Исследовательский проект на тему: «Влияние комнатных растений на здоровье школьников»3 класс
проект (3 класс)

Антакова Светлана Владимировна

Цель исследования: изучить комнатные растения нашей школы и выявить их влияние на здоровье учеников.

Задачи:

  1. Из литературных источников выяснить, какое влияние оказывают комнатные растения на здоровье человека.
  2.  Описать, какое воздействие могут оказывать комнатные растения школы на обучающихся;
  3. Выяснить, какие комнатные растения нашей школы являются самыми полезными, а какие ядовитыми
  4.  Оценить уровень озеленения классных кабинетов через определение количества и видового состава комнатных растений.
  5. Выработать рекомендации по озеленению школьных кабинетов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №6

Исследовательский проект на тему:

«Влияние комнатных растений

на здоровье школьников»

                                                         Работу выполнил: ученик 3класса

                       Зверев Кирилл

  Руководитель:учитель начальных классов

                                                                      Антакова Светлана Владимировна

2023

Оглавление.

  1. Аннотация…………………………………………………………………2.
  2. Цели и задачи исследования…………………………………………...........3
  3. Целевая аудитория……………………………………………………….......4
  4. Этапы работы над проектом…………………………………………….......5
  5. Основной этап………………………………………………………………..5
  1. Роль растений в жизни человека………………………………………..5
  2.  Отрицательное влияние экологии комнаты на здоровье человека…..6
  3.  Значение комнатных растений для улучшения здорового климата в классном кабинете ……………………………………………………..   7-9
  4. Результаты исследования качества озеленения классных кабинетов, определение количества и видового состава комнатных растений…    9
  1. Рекомендации по озеленению школьных кабинетов……………………….10
  2. Заключение…………………………………………………………………… 10
  3. Отзыв руководителя…………………………………………………………..11
  4. Список источников информации…………………………………………… 12
  5. Приложения……………………………………………………………….......13-17

  1. Аннотация к проекту

В классах нашей школы много разных цветов.  Они украшают кабинеты, делают их уютными.    На уроке окружающего мира я узнал, что растения   обогащают воздух кислородом, очищают его от пыли и положительно влияют на человека.

Я считаю, что тема для меня актуальна. Здоровье детей -это богатство нации. И если здоровье - богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять. В школе мы проводим значительную часть времени. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановка имеют существенное влияние на наше самочувствие и здоровье, на работоспособность и активность.

Меня заинтересовало, сколько и какие растения нужны в классе, как они влияют на здоровье школьников. Среди одноклассников и учащихся школы, я провел анкетирование. В анкете было 5 вопросов. Было опрошено 20 человек. Из анкеты стало ясно, что во всех классах опрошенных детей есть комнатные растения, и даже несколько. Все 20 человек ответили, что они любят цветы, ухаживают за ними.

Опрос показал, что (98%) считают нужным, чтобы у них в классе было много цветов, то, что растения оздоравливают , но не знают именно какие (66 %.), названия растений знают всего лишь (37%), а (90%)считают, что у них достаточно в классе цветов (Приложение 1)

Проанализировав анкеты, я пришёл к такому выводу, что (63%) ребят не знают названия растений в классе (20 %) не знают, как влияют растения на здоровье, поэтому не могут подобрать нужные, для улучшения здорового климата растения в наши классы. Поэтому у меня появилось желание узнать больше про растения и познакомить ребят с моими наблюдениями.

2.Цель и задачи проекта

Цель исследования: изучить комнатные растения нашей школы и выявить их влияние на здоровье учеников.

Задачи:

  1. Из литературных источников выяснить, какое влияние оказывают комнатные растения на здоровье человека.
  2.  Описать, какое воздействие могут оказывать комнатные растения школы на обучающихся;
  3. Выяснить, какие комнатные растения нашей школы являются самыми полезными, а какие ядовитыми
  4.  Оценить уровень озеленения классных кабинетов через определение количества и видового состава комнатных растений.
  5. Выработать рекомендации по озеленению школьных кабинетов  

Гипотеза: знания о комнатных растениях помогут нам правильно выбрать те, которые положительно влияют на наше здоровье.

