Влияние комнатных растений на здоровье школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В своей статье я остановлюсь на экологической здоровьесберегающей технологии, которая пока явно недооценена и слабо задействована.
Направленность этой технологии - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_komnatnyh_rasteniy_na_zdorove_shkolnikov.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние комнатных растений на здоровье школьников.
И.М. Решетникова,
учитель начальных классов
ГКОУ С(К)ОШИ № 2 – VIII вида.
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Состояние здоровья школьников ухудшается по сравнению с прошлыми поколениями учащихся и поэтому вызывает тревогу у всего общества в целом. Такое направление работы как охрана здоровья и внедрение здоровьесберегающих технологий обучения становится важнейшим для школ и всех участников учебно-воспитательного процесса.
Я остановлюсь на экологической здоровьесберегающей технологии, которая пока явно недооценена и слабо задействована.
Направленность этой технологии - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
Работа с комнатными растениями оказывает положительное воздействие на исправление недостатков познавательной деятельности.
Во время занятий у учащихся формируются умения:
- целенаправленно и планомерно наблюдать;
- представлять образ будущего растения;
- опираясь на разновидность комнатного растения;
- ориентироваться на ограниченной площади.
Разумеется, учитель может организовать целенаправленное наблюдение, не подкрепляя его практической работой. В подобных случаях перед учеником обычно ставится задача «внимательно рассмотреть, а потом рассказать». Однако такая ситуация для умственно отсталого школьника имеет более абстрактный характер, и, главное, учителю совсем непросто оценить, насколько хорошо ученик рассмотрел то, что ему задано.
В практической же деятельности с выращиванием и уходом за комнатными растениями проверка качества восприятия осуществляется непосредственно по её результатам и поэтому является объективной и убедительной: не только учителю, но и самому ученику понятно, что если работа не получилась, значит, он недостаточно рассмотрел этапы выполнения работы, детали, расположение, способы и пр.
Таким образом, практика направляет и углубляет процесс восприятия, стимулируя ребёнка рассматривать этапы работы более внимательно и вдумчиво.
Коррекционная роль работы с комнатными растениями связана с развитием моторики, зрительно-моторной координации у детей с нарушением интеллекта. Работа с комнатными растениями предполагает оперирование разнообразными рабочими инструментами (ножницы, секатор, прививочный нож и т.п.), что заставляет школьников подчинять свои движения определённым траекториям, соподчинять действия правой и левой рук, приводить в соответствие работу зрительного анализатора и рук. Качество работы при этом во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при уходе за комнатными растениями.
Практические действия с мелкими предметами (всевозможные дренажи, компоненты почвы, части растений, семена), как известно, обеспечивают ребенку разностороннее развитие: активное сенсорное познание окружающей действительности, активизацию умственной деятельности, развитие произвольности и целенаправленности познавательных процессов в целом, развитие мелкой моторики рук.
Задача обогащения сенсорного опыта, как основного источника знаний об окружающей действительности, остаётся актуальной на протяжении не только младшего, но и среднего школьного возраста. Учителю приходится решать эту задачу на базе многих учебных предметов, поскольку бедный запас жизненных впечатлений у детей с интеллектуальной недостаточностью затрудняет их развитие. Коррекционные занятия с использованием комнатных растений как раз предоставляют для этого большие возможности.
Так, выполняя работы с использованием комнатных растений, школьники учатся:
- анализировать объект, актуализируя при этом и свой прошлый опыт;
- устанавливать логическую последовательность отдельных действий;
- определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения;
- отчитываться о проделанной работе, определять правильность действий и результатов, оценивать качество работы.
В последнее время логопеды, психологи, педагоги, врачи психотерапевты, психиатры отмечают, что поведение многих детей с нарушениями развития характеризуется неуверенностью в себе, робостью. Эти проявления являются следствием заниженной самооценки и низкой мотивацией интеллектуальной и познавательной деятельности.
Все это свидетельствует о необходимости поиска путей, способствующих как коррекции эмоционально-поведенческих расстройств, так и развитию интеллектуальных и творческих способностей, укреплению адаптационных механизмов личности ребёнка.
Коррекционная работа с использованием комнатного цветоводства помогает:
- освободиться от внутреннего эмоционального напряжения;
- учит решать проблемы, возникающие в настоящий момент, то есть «здесь и теперь»;
- адаптации ребенка к окружающему миру.
