Методическая разработка по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности младших школьников "Всё начинается с вопросов"
методическая разработка
Представлена система работы с обучающимися по формированию навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности. По всем четырём годам обучения в начальной школе определены основные виды работ, темы проектов, взаимосвязь с родителями. Приведены конкретные виды занятий и заданий на уроках и во внеурочной деятельности, групповые и индивидуальные проекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsyo_nachinaetsya_s_voprosov.docx | 50.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап регионального заочного конкурса методических разработок по исследовательской и проектной деятельности обучающихся
Номинация
«Лучшая методическая разработка «Организация исследовательской и проектной деятельности с обучающимися на уроках и во внеурочной деятельности»
Автор материалов: Ткаченко Ирина Викторовна,
МБОУ г. Мурманска «Гимназия №10»,
учитель начальных классов
2. Описание методической разработки
Название: «Всё начинается с вопросов»
Педагогическая проблема, на решение которой направлена методическая разработка: в методической литературе и материалах по обобщению опыта работы учителей начальных классов много информации о конкретных проектах и методах, которые не всегда можно перенести в другую ситуацию, нет чётко обоснованных этапов взаимодействия педагога и ребёнка, деятельность носит случайный, а не системный характер, зачастую эти проекты надуманы взрослыми людьми, нет детской инициативы, темы заранее нацеливают на известный результат, а иногда полностью совпадают с материалами уроков, понятия проект и учебное исследование подменяются понятиями реферат, практическая работа, творческий отчёт, сбор информации.
Возраст обучающихся: 7-11 лет.
Цель методической разработки: определение и подтверждение примерами собственной практики педагогических условий успешной организации проектной деятельности младших школьников.
Задачи методической разработки: раскрыть этапы осуществления проектной деятельности в начальной школе и обобщить личный опыт организации проектной деятельности младших школьников.
Формы и методы вовлечения родителей и обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность:
Роль родителей, форма их участия в проектной деятельности младших школьников: мотивационная поддержка, информационная поддержка, организационная поддержка, техническая поддержка, поддержка в самооценке проекта. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. Родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей. Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. Важно «позволить» ребёнку выполнить работу самому. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности и организованности.
Рассмотрим, как это происходит на практике. На первой неделе сентября провожу анкетирование «Что у меня в голове?» По рисункам сразу можно отметить творческих детей, нестандартных, умеющих частично анализировать, проявляющих интерес к определённой теме. Наблюдение за первоклассниками, выполнение заданий позволяет в течение месяца уточнить интересы и запросы учеников. В конце сентября провожу родительское собрание, где подробно рассказываю о проектах, этапах выполнения работы и роли родителей. Обязательно привожу не менее 5-7 проектов и исследовательских работ из предыдущего выпуска, чтобы показать разнообразие видов и тем, изменение уровня и качества с каждым годом обучения, особо акцентируя внимание на тех моментах, в которых требовалась поддержка, помощь родителей. Главным вопросом у взрослых всегда является один: «Как определиться с темой проекта или учебного исследования? Как помочь ребёнку на этом этапе?» Ответ на вопрос возникает только при тесном и доверительном общении со своим ребёнком, контроле за его увлечениями, играми, читаемой литературой, во время путешествий, экскурсий, совместных дел или праздников; взаимодействии с учителями и педагогами дополнительного образования своего ребёнка. Для этого озвучиваю родителям темы конференций, секции, направления.
В декабре в гимназии проходит традиционная Неделя науки, где проекты защищают все ученики с 1 по 11 класс. В моём классе каждый ребёнок готовит индивидуальный проект, реже - парный. На защиту обязательно приходят родители, ведётся фото- и видеосъёмка для обсуждения на родительском собрании. Важным моментом является благодарность родителям: на сайте гимназии и на 1 этаже вывешивается красочная информация о защите, обязательно отмечается участие родителей. Если они являются соучастниками этого процесса, то их вклад в развитие способностей своего ребёнка, должен быть замечен. Так, в МПЛ на выставке «Юные инженеры - будущее Арктики» папе моего первоклассника вручили благодарность. Удивления папы хватило для продолжения участия в проектной и исследовательской работе сына на все годы обучения в начальной школе и продолжается в среднем звене. На последнем собрании и индивидуальных консультациях обсуждаем планы на лето, возможные направления.
