Внеурочная деятельность "Весёлые пальчики"
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ №______ от «31» августа 2022 г. и. о. директора Центра: ________________ Т.В. Гагарина | СОГЛАСОВАНО: Педагог-организатор _____________ Л.В. Рыбакова | ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол № 1 от «31» августа 2022 г. | РАССМОТРЕНО: на МО классных руководителей Протокол № 1 от «31» августа 2022 г. руководитель МО: __________ Л.В. Рыбакова |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Веселые пальчики»
для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (II вариант)
3 классов
на 2022-2023 учебный год
Смоленск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения внеурочной деятельности:
Программа составлена на основе:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599.
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г.
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи программы:
- Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями
- Знакомить детей с названием пальчиков
- Формировать навыки исполнительского мастерства.
- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
- Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук
- Развивать память, звуковую культуру речи.
- Воспитывать в детях усидчивость.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:
1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);
1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;
1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;
1.4 умение радоваться успехам.
2. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности.
2.1 интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: подвижные игры, пальчиковые игры;
2.2 умение играть в подвижные игры и др.
3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:
3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
Возможные результаты освоения:
Проявляет интерес к видам физкультурно-спортивной деятельности:
подвижным играм, пальчиковым играм.
Умеет:
выполнять основные виды движений пальчиковой гимнастики;
Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности:
- Личностные БУД:
- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- расширение круга общения;
- потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;
- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.
- Регулятивные БУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
3. Познавательные БУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
4. Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах, поведении в игре и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
- работать в парах и малых группах, выполняя различные роли в группе.
Схема занятий по развитию мелкой моторики:
Вводная часть: включает в себя разминку, направленную на подготовку кистей рук, повышения подвижности суставов. Используется пальчиковая гимнастика по темам занятий.
Основная часть: игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.
Заключительная часть: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия. Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.
Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения: прищепки, счетные палочки.
Данная программа реализуется в 0 «Б», 1 «Б» в объеме 30 часа с периодичностью 1 занятие в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Веселые пальчики» состоит из четырех разделов:
Раздел 1.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем – 8 ч.
Фигуры из пальчиков «Мышка», «Шарик», «Цветок», «Домик», «Зайка», «Очки».
Раздел 2.
Пальчиковые кинезиологические игры (разминка мозга) - 7 ч.
Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом: «Бегают человечки», «Футбол».
Раздел 3.
Пальчиковые игры с предметами (карандаш, прищепки, массажный мяч) – 10 ч.
Игры, направленные на развитие и коррекцию мелкой моторики «Съедобное-не съедобное», «Мяч по кругу», «Волшебный мешочек». Упражнения с тактильными массажерами.
Раздел 4.
Музыкальные пальчиковые игры – 8 ч.
Пальчиковые сказки: «Теремок», «В гости к кошке», «Три пингвина».
В разделе «Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе «Пальчиковые игры» используются игры совместно с народными потешками, скороговорками и поговорками. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Для данных упражнений используются карандаши, мячи-ежики, прищепки, счетные палочки.
В разделе «Инсценировки» для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценирования, в которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. В форме диалога: «Две лягушки», «Девочка и медведь», сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Веселые пальчики»
Количество часов: 33 часа | на первое полугодие Всего 15 ч., в неделю 1 ч. | на второе полугодие Всего 18 ч., в неделю 1 ч. |
Дополнительная литература:
- Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.
- Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2006.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2005.
- Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007.
