«Рисуем вместе»
рабочая программа (4 класс)
Программа кружка “Изобразительное искусство” разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования для детей с интеллектуальными нарушениями предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по художественно – эстетическому направлению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности
«Рисуем вместе»
Программу составила :
учитель высшей категории
Миронова Н.Б.
Смоленск 2019
Пояснительная записка
- Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред.В.А.Горского – М., Просвещение, 2016
- 7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2015
- Авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 2015г.
Направленность программы:
Программа кружка “Изобразительное искусство” разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования для детей с интеллектуальными нарушениями предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по художественно – эстетическому направлению.
Программа кружка «Изобразительное искусство» разработана на основе примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на 34 часа внеурочного времени. Она даёт условное распределение часов по крупным разделам курса изучения изобразительного искусства на занятиях и дополняет основную программу.
В кружке расширяется кругозор учащихся, повышается общая культура, воспитанники изучают историю изобразительного искусства и традиции декоративно-прикладного творчества, это позволяет выявить и развить творческие способности обучающихся.
Изобразительное искусство в начальной школе является важным предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала воспитанника. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения воспитанника к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим воспитанникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа, разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, будет поддерживать интерес к художественному творчеству.
Актуальность, педагогическая целесообразность и перспективность программы:
Программа «Изобразительное искусство» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить младших воспитанников к творчеству.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал воспитанников. Практическая деятельность младшего воспитанника направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Цели и задачи программы:
Цель программы:
- формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры,
- развитие художественно-творческой активности,
- овладение образным языком декоративно- прикладного искусства,
- привитие интереса к изобразительному искусству,
- развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения.
Задачи программы:
- ознакомление воспитанников с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- овладение воспитанниками нетрадиционными техниками рисования;
использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности воспитанников.
- закреплять и расширять знания, полученные на занятиях изобразительного искусства и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью рисунка, объемных форм;
Личностные результаты:
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
- эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
- осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
Регулятивные результаты:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному руководителем плану определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя;
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с руководителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с руководителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные :
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
- делать выводы в результате совместной работы класса и руководителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
Коммуникативные :
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
- понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- договариваться со сверстниками совместно с руководителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
Сроки реализации программы
Реализация программы будет осуществляться в течение 2019 – 2021 гг.
Формы и режим занятий:
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Продолжительность занятия – 40 мин.
Количество занятий в неделю – 1 раз
Планируемые результаты и способы определения их результативности:
Результаты работы могут быть представлены в различной форме
- коллективные выставки школьных творческих работ.
- индивидуальное участие в районных и городских конкурсах творческих работ.
Планируемые результаты изучения курса:
Регулятивные :
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- учитывать выделенные руководителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с руководителем;
- адекватно воспринимать оценку руководителя;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-проективную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов
Познавательные
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать форму предмета;
- устанавливать аналогии;
- проводить сравнение по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