При проведении занятий обязательным является:
- создание условий для освоения основных цветов, форм, фактур и величин предметов в процессе действий с ними, соотнесение их по этим признакам;
- обучение установлению местоположения предметов в пространстве;
- обучение восприятию воспроизведению сложных форм;
- стимулирование развития зрительного внимания;
- поддержание и развитие интереса к окружающему миру;
- воспитание у детей желания приносить пользу своим трудом
- создание условий для развития предметной деятельности
Уход за комнатными растениями укрепляет здоровье и улучшает самочувствие. Растения и работа с землёй способствуют улучшению социальной, образовательной, психологической и физической адаптации.
Таким образом, совершенствуются тело, разум и дух. Терапия подразумевает различные работы с комнатными растениями, иногда даже продажу выращенных экземпляров. Выращивание растений способствует развитию познавательных навыков и кругозора, улучшает психологическое состояние, способствует социальной адаптации умственно отсталых школьников.
Развитие познавательных навыков. Выращивание комнатных растений дает новые навыки, учит концентрировать внимание, развивает самостоятельность и т.п.
Психическое развитие. Так как растения зависят от людей, то уход за ними воспитывает в нас чувство ответственности. Удачи в работе стимулируют творческие способности и укрепляют чувство собственного достоинства, помогают снять чувство агрессивности, гнева, напряжения и стресса.
Социальная адаптация. Коллективная работа с комнатными растениями помогает научиться находить компромиссы и правильно распределять работу для достижения желаемой цели, усиливает общественные связи и помогает познавать природу.
Физическая абилитация. Работы с комнатными растениями можно рекомендовать для детей, имеющих ограничения движения. Баланс напряжения и расслабления для разума и тела способствует укреплению здоровья воспитанников.
Комнатные растения оказывают огромное положительное влияние на энергетику помещения. Многие растения обладают прекрасной способностью очищать от вредных примесей воздух, повышать содержание в нём кислорода, увлажнять его и заряжать положительными ионами. О пользе комнатных растений пишут многие учёные и практики. Зелёный цвет помогает снять усталость с глаз, расслабиться, соприкоснуться с природой, не выходя из стен учебного заведения.
Цветотерапия. (Хромотерапия)
Зелёный цвет растений, цвет жизни, возрождения и успокоения. Он - связующий, мирный, пассивный, создаёт хорошее настроение. Благотворно влияет на соматически ослабленных детей, при воспалении, ослабленном зрении. Действует успокаивающе на средний мозг, ускоряет формирование и рост клеток, способствует регенерации тканей и образованию мышечных волокон, повышает защитные функции организма, успокаивающе действует на психику детей. Активная работа на этом этапе и созданная положительно-мотивационная атмосфера способствуют возникновению у воспитанников на подсознательном уровне смысловой основы здорового образа жизни, ответственного отношения к себе и своим обязанностям, что обуславливает его поведение в социуме и является профилактикой девиантного поведения.
В процессе выполнения заданий в специально подготовленных условиях у учащихся формируются новые потребности и интересы, которые со временем возрастают, развивая личность. Появляется осознание полезности своей работы, что в свою очередь вызывает положительный эмоциональный фон и побуждает к активной деятельности, а активное отношение ребенка к действительности развивает его любознательность.
Таким образом, занятия комнатным цветоводством дают возможность не только обучать и воспитывать, но и корригировать отклонения интеллектуально-познавательной деятельности учеников. При создании благоприятных условий дети овладевают прочными и глубокими знаниями, приобретают умения практического их применения.
1.Коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через обсуждение задач и ресурсов по озеленению кабинета, школьного коридора и своих спален.
2. Интеграция в общество. Формирование правильного поведения. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости, выдержки, умение выражать свои чувства). Создание ситуации успеха через совместную работу с социальными партнёрами - учащимися ПЛ№ 12 и работниками салона – магазина «Крона»
3.Развитие мелкой моторики через выполнение целеноправленных действий по инструкции педагога: составление почвенных смесей, подбор дренажа.
4.Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда через физическую работу по уходу и выращиванию комнатных растений.
Всероссийский НИИ лекарственных и ароматических растений, лаборатория экспериментальной ботаники и генетики (заведует заслуженный деятель науки РФ доктор фармацевтических наук, профессор Александр Моисеевич Рабинович) на протяжении пяти лет проводили исследования, направленные на изучение влияния комнатных растений, на здоровье школьников.
Во – первых исследования показали, что комнатные растения помогают детям хорошо учиться. В ходе одного исследования ученые сравнили успеваемость и активность детей в двух классах, один из которых был украшен комнатными растениями, а в другом их не было совсем. Лучшие результаты оказались у учеников в "зеленом" классе. Поэтому специалисты советуют родителям, учителям помещать в окружении письменного стола ребенка комнатные растения.
Во - вторых, исследования показали, если в классе высаживать определённые виды растений, то можно существенно снизить уровень заболеваемости.
В коридорах и кабинетах наших школ красуется множество самых различных растений, принесённых в зависимости от своих вкусов и предпочтений, учителями и учащимися, а то и родителями.
Этим, как правило, всё и ограничивается, а напрасно, нужно обязательно знать свойства комнатных растений.
Цель моего выступления, познакомить, вас, уважаемые коллеги, какие комнатные растения приносят пользу и способствуют оздоровлению учащихся, а какие могут принести вред здоровью школьников.
В воздухе школьных помещений по разным причинам накапливаются токсические вещества: их выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, воздух, попадающий с улицы, далеко не всегда бывает чистым и безопасным, электромагнитное излучение, бактерии и высушенный воздух. Они не прибавляют здоровья ни нам, ни нашим детям.
Если рассматривать комнатные растения с этой точки зрения, то самым полезным из них окажется хлорофитум. Это растение известно всем. Хлорофитум поглощает не только токсины, выделяемые синтетическими материалами, но и убивает вредоносные бактерии. Если в помещении есть несколько хлорофитумов, не понадобится устанавливать воздухоочистители, как утверждают ученые, за сутки эти растения поглощают почти все вредные бактерии в помещении. Не зря хлорофитумы никогда не поражаются вредителями.
Комнатные растения увлажняют воздух, а чемпион среди "увлажнителей" - циперус. Это простое и в то же время изящное растение может вписаться в любой интерьер и станет работать как маленький живой кондиционер, производящий чистый влажный воздух.
Если в вашей школе, в вашем кабинете в качестве полового покрытия используется линолеум, то заведите драцену. Это растение очень красиво, но не только… Драцена почти на 70% очищает воздух от бензола, выделяемого линолеумом, а также справляется с попадающими в помещение выхлопными газами.
А небольшое аккуратное растение – пеперомия, способна защищать от простуды и ОРВИ. Воздух в помещении, где находится это растение, должен быть в меру сухим, а само помещение – не слишком ярко освещённым. Этому растению приписывается ещё одно лечебное свойство – оно помогает противостоять депрессиям, излучая положительную энергетику, создавая в коллективе тёплую, благожелательную атмосферу.
Одним из самых полезных растений можно назвать и кактус. Видов кактусов очень много, но особенно полезны кактусы с длинными иглами. Они обладают бактерицидными свойствами, однако у них есть ещё одна важная особенность. Кактусы могут защищать человека от вредного электромагнитного излучения, снижая ионизацию воздуха в помещениях. Именно поэтому кактусы рекомендуется располагать в непосредственной близости от экрана телевизора или компьютера, но при этом растение должно получать достаточно света: ведь кактусы – растения жарких стран.
Гибискус (Китайская роза) способна уменьшить количество болезнетворных микроорганизмов в помещении наполовину. А еще кустик розы поможет избавиться от излишней усталости и раздражительности.
Каланхоэ - симпатичное растение, облегчает душевное состояние школьника. Обладает способностью помогать в его творчестве, рукоделии. Развивает чувство вкуса. Каланхоэ выводит из организма шлаки и токсины, избавляет от хронических заболеваний, связанных с горлом и дыхательными путями. Каланхоэ - скорая помощь, которая всегда под рукой. Этот "домашний доктор" замечательно заживляет раны, служит хорошим противовоспалительным и антисептическим средством.
Сансевиерия («тещин язык») помогает преодолеть лень и отдаться изучению наук, причем ускоряет процесс обучения чему-либо, что делает её полезной для тугодумов и людей с «дырявой памятью». Сансевиерия поможет всегда, когда есть проблемы с обучением.
Сансевиерия бережёт нервы и приспосабливает к любым трудностям, связанным с обучением, помогая выходить из них с высокоподнятой головой
Вялым и сонным людям нефролепис помогает повысить иммунитет.
Для существования этому комнатному растению необходимо много энергии; обитая на телевизоре, он поглощает электромагнитные излучения.
Эвкалипт – Родом этот заокеанский гость в наших помещениях из далекой Австралии. В домашних условиях растут только два вида этого растения: Эвкалипт Ганна и Эвкалипт лимонный.