№ п/п | Содержание (раздел, тема) | Кол-во часов | Дата проведения | ||
По плану | По факту | ||||
I четверть – 8 часов | |||||
Раздел 1 Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем. Фигуры из пальчиков – 8 ч. | |||||
1. | Пальчиковые упражнения «Моем руки» | 1 | 07.09 | ||
2. | Пальчиковые упражнения «Надеваем перчатки» | 1 | 14.09 | ||
3. | Пальчиковые упражнения «Засолка капусты» | 1 | 21.09 | ||
4. | Пальчиковые упражнения «Согреем руки» | 1 | 28.09 | ||
5. | Пальчиковые упражнения «Молоточек» | 1 | 05.10 | ||
6. | Пальчиковые упражнения «Гуси щиплют травку» | 1 | 12.10 | ||
7. | Пальчиковые упражнения «Орешник» | 1 | 19.10 | ||
8. | Пальчиковые упражнения «Сорока», «Прогулка». | 1 | 26.10 | ||
II четверть – 7 часов | |||||
Раздел 2 Пальчиковые кинезиологические игры (разминка мозга) Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом- 7 ч. | |||||
9 | Пальчиковая игра «Кулак-ребро-ладонь» | 1 | 09.11 | ||
10 | Пальчиковая игра «Колечко» | 1 | 16.11 | ||
11 | Пальчиковая игра «Ухо-нос» | 1 | 23.11 | ||
12 | Пальчиковая игра «Лезгинка» | 1 | 30.11 | ||
13 | Пальчиковая игра «Симметричные рисунки» | 1 | 07.12 | ||
14 | Пальчиковая игра «Восьмерки» | 1 | 14.12 | ||
15 | Пальчиковая игра «Разжимание кулака» | 1 | 21.12 | ||
III четверть – 10 часов | |||||
Раздел 3 Пальчиковые игры с предметами Игры, направленные на развитие и коррекцию мелкой моторики – 10 ч. | |||||
16 | Пальчиковые игры с карандашом «Карандаш в руках катаю», «Спускаемся по лесенке». | 1 | 11.01 | ||
17 | Пальчиковые игры с карандашом «Качели», «Пружинка», «Дудочка». | 1 | 18.01 | ||
18 | Пальчиковые игры с массажным мячом «Я мячом круги катаю», «Этот шарик не простой». | 1 | 25.01 | ||
19 | Пальчиковые игры с массажным мячом «Два козленка», «Мудрый еж». | 1 | 01.02 | ||
20 | Упражнения с прищепками: «Солнышко», «Ежик» | 1 | 08.02 | ||
21 | Упражнения с прищепками «Зайка», «Рыбка». | 1 | 15.02 | ||
22 | Составление фигурок из счетных палочек «Дом», «Елочка», «Флажок», «Грибок», «Снежинка». | 1 | 22.02 | ||
23 | Составление фигурок из счетных палочек «Звездочка», «Солнышко», «Лошадка», «Танк», «Корабль», «Лопата» | 1 | 01.03 | ||
24 | Упражнения с тактильными массажерами | 1 | 15.03 | ||
25 | Упражнения с эспандером «Друзья» | 1 | 22.03 | ||
IV четверть – 8 часов | |||||
Раздел 4 Музыкальные пальчиковые игры Пальчиковые сказки – 8 ч. | |||||
26 | Музыкальная пальчиковая игра «Червячки», «В лесу» | 1 | 05.04 | ||
27 | Музыкальная пальчиковая игра «Замок», «Улиточка» | 1 | 12.04 | ||
28 | Музыкальная пальчиковая игра «Пчелки», «Цветочек» | 1 | 19.04 | ||
29 | Музыкальная пальчиковая игра «Перчатка» | 1 | 26.04 | ||
30 | Музыкальная пальчиковая игра «Мальчик-пальчик» | 1 | 03.05 | ||
31 | Пальчиковая сказка «Теремок» | 1 | 10.05 | ||
32 | Пальчиковая сказка «В гости к кошке» | 1 | 17.05 | ||
33 | Пальчиковая сказка «Три пингвина» | 1 | 24.05 | ||
ИТОГО: | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности в 1-ом классе ("Юный художник") Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков
Интегрированное занятие по внеурочной деятельности в 1-ом классе. Тема занятия:"Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков". К уроку прилагается презентация "Бабочки мона...
Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики»
Данный курс разработан для учащихся 2 классов с целью: предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с ...
Внеурочная деятельность для учащихся 2-х классов. Тематическое планирование ФГОС студии «Волшебные пальчики»
Тематическое планирование ФГОС студии «Волшебные пальчики» для учащихся 2 классов. Поделки из макаронных изделий, круп, семян. (с фотографиями)...
Внеурочная деятельность ФГОС. Программа"Волшебные пальчики" для 2 классов.
Программа ФГОС внеурочная деятельность для 2 классов. Данная программа кружка «Волшебные пальчики» рассчитана на 2 года обучения детей в возрасте 6-9 лет, поэтому при распределении заданий учитывается...
Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики»
Программа способствует:- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;- созданию творческой атмосферы ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые пальчики"
Актуальность программы обусловлена тем, что уровень развития мелкой моторики руки у первоклассников очень слабый. В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Ловкие пальчики»
С каждым годом увеличивается количество детей с эмоциональной неустойчивостью и повышенным беспокойством, вследствие чего необходима своевременная коррекция психоэмоционального состояния и эмоциональн...