Исследовательский проект на тему: «Влияние комнатных растений на здоровье школьников»3 класс
проект (3 класс)
Цель исследования: изучить комнатные растения нашей школы и выявить их влияние на здоровье учеников.
Задачи:
- Из литературных источников выяснить, какое влияние оказывают комнатные растения на здоровье человека.
- Описать, какое воздействие могут оказывать комнатные растения школы на обучающихся;
- Выяснить, какие комнатные растения нашей школы являются самыми полезными, а какие ядовитыми
- Оценить уровень озеленения классных кабинетов через определение количества и видового состава комнатных растений.
- Выработать рекомендации по озеленению школьных кабинетов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_vliyanie_komnatnyh_rasteniy_na_zdorove_shkolnikov_.docx | 331.7 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №6
Исследовательский проект на тему:
«Влияние комнатных растений
на здоровье школьников»
Работу выполнил: ученик 3класса
Зверев Кирилл
Руководитель:учитель начальных классов
Антакова Светлана Владимировна
2023
Оглавление.
- Аннотация…………………………………………………………………2.
- Цели и задачи исследования…………………………………………...........3
- Целевая аудитория……………………………………………………….......4
- Этапы работы над проектом…………………………………………….......5
- Основной этап………………………………………………………………..5
- Роль растений в жизни человека………………………………………..5
- Отрицательное влияние экологии комнаты на здоровье человека…..6
- Значение комнатных растений для улучшения здорового климата в классном кабинете …………………………………………………….. 7-9
- Результаты исследования качества озеленения классных кабинетов, определение количества и видового состава комнатных растений… 9
- Рекомендации по озеленению школьных кабинетов……………………….10
- Заключение…………………………………………………………………… 10
- Отзыв руководителя…………………………………………………………..11
- Список источников информации…………………………………………… 12
- Приложения……………………………………………………………….......13-17
- Аннотация к проекту
В классах нашей школы много разных цветов. Они украшают кабинеты, делают их уютными. На уроке окружающего мира я узнал, что растения обогащают воздух кислородом, очищают его от пыли и положительно влияют на человека.
Я считаю, что тема для меня актуальна. Здоровье детей -это богатство нации. И если здоровье - богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять. В школе мы проводим значительную часть времени. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановка имеют существенное влияние на наше самочувствие и здоровье, на работоспособность и активность.
Меня заинтересовало, сколько и какие растения нужны в классе, как они влияют на здоровье школьников. Среди одноклассников и учащихся школы, я провел анкетирование. В анкете было 5 вопросов. Было опрошено 20 человек. Из анкеты стало ясно, что во всех классах опрошенных детей есть комнатные растения, и даже несколько. Все 20 человек ответили, что они любят цветы, ухаживают за ними.
Опрос показал, что (98%) считают нужным, чтобы у них в классе было много цветов, то, что растения оздоравливают , но не знают именно какие (66 %.), названия растений знают всего лишь (37%), а (90%)считают, что у них достаточно в классе цветов (Приложение 1)
Проанализировав анкеты, я пришёл к такому выводу, что (63%) ребят не знают названия растений в классе (20 %) не знают, как влияют растения на здоровье, поэтому не могут подобрать нужные, для улучшения здорового климата растения в наши классы. Поэтому у меня появилось желание узнать больше про растения и познакомить ребят с моими наблюдениями.
2.Цель и задачи проекта
Цель исследования: изучить комнатные растения нашей школы и выявить их влияние на здоровье учеников.
Задачи:
- Из литературных источников выяснить, какое влияние оказывают комнатные растения на здоровье человека.
- Описать, какое воздействие могут оказывать комнатные растения школы на обучающихся;
- Выяснить, какие комнатные растения нашей школы являются самыми полезными, а какие ядовитыми
- Оценить уровень озеленения классных кабинетов через определение количества и видового состава комнатных растений.