Объектом исследования: являются комнатные растения, классные комнаты.

Предмет исследования: свойства комнатных растений, влияющих на здоровье человека.

         Методы исследования:

  • изучение литературы,
  • наблюдение,
  • анкетирование обучающихся,
  • фотофиксация,
  • практическая работа

  1. Целевая аудитория

Моя работа имеет большое практическое значение. Этот материал может быть использован на уроках окружающего мира, классных часах.

    Я уже использовал полученные сведения на занятии по внеурочной деятельности в подготовке проекта про комнатные растения. И ещё я хочу больше узнать о комнатных растениях-лучших естественных воздушных фильтрах.

4. Этапы работы над проектом

Этапы

Продолжительность

Подготовительный

  • Выбор темы
  • формулировка проблемы
  • изучение источников информации по исследуемой теме

1-ая неделя октября 2022 года

Целеполагание

Определение цели и задач проекта

2-4 неделя октября 2022 года

Планирование

Составление плана работы над проектом

ноябрь 2022 года

Основной этап

Реализация проекта

декабрь-январь 2022/2023 учебного года

Практический этап

Создание продуктов проектной деятельности:

  • Создание электронной презентации

«Влияние комнатных растений на здоровье школьников»

  • Разработка анкеты
  • Изготовление буклета «Природные очистители воздуха»

Февраль-март 2018 года

Презентация проекта

Защита исследовательского проекта

Апрель 2023 года

5. Основной этап

5.1. Роль растений в жизни человека.

       Жизнь человека связана с природой, а значит и с жизнью растений.  Во все времена у всех народов цветы - неизменные друзья и спутники.

Издавна люди украшали живыми цветами здания, залы, комнаты в торжественные и праздничные дни.    Уже в те далёкие времена люди старались как можно дольше сохранить живые цветы.  Ведь это и красиво, и полезно для здоровья. Началом цветоводства в Европе можно считать появление первых зимних садов. До этого цветы разводили в садах и огородах, но в дома их не заносили. Первые зимние сады появились в 13 веке. В России начало комнатного цветоводство принято связывать с именем Петра Первого.   Комнатные цветочно-декоративные растения разнообразны. Они радуют нас строением цветов и нежностью их окрасок, приятным ароматом, оригинальными по форме и окраске листьями. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот несет радость себе и людям».

5.2. Отрицательное влияние экологии комнаты на здоровье человека.

 Современный человек оторван от природы. Большую часть времени он проводит в помещении. Воздух в комнате грязнее в 4 - 6 раз наружного и токсичнее в 8 - 9 раз.  Лаки и краски, которыми покрыта мебель, линолеум, некачественные строительные материалы, а также вся бытовая техника представляют большую опасность для человека. Отопление зимой и яркий солнечный свет делают воздух сухим. Экологически неблагоприятная обстановка помещений, в которых мы находимся, может вызвать головокружение, головные боли, бессонницу, может появиться утомляемость и раздражительность. Что делать? Искать помощи у природы. То есть постараться окружить себя различными растениями, которые благоприятно воздействуют на человека. И тут очень важно правильно подобрать нужные комнатные растения, чтобы максимально обезопасить себя и своих близких.  А какие растения лучше всего выбрать для оформления классного кабинета? Все ли они полезны? Бывают ли опасные для человека растения? Для того чтобы ответить на эти вопросы, я решил узнать, как можно больше о комнатных растениях.

5.3 Значение комнатных растений для улучшения здорового климата в классном кабинете.

Все комнатные растения условно можно разделить на несколько групп, по тому воздействию, которое они оказывают на окружающую среду и организм человека.

Шумопоглотители.

Как показали исследования, оформление классных комнат растениями играет не только эстетическую, но шум поглощающую роль. Очень высокий уровень шума, особенно на переменах, составляет большую проблему в школьной жизни. В результате исследований ученые выяснили, что несколько экземпляров фикуса и фикуса Бенджамина высотой 1 м 80см способны поглощать до 25% шума.

Увлажнители воздуха.