Коммуникативные
- работать в группе, создавая коллективный макет.
- использовать речь для регуляции своего действия;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы
Формами подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Изобразительное искусство» являются выставки детского творчества:
- Времена года. Осень.
- Времена года. Зима.
- Времена года. Весна
- Портрет, пейзаж, натюрморт.
- Народные промыслы России
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
I четверть (9 часов) | ||
1 | Вводный урок Т.Б. | 1 |
2 | «Волшебный пейзаж». | 1 |
3 | «Листопад». | 1 |
4 | «Ветка рябины». | 1 |
5 | «Превратим пятна в рисунок» | 1 |
6 | «Весёлые зонтики». | 1 |
7 | «Коврик из осенних листьев». | 1 |
8 | «Осенний пейзаж». | 1 |
9 | Коллективная работа«Осенний пейзаж». | 1 |
2 четверть (7 часов) | ||
1 | «Снежинки». | 1 |
2 | «Витраж». | 1 |
3 | «Зимний пейзаж». | 1 |
4 | «Узоры на окне». | 1 |
5 | «Зимний натюрморт» | 1 |
6 | «Новогодний карнавал». | 1 |
7 | «Рисуем рождество». | 1 |
3 четверть(9часов) | ||
1 | «Зимний пейзаж в графике». | 1 |
2 | «Натюрморт с фруктами». | 1 |
3 | «Животные в зимнем лесу». | 1 |
4 | «Пейзаж». | 1 |
5 | «Сказочная страна» | 1 |
6 | «23 февраля». | 1 |
7 | «8 марта».. | 1 |
8 | «Портрет друга». | 1 |
9 | «Автопортрет”. | 1 |
4 четверть (9 часов) | ||
1 | «Натюрморт с фруктами». | 1 |
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
2 | “Тематический натюрморт | 1 |
3 | «Весенний пейзаж» | 1 |
4 | «Сказки Древней Руси». | 1 |
5 | «Русская матрешка». | 1 |
6 | «Золотая Хохлома». | 1 |
7 | «Дымковская игрушка». | 1 |
8 | «Сказочная Гжель». | 1 |
9 | «Весенние цветы». | 1 |
34 | ||
2 год обучения | ||
I четверть (9 часов) | ||
1 | ТБ. Вводный урок. | 1 |
2 | «Осенний лист». | 1 |
3 | «Осенний лист». | 1 |
4 | «Птицы улетают на юг» | 1 |
5 | «Осенний дождь». Воскография | 3 |
6 | «Осенний пейзаж». Коллективная работа | 2 |
2 четверть (7 часов) | ||
1 | «Снежинка». Аппликация | 1 |
2 | «Зимний пейзаж». Гуашь | 1 |
3 | «Новогодний карнавал». Гуашь | 3 |
4 | «Сказочная страна». Цветная графика | 2 |
3 четверть(9часов) | ||
1 | «Дымковская игрушка». Лепка и роспись | 3 |
2 | «23 февраля». | 1 |
3 | «8 марта».Аппликация | 1 |
4 | «Былины и сказки Древней Руси». | 2 |
5 | «Народные промыслы России. Гжель. Хохлома». | 2 |
4 четверть (9 часов) | ||
1 | «Весенний натюрморт» | 2 |
2 | «Весенний пейзаж» | 2 |
3 | «Русский праздник». Коллективная работа | 3 |
4 | Весенние цветы | 2 |
34 | ||
3 год обучения | ||
I четверть (9 часов) | ||
1 | ТБ. Вводный урок | 1 |
2 | «Осенний пейзаж». Акварель | 1 |
3 | «Листопад». Гуашь | 1 |
4 | «Животные в осеннем лесу». Коллективная работа | 2 |
5 | «Осень».Воскография | 2 |
6 | «Осенний пейзаж». Коллективная работа | 2 |
2 четверть (7 часов) | ||
1 | «Снегопад в городе». Гуашь | 2 |
2 | «Зимний пейзаж в деревне». | 2 |
3 | «Новогодний карнавал».Аппликация. Коллективная работа | 2 |
4 | «Рисуем Рождество». | 1 |
3 четверть(9часов) | ||
1 | «Животные в зимнем лесу».Аппликация | 1 |
2 | «Зимний пейзаж». Гуашь | 2 |
3 | «23 февраля».коллективная работа | 2 |
4 | «8 марта».Аппликация | 1 |
5 | «Тематический натюрморт». Гуашь | 2 |
1 | «Весенний пейзаж». Пастель | 1 |
4 четверть (9 часов) | ||
1 | «Русские былины». | 2 |
2 | «Народные промыслы Росии. Гжель» | 2 |
3 | «Народные промыслы Росии. Хохлома». | 2 |
4 | «Народные промыслы Росии. Городец». | 2 |
5 | «Народный костюм». | 1 |
Список использованной литературы:
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .
Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.
Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Вычисляя рисовать, и рисуя вычислять"
Проект Intel....
Презентация к уроку ИЗО "Рисуем животных. Рисуем собаку"
Автор данной презентации учитель начальной школы ГБОУ СОШ №840 г. Москвы Зыкова Галина Ильинична. Эту презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства по теме "Рисуем животных" в на...
Презентация к уроку ИЗО "Рисуем животных. Рисуем ворону"
Автор данной презентации учитель начальной школы ГБОУ СОШ №840 г. Москвы Зыкова Галина Ильинична. Эту презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства по теме "Рисуем животных" в на...
Презентация к уроку ИЗО "Рисуем животных. Рисуем воробья."
Автор данной презентации учитель начальной школы ГБОУ СОШ №840 г. Москвы Зыкова Галина Ильинична. Эту презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства по теме "Рисуем животных" в на...
Разработка интегрированного урока по теме "Рисуем вместе с английским"
Данный урок позволяет учащимся вспомнить основные правила смешивания цветов и азы цветоведения, а затем закрепить всё это подготовив большой групповой коллаж, раскрашенный в яркие цвета и описанный на...
КТД «Рисуем счастье вместе!»
Цель: слаженное командное взаимодействие участников.Задачи: Формировать умение работать в микро-группе;Воспитывать дух сопереживания и ответственного отношения к друг другу;Способствовать развитию и р...
Мастер-класс по изобразительному искусству Практический психологический тренинг «Рисуем вместе» «Ночь. Луна. Малыш»
Занятие построено на совместнной деятельности родителей и ребёнка....