- Выработать рекомендации по озеленению школьных кабинетов
Гипотеза: знания о комнатных растениях помогут нам правильно выбрать те, которые положительно влияют на наше здоровье.
Объектом исследования: являются комнатные растения, классные комнаты.
Предмет исследования: свойства комнатных растений, влияющих на здоровье человека.
Методы исследования:
- изучение литературы,
- наблюдение,
- анкетирование обучающихся,
- фотофиксация,
- практическая работа
- Целевая аудитория
Моя работа имеет большое практическое значение. Этот материал может быть использован на уроках окружающего мира, классных часах.
Я уже использовал полученные сведения на занятии по внеурочной деятельности в подготовке проекта про комнатные растения. И ещё я хочу больше узнать о комнатных растениях-лучших естественных воздушных фильтрах.
4. Этапы работы над проектом
Этапы | Продолжительность | |
Подготовительный |
| 1-ая неделя октября 2022 года |
Целеполагание | Определение цели и задач проекта | 2-4 неделя октября 2022 года |
Планирование | Составление плана работы над проектом | ноябрь 2022 года |
Основной этап | Реализация проекта | декабрь-январь 2022/2023 учебного года |
Практический этап | Создание продуктов проектной деятельности:
«Влияние комнатных растений на здоровье школьников»
| Февраль-март 2018 года |
Презентация проекта | Защита исследовательского проекта | Апрель 2023 года |
5. Основной этап
5.1. Роль растений в жизни человека.
Жизнь человека связана с природой, а значит и с жизнью растений. Во все времена у всех народов цветы - неизменные друзья и спутники.
Издавна люди украшали живыми цветами здания, залы, комнаты в торжественные и праздничные дни. Уже в те далёкие времена люди старались как можно дольше сохранить живые цветы. Ведь это и красиво, и полезно для здоровья. Началом цветоводства в Европе можно считать появление первых зимних садов. До этого цветы разводили в садах и огородах, но в дома их не заносили. Первые зимние сады появились в 13 веке. В России начало комнатного цветоводство принято связывать с именем Петра Первого. Комнатные цветочно-декоративные растения разнообразны. Они радуют нас строением цветов и нежностью их окрасок, приятным ароматом, оригинальными по форме и окраске листьями. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот несет радость себе и людям».
5.2. Отрицательное влияние экологии комнаты на здоровье человека.
Современный человек оторван от природы. Большую часть времени он проводит в помещении. Воздух в комнате грязнее в 4 - 6 раз наружного и токсичнее в 8 - 9 раз. Лаки и краски, которыми покрыта мебель, линолеум, некачественные строительные материалы, а также вся бытовая техника представляют большую опасность для человека. Отопление зимой и яркий солнечный свет делают воздух сухим. Экологически неблагоприятная обстановка помещений, в которых мы находимся, может вызвать головокружение, головные боли, бессонницу, может появиться утомляемость и раздражительность. Что делать? Искать помощи у природы. То есть постараться окружить себя различными растениями, которые благоприятно воздействуют на человека. И тут очень важно правильно подобрать нужные комнатные растения, чтобы максимально обезопасить себя и своих близких. А какие растения лучше всего выбрать для оформления классного кабинета? Все ли они полезны? Бывают ли опасные для человека растения? Для того чтобы ответить на эти вопросы, я решил узнать, как можно больше о комнатных растениях.
5.3 Значение комнатных растений для улучшения здорового климата в классном кабинете.
Все комнатные растения условно можно разделить на несколько групп, по тому воздействию, которое они оказывают на окружающую среду и организм человека.
Шумопоглотители.
Как показали исследования, оформление классных комнат растениями играет не только эстетическую, но шум поглощающую роль. Очень высокий уровень шума, особенно на переменах, составляет большую проблему в школьной жизни. В результате исследований ученые выяснили, что несколько экземпляров фикуса и фикуса Бенджамина высотой 1 м 80см способны поглощать до 25% шума.
