Практика (проект)
проект

Лукашова Олеся Валерьевна

Практика (проект)

«Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков с умственной отсталостью».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_proekt.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

Практика (проект)

«Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков с умственной отсталостью».

 

на 2022 – 2023 учебный год

 

 

 

 

Руководитель проекта:

Лукашова Олеся Валерьевна,

педагог - психолог

г. Шарыпово, 2022 г.

Практика (проект) «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков с умственной отсталостью».

Руководитель проекта – Лукашова Олеся Валерьевна, педагог – психолог  КГБОУ «Шарыповская школа».

Адресация проекта (участники проекта): учащиеся 8-9 классов КГБОУ «Шарыповская школа», родители (законные представители).

Тип проекта: информационный, познавательный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 1 год (2022/2023уч.г.)

Актуальность, проблема проекта.

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Одной из серьезных проблем в настоящее время являются различные формы девиантного поведения подростков. За последние десятилетия обнаруживают тенденцию стремительного увеличения поведения подростков проявляющееся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных действиях таких как: драки, воровство, алкоголизация, наркомания, сквернословие, хулиганство, нарушение общественного порядка, отсутствии интереса к учебе.

Особую группу риска приобщения к психоактивным веществам и формирования девиантного поведения составляют подростки с проблемами в развитии, которые в силу своих особенностей обладают повышенной чувствительностью к негативному воздействию среды.

Актуальной эта проблема является для обучающихся подросткового возраста с умственной отсталостью, оставшихся без попечения родителей или находящихся в тяжелой жизненной ситуации и социально опасном положении. Поэтому важно вести с подростками данной категории работу по профилактике развития отклоняющегося и зависимого поведения, вовремя усмотреть в действиях обучающихся проявления девиантного поведения, для последующей коррекции. 

Цель практики – предупреждение и профилактика  девиантного поведения, среди подростков с умственной отсталостью.

Задачи:

– развивать у обучающихся навыки без конфликтного и продуктивного взаимодействия;

– развивать у подростков стремление к здоровому образу жизни; сознания о личной ответственности за свое здоровье и будущее;

–формировать у подростков мотивацию на обучение, трудоустройство, личностное развитие.

Методы и формы реализации проекта:

  • самостоятельная работа
  • беседы
  • тренинги
  • психологические игры и упражнения
  • анализ проблемных ситуаций
  • видеофильмы
  • анкетирование
  • акции

•        консультирование

План мероприятий на 2022-2023 учебный год.

Классы

Сроки проведения

Мероприятия

Дата

Продукт \ результат

8-9

1 четверть

Занятия на тему:

- «Мир чувств и эмоций»

- «Внешние проявления чувств и эмоций»

- «Эмпатия. Как определить эмоции другого человека?»

- «Гнев»

сентябрь - октябрь 2022

Осознание собственного эмоционального состояния, расширение знаний о чувствах и эмоциях переживаемых людьми, осознания подростком амбивалентности эмоций.

Развитие умения определять эмоциональное состояние людей по мимике человека, дифференциация близких эмоций и чувств.

Формирование у подростка навыков распознавания эмоций других людей.

Обращения подростка к собственному опыту и понятие причин агрессии.

Консультации для родителей:

- «Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка»

- «Основные признаки девиантного поведения»

сентябрь - октябрь 2022

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов.

Психологические игры и упражнения:

- Игра «Спусти пар»

- Игровое упражнение «Агрессивное поведение»

сентябрь - октябрь 2022

Умение контролировать агрессию.

Анализ проблемных ситуаций:

- «Нужна ли агрессия?»

сентябрь 2022

Осознание своего агрессивного поведения и выражение своего отношения к нему.

Изучение мотивов своего агрессивного поведения; мотивов агрессивного поведения других людей.

Акции:

- «Несовершеннолетние: проблемы, вопросы, пути решения»

октябрь 2022

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

8-9

2 четверть

Занятия на тему:

- «Как справиться с эмоциями (гнев, агрессия)»

- «Понятие конфликта»

ноябрь –декабрь 2022

Обучение приемам преодоления негативных эмоциональных состояний.

Дать определение понятию конфликт, уточнить знания обучающихся о видах конфликтах и их роли в жизни человека.

Консультации для родителей:

- «Рекомендации по профилактике девиантного поведения»

- Памятка для родителей детей с девиантным поведением

ноябрь –декабрь 2022

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов.

Психологические игры и упражнения:

- Игровое упражнение «Безмолвный крик»

- Игровое упражнение «Взгляд в будущее»

ноябрь –декабрь 2022

Помочь детям понять, что они могут одновременно контролировать себя и избавляться от напряжения.

Вера в «мечту жизни».

Анализ проблемных ситуаций:

- «Барьеры в общении»

ноябрь 2022

Осознание своих трудностей в общении с окружающими. 