В зимний период низкая влажность воздуха в отапливаемых помещениях может вызвать проблемы со здоровьем у учащихся. Как показали измерения, влажность воздуха в классных комнатах с октября по март составляет 15-30%, в то время как оптимальный уровень должен быть 40-65%. При вдыхании сухого воздуха слизистая оболочка носа и горла пересыхает, перестает задерживать вирусы и бактерии. Вследствие этого, повышается подверженность заболеваниям. Нецветущие декоративные растения   циперус, фикус, пальма, гибискус в зимний период создают в помещениях комфортный уровень влажности.

Поглотители вредных веществ в воздухе.

Ученые уже давно доказали, что некоторые растения способны фильтровать воздух, улучшая тем самым его качество. Во время фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Растения могут поглощать пыль. Самые лучшие растения-фильтры — драцена, алоэ, хлорофитум, фикус, плющ, традесканция.

Растения, которые уменьшают количество болезнетворных микробов.

 Некоторые комнатные растения выделяют вещества, которые убивают болезнетворные микробы: это пеларгония, бегония, (до 80%),сансевьератолстянка, традесканция (до 70%),  циссус (до 60%).

Ароматерапевты.

Многие растения выделяют в воздух пахучие эфирные масла, которые оказывают положительное воздействие на самочувствие. Запах душистой пеларгонии, амариллиса, мирта, розмарина снимает бессонницу и нервное напряжение, а эфирные масла, выделяемые цитрусовыми – снижают артериальное давление.

Психотерапевты.

Исследования доказали, что комнатные растения действуют успокаивающе и расслабляюще, а также снижают стрессовые реакции, избавляют от страха и агрессии.

Растения, имеющие цветки с ярко-красной окраской, возбуждают, бодрят, повышают работоспособность и снижают утомление. Считается, что растения с розовыми цветками устраняют грусть и меланхолию. Цветы с жёлтой и золотистой окраской уменьшают усталость глаз от работы на компьютере.

Лекари.

     Некоторые комнатные растения применяются в народной медицине.
Одно из самых известных растений – это столетник или алоэ древовидное. Сок алоэ применяют при лечении ожогов и воспалений, при заболеваниях горла. Листьями каланхоэ перистого лечат насморк и тонзиллит. Каллизия душистая (золотой ус) стимулирует иммунную систему.

Ядовитые растения.

 Среди комнатных растений есть и ядовитые.  Пуансеттия, примула и молочай могут вызывать раздражение кожи. Сок диффенбахии, монстеры очень токсичен. Лидером же по отравлению комнатными растениями является - перечный паслен. Плоды паслена очень ядовиты, поэтому его не следует выращивать в кабинетах начальной школы. Но ядовитые комнатные растения улучшают микроклимат в помещении, так как в огромном количестве поглощают из воздуха токсины: угарный газ, пары синтетических моющих средств, клеев, лакокрасочных растворителей. Эти растения и ядовиты потому, что питаются, активно перерабатывают химические яды из воздуха и почвы. Поэтому совсем исключать их из озеленения класса не стоит. Нужно только соблюдать осторожность и необходимо держать их в недоступном для контакта месте, чтобы избежать отравления и аллергических реакций.  

5.4. Результаты исследования качества озеленения классных кабинетов, определение количества и видового состава комнатных растений.

Чтобы определить, какие растения необходимы в классе для улучшения экологии кабинета и здоровья школьников, я решил изучить видовой и количественный состав комнатных растений нашей школы.

Используя литературу по комнатному цветоводству, я установил видовой состав комнатных растений, которые используются в озеленении классных кабинетов. (Приложение 2)

Комнатные растения являются одним из факторов создания здоровьесберегающей среды учебных кабинетов в школе.

В ходе исследования я узнал площадь школьных кабинетов, видовой и количественный состав находящихся там комнатных растений и рассчитал число комнатных растений на единицу площади помещения. Данные своего исследования я занёс в таблицу. (Приложение 3)

Учёные рассчитали, что для комнаты площадью 15-25м2 достаточно 5-7 хорошо развитых растений.