Увлажнители воздуха.
В зимний период низкая влажность воздуха в отапливаемых помещениях может вызвать проблемы со здоровьем у учащихся. Как показали измерения, влажность воздуха в классных комнатах с октября по март составляет 15-30%, в то время как оптимальный уровень должен быть 40-65%. При вдыхании сухого воздуха слизистая оболочка носа и горла пересыхает, перестает задерживать вирусы и бактерии. Вследствие этого, повышается подверженность заболеваниям. Нецветущие декоративные растения циперус, фикус, пальма, гибискус в зимний период создают в помещениях комфортный уровень влажности.
Поглотители вредных веществ в воздухе.
Ученые уже давно доказали, что некоторые растения способны фильтровать воздух, улучшая тем самым его качество. Во время фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Растения могут поглощать пыль. Самые лучшие растения-фильтры — драцена, алоэ, хлорофитум, фикус, плющ, традесканция.
Растения, которые уменьшают количество болезнетворных микробов.
Некоторые комнатные растения выделяют вещества, которые убивают болезнетворные микробы: это пеларгония, бегония, (до 80%),сансевьератолстянка, традесканция (до 70%), циссус (до 60%).
Ароматерапевты.
Многие растения выделяют в воздух пахучие эфирные масла, которые оказывают положительное воздействие на самочувствие. Запах душистой пеларгонии, амариллиса, мирта, розмарина снимает бессонницу и нервное напряжение, а эфирные масла, выделяемые цитрусовыми – снижают артериальное давление.
Психотерапевты.
Исследования доказали, что комнатные растения действуют успокаивающе и расслабляюще, а также снижают стрессовые реакции, избавляют от страха и агрессии.
Растения, имеющие цветки с ярко-красной окраской, возбуждают, бодрят, повышают работоспособность и снижают утомление. Считается, что растения с розовыми цветками устраняют грусть и меланхолию. Цветы с жёлтой и золотистой окраской уменьшают усталость глаз от работы на компьютере.
Лекари.
Некоторые комнатные растения применяются в народной медицине.
Одно из самых известных растений – это столетник или алоэ древовидное. Сок алоэ применяют при лечении ожогов и воспалений, при заболеваниях горла. Листьями каланхоэ перистого лечат насморк и тонзиллит. Каллизия душистая (золотой ус) стимулирует иммунную систему.
Ядовитые растения.
Среди комнатных растений есть и ядовитые. Пуансеттия, примула и молочай могут вызывать раздражение кожи. Сок диффенбахии, монстеры очень токсичен. Лидером же по отравлению комнатными растениями является - перечный паслен. Плоды паслена очень ядовиты, поэтому его не следует выращивать в кабинетах начальной школы. Но ядовитые комнатные растения улучшают микроклимат в помещении, так как в огромном количестве поглощают из воздуха токсины: угарный газ, пары синтетических моющих средств, клеев, лакокрасочных растворителей. Эти растения и ядовиты потому, что питаются, активно перерабатывают химические яды из воздуха и почвы. Поэтому совсем исключать их из озеленения класса не стоит. Нужно только соблюдать осторожность и необходимо держать их в недоступном для контакта месте, чтобы избежать отравления и аллергических реакций.
5.4. Результаты исследования качества озеленения классных кабинетов, определение количества и видового состава комнатных растений.
Чтобы определить, какие растения необходимы в классе для улучшения экологии кабинета и здоровья школьников, я решил изучить видовой и количественный состав комнатных растений нашей школы.
Используя литературу по комнатному цветоводству, я установил видовой состав комнатных растений, которые используются в озеленении классных кабинетов. (Приложение 2)
Комнатные растения являются одним из факторов создания здоровьесберегающей среды учебных кабинетов в школе.
В ходе исследования я узнал площадь школьных кабинетов, видовой и количественный состав находящихся там комнатных растений и рассчитал число комнатных растений на единицу площади помещения. Данные своего исследования я занёс в таблицу. (Приложение 3)
Учёные рассчитали, что для комнаты площадью 15-25м2 достаточно 5-7 хорошо развитых растений.
