«Особенности работы с детьми ОВЗ»
методическая разработка (4 класс)
Описание методов . принципов работы с детьми ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_s_detmi_s_ovz_v_nachalnoy_shkole.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы с детьми с ОВЗ в начальной школе.
Уполномоченная по правам ребенка Анна Кузнецова для Общественной службы новостей огласила статистику, что в России в 2021 году на 9,4% увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По словам Члена Комитета Совфеда по социальной политике, врача-педиатра Владимира Круглый главной причиной увеличения количества детей с ОВЗ стало улучшение медицинской диагностики. А так же, на увеличение количества детей с ОВЗ повлияли и социальные аспекты. В России уменьшилось количество родов, а на этом фоне процент «особенных» детей стал больше. Сказалось и то, что современные женщины откладывали деторождение на более поздний возраст. А это увеличение риска рождения ребенка с особенностями здоровья.
Термин «дети с ОВЗ» не является толерантным синонимом к понятию «дети- инвалиды». Это самостоятельная категория детей, которые не получили статус инвалидов, но имеют некоторые зафиксированные особенности функций организма. Определяющим для разграничения этих двух терминов является именно наличия установленной инвалидности: ребенок-инвалид является одновременно и ребенком с ОВЗ, но не каждый ребенок с ОВЗ- инвалид.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образо-вательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. А это означает для учителя большую предварительную, подгото-вительную работу, но только так возможно получить результат в обучении детей с подобными проблемами. У детей с ОВЗ замед-лены приём и переработка информации, недостаточны память и внимание. Поэтому первоначальное усвоение знаний даётся предельно развёрнуто и небольшими порциями, объяснение нового материала обязательно детализируется. При каждом затруднении необходимо возвращаться к подробному объяснению, а объяснение строить через рассуждение.
Сообщение знаний должно иметь наглядно-образную опору. Ею могут быть схемы, чертежи, рисунки. Введение таблиц, обобщений, памяток облегчает усвоение знаний. При введении условных обозначений любая таблица начинает говорить.
Так же важна и практическая деятельность самих детей на уроке.
При ответе, при выполнении заданий необходимо использовать вспомогательные материалы: таблицы, памятки, алгоритмы, схемы, планы и т.п.
На всех уроках должно быть достаточное количество тренировочных упражнений
Главными требованиями к уроку с детьми ОВЗ являются:
1. воздействие на все органы чувств;
2. разнообразные виды деятельности;
3. обращение к опыту ребенка;
4. комфортные условия на уроке;
5. ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
6. содружество учителя;
7. задания малыми дозами;
8. игра;
9. чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).
Принципами работы с детьми с ОВЗ являются :
- индивидуальный подход к каждому ученику;
- предотвращение наступления утомляемости (проведение физминуток, зрительной гимнастики);
- ежеурочное использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности;
- максимальная опора на игру, как ведущую роль деятельности ребёнка;
- стимулировать познавательный интерес различными приёмами занимательности (задачами с элементами игры, занимательными упражнениями, загадками, задачами-шутками, элементами театрализации и т.п.);
-максимальное использование слухового, зрительного анализаторов;
- проявление педагогического такта (поощрение за малейшие успехи, помощь каждому ребёнку);
- индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности)
- смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления
- к подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.
- чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь.
- снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам
- создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;
Главное в работе учителя - не навязывать ребенку своего мнения о решении поставленной проблемы, а дать им возможность высказать свою точку зрения, послушать его мнение , и в беседе найти правильное решение.
Эмоциональный настрой, так же играет огромную роль в усвоении материала. Тёплая и комфортная обстановка, созданная в школе и дома поможет ребёнку быстрее адаптироваться к учебному процесс. Поддерживая детей, мы развиваем в них положительную самооценку, поэтому необходимо как можно корректнее делать замечание, если что-то делает ребенок неправильно Правилами коррекционной работы являются:
- Индивидуальный подход к каждому ученику.
-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Работа с таким ребенком требует от родителя и учителя большого внимания , терпения, настойчивости и веры в то, что всё получится. Родители должны понять, что они ответственны за успешное образование своего ребенка и должны принимать участие в решение школьных проблем. Родители должны видеть в собственном ребёнке личность, имеющую своё восприятие мира, своё мировоззрение.
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально - возрастающим возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.
И… самое главное:
Если ребенка хвалят, он учится быть благородным
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя
Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Литература
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с. ISBN5-691-01094-8.
2. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009 - № 4. - ст. 445.
3. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.
4. Аналитический научно-методический центр “Развитие и коррекция”. “Коррекционно-развивающая система развития и обучения детей-инвалидов в условиях специальных учреждений” (методическое пособие для учителя). М., 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детьми коррекционного класса
«Неправильно считать, что ребенок с интеллектуальными или любыми другими нарушениями развит хуже, чем его сверстники, которые не имеют проблем в развитии, он просто « иначе» развит; рабо...
Особенности работы с детьми 5-6 летнего возраста в хоре музыкальной школы
Особенности работы с детьми 5-6 летнего возраста в хоре музыкальной школы...
Презентация "Агресивность детей" к статье Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.
Демонстрационнный материал к статье Пазарацкас Е.А. Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации./Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных ...
Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.
Работа с детьми должна сочетать в себе индивидуальный подход к каждой личности с использованием адаптированных имеющей под собой научную базу психолого-педагогических методов...
Особенности работы с детьми с задержкой психического развития
В данном материале кратко описаны особенности детей с задержкой психического развития и рекомендации учителям по работе с этой категорией детей....
Доклад на тему "Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Особенности работы сдетьми с ОВЗ....
Особенности работы с детьми младшего школьного возраста
Особенности работы с детьми младшего школьного возраста...