школе проходит намного легче и безболезненнее.
ФГОС предъявляет новые требования к структуре урока. В методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала. Поэтому в своей работе я стараюсь, чтобы моя ученица «открывала» новые знания, а не получали их в готовом виде, проявляла положительный интерес к процессу познания (личностные результаты), планировала решение учебной задачи под руководством учителя (регулятивные УУД), воспроизводила по памяти полученную информацию на предыдущих уроках (познавательные), составляла небольшие устные высказывания (коммуникативные). На рефлексивно-оценочном этапе проводила самооценку своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности на уроке. На уроках стараюсь создать ситуацию успеха, не скупиться на поощрение и похвалу.
План индивидуального развития
учителя начальных классов Патлиной Надежды Леонидовны на 2022-2025 гг.
№ | План мероприятий | Примерные сроки |
1. | Изучение нормативных документов, регламентирующих учебно-воспитательный процесс. | 2022-2025гг. |
2. | Изучение основных нормативных документов, связанных с ФГОС для детей с ОВЗ. | 2022-2025гг. |
3. | Прохождение курсов профессиональной переподготовки. | 2022-2025гг. |
4. | Изучение научно-педагогической литературы по теме самообразования. | 2022-2025гг. |
5. | Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, района, региона, страны в области обучения и воспитания. | 2022-2025гг. |
6. | Участие в профессиональных встречах педагогического актива школ, района. | 2022-2025гг. |
Предполагаемый результат и форма его представления:
Считаю, что главное в нашей работе с детьми с ОВЗ:
- помочь детям максимально овладеть УУД исходя из зоны ближайшего развития;
-усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение, отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни;
-активизировать педагогическую деятельность по распространению педагогического опыта по данной проблеме;
-обеспечить эффективное взаимодействие с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования
представлен план работы над методической темой " Обучение решению задач в начальной школе" и план самообразования...
План самообразования учителя
Самообразование по теме "приобщение учащихся к русской культуре"...
План самообразования
В плане отражены основные направления самообразования,обозначены сроки и примерные источники самообразования....
план самообразования
формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельность...
Индивидуальный план самообразования
Индивидуальная тема самообразования: "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников"...
План самообразования учителя начальных классов
План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....
план самообразования; план работы со слабыми и с одаренными детьми;
Татар теле фәнен авыр үзләштерүче укучылар белән эшләү планы...