Используя эти данные, я сделал вывод:
1.В кабинетах начальных и старших классов количество комнатных растений соответствует нормативам для поддержания здорового микроклимата помещения.
2. Видовой состав комнатных растений многообразен. Цветы ухожены, создают благоприятную атмосферу и комфорт в школьных кабинетах.
3.Комнатные растения не только украшают помещения, но и улучшают микроклимат, очищают воздух от пыли, вредных микроорганизмов, ядовитых газов, повышают влажность воздуха.
6. Рекомендации по озеленению классных кабинетов.
1) Чемпионом среди растений - очистителей является хлорофитум. Его желательно иметь во всех кабинетах. За 24 часа этот цветок почти полностью освобождает воздух от вредных микроорганизмов и газов.
2)В классных кабинетах необходимо высаживать растения для защиты от гриппа и ОРВИ. Это плющ, толстянка, циссус.
3) Во время перерыва или урока ученик, глядя сквозь зеленые заросли, дает отдых глазам, у него проходят напряжение и усталость. С целью украшения рекреаций в школе рекомендуется высаживать плющ, камнеломку, спатифиллум, пеперомию.
Узнав из литературы, что хлорофитум рекордсмен по очистке воздуха и работает наравне с кондиционером, я посадил три цветка - для класса и для своей комнаты, потому что чистый воздух – залог здоровья человека. (Приложение 4 фото) и изготовил буклет Природные очистители воздуха» (Приложение5)
7.Заключение.
Думаю, что мои одноклассники заинтересуются выращиванием комнатных растений. Так хочется, чтобы любителей цветов стало ещё больше.
Закончив работу над проектом, я могу сказать, что пополнил свой багаж знаний, узнал интересные сведения об истории комнатных растений, о комнатных растениях, которые положительно влияют на наше здоровье. В ходе своей работы я изучил литературу о комнатных растениях, делал необходимые расчеты, пришёл к следующим выводам: комнатные растения не только украшают помещения, но и улучшают микроклимат, очищают воздух от пыли, вредных микроорганизмов, ядовитых газов, повышают влажность воздуха. Правильно подобранные комнатные растения помогают создать здоровьесберегающую среду в помещении, оказывают положительное влияние на здоровье человека, улучшают настроение, придают помещению комфорт. Уход за растениями дисциплинирует человека, дает много знаний и опыта.
Моя гипотеза подтвердилась!
- Отзыв руководителя
Данный проект является исследовательским, написан в соответствии с основными требованиями к данному виду работы. Обучающийся обосновал актуальность выбора темы. В ходе реализации проекта поставленная цель и задачи были достигнуты. Проект является долгосрочным по продолжительности.
Изложение материала ведётся в соответствии с содержанием проекта. На мой взгляд, тема раскрыта полностью, выводы соответствуют поставленной цели. Гипотеза нашла своё подтверждение в работе.
В дополнение к проекту обучающийся подготовил компьютерную презентацию. В практической части обучающийся представил результаты своего анкетирования и в дополнение к работе посадил три растения, изготовил буклет «Природные очистители воздуха»
- Список источников информации по проекту
- Куртьер Д. Г. «Энциклопедия комнатного цветоводства» - М., «Мой мир», 2006г.
- КлинковскаяН.И., Пасечник В.В. «Комнатные растения в школе» Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986г.
- Плешаков А.А «От земли до неба», атлас-определитель, М.Просвещение, 2008г.
- Хессайон Д.Г. «Всё о комнатных растениях» М. «Кладезь-Букс»,2006г.
- Журналы «Домашние цветы», «Цветок» - Издательский дом «Толока»,1 раз в месяц.