Во втором классе собрания по проектной деятельности провожу уже группами по направлениям. Дети и родители на таких встречах могут дать умные советы, по-другому посмотреть на проблему или практическую часть работы. После очередной декабрьской конференции начинаем подготовку к фестивалю «Радуга талантов». Во 2 классе было четыре участника, трое стали призёрами и обладателями золотой Жужи. Темы работ: «Подъёмный кран», «Альтернативные источники энергии», «Северное сияние в коробке», «Электрические рыбы». Обязательно прошу родителей посещать этот фестиваль, т.к. они не только видят и поддерживают своего ребёнка, но и знакомятся с работами других участников. Во втором классе сотрудничество выходит за пределы школы: ПИНРО, филиал №12 детской библиотеки, краеведческий музей и музей «Фокус», организация «Природа и молодёжь». При посещении выставок, занятий, мастер-классов родители удивляются не меньше детей.
В третьем классе темы были связаны с профессиональной деятельностью родителей. Артемий посещал метеостанцию г. Мурманска, запускал метеозонд и знакомился со всей схемой его работы, изучал приборы ГМС, историю метеонаблюдений (исследование мы приурочили к юбилею Мурманской области). Помощь мамы заключалась только в организации экскурсий и встреч со специалистами, т.к. мама - экономист. Никита заинтересовался приливами и отливами в Кольском заливе, папа (старший механик) помог усовершенствовать и собрать модель, придуманную сыном. После доработки исследований мальчики приняли участие в городской конференции, где оба получили дипломы 2 степени. Также в НПК «Юные исследователи - будущее Севера» приняли участие ещё двое ребят из нашего класса. Рашад стал призёром, а тему проекта невольно подсказали родители, подарив сыну конструктор «Лего. Сапсан». Виктория выступала в секции «Экология» по теме «Сортировка мусора». В ходе работы девочка просветила не только одноклассников, но и родителей. Теперь у них дома идёт сортировка мусора в цветные вёдра, используются биоразлагаемые пакеты.
В период дистанционного обучения все конкурсы и конференции перешли в формат онлайн или видеороликов. Родители смогли быстро перестроиться, освоить новые программы и платформы для обучения, монтировать видеосъемку, качественно фотографировать и передать все навыки своим детям. А, значит, появились новые методы и формы, все мы продвинулись вперёд в использовании цифровых ресурсов и навыков работы с техникой. Появился новый социальный партнёр - военная кафедра МГТУ. Изменились интересы детей. Мои нынешние второклассники создают первые мультики, тренажёры в среде программирования Скретч, фотографируют зайца на даче и бегут измерять по снегу длину его прыжка, выращивают не только лук и горох, но и авокадо, сравнивают рост брюссельской и цветной капусты, перца сладкого и горького, изменяют условия освещенности и температуру, ведут электронные дневники наблюдений: видеозаписи с звуковым сопровождением, слайд-шоу из грамотно подписанных фотографий. Возникает ещё одна задача перед родителями: контроль времени, затраченного на работу с гаджетами, ограничение доступа в Интернет и круга общения в сети.
Вовлечение детей проходит через учебную, внеурочную и внеклассную деятельность: тематические уроки-исследования, творческие задания, практические работы и опыты, групповые домашние задания, интеллектуальные лаборатории со старшеклассниками, бинарные уроки с учителями химии, физики, биологии, библиотечные уроки, интеллектуальные игры, конкурсы, квесты, через решение проектных задач, каверзных вопросов, нестандартных заданий на внеурочных занятиях по программе «Умники и умницы», участие в классных, гимназических, муниципальных и региональных конференциях.
Используемые технические средства для вовлечения обучающихся в проектную или исследовательскую деятельность очень разнообразны: лупа и микроскоп, документ-камера, видеокамера и цифровой фотоаппарат, компьютер, интерактивная доска, в зависимости от проекта - от деталей конструктора «Лего», датчиков движения, пультов управления, светодиодной ленты, батареек разных типов до моделей часового механизма, собственной модели приливов-отливов и северного сияния.
3. Информационная карта проекта
Название: совместный творческо-познавательный проект учителя начальных классов и детско-родительского коллектива по формированию первичных навыков проектных и учебно-исследовательских работ «Всё начинается с вопросов»
Автор: Ткаченко Ирина Викторовна, учитель начальных классов.
Продолжительность проекта соответствует времени обучения ребёнка в начальной школе: 4 учебных года,1-4 классы.