Иногда пугаются его размеров, но это не страшно – растение можно периодически подстригать, и оно примет удобную форму. Срезанные ветви также не пропадут даром: разложите их в классах и рекреациях, и они ещё долго будут играть свою целебную роль – а она значительна, как показывают результаты исследований. Аромат растения обладает бактерицидными свойствами. Ветки эвкалипта вешают в помещениях санаториев и больниц. В комнату, где находится растение, не залетают мухи, комары. В медицине ценится эвкалиптовое масло как дезинфицирующее средство. Эвкалипт в состоянии бороться даже с вирусами гриппа А и Б.
Мир комнатных растений удивителен и многообразен. Однако следует знать, что две трети наших растений, причем самые оригинальные и экзотические, ядовиты и представляют серьезную опасность для детей. Я очень кратко хотела бы вас с ними ознакомить
Растения с ядовитым соком
Все виды молочайных (молочай прекраснейший, «Рождественская звезда», молочай Миля, кротон); При работе с молочайными необходимо особенно тщательно беречь глаза, так как млечный сок раздражает роговицу и может привести к временной или полной потере зрения.
Вряд ли кто сможет устоять перед необычайно декоративными растениями семейства ароидных: алоказия, диффенбахия, зантедеския (калла), каладиум, монстера, спатифиллум, сциндапсус и т. д.
Эти растения привлекают необычной формой листьев и их броской окраской, при этом многие ароидные очень красиво цветут. Но, к сожалению, ароидные содержат ядовитый сок.
Наиболее опасна из ароидных - диффенбахия.
Семейство Амариллисовые.
Они тоже содержат ядовитый клеточный сок. Из комнатных амариллисовых особенно ядовит кринум Среди слабо ядовитых комнатных представителей семейства могу назвать зефирантес (выскочка), кливию, эухарис (лилия)
Советы по безопасности:
Если млечный сок выступил в месте надреза растения, нужно сразу же тщательно вымыть руки;
Когда вы занимаетесь каким-либо растением, не дотрагивайтесь руками до глаз.
Растения с ядовитыми органами
Очень опасно семейство кутровых (н-р: олеандр, катарантус).
Известно своей ядовитостью семейство пасленовых (паслен ложноперечный, броваллия,).
К слабоядовитым относится семейство аралиевых (например, шеффлера.)
Сильно проявляются токсичные свойства у плюща .
У Плюща ядовиты все части растения. Цветет исключительно редко, в возрасте 10-12 лет, но особенно ядовиты ягоды плюща.
Растения, вызывающие аллергию
Вот некоторые растения, которые опасны для аллергиков:
пеларгонии (семейство гераниевых): примула.
Цикламен
цитрусовые
Очень опасны для здоровья все виды и сорта лилий. Цветущие лилии источают очень сильный аромат, который вызывает головокружения, головные боли, обмороки и аллергию.
Перечисленные комнатные растения в наших классах встречаются, не правда, ли?
Такие прекрасные растения, а вовсе не безопасны. Вещества, содержащиеся в них, могут при контакте вызвать раздражение кожи или даже отравление. Я не хочу сказать, что от ядовитых комнатных растений надо избавиться, нет. Просто нужно быть с ними очень осторожными. Такие комнатные растения желательно ДЕРЖАТЬ подальше от детей, животных и птиц.
Итак, растения, стоящие не на своих местах, могут навредить здоровью учащихся.
Помните, что растения в школе – не только для уюта, но и для здоровья.
Таким образом научный подход к расположению растений в интерьере школы позволит грамотнее подойти к оформлению кабинета, что может способствовать оздоровлению учащихся и созданию комфортной обстановки в учебных помещениях.
Надеюсь, что мои рекомендации помогут правильно подобрать растения для ваших кабинетов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние комнатных растений на здоровье школьника
С данным материалом (Представлен с красочной презентацией) считаю,полезено ознакомиться как педагогам, школьникам, так и родителям. Цель моего материала, познакомить, вас, уважаемые коллеги...
Влияние комнатных растений на здоровье школьников
Исследовательская работа выполнена на конкурс исследовательских работ "Воспитываем таланты"....
Исследовательская работа «Влияние комнатных растений на здоровье школьников»
В исследовательской работе говорится о значении комнатных растений для улучшения здорового климата в классном кабинете,рекомендации по озеленению школьных кабинетов....
Исследовательский проект на тему: «Влияние комнатных растений на здоровье школьников»3 класс
Цель исследования: изучить комнатные растения нашей школы и выявить их влияние на здоровье учеников.Задачи:Из литературных источников выяснить, какое влияние оказывают комнатные растения на здоровье ч...
Презентация "Влияние комнатных растений на здоровье человека"
Работа подготовлена для участие в анучно-практической конференции...