Приложения
Приложение 1
Анкетирование
Чтобы узнать, что знают учащиеся 3-4 классов о комнатных растениях, я провёл анкетирование
№ п\п | Вопросы | Ответы ребят | |
1 | Нужны ли комнатные растения в классном кабинете? | ||
2 | Для чего разводят комнатные растения? | ||
3 | Знаете ли вы названия растений своего класса? | ||
4 | Знаете ли вы, как влияют комнатные растения на ваше здоровье? | ||
5 | Достаточно ли растений в ваших классных кабинетах |
Проанализировав данные анкеты, я сделал вывод, что учащиеся не знают видовой состав комнатных растений учебных кабинетов и не владеют знаниями об их влиянии на окружающую среду и здоровье человека.
Приложение 2
Видовой состав комнатных растений в классных кабинетах
Декоративно-лиственные | Лианы | Декоративно-цветущие | Кактусы и суккуленты |
аспарагус | традесканция | сенполия | алоэ |
бегония | плющ | гиппеаструм | кактус |
диффенбахия | хлорофитум | пеларгония | толстянка |
монстера | циссус | калла | каланхоэ |
сансевьера | хойя | бальзамин | зигокактус |
драцена | пеперомия | гибискус | молочай |
золотой ус | сциндапсус | Шлюмбергера(декабрист) | |
фикус | спатифиллум | ||
калатея | |||
папоротник нефролепис | |||
папоротник | |||
Всего 12 видов | Всего 7 видов | Всего 8 видов | Всего 6 видов |
Приложение 3
Приложение 4
Растения, рекомендуемые для озеленения классных кабинетов
Алоэ Плющ Традесканция
ЦиссусТолстянка
Бегония ХлорфитумСансевьера
Приложение5
Приложение 6
«Комнатные растения и их влияние на организм человека»
Наименование растения | Влияние на организм человека |
Алоэ (столетник) | Защищает от незваных гостей и несчастных случаев. Его рекомендуют иметь там, где люди часто болеют. |
Бальзамин | Способствует творческому вдохновению |
Бегония | Сглаживает разногласия в классе. |
Герань | Помогает при стрессах, неврозах, бессоннице, смягчает гнев |
Золотой ус («домашний женьшень») | Энергетический донор, обладающий высокими лекарственными свойствами |
Кактус | Защищает от электромагнитного излучения. Чем длиннее иголки, тем сильней защита. |
Каланхоэ | Помогает справиться с унынием, защищает от упадка сил. |
Монстера | Помогает справиться с беспорядком в доме и делах |
Традесканция | Нейтрализует зависть |
Толстянка | Помогает справиться с финансовыми проблемами, приносит богатство |
Фиалка | Оберегает от болезней. |
Фикус | Придает стойкость при тревогах, сомнениях, переживаниях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние комнатных растений на здоровье школьника
С данным материалом (Представлен с красочной презентацией) считаю,полезено ознакомиться как педагогам, школьникам, так и родителям. Цель моего материала, познакомить, вас, уважаемые коллеги...
Влияние комнатных растений на здоровье школьников
Исследовательская работа выполнена на конкурс исследовательских работ "Воспитываем таланты"....
Исследовательская работа по теме :"Влияние пыли на здоровье школьника"
Воздух и здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.Каков же воздух наших квартир и школ, и как же он влияет на здоровье человека?...
Информационно-исследовательский проект по теме «Влияние мультфильмов на психику детей »
Актуальность проекта Пожалуй, нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Я тоже очень люблю смотреть мультфильмы. Но мои родители не разрешают мне...
Влияние комнатных растений на здоровье школьников.
В своей статье я остановлюсь на экологической здоровьесберегающей технологии, которая пока явно недооценена и слабо задействована.Направленность этой технологии - создание природосообразных, экологиче...
Исследовательская работа «Влияние комнатных растений на здоровье школьников»
В исследовательской работе говорится о значении комнатных растений для улучшения здорового климата в классном кабинете,рекомендации по озеленению школьных кабинетов....