Интерактив для родителей (как привлечь ребенка к чтению?)
методическая разработка

Родительское собрание во 2 классе по теме:

«Как привлечь ребёнка к чтению»

Цель родительского собрания: определить эффективные способы воспитания читательского интереса младшего школьника.

Задачи родительского собрания:

  1. Способствовать осмыслению сущности понятия «читательский интерес»;
  2. Обеспечить осмысление роли чтения в жизни ребёнка; 
  3. Передать опыт по привлечению ребёнка к чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon rekomendatsii_roditelyam.pdf1.93 МБ
Файл roditelskoe_sobranie.docx45.94 КБ
PDF icon buklet.pdf1008.66 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Оренбургской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.К.КАЛУГИНА» г. ОРЕНБУРГА

Специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»

Савина Нина Викторовна

Билет №11

ПМ. 03 Классное руководство

Оренбург, 2022


Родительское собрание во 2 классе по теме:

«Как привлечь ребёнка к чтению»

Цель родительского собрания: определить эффективные способы воспитания читательского интереса младшего школьника.

Задачи родительского собрания: 

  1. Способствовать осмыслению сущности понятия «читательский интерес»;
  2. Обеспечить осмысление роли чтения в жизни ребёнка;  
  3. Передать опыт по привлечению ребёнка к чтению.

Методическая литература:

1. Бегиева, Б. М. Формирование читательского интереса у младших школьников / Б. М. Бегиева, А. А. Кабжихов // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 26(110). – С. 32-35.

2. Шергина, Т. А. Формирование читательского интереса у младших школьников / Т. А. Шергина, С. С. Гуляева, Н. Н. Жиркова // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты : Сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 декабря 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 162-164.

3. Светловская, Н. Н. Законы формирования читателя / Н. Н. Светловская // Начальная школа.- 2021. - № 1. - С. 11–18.

Другие источники:

1. Руководство : как создавать контент и писать тексты для веб-сайтов? [Электронный ресурс]. - Режим доступа :

2. Родительское собрание рецептов «Как ребёнку помочь полюбить чтение» : [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://урок.рф/library/roditelskoe_sobranie_retceptov_kak_rebyonku_pomoch_152457.html

3. Родительское собрание во 2-м классе на тему  "Воспитание у ребенка любви к чтению, интереса к книге" : [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/01/23/roditelskoe-sobranie-kak-vospitat-u-rebyonka

4. Правда ли, что наши дети меньше читают? : [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://mel.fm/vospitaniye/sovety/698214-reading

5. Как приучить ребёнка к чтению: 10 советов родителям ? : [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2020/09/22/kak-priuchit-rebenka-k-chteniyu-10-sovetov-dlya-roditelej-2/

6. Дети и книги – 2022 : [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/deti-i-knigi-2022-chitayut-li-rossiyane-svoim-detyam/

7. Роль чтения в жизни ребёнка : [Электронный ресурс]. - Режим
доступа :
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/04/19/rol-chteniya-v-zhizni-rebyonka

8. https://www.youtube.com/watch?v=q_87sE1FJLQ

План и этапы родительского собрания:

Вступительная (вводная) часть:

  1. Приветствие.
  2. Просмотр фрагмента мультфильма, иллюстрирующего проблему.
  3. Актуальность проблемы.
  4. Формулировка цели родительского собрания.

Основная часть:

  1. Знакомство с научной теорией.
  2. Результаты статистических исследований.
  3. Практическая значимость вопроса.
  4. Обращение к опыту родителей.
  5. Практическая отработка изученных приемов.

Заключительная часть:

  1. Рефлексивный анализ.
  2. Дополнительная информация для родителей.

План-конспект родительского собрания:

1. Организационный момент. Учитель приветствует родителей, обосновывает выбор места проведения собрания – библиотеки.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча не просто так проходит в таком месте, как библиотека, и посвящена она очень актуальной проблеме.

2. Просмотр фрагмента мультфильма, иллюстрирующего изучаемую проблему. Учитель формулирует цель просмотра фрагмента мультфильма: фрагмент покажет проблему, о которой пойдет речь на собрании.

Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма и попробовать самостоятельно сформулировать проблему, о которой мы и будем сегодня говорить.

(Просмотр фрагмента видеоролика «ПЧЕЛОГРАФИЯ»)

Итак, как вы считаете, о какой проблеме будет идти речь на собрании? Почему вы так решили? Совершенно верно, сегодня мы с вами поговорим о формировании у ребёнка интереса к чтению.

3. Учитель предлагает определить и обосновать актуальность проблемы воспитания читательского интереса младшего школьника.

Чтобы убедиться, что это проблема действительно актуальна для нашей аудитории, прошу вас задуматься над вопросами:

  1. Часто ли читает Ваш ребёнок?
  2. Проявляет ли Ваш ребёнок интерес к чтению?

2. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок проявлял интерес к чтению?

4. Учитель знакомит родителей с темой собрания, подводит родителей к цели родительского собрания.

