Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе
методическая разработка на тему

Уткина Вероника Артёмовна

Эффективность обучения школьников во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

учителя начальных классов

ГБОУ шк.№3

Уткиной Вероники Артёмовны

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе.

Переход начального образования на обучение по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.  Сегодня необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Активные методы обучения (АМО) - это система методов обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечение в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

C:\Users\D\Desktop\амо.png

Рассмотрим подробнее использование АМО на разных этапах урока.

Метод начала урока. Его цель – настроить учащихся на продуктивную работу. К методам, которые помогут вам эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой, хорошую атмосферу на уроке, относятся:

  • «Измерим друг друга»
  • «Галерея портретов»
  • «Мой цветок»
  • «Поздоровайся локтями»

Рассмотри подробнее метод «Поздоровайся локтями»

Цель – встреча друг с другом, приветствие, знакомство. Время – 10мин. Подготовка: следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно передвигаться по классу.

Проведение:

Учитель просит учеников встать в круг, рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

Каждый «номер второй» упирается руками в бёдра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

Каждый «номер третий» нагибается вперёд, кладёт ладони на колени и выставляет локти в стороны.

За 5 мин ученики должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав своё имя и коснувшись друг друга локтями.

Через 5 мин ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Применение этого метода позволяет весело начать урок, размяться перед серьёзной работой на уроке, способствует установлению контакта между учениками.

Далее применяется метод выяснения целей, ожиданий и опасений.

Например:

  • «Лицензия на приобретение знаний»
  • «Список покупок»
  • «Дерево ожиданий»
  •  «Фруктовый сад»
  • «Разноцветные листы»

Применения этого метода позволяет эффективно провести выяснение ожиданий, опасений и постановку целей обучения.

Предлагаем детям самим решить чего они ждут от урока, чего хотят достигнуть. Предлагаем взять маленькие листочки и записать свои « желания». А в конце урока, вернувшись к этим запискам, вы поможете детям сделать выводы с применением метода подведения итогов.

Рассмотрим подробнее  метод «Дерево ожиданий».

Цель: участники самостоятельно формируют свои ожидания от семинара, узнают об ожиданиях других участников, на протяжении всего семинара видят свое продвижение вперед.

Материал: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат, скотч.

Структура работы: учитель заранее готовит большой плакат с «условным деревом». Участникам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них ученики пишут свои ожидания от семинара и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того как пожелания будут исполняться, т.е. яблоки начнут «созревать», можно их срывать и складывать в корзину.

Активный метод презентации учебного материала

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как:

  • «Инфо-угадай-ка»
  • «Кластер»
  • «Мозговой штурм»

позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы.

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать метод «Инфо-угадай-ка». Цель метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Проведение: учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплён лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на пронумерованные сектора, но пока не заполненные. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдёт речь. В сектора записываются ключевые моменты маркерами разных цветов. Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив с одним сектором, переходим к следующему.

Таким образом, наглядно и в чётко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются. Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы.

Активные методы организации самостоятельной работы над темой.

   Для представления материала самостоятельной работы обучающихся  можно использовать такие АМ, как:

  • «Инфо-карусель»
  • «Автобусная остановка»
  • «Ярмарка»

Рассмотрим подробнее метод «Инфо-карусель»

Проведение: на разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.

Не стоит забывать и о важности релаксации на уроке. Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым.

Рассмотрим подробнее АМ релаксации -  «Земля, воздух, огонь и вода»

Проведение: учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух.

 Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

Земля.

Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. 

Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. 

Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

.

Методы подведения итогов: 

  • «Вопрос – ответ»
  • « Всё в твоих руках»
  •  «Снежинки – балеринки»
  • «Ромашка», «Мухомор»
  • «Мудрый совет»
  •  « Итоговый круг»

Рассмотрим метод «Итоговый круг».

Проведение: учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

-Вернемся к нашим ладошкам, где вы написали свои ожидания и опасения перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, загните пальчики и покажите ладошки.

 - А теперь встанем в «Итоговый круг» и подведем итоги нашего мастер- класса. (По кругу пускаем «Цветик –семицветик», отрываем лепестки с вопросами  по теме и отвечаем на них).

Такие методы побуждают учеников к оценке результатов своей работы на уроке. Помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребятами усвоено хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет скорректировать урок на будущее.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить более эффективную организацию учебного процесса.  Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества

Источники: Вернер П.Г.  Применение активных методов на уроках в начальной школе.; Шевелева В.С. Активные  методы обучения организации самостоятельной работы над темой; Хромова Т.Н. Активные методы обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".

Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, ...

мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...

Формы и особенности использования активных методов обучения на уроках в начальной школе

СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...

Мастер -класс «Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе»

Использование активных методов обучения на уроках русского языка в начальных классах....