«Реализация проектной деятельности в начальной школе»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта по теме:
«Реализация проектной деятельности в начальной школе»
2022 год
Содержание.
1.Актуальность темы………………………………………………………….3
2.Реализация проектной деятельности в начальной школе
2.1.Из истории метода проектов…………………………………………...4
2.2.Классификация проектов……………………………………………....5
2.3. Этапы работы над проектом……………………………………….….7
2.4. Требования к проектам………………………………………….…….11
2.5. Роль учителя в проектной деятельности детей…………………..12
2.6. Оценивание проектов…………………………………………………12
2.7. Моя практика………………………………………….………… ……..13
2.8.Заключение………………………………………………………….…..14
3.Библиографический список…………………………………………..….16
4. Приложения………………………………………………………………..17
«Начальная школа - это, прежде всего,
творческий труд одного учителя.
Я всегда считал необходимым стать
в какой — то мере ребенком,
иметь доступ в сказочный дворец,
имя которому - Детство.
Только при этом условии дети
не будут смотреть на вас как на человека,
случайно проникшего за ворота их
сказочного мира, как на сторожа,
которому безразлично, что делается
внутри этого мира».
В. А. Сухомлинский
Актуальность темы
Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов образования.
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Одним из способов реализации данного принципа выступает организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированности мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.
Моя методическая тема по самообразованию:
«Реализация проектной деятельности в начальной школе».
Целью моей работы являлось создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках, а также во внеурочной деятельности.
.
Задачи:
- изучить ключевые понятия педагогической технологии (метода проектов, его сущности, этапов его организации)
- изучить условия реализации проектной деятельности (требования, систему оценивания);
- Определить тематику проектов по программе
- Развивать творческие способности обучающихся.
- Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.
- Формировать опыт сотрудничества.
- Воспитывать коммуникативные качества.
- разработать рекомендации по применению учебного проекта.
Методы: изучение опыта, эксперимент, наблюдение, анкетирование, анализирование результатов.
Ожидаемый результат: учащиеся научатся самостоятельно добывать новые знания, у них повысится уровень коммуникативной и информационной компетентности.
Метод проектов как педагогическая технология.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы новых умений.
Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска и анализа информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию у них творческих способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий и исследовательской деятельности в обучении младших школьников.
"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Проектная деятельность способствует освоению детьми новых знаний и отвечает основным требованиям новых образовательных стандартов второго поколения.
Классификация проектов.
Исходя из возрастных особенностей развития младших школьников, были определены следующие типы проектов :
- По доминирующей в проекте деятельности:
творчески-поисковые, ролевые,
ознакомительно-ориентировочные. - Предметно-содержательная область:
межпредметные, монопроекты. - По характеру контактов:
среди детей одного класса, внутришкольные, региональные, межрегиональные. - По количеству участников проекта:
индивидуальные, парные, групповые,
семейные. - По продолжительности проекты бывают:.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2 уроков.
Среднесрочные (недельные) выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает от недели до месяца и целиком проходит при участии руководителя.
Долгосрочные могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Метод проектов органично сочетается и с групповыми методами обучения.
Возможные формы проведения презентаций проектов:
- Семейный праздник.
- Игра-путешествие.
- Праздник.
- Утренник.
- Практикум.
Практическая значимость представленного опыта заключается в том, что в рамках этого опыта разработаны и представлены методические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках программы духовно-нравственного воспитания.
Этапы работы над проектом в начальной школе:
Этапы работы над проектом
- проблема
- проектирование (планирование)
- поиск информации
- продукт
- презентация
- оценивание
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность родителей |
1. Погружение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. | Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей. |
2. Планирование деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. | Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. |
4. Оформление результатов | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. | Наблюдает, советует. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. |
5. Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. |
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности. | Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся. Наблюдает, направляет процесс. | Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: • коллективного обсуждения; • самоанализа. | Консультируют в оформлении отчета. |
Требования к проектам
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:
- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
- Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Роль учителя как руководителя проекта.
При работе над проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом
Работа над проектом стимулирует истинное учение самих учеников, потому что она:
- личностно-ориентирована;
- использует множество дидактических подходов;
- мотивирует обучающихся;
- позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с некоторыми проблемами, затрудняющими достижение намеченных результатов:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Таким ученикам требуется дополнительная помощь в процессе выполнения проекта.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. (Личностные: становление самооценки как результат самоопределения.)
Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавятся от самоуверенности и поймут, что без труда ничего нельзя добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов.
Можно оценивать:
Критерии | Максимальное количество баллов | Самооценка | ||
Эстетичность оформления работы | 2 балла | |||
Грамотность. | 2 балла | |||
Актуальность темы. | 2 балла | |||
Соблюдение структуры учебного проекта. | 2 балла | |||
Доступность. | 2 балла | |||
Наличие научного, познавательного, интересного материала. | 2 балла | |||
Формулирование вывода. | 2 балла | |||
Использование ресурсов сети интернет и печатной литературы. | 2 балла | |||
Итого: | 16 баллов |
«5» - 16-12 б., «4» - 11-8 б., «3» - 7-4 б.