Цель проекта: определение и создание условий для успешного участия младших школьников в проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта: выделить основные этапы работы на весь период обучения в начальной школе, определить конкретные задачи и направления на каждый учебный год, способы их реализации, спрогнозировать качественные и количественные показатели эффективности организации проектной и исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты реализации проекта: для ученика - развитие познавательных способностей и интереса к поиску ответа на вопросы, воспитание у школьников значимых общечеловеческих ценностей: чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно и самостоятельно; развитие исследовательских и творческих умений: способности к самоопределению и целеполаганию, способности ориентироваться в информационном пространстве, представлять и защищать свою работу; формирование регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных учебных умений. Для учителя - создание таких условий, при которых каждый ученик за 4 года выполнит не менее 4 индивидуальных проектов по учебным предметам, не менее 3 групповых или парных творческих проектов, получит первые навыки исследовательской работы через коллективные учебные исследовательские работы, ежегодно будет участвовать в классных конференциях, при этом не менее двух учащихся ежегодно будут представлять гимназию на городских и региональных конференциях, фестивалях, показывая достойные результаты, занимая призовые места.
Этапы реализации проекта:
1 класс: подготовка, мотивация
К чему я буду вести детей? Чем это класс отличается от других? Что у меня в голове? Что в голове моих учеников? Интересы детей? Возможности родителей? Что будем делать? Как можно решить наше затруднение? Для кого (чего) это нужно? Что в результате получим? Что мы знаем и умеем? Чему надо поучиться?
Учитель | Дети | Родители | Мероприятия по защите |
Наблюдение за детьми, анкетирование, индивидуальные беседы, разноуровневые задания, первые творческие проекты, обучение работать в паре, группе, коллективно, сопровождение проектов, поэтапная отработка планирования деятельности, проведение опытов, практических работ. Подготовка первых индивидуальных проектов по интересам, сопровождение, помощь | Классный час «Что у меня в голове?» Проект «Профессии в моей семье» Проект «Бионика. Что человек подсмотрел у природы?» Проект «Необычная азбука» Неделя науки: интеллектуальные лаборатории по географии, биологии, робототехнике | Собрание «Алгоритмы проектов и исследований» Командная игра «Если с другом вышел в путь» Лего – баттл Знакомство с профессиями | Первая классная конференция Региональный конкурс «Леонардо» |
2 класс: целеполагание, планирование, мотивация
Что нового я буду делать? Темы проектов и исследований? Что нового предстоит узнать учителю, чтобы быть в теме? Что мы знаем и умеем? Чему надо поучиться?
Вопросы к ребёнку: Почему ты начал разрабатывать этот проект? Кому он предназначен? Какова основная идея проекта? Какие были у тебя еще идеи? Почему ты их не использовал? Можно ли к ним вернуться? Какими требованиями к проекту руководствовался? Кто тебе помогал? Каковы направления для дальнейшего исследования?
Учитель | Дети | Родители | Мероприятия по защите |
Активное внедрение парной и групповой работы, формирование умений формулировать гипотезы, работать с источниками информации, проводить опыты и вести дневники наблюдений в разных форматах, оформлять рисунки и таблицы, формулировать выводы. Бинарные уроки с учителями химии и биологии, литературы. Сотрудничество с социальными партнёрами. Сопровождение каждого ребёнка при выполнении индивидуального проекта. | Классный час-размышление «Путешествие на одном корабле. Кто лишний?» Опыты по окружающему миру: измерение температуры и влажности, проращивание семян. Проект «Любимое место в городе» Проект «А что, если игрушки сделаем сами?» Неделя науки: лаборатории по географии, биологии, робототехнике Индивидуальные проекты | Индивидуальные и групповые консультации Собрание «О чём думают наши дети?» Совместный квест «Чайная церемония» Участие в предзащите работ | Вторая классная конференция Гимназическая НПК Городская НПК «Влияние качества питания» Фестиваль «Радуга талантов» Региональный конкурс «Леонардо» |
3 класс: процесс, оценка, мотивация
Что нового я буду делать? Темы проектов и исследований? Что нового предстоит узнать учителю, чтобы быть в теме? Что мы знаем и умеем? Чему надо поучиться?
Вопросы к ребёнку: Почему именно этот проект? Каковы направления для дальнейшего исследования? Какие потребуются материалы, приборы? Как будем апробировать результат? Новизна темы и исследования? Есть практическая значимость? Одноклассникам будет интересно?