Тренинги: 

- «Я учусь общаться»

- «Поведение в конфликтах»

ноябрь –декабрь 2022

Развитие коммуникативных навыков, тренировка искусства общения.

Обучение подростков стратегии выхода из конфликтных ситуаций.

Акции:

- «Спорт, альтернатива пагубным привычкам»

декабрь 2022

Формирование навыков здорового образа жизни у подростков, приобщение их к регулярным занятиям спортом.

8-9

3 четверть

Занятия на тему: 

- «Стратегии поведения в конфликте»

- «Выход из конфликта»

- «Эффективные приемы общения»

- «Здоровый образ жизни».

- «Здоровым быть модно. Мотивация подростков на формирование здорового жизненного стиля»

- «Знакомство с личностными особенностями. Целостная структура личности»

январь – март 2023

Формирование адекватного способа поведения в конфликтных ситуациях.

Обучение способам разрешения конфликтов.

Развитие продуктивных форм коммуникации.

Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков. Создание условий формирования позитивного самоотношения.

Формирование представлений о здоровом образе жизни.

Развитие у подростков стремления к здоровому образу жизни.

Знакомство с особенностями собственной личности. Осознание целостности и многогранности личности, сходства и различия отдельных людей.

Консультации для родителей:

- Участие в акции «Большое родительское собрание»

- «Подросток в мире вредных привычек»

февраль 2023

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов.

Психологические игры и упражнения:

- «Стряхни!» 

- «Звучащая сила» 

февраль – март 2023

Стряхнуть все негативное, ненужное и мешающее.

Придать детям свежие силы, бодрое настроение и оптимизм.

Анализ проблемных ситуаций:

- «Жизнь со знаком плюс, жизнь со знаком минус»

январь 2023

Формирование  представление о жизненных перспективах человека зависимого и человека, ведущего здоровой образ жизни.

Тренинги: 

- «За здоровый образ жизни»

- «Психологический тренинг

внутригруппового взаимодействия»

январь – март 2023

Пропаганда здорового образа жизни среди подростков, формирование ценностного отношения к собственному здоровью.

Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; создание условий формирования позитивного самоотношения.

Анкетирование:

- «Курение – личный выбор?»

апрель 2023

Осознание социальной значимости проблемы курения, формирование навыков отказа.

Акции:

- «Меняем сигарету на конфету!»

январь 2023

Привлечение внимания подростков к проблеме табакокурения.

8-9

4 четверть

Занятия на тему: 

- «Развитие зависимости от психоактивных веществ. Причины употребления психоактивных веществ»

- «Курение и алкоголь»

- «Границы личности. Групповое давление и умение отстаивать собственную позицию»

апрель – май 2023

Осознание собственной роли и ответственности в отношениях с ПАВ.

Повышение уровня знаний о негативных последствиях курения и употребления алкоголя.

Осознание роли окружающих людей в жизни человека и их влияние на принятие решений; формирование умения отстаивать собственную позицию.

Консультации для родителей:

- «Здоровый образ жизни в семье»

май 2023

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов.

Психологические игры и упражнения:

- «Мой жизненный путь»

апрель 2023

Помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя личностью, осознать свои цели и смысл в жизни.

Анализ проблемных ситуаций:

«Я в ответе за свои поступки»

май 2023

Выработка у подростков эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, информирование о видах ответственности.

Тренинги: 

- «Мой выбор»

- «Мы за здоровый образ жизни»

апрель – май 2023

Осознание проблему вредных привычек и выработать навыки защитного поведения.

Формирование здорового образа жизни.

Видеофильмы:

- «О вреде курения»

май 2023

Осознание вреда курения не только курящих, но и окружающих людей.

Акции:

- «Синяя ленточка»

май 2023

Предупреждение насилия в отношении несовершеннолетних детей.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации данной практики:

уменьшится  фактор  риска  приводящий  к  безнадзорности,  правонарушениям,  злоупотреблению  алкоголя и ПАВ  в  подростковой  среде;

- сформируются  у подростков  нравственные  качества,  чувства  эмпатии, представлений  об  общечеловеческих  ценностях, мотивация на обучение и личностное развитие;

- подростки научатся  принимать ответственные решения и находить выход из конфликтных ситуаций; 

- освоят  навыки  социально  поддерживающего  и  развивающего  поведения  во  взаимоотношениях  с  взрослыми  и  сверстниками;

- появится сознание о личной ответственности за свое здоровье и будущее;

-получат определённый социальный опыт, приобретаемый в процессе достижения результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационные практики.Проект "От Хобби до профессии"

В данной работе представлен опыт работы по профориентации.Проект "От хобби до профессии" рассчитан на год....

Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)

Данный методическая разработка обобщает опыт работы наставнической пары учителей по форме "учитель-учитель".Одним из магистральных направлений и ключевых условий проекта «Школа Минпрос...

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Проект "Урок как сценарий"

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе...

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Проекты по математике и финансовой грамотности

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе...

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Проекты по окружающему миру

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике...