Внеурочная деятельность "Весёлые пальчики"
календарно-тематическое планирование

Катасонова Юлия Сергеевна

Дополнительное образование вне уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_veselye_palchiki.docx43.79 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №______

от «31» августа 2022 г.

и. о. директора Центра:

________________

Т.В. Гагарина

СОГЛАСОВАНО:

Педагог-организатор

_____________

 Л.В. Рыбакова

ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «31» августа 2022 г.

РАССМОТРЕНО:

 на МО классных руководителей

Протокол № 1

от «31» августа 2022 г.

руководитель МО:

__________  Л.В. Рыбакова

Рабочая программа внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению 

«Веселые пальчики» 

для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (II вариант)

3 классов

на 2022-2023 учебный год

                                                                                                   

Смоленск 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения внеурочной деятельности:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599.
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г.
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи программы:

  1. Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок  и стихотворений, сочетая их с движениями
  2. Знакомить детей с названием пальчиков
  3. Формировать навыки исполнительского мастерства.
  4. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  5. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  6. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
  7. Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук
  8. Развивать память, звуковую культуру речи.
  9. Воспитывать в детях усидчивость.
  10. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  11. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Личностные результаты:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);

1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;

1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;

1.4 умение радоваться успехам.

2. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности.

2.1 интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: подвижные игры, пальчиковые игры;

2.2 умение  играть в подвижные игры и др.

3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

Возможные результаты освоения:

Проявляет интерес к видам физкультурно-спортивной деятельности:

подвижным играм, пальчиковым играм.

Умеет:

выполнять основные виды движений пальчиковой гимнастики;

Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности:

  1. Личностные БУД:
  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • расширение круга общения;
  • потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;
  • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.
  1. Регулятивные БУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

3. Познавательные БУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4. Коммуникативные БУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах, поведении в игре и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.
  •  работать  в парах и малых группах,  выполняя различные роли в группе.

Схема занятий по развитию мелкой моторики:

Вводная часть: включает в себя разминку, направленную на подготовку кистей рук, повышения подвижности суставов. Используется пальчиковая гимнастика по темам занятий.

Основная часть: игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

Заключительная часть: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия. Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.

Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения: прищепки, счетные палочки.

Данная программа реализуется в 0 «Б», 1 «Б» в объеме 30 часа с периодичностью 1 занятие в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Веселые пальчики» состоит из четырех разделов:  

Раздел 1.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем – 8 ч.

Фигуры из пальчиков «Мышка», «Шарик», «Цветок», «Домик», «Зайка», «Очки».

Раздел 2.

Пальчиковые кинезиологические игры (разминка мозга) -  7 ч.

Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом: «Бегают человечки», «Футбол».

Раздел 3.

Пальчиковые игры с предметами (карандаш, прищепки, массажный мяч) – 10 ч.

Игры, направленные на развитие и коррекцию мелкой моторики «Съедобное-не съедобное», «Мяч по кругу», «Волшебный мешочек». Упражнения с тактильными массажерами.

Раздел 4.

Музыкальные пальчиковые игры – 8 ч.

Пальчиковые сказки: «Теремок», «В гости к кошке», «Три пингвина».

В разделе «Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе «Пальчиковые игры» используются игры совместно с народными потешками, скороговорками и поговорками. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе.

В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Для данных упражнений используются  карандаши,  мячи-ежики, прищепки, счетные палочки.

В разделе «Инсценировки» для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценирования, в которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. В форме диалога: «Две лягушки», «Девочка и медведь», сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Веселые пальчики»

Количество часов:

33 часа

на первое полугодие Всего 15 ч., в неделю 1 ч.

на второе полугодие

Всего 18 ч., в неделю 1  ч.

       

Дополнительная литература:

  1. Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.
  2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.
  4. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2006.
  5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2005.
  6. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М., «ДОМ.    ХХI век», 2007.

п/п

Содержание

(раздел, тема)

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть – 8 часов

Раздел 1 Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем.

Фигуры из пальчиков – 8 ч.

1.

Пальчиковые упражнения «Моем руки»

1

07.09

2.

Пальчиковые упражнения «Надеваем перчатки»

1

14.09

3.

Пальчиковые упражнения «Засолка капусты»

1

21.09

4.