Учитель | Дети | Родители | Мероприятия по защите |
Отработка умений формулировать гипотезы, работать с источниками информации, проводить опыты и вести дневники наблюдений, формулировать выводы при проведении практических работ. Формирование умений различать цель и задачи, предмет и объект исследования, планировать ход работы. Бинарные уроки с учителями химии и биологии. Первые навыки решения проектных задач. Помощь в подготовке работ для конференций. | Классный час-практикум «Чему можно научиться у мыльного пузыря?» Опыты по окружающему миру, технологии. Проект «Задачи на заданную тему» Проект (соревнование между мальчиками и девочками) «Чья деревня лучше?» Неделя науки: лаборатории по географии, биологии, физике, химии, информатике, робототехнике Индивидуальные проекты | Индивидуальные и групповые консультации Собрание «Отличие проектной деятельности от учебного исследования. Пробуем?» Совместный квест «Сохраним здоровье в период Полярной ночи» Участие в предзащите работ Мастер-класс для детей «Как я искал ответы на свои вопросы?» | Третья классная конференция Гимназическая НПК Городская НПК «Влияние качества питания» Муниципальный фестиваль «Радуга талантов» Региональный конкурс «Леонардо» |
4 класс: результат, рефлексия, презентация
Что нового я буду делать? Темы проектов и исследований? Как будет внешне выглядеть задуманное? В какой последовательности будем это делать? Кому передать своих малышей, чтобы не потерять наработанное?
Вопросы к ребёнку: Почему ты начал разрабатывать этот проект? Кому он предназначен? Какими требованиями к проекту руководствовался? Кто тебе помогал? Каковы направления для дальнейшего исследования? Получилось ли то, что задумали?
Учитель | Дети | Родители | Мероприятия по защите |
Отработка умений формулировать гипотезы, определять цель, задачи, объект и предмет, методы, работать с источниками информации, выводы при проведении практических работ. Бинарные уроки с учителями среднего звена. Решение проектных задач. Помощь в подготовке работ для конференций. | Классный час «Есть ли формула счастья? » Опыты и практические работы. Проект «Я хотел бы писать такие диктанты…» Проект «Дом, который …» Неделя науки: лаборатории по физике, химии, биологии. Учебные исследования | Индивидуальные и групповые консультации Круглый стол «Первые итоги нашей проектной деятельности» Совместный проект детей и родителей –решение проектной задачи «Ремонт» Участие в предзащите работ | Четвертая классная конференция Гимназическая НПК Городская НПК «Влияние качества питания» Муниципальный фестиваль «Радуга талантов» Региональный конкурс «Леонардо» |
4. Технологическая карта реализации проектной или исследовательской деятельности, отражающая этапы сопровождения педагогом проектной или исследовательской деятельности учащихся:
Период | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1 класс | «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь. Подготовка учащихся к проектной деятельности. Побуждаю у учащихся интерес к теме проекта. Помогаю сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирую учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организую поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогаю в анализе и синтезе, наблюдаю, контролирую. Консультирую учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирую их формулировку. Формирую необходимые специфические умения и навыки. | Определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности. Обсуждают, предлагают собственные идеи, уточняют информацию, обсуждают задание, формулируют цель урока и результат. Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы решение по поводу темы проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют цель проекта. 100% учащихся- участие в классной конференции |
Примеры проектов | Как сделать свои шоколадные конфеты? Тайна мыльных пузырей Первый подъемный кран* Альтернативные источники энергии Окрашивание тканей Чем опасна гроза? Воск. Как сделать поделки к празднику? Модель Мурманского торгового порта Екатерины великие и знаменитые Моё увлечение- гимнастика Компьютер- друг или враг? Правда ли, что муравьи- трудолюбивые? Улица, на которой я живу *- здесь и далее выделены работы, достойно представленные на конференциях городского, регионального, международного уровня | |
2 класс | Направляю процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогаю определить круг источников информации). Предлагаю учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирую необходимые специфические умения и навыки. Наблюдаю, советую, косвенно руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы учащихся. Слежу за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации результатов. Оформляют проект, получают продукт. Проводят анализ достижений поставленной цели. Самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным и групповым проектам и учебным исследованиям. 100% - индивидуальные проекты на классной конференции, не менее 3 человек- городской уровень и даже регион. |
Примеры работ | Подъёмный кран: датчики движения и грузоподъёмность Северное сияние в коробке (модель) Электрические рыбы Какие батарейки надежнее? Озеро Могильное- загадка природы Первое домашнее мороженое Мой первый мультик Волшебные чернила Как я наблюдаю за ласточками Можно ли сделать проект, не используя интернет? Гидравлика. Испытание механизма Создание тренажёра по русскому языку в среде Scratch | |
3 класс | Наблюдаю, советую, косвенно руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы учащихся. При необходимости консультирую учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления тезисов. Репетирую с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Помогаю оформить тезисы для сборника работ «Шаг в будущее. ЮНИОР» | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют промежуточные обсуждения полученных результатов. Оформляют проект, рекламируют продукт, проводят анализ достижений поставленной цели. Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта. 100% - индивидуальные проекты на классной конференции, не менее 4 человек- городской уровень и 2-3- регион. |