Используя эти данные, я сделал вывод:

1.В кабинетах начальных и старших классов количество комнатных растений соответствует нормативам для поддержания здорового микроклимата помещения.

2. Видовой состав комнатных растений многообразен. Цветы ухожены, создают благоприятную атмосферу и комфорт в школьных кабинетах.

3.Комнатные растения не только украшают помещения, но и улучшают микроклимат, очищают воздух от пыли, вредных микроорганизмов, ядовитых газов, повышают влажность воздуха.

6. Рекомендации по озеленению классных кабинетов.

1) Чемпионом среди растений - очистителей является хлорофитум. Его желательно иметь во всех кабинетах. За 24 часа этот цветок почти полностью освобождает воздух от вредных микроорганизмов и газов.

 2)В классных кабинетах необходимо высаживать растения для защиты от гриппа и ОРВИ. Это плющ, толстянка, циссус.  

 3) Во время перерыва или урока ученик, глядя сквозь зеленые заросли, дает отдых глазам, у него проходят напряжение и усталость. С целью украшения рекреаций в школе рекомендуется высаживать плющ, камнеломку, спатифиллум, пеперомию.

Узнав из литературы, что хлорофитум рекордсмен по очистке воздуха и работает наравне с кондиционером, я посадил три цветка -  для класса и для своей комнаты, потому что чистый воздух – залог здоровья человека. (Приложение 4 фото) и изготовил буклет Природные очистители воздуха» (Приложение5)

7.Заключение.

Думаю, что мои одноклассники заинтересуются выращиванием комнатных растений. Так хочется, чтобы любителей цветов стало ещё больше.

Закончив работу над проектом, я могу сказать, что пополнил свой багаж знаний, узнал интересные сведения об истории комнатных растений, о комнатных растениях, которые положительно влияют на наше здоровье. В ходе своей работы я изучил литературу о комнатных растениях, делал необходимые расчеты, пришёл к следующим выводам: комнатные растения не только украшают помещения, но и улучшают микроклимат, очищают воздух от пыли, вредных микроорганизмов, ядовитых газов, повышают влажность воздуха. Правильно подобранные комнатные растения помогают создать здоровьесберегающую среду в помещении, оказывают положительное влияние на здоровье человека, улучшают настроение, придают помещению комфорт. Уход за растениями дисциплинирует человека, дает много знаний и опыта.

Моя гипотеза подтвердилась!

  1. Отзыв руководителя

      Данный проект является исследовательским, написан в соответствии с основными требованиями к данному виду работы. Обучающийся обосновал актуальность выбора темы. В ходе реализации проекта поставленная цель и задачи были достигнуты. Проект является долгосрочным по продолжительности.

     Изложение материала ведётся в соответствии с содержанием проекта. На мой взгляд, тема раскрыта полностью, выводы соответствуют поставленной цели. Гипотеза нашла своё подтверждение в работе.

   В дополнение к проекту обучающийся подготовил компьютерную презентацию. В практической части обучающийся представил результаты своего анкетирования и в дополнение к работе посадил три растения, изготовил буклет «Природные очистители воздуха»

  1. Список источников информации по проекту

  1. Куртьер Д. Г. «Энциклопедия комнатного цветоводства» - М., «Мой мир», 2006г.
  2. КлинковскаяН.И., Пасечник В.В. «Комнатные растения в школе» Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986г.
  3. Плешаков А.А «От земли до неба», атлас-определитель, М.Просвещение, 2008г.
  4. Хессайон Д.Г. «Всё о комнатных растениях» М. «Кладезь-Букс»,2006г.
  5. Журналы «Домашние цветы», «Цветок» - Издательский дом «Толока»,1 раз в месяц.  

Приложения

Приложение 1

Анкетирование

Чтобы узнать, что знают учащиеся 3-4 классов о комнатных растениях, я провёл анкетирование

п\п

                            Вопросы

            Ответы ребят

1

  Нужны ли комнатные  растения в классном кабинете?

2

Для чего разводят комнатные растения?

3

Знаете ли вы названия растений своего класса?