Тема нашего собрания: «Как привлечь ребёнка к чтению»

Какой результат вы бы хотели получить по окончании нашего собрания? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Попробуйте сформулировать цель родительского собрания

Обобщая ваши ответы, цель нашего собрания: определить эффективные способы воспитания читательского интереса младшего школьника.

Зафиксируйте тему и цель собрания в персональных буклетах.

Основная часть

1. Учитель предлагает родителям подобрать ассоциации к термину «читательский интерес», знакомит с научной теорией.

Предлагаю для начала разобраться, что же такое читательский интерес? Какие у вас ассоциации возникают с данным словосочетанием? Предположите, что обозначает данный термин.

Наталия Николаевна Светловская отмечает, что читательский интерес — это положительное эмоционально-окрашенное отношение человека к чтению произведений, приобретающих для него значимость в меру соответствия его духовным потребностям.

2. Учитель представляет результаты исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения данной проблемы среди младших школьников. Предлагает родителям рассмотреть статистику и высказать мнение по данной проблеме.

Осенью 2021 года по заказу Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) провел опрос детей и подростков из 20 регионов России об их отношении к чтению книг. В опросе приняли участие 806 детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет из всех федеральных округов Российской Федерации.

В результате исследования эксперты пришли к выводу, что постоянно читают всего 24% школьников, не представляют себе жизни без книг 13%

Среди этих характеристик летнее чтение (дети читают летом в среднем 3-4 книги, подростки – 1-2), отток юных читателей из библиотек.

Опираясь на результаты исследования, какие мысли у вас появились?

3. Учитель предлагает определить роль чтения в жизнь ребёнка, обсудить данный вопрос в парах и зафиксировать результаты работы в персональных буклетах. Проводит промежуточную рефлексию.

Как вы считаете, нужно ли вообще воспитывать интерес к чтению?

Не все родители задумываются о привлечении ребёнка к чтению, так как не все понимают, какую роль играет чтение в жизни человека и зачастую не читают сами.

Как часто читают книги в Вашей семье? Считаете ли Вы чтение чем-то важным?

Сейчас я предлагаю поработать в парах. Обсудите, какую роль играет чтение в жизни ребёнка Зафиксируйте ваши предположения в персональных буклетах в графе «Роль чтения в жизни человека».

Договоримся, что время на выполнение данного задания – 2 минуты.

Кто желает высказаться?

Спасибо большое, это очень ценное мнение. Уважаемые родители, может вам есть что добавить? Какими положениями вы дополнили бы приведённый список?

Благодаря чтению перед ребенком открывается целый мир, о котором он ещё почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания.

При помощи простейших, постепенно усложняющихся образов, ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с людьми. Часто хорошая книга позволяет родителям объяснить ребенку те вещи, которые сами они не смогли бы точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры исподволь помогают ребенку усвоить те правила, которые он не мог или не хотел воспринять от родителей.

Помимо духовного просвещения есть еще и прагматическая необходимость в чтении книг: у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи.

Большое место в воспитании детей в семье занимает чтение. Оно развивает взгляды, мировоззрение, культуру, внутренний мир человека. Максим Горький назвал книгу одним из чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу. Она расширяет кругозор, учит любить свою родину, помогает воспитывать человека, учит оценивать поступки, понимать жизнь.

Умная книга может гораздо сильнее воздействовать на ребенка, чем беседа или рассказ взрослого человека. Во время чтения ребенок остается наедине с собой. То, о чем он читает, глубоко им переживается. Он может вернуться к полюбившемуся эпизоду, понравившемуся герою. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.

4. Учитель организует групповую работу с чек-листами, направленную на определение способов привлечения ребёнка к чтению на основе личного опыта родителей. Организует проверку выполненного задания и промежуточную рефлексию.

Как же привлечь ребёнка к чтению?

В попытке ответить на этот вопрос предлагаю вам сегодня заполнить чек-лист. Это поможет нам зафиксировать и систематизировать результаты нашей встречи.

Для этого объединимся в группы по 4 человека. Обсудите, какие способы привлечения ребёнка к чтению вы можете использовать на практике. Вспомните, как воспитывали читательский интерес у вас, какие способы были бы интересны вам, будь вы ребёнком 7-8 лет. Зафиксируйте их в чек-листе, представленном в буклете.

На выполнение данного задания — 3 минуты.

Время на выполнение задания подходит к концу. Давайте обсудим

Первую группу я попрошу сначала озвучить выделенные способы привлечения ребёнка к чтению, а затем проанализировать их значимость.

Спасибо большое, это очень ценное мнение. Уважаемые родители, может вам есть что добавить? Какими способами вы бы дополнили приведённый список?

Действительно, вы абсолютно правы.

Уметь читать и хотеть читать - это не одно и тоже. К умению читать надо добавить желание читать, желание общаться с книгой, рассматривать картинки в ней, узнавать что-то новое интересное.