Примеры | В хоккей играют настоящие мальчишки Может ли мариинскит пополнить мою коллекцию минералов? Моя маленькая помощница- флейта Приливы и отливы. Модель для демонстрации явления Температура воздуха- важный показатель «Умные» мусорки Азбука гидронимов Кольского полуострова О чём могли бы поговорить фея и ведьма? Кабачки на подоконнике Электромобили | |
4 класс | Наблюдаю, советую, косвенно руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы учащихся. При необходимости консультирую учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления тезисов. Репетирую с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. | Проводят анализ достижений поставленной цели. Готовят презентацию. При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта. 100% - индивидуальные проекты на классной конференции, не менее 4 человек- городской уровень и 2-3 - регион. |
Примеры | Моделирование природных явлений Кольского полуострова Без прошлого нет будущего. Модель поезда «Сапсан» Как определить настоящий жемчуг? География автомобильных заводов Часовые механизмы Литературный портрет двоечника Нескучная математика на атомоходе «Ленин» |
Универсальных советов нет, и не может быть, т.к. все дети уникальны. Поэтому я руководствуюсь алгоритмами (nsportal.ru›irina-viktorovna-tkachenko), которые 15 лет назад усвоила на мастер-классах Ассоциации Гимназий Санкт-Петербурга. Куда я буду вести своих любимых малышей? Каждый год к новым вершинам и достойным результатам!
Каковы же условия для успешной организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников?
Публикации конкретных примеров из опыта работы:
1. Образовательный портал г. Мурманска (уроки литературного чтения, материалы по проектной деятельности в начальной школе) http://edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/tkachenko1.htm http://edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/tkachenko2.htm http://edu.murmansk.ru/www/to_teacher/issled_deyat/index.htm
2. Диск- из опыта работы творческой группы учителей г. Мурманска «Использование лабораторного и цифрового оборудования при формировании исследовательских навыков школьников» (уроки окружающего мира, решение проектной задачи)
3. Материалы областного семинара 15.12.2020г. «Формирование смыслового чтения у младших школьников», выступление «Смысловое чтение- фактор успеха проекта по математике» https://iro51.ru/napravlenie-deyatelnosti/metodicheskie-meropriyatiya/seminary/3545-ob-itogakh-seminara-formirovanie-smyslovogo-chteniya-u-mladshikh-shkolnikov.html
4. На странице сайта nsportal.ru›irina-viktorovna-tkachenko : «Возможные алгоритмы работы над исследовательскими темами естественно-научного и гуманитарного направления. Анализ исследовательских работ учащихся 3 А класса гимназии № 10 г. Мурманска, представленных на городскую конференцию «Юные исследователи – будущее Севера».
5.На сайте РосУчебник: урок-исследование по литературному чтению https://static.rosuchebnik.ru/upload/iblock/d18/d18df44966ff8da9a8c1aab590bd117b.doc, урок-исследование по окружающему миру https://rosuchebnik.ru/material/izuchenie-temy-rasprostranenie-plodov-i-semyan-rasteniy-urok/, https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii mir/2014/04/04/tekhnologicheskaya-karta-uroka-okruzhayushchego
6. Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Распространение плодов и семян» в журнале «Начальное образование» №4/2015, с.37-40, DOI: 10.12737/1309
5. Список информационных источников, использованных при подготовке и во время реализации проекта
- Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.60-66
- Савенков А.И. Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005.
- Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя /под ред. А. Б. Воронцова. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
- Проектные задачи и учебные проекты в начальной школе: Методический сборник. Часть 1 / Составитель В. Г. Смелова. – Эл. изд. – Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 112 с.). – М., 2020. Режим доступа: https://ino.mgpu.ru/wp-content/uploads/2020/06/Sbornik_Proektnye-zadachi-i-uchebnye-proekty-1.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников.
Даны методические рекомендации по организации основных этапов проектной деятельности....
Методическая разработка "Интеллектуальный марафон как средство формирования познавательной деятельности младших школьников".
Данное мероприятие может быть проведено как классный час, так и внеурочное мероприятие....
Пояснительная записка к методическому семинару " Моделирование организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии"
Моделирование организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии...
Методический семинар«Моделирование организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии»
Методический семинар " Моделирование организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии"...
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника
Целью научно-исследовательской работы учащегося является формирование практических умений и навыков исследовательской деятельности, понимание учащимся значимости влияния сахара...
Требования ФГОС к организации проектной и учебно - исследовательской деятельности
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходим...
Современные подходы к организации проектной и учебно – исследовательской деятельности школьников
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и эксперимент...