4

Знаете ли вы,  как влияют комнатные растения на ваше здоровье?

5

Достаточно ли растений в ваших классных кабинетах

Проанализировав данные анкеты, я сделал вывод, что учащиеся не знают видовой состав комнатных растений учебных кабинетов и не владеют знаниями об их влиянии на окружающую среду и здоровье человека.

Приложение 2

Видовой состав комнатных растений в классных кабинетах

Декоративно-лиственные

Лианы

Декоративно-цветущие

Кактусы и суккуленты

аспарагус

традесканция

сенполия

алоэ

бегония

плющ

гиппеаструм

кактус

диффенбахия

хлорофитум

пеларгония

толстянка

монстера

циссус

калла

каланхоэ

сансевьера

хойя

бальзамин

зигокактус

драцена

пеперомия

гибискус

молочай

золотой ус

сциндапсус

Шлюмбергера(декабрист)

фикус

спатифиллум

калатея

папоротник нефролепис

папоротник

Всего 12 видов

Всего 7 видов

Всего 8 видов

Всего 6 видов

Приложение 3

                    Приложение 4

Растения,  рекомендуемые  для  озеленения  классных  кабинетов

Алоэ                                                 Плющ                                                   Традесканция

aloe4IMGP0448

dracaena3tradeskanciiaЦиссусТолстянкаtradeskanciia

Бегония                       ХлорфитумСансевьера

sansevera_26172486_1_FRrIc7U6811g

Приложение5

C:\Users\Светлана\Desktop\d16f0d5e-7ae6-4f42-beba-16fa4e096383.jpg

C:\Users\Светлана\Desktop\85497c27-df6a-42e2-9491-26fc9870c571.jpg

C:\Users\Светлана\Desktop\d0a37d21-180b-4a47-8808-57e8114f31b7.jpg

 Приложение 6

 «Комнатные растения и их влияние на организм человека»

Наименование растения

Влияние на организм человека

Алоэ (столетник)

Защищает от незваных гостей и несчастных случаев. Его рекомендуют  иметь там, где люди часто болеют.

Бальзамин

Способствует творческому  вдохновению

Бегония

Сглаживает разногласия в классе.

Герань

Помогает при стрессах, неврозах, бессоннице, смягчает гнев

Золотой ус («домашний женьшень»)

Энергетический донор, обладающий высокими  лекарственными свойствами

Кактус

Защищает от электромагнитного излучения. Чем длиннее иголки, тем сильней защита.

Каланхоэ

Помогает справиться с унынием, защищает от упадка сил.

Монстера

Помогает справиться с беспорядком в доме и  делах

Традесканция

Нейтрализует зависть

Толстянка

Помогает справиться с финансовыми проблемами, приносит богатство

Фиалка

Оберегает от болезней.

Фикус

Придает стойкость при тревогах, сомнениях, переживаниях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние комнатных растений на здоровье школьника

С данным материалом (Представлен с красочной презентацией) считаю,полезено ознакомиться как педагогам, школьникам, так и родителям.  Цель моего материала, познакомить, вас, уважаемые коллеги...

Влияние комнатных растений на здоровье школьников

Исследовательская работа выполнена  на конкурс исследовательских работ "Воспитываем таланты"....

Исследовательская работа по теме :"Влияние пыли на здоровье школьника"

Воздух и здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.Каков  же воздух наших квартир и школ, и как же он влияет на здоровье человека?...

Информационно-исследовательский проект по теме «Влияние мультфильмов на психику детей »

Актуальность проекта        Пожалуй, нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Я тоже очень люблю смотреть мультфильмы. Но мои родители не разрешают мне...

Влияние комнатных растений на здоровье школьников.

В своей статье я остановлюсь на экологической здоровьесберегающей технологии, которая пока явно недооценена и слабо задействована.Направленность этой технологии - создание природосообразных, экологиче...

Исследовательская работа «Влияние комнатных растений на здоровье школьников»

В исследовательской работе говорится о значении комнатных растений для улучшения здорового климата в классном кабинете,рекомендации по озеленению школьных кабинетов....