Пальчиковые упражнения «Согреем руки»

1

28.09

5.

Пальчиковые упражнения «Молоточек»

1

05.10

6.

Пальчиковые упражнения «Гуси щиплют травку»

1

12.10

7.

Пальчиковые упражнения «Орешник»

1

19.10

8.

Пальчиковые упражнения «Сорока», «Прогулка».

1

26.10

II четверть – 7 часов

Раздел 2 Пальчиковые кинезиологические игры (разминка мозга)

Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом-  7 ч.

9

Пальчиковая игра «Кулак-ребро-ладонь»

1

09.11

10

Пальчиковая игра «Колечко»

1

16.11

11

Пальчиковая игра «Ухо-нос»

1

23.11

12

Пальчиковая игра «Лезгинка»

1

30.11

13

Пальчиковая игра «Симметричные рисунки»

1

07.12

14

Пальчиковая игра «Восьмерки»

1

14.12

15

Пальчиковая игра «Разжимание кулака»

1

21.12

III четверть – 10 часов

Раздел 3 Пальчиковые игры с предметами  

Игры, направленные на развитие и коррекцию мелкой моторики – 10 ч.

16

Пальчиковые игры с карандашом «Карандаш в руках катаю», «Спускаемся по лесенке».

1

11.01

17

Пальчиковые игры с карандашом «Качели», «Пружинка», «Дудочка».

1

18.01

18

Пальчиковые игры с массажным мячом «Я мячом круги катаю», «Этот шарик не простой».

1

25.01

19

Пальчиковые игры с массажным мячом «Два козленка», «Мудрый еж».

1

01.02

20

Упражнения с прищепками: «Солнышко», «Ежик»

1

08.02

21

Упражнения с прищепками «Зайка», «Рыбка».

1

15.02

22

Составление фигурок из счетных палочек  «Дом», «Елочка», «Флажок», «Грибок», «Снежинка».

1

22.02

23

Составление фигурок из счетных палочек «Звездочка», «Солнышко», «Лошадка», «Танк», «Корабль», «Лопата»

1

01.03

24

Упражнения с тактильными массажерами

1

15.03

25

Упражнения с эспандером «Друзья»

1

22.03

IV четверть – 8 часов

Раздел 4 Музыкальные пальчиковые игры

Пальчиковые сказки – 8 ч.

26

Музыкальная пальчиковая игра «Червячки», «В лесу»

1

05.04

27

Музыкальная пальчиковая игра «Замок», «Улиточка»

1

12.04

28

Музыкальная пальчиковая игра «Пчелки», «Цветочек»

1

19.04

29

Музыкальная пальчиковая игра «Перчатка»

1

26.04

30

Музыкальная пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

1

03.05

31

Пальчиковая сказка «Теремок»

1

10.05

32

 Пальчиковая сказка «В гости к кошке»

1

17.05

33

Пальчиковая сказка «Три пингвина»

1

24.05

ИТОГО:

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности в 1-ом классе ("Юный художник") Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков

Интегрированное занятие по внеурочной деятельности в 1-ом классе. Тема занятия:"Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков". К уроку прилагается презентация "Бабочки мона...

Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики»

Данный курс разработан для учащихся 2 классов с целью: предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с ...

Внеурочная деятельность для учащихся 2-х классов. Тематическое планирование ФГОС студии «Волшебные пальчики»

Тематическое планирование ФГОС студии «Волшебные пальчики» для учащихся 2 классов. Поделки из макаронных изделий, круп, семян. (с фотографиями)...

Внеурочная деятельность ФГОС. Программа"Волшебные пальчики" для 2 классов.

Программа ФГОС внеурочная деятельность для 2 классов. Данная программа кружка «Волшебные пальчики» рассчитана на 2 года обучения детей в возрасте 6-9 лет, поэтому при распределении заданий учитывается...

Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики»

Программа способствует:- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;- созданию творческой атмосферы ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые пальчики"

Актуальность программы обусловлена тем, что уровень развития мелкой моторики руки у первоклассников очень слабый. В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Ловкие пальчики»

С каждым годом увеличивается количество детей с эмоциональной неустойчивостью и повышенным беспокойством, вследствие чего необходима своевременная коррекция психоэмоционального состояния и эмоциональн...