Моя практика.
В своей педагогической практике я часто использую метод проектов для активизации познавательной деятельности обучающихся.
В 1 классе ученики только обучаются делать проекты.
При изучении темы «Алфавит», чтобы обобщить знания об изученных буквах, первоклассникам предлагается сделать индивидуальный проект - выбрать одну букву русского алфавита и рассказать о ней. Проект краткосрочный, он занимает одну-две недели.
Дети работают по определенному плану: сначала вспоминают, какой звук обозначает данная буква на письме, какая она по счету в русском алфавите. Первоклассники собирают стихи, загадки, ребусы со своей буквой. Иногда дети сочиняют рассказы и сказки о выбранной ими букве.
Ученики творчески подходят к выполнению задания.
Важный этап реализации этого проекта – это его презентация. Дети оформляют презентацию о букве на листах А3 или А4.
Иногда дети нестандартно представляют свою букву, используя аппликацию, вышивку, роспись, лепку презентуемой буквы. На заключительном этапе работы над проектом дети рассказывают и показывают свою работу классу.
В результате работы над этим проектом дети обобщают знания о буквах русского алфавита, подбирают занимательный материал о буквах, учатся творчески оформлять свою работу, выступать перед аудиторией, представляя результаты своего труда.
Мы работали над такими проектами, как «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках», , «Мои домашние питомцы» , «Осенний урожай», «Чайный сервиз», «Наш край», « О чём может рассказывать школьная библиотека» « Красная книга», или «Возьмём под защиту», « Математика вокруг нас. Узоры на посуде», « Профессии» и т.д.
В первом классе у моих учеников вознила такая проблема – очень тяжёлые портфели: дети жаловались, что им тяжело носить свои портфели, что болит спина. Чтобы выяснить причины этих явлений, мы стали изучать вопрос «Каким должен быть школьный портфель?» . В ходе эксперимента ребята изучали нормы СанПина, медицинскую литературу, взвешивали портфели, изучали их содержимое. Работа над этим проектом заняла у нас 1,5 месяца. В итоге этого проекта дети стали следить за содержимым своих портфелей, выкладывают лишние предметы и составили рекомендации «Каким должен быть школьный портфель?».
Заключение.
Элементы проектной и исследовательской деятельности мы используем при подготовке внеклассных мероприятий и нестандартных уроков.
В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе.
Чтобы выяснить насколько интереснее стало работать на уроках и во внеурочное время я провела диагностику и выяснила
На конец 1 класса :
- мне нравится работать с проектами: родители – 3 человека – 16%
дети – 8 человек – 44,4%
На начало 2 полугодия 2 класса :
- мне нравится работать с проектами: родители – 5 человек – 27,7%
дети – 12 человек – 66,6%
Я сделала вывод: успешный самостоятельный творческий поиск может являться показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения.
В процессе работы я пришла к выводу, первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:
- дети учатся работать с дополнительной литературой;
- они начинают самостоятельно конструировать свои знания;
- у них развивается критическое и творческое мышление;
- ребята проявляют себя в оформлении окончательного продукта (сообщение);
- получают опыт публичного выступления с собственной работой.
Итогом моей работы стала разработка рекомендаций при работе с проектами для детей и родителей, которые представлены в приложении.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Гаврилин А. М., Организация работы над проектом // Школьная педагогика, № 3, 2007.
- Гилева Е. А., История развития метода проектов в Российской школе // Наука и школа, № 4, 2007.
- Гилева Е. А., Егоров Ю. С., Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования // Школа, № 2, 2001.
- Глоссарий. Статья педагогическое проектирование. [Электронный ресурс]: URL: http://hrm.ru/db/hrm/pedagogicheskoe-proektirovanie/glossary.html
- Громыко Ю. В., Громыко Н. В., Исследование и проектирование в образовании // Школьные технологии, № 2, 2005.
- Конышева Н. М., Проектная деятельность школьников // Начальная школа, № 1, 2006.
- Кравец Т. Н., Телеганова М. В., Спутай С. И., Младшие школьники проводят исследование // Начальное образование, № 2, 2005.
- Орлова Л. А., Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе // Начальная школа, № 3, 2007.
- Основные аспекты проектной деятельности в образовании. Справочные материалы / сост. С. Г. Толкачёва. – Гомель: УО «ГГОИПК», 2007.
- Пахомова Н. Ю., Что такое метод проектов? // Школьные технологии, № 4, 2004.
- Поздеева С. И., Кузнецова Т. В., Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников / Педагогика начального и общего образования // Вестник ТГПУ, Выпуск 2 (92), 2010.
Основные понятия метода проектов.
Деятельность – «специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества». Она включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.
«Прое́кт (от лат. projectus )— брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд).
Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта. Выполнение проекта составляет проектную деятельность».
Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам .
«Метод проектов - это система учебно–познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательных презентаций результатов их работы» .
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта .
Рекомендации для детей и родителей.
«Как работать над проектом»
Как выбрать тему.
Тему выбрать несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой, поэзией, астрономией, историей, спортом, искусством ,музыкой и т.д.)
- Чем, чаще всего я занимаюсь в свободное время?
- По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
- Если что такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего проекта.
Все возможные темы можно условно распределить на три группы:
Фантастические темы о несуществующих фантастических объектах и явлениях
Экспериментальные темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов, и экспериментов.
Теоретические темы по изучению, обобщению, сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
Цель и задачи
Определить цель, значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги.
Гипотеза
Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная, не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов:
- предположим;
- допустим;
- возможно;
- что если.
План работы
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о выбранной теме. Для этого надо определить, какими методами можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Список доступных методов:
- подумать самостоятельно;
- посмотреть книги;
- спросить у других людей;
- познакомиться с кино - и телефильмами;
- обратиться к компьютеру; Интернету;
- понаблюдать;
- провести эксперимент
Подготовка к защите проекта
Собраны все сведения, проведены все наблюдения. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное, рассказать об этом людям.
- Приготовить текст сообщения
- Сделать выводы
- Приготовить рисунки, схемы, макеты.
- Приготовиться к ответам на вопросы
От чего зависит успех
Нужно верить в то, что достигнешь намеченной цели. Стремиться к ней, невзирая на трудности. Верить в себя!
Вопросы–помощники для подготовки к защите проекта в начальной школе
- Как называется ваш проект?
- Назови главный вопрос (проблему) вашего проекта.
- Почему важно ответить на этот вопрос (решить проблему)?
- Зачем вы делаете этот проект?
- Что сделали, чтобы ответить на главный вопрос (решить проблему)?
- Расскажите (расскажи), что у вас получилось ?
- Каково назначение вашего(твоего) проектного изделия?
- Что вам удалось выполнить сразу и почему?
- Что вызвало у вас наибольшее затруднение? Сможешь (сможете ли вы ) ли ты назвать причину?
- Оцени качество выполнения и оформления проекта.
- Что особенно понравилось в работе над проектом?
- Расскажи о своей роли в проекте.
- Доволен ли результатом своей работы?
- Чему ты научился во время участия в данном проекте?
«Оформление проекта»
Требования к содержанию проекта
Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).
Оформление проекта
Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.
1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, должность, место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, где был выполнен проект;
е) год подготовки проекта.
2. Вторая страница – оглавление.
3. С третьей страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.
4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).
«План выступления»
Пункты | Варианты | |
Приветствие | «Добрый день!» «Здравствуйте уважаемые члены жюри, гости и участники конференции» | |
Представление (фамилия, имя, класс, образовательное учреждение) | «Меня зовут …… Я учащийся (щаяся) ___ класса, школы № ___ посёлка Палатка Магаданской области» | |
Название темы | «Представляю вашему вниманию свой проект: .» | |
Актуальность темы | «Эту тему я выбрал (а), потому что….» | |
Кратко о поставленной цели проекта и способах ее достижения | «Цель моего проекта - ………………………… Основные задачи: 1……………………………………………………… 2……………………………………………………… 3………………………………………………………» | |
Кратко о ходе работы над проектом: | «В ходе работы над проектом я: 1. Получил (а) новые знания ….. 2. Создал (а) новые творения в виде: ………………… 4. Определил(а) новые проблемы (задачи):………… | |
Кратко о дальнейших шагах по теме проекта | «Считаю, что данный проект может быть использован: 1………………….. 2………………….. 3…………………… | |
Благодарность за внимание к выступлению | «Спасибо за внимание, я готов (а) ответить на ваши вопросы» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "
Проектная деятельность в начальной школе в настоящее время является актуальной. В работе с младшими школьниками я считаю её альтернативой игровой деятельности. Вместо усвоения ...
« Реализация технологий проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД в рамках ФГОС».
проектные технологии для формирования УУД....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.
Статья о проектной и исследовательской деятельности учащихся начальных классов...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Выступление (текст и презентация) на методическом объединении учителей начальных классов...
Обобщение опыта по теме" Реализация проектной деятельности в начальной школе"
ФГОСы ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, которая в полной мере мотивирует и активизирует учебную деятельность учащихся. И один из методов, который реализует эти задачи, это ме...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Реализация проектной деятельности учащимися начальной школы и их родителями
Опыт участия младших школьников в инновационном образовательном проекте по организации социальной прктики в гимназии...