Что же делать, если ребенок не любит читать? Психологи и педагоги выделяют следующие способы воспитания читательского интереса младшего школьника:

1. Внесение в чтение элементов игры

2. Чтение интересных для ребёнка книг

3. Наличие домашней библиотеки

4. Чтение книг вместе с ребёнком

5. Поощрение чтения

5. Учитель предлагает родителям практически отработать один из выделенных способов воспитания читательского интереса: поставить book-лист с названиями произведений, которые будут интересны детям 7-8 лет, пользуясь выставкой книг, подготовленной сотрудниками библиотеки. Организует промежуточную рефлексию.

Для того чтобы привлечь ребёнка к чтению, нужно следовать данным рекомендациям. Мы с вами сейчас находимся в библиотеке – настоящей сокровищнице книг. Обратите внимание на стенды: на них представлены произведения для детей 7-8 лет. Я предлагаю вам сейчас пройти к стендам, рассмотреть книги и последовать одному из способов воспитания читательского интереса: составить подборку книг, которые будут интересны Вашему ребёнку. Названия и авторов выбранных вами произведений я предлагаю Вам зафиксировать их в book-листе.

Давайте договоримся, что на выполнение данной работы вам будет отведено 5 минут.

Время на выполнение задания подходит к концу. Давайте обсудим, какие произведения Вы выбрали и почему?

Благодарю за вашу активность.

Думаю, Ваши дети оценят подборку книг, сделанную Вами, что позволит эффективно воспитать у них интерес к чтению.

Заключительная часть

1. Учитель организует деятельность родителей по подведению итогов собрания.

Наша встреча подходит к концу. Предлагаю подвести итоги. Сегодня мы ставили перед собой цель: определить эффективные способы воспитания читательского интереса младшего школьника.

Прошу вас высказать свое мнение, насколько полезным было для вас родительское собрание? Будете ли вы использовать в воспитании своих детей полученные советы? Что именно для вас оказалось ценным и полезным? Остались ли у Вас вопросы?

Благодарю вас за активную работу, я очень рада, что вы глубоко погрузились в решение данной проблемы. Данная проблема действительно является актуальной в наше время, поэтому важно пополнять знания в области воспитания детей.

2. Предлагает дополнительные ресурсы для дальнейшего ознакомления с проблемой, организует деятельность по ознакомлению с перечнем литературы, подобранной сотрудниками библиотеки. Завершает родительское собрание.

Для дальнейшего ознакомления с темой воспитания интереса к чтению, я советую вам посетить сайт «Мел», познакомиться с интересными советами и решениями данной проблемы.

Также работники библиотеки составили для вас полезный перечень книг по привлечению ребёнка к чтению, ознакомившись с их содержанием вы сможете пополнить копилку идей для воспитания читательского интереса детей. Давайте поблагодарим их за помощь и за гостеприимство!

На этом всё! Спасибо за внимание!

Оценка процесса и возможных результатов деятельности классного руководителя:

Процесс деятельности классного руководителя на родительском собрании во 2 классе по теме «Как привлечь ребёнка к чтению» будет направлен на эффективное решение проблемы отсутствия интереса младших школьников к чтению. Этому способствует наличие обратной связи в ходе работы с родителями, создание благоприятной, комфортной обстановки, обращение к опыту родителей, практическая отработка изученных приёмов, рефлексия.

Результатами деятельности классного руководителя на родительском собрании во 2 классе по теме «Как привлечь ребёнка к чтению» будут:

  1. Понимание сущности понятия «читательский интерес»;
  2. Осмысление роли чтения в жизни ребёнка;  
  3. Приобретение опыта по привлечению ребёнка к чтению.

Обоснование выбора методов воспитания:

Для решения выделенной проблемы (отсутствие интереса младшего школьника к чтению) предлагается использование элементов игрового метода, так как они в большей степени отвечают возрастным требованиям младших школьников, позволяют организовать процесс воспитания читательского интереса на принципах сотрудничества. Элементы игрового метода делают чтение книг более интересным и увлекательным.

Также эффективным является методы стимулирования – поощрение. Как известно, поощрение закрепляет положительные навыки и привычки, так как основано на возбуждении положительных эмоций. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала. Получая похвалу, одобрение за чтение книг, ребёнок будет желать читать. Однако, используя данный метод, следует быть аккуратными, чтобы чтение книг не превратилось в способ получения похвалы и внимания от родителей.

Стоит учитывать, что данные методы будут способствовать воспитанию интереса к чтению лишь в том случае, если использовать их систематически.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как привлечь ребенку к чтению

Несколько советов психолога и библиотекаря...

" Как привлечь ребенка к чтению"

Советы родителям о том, как привлечь ребенка к чтению художественной литиературы...

обучающий интерактив для родителей

обучающий интерактив для родителей...

Обучающий интерактив с родителями "Почему дети лгут?"

Обучающий интерактив (родительское собрание) - "Почему дети лгут?"...

Интерактив с родителями на тему "Как научить ребенка самоконтролю?"

Некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки....