Доклад «Изучение уровней проявления воспитанности младшего школьника».
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Изучение и соотнесение государственных ориентиров с ценностными ориентирами педагогов, детей и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Изучение уровней проявления воспитанности младшего школьника».
Для того, чтобы выделить совокупность качеств и конкретизировать цели и задачи воспитания применительно к возрасту учащихся и изменившемуся образу их жизни в новых социально- политических условиях, необходимо изучить и соотнести государственные ориентиры с ценностными ориентациями педагогов, детей и их родителей.
Сопряжение государственных ориентиров и ценностных ориентаций педагогов, детей и родителей послужило основой и ориентиром для определения задач воспитания и самовоспитания школьников. В итоге был очерчен круг гражданских и общечеловеческих нравственно- волевых качеств школьников разных возрастов. Они представляют собой единый комплекс и рассматриваются во взаимосвязи. Не может человек, равнодушный к судьбе своего Отечества, быть его радетелем. Безвольный, несамостоятельный, зависимый человек не будет ни деятельным, ни добродетельным.
Особенность личностного возрастного развития заключается в том, что на каждом его этапе присутствуют многие качества, но в разной степени проявляющиеся. Возрастная характеристика и индивидуальная характеристика воспитанности нередко не совпадают. Поэтому, чтобы управлять процессом воспитания, надо иметь возможность отслеживать продвижение школьников в их нравственно- волевом развитии, что требует соответствующих диагностических программ, методик и технологий.
В них должны быть вычленены признаки, «приметы» для такого распознавания. Измерение и фиксация изменений требуют создания эталонов- школ, которым часто приписывается определенный «вес»: например, от минимального (первого) к максимальному (пятому), а каждому «весу»- соответствующая единица измерения (от единицы до пяти).
Но одни цифры сами по себе остаются довольно абстрактными, и оценивающему приходится давать в своем воображении конкретный «вес». В связи с этим была поставлена задача- облегчить учителю изучение воспитанности школьников с помощью дифференцированных описаний и разработать доступную для практического использования диагностическую программу, содержащую «приметы» для распознавания.
Такой «приметой» для распознавания продвижения школьников в нравственно- волевом развитии, проявлении личных качеств принято соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции.
В зависимости от внешней регуляции и внутренней саморегуляции можно выявить разные уровни воспитанности (высокий, средний, низкий), отметить невоспитанность.
Невоспитанность школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявления саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.
Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.
Технологию такого изучения задают соответствующие диагностические программы изучения воспитанности.
В данной программе выделены такие интегративные «базовые»для младших школьников качества, как патриотизм, любознательность, доброта и отзывчивость, трудолюбие и самодисциплина. Для каждого из них раскрыты основные проявления. Например, показателями патриотизма младших школьников можно считать любовь к родной природе, гордость за свою страну, служение своими силами малому Отечеству, заботу о своей школе.
Прописанные в программе качества и показатели их проявления выступают базовым минимумом, ориентиром в воспитании младших школьников. Это не исключает возможности выделения других качеств, которые могут сверх такого необходимого минимума полнее отразить многообразие личностных проявлений, специфику и особенности воспитания в том или ином учебном заведении.
Осуществляя ежедневно в естественных условиях наблюдение и используя другие методы (сочинения, специальные ситуации, тесты и др.), педагог осмысливает накапливаемые данные и фиксирует их, чаще в памяти, а возможно, в специальном «Сводном листе». Наличие в школе компьютеров и специалиста в области их использования позволяет осуществлять это с помощью компьютерной памяти.
Фиксировать результаты изучения можно разными приемами. Чтобы избежать неправильного представления о том, что балльное шкалирование «есть отметка по воспитанности», можно использовать символы: не проявляется, слабо проявляется, проявляется, ярко проявляется, сокращенно- «НП», «С», «П», «Я», хотя возможны и цифровые выражения: высокий уровень(«3»), средний(«2»), низкий(«1»), очень низкий(«0»).
Для учителя средний балл не имеет главного значения, он помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Главное- делать все это надо, подходя к детям с гуманистических позиций, веря в их силы и возможности, стараясь подчеркивать прежде всего достоинства учащихся.
Известно, что основой детерминантного развития субъективных сил личности выступает решение в жизнедеятельности социальных и личностно значимых задач, создание с их помощью объективных возможностей для самовыражения и самореализации. Для этого могут быть выбраны разные методические приемы.
Банк добрых дел и поступков младших школьников.
- Будь патриотом своего Отечества:
- посади цветок или дерево, ухаживай за ним, береги природу на отдыхе, на прогулке, на даче;
- отыщи интересный рассказ из истории Отечества, прочти его и расскажи своим близким или товарищам;
-всегда думай о своей Родине, прославляй ее словами и поступками;
заботься о своей школе, участвуй в делах класса, школы.
- Будь прилежен в учении:
- помни, что от знаний зависят во многом твое нынешнее и будущее самочувствие и жизнь;
- старайся каждый день узнать что-то новое, кроме того, что ты получаешь на уроках;
- познай свои способности и реализуй их;
- помни, что выполнение учебных заданий- путь к успешности в учении.
- Будь трудолюбивым:
- помни, что творческий труд есть главное мерило ценности человека;
- найди полезные дела для себя, своей семьи и друзей и выполняй их с интересом, творчески;
- не жди помощи, попробуй самостоятельно решить задачу, возникшую в труде.
- Будь добр и отзывчив:
- уважай старших;
- проявляй внимание к окружающим тебя людям;
- стремись помогать слабым;
- будь честен в общении со взрослыми и друзьями.
- Будь дисциплинированным:
- развивай силу воли;
- соблюдай нормы и правила поведения в школе, на улице и дома;
- выполняй порученные тебе задания качественно и в срок;
- будь самокритичен и требователен к себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/01/picture-133637-1351787375.jpg)
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младших школьников
Рекомендации классному руководителю...
Доклад на тему: « Экологическое воспитание младших школьников»
Доклад на тему: « Экологическое воспитание младших школьников»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/06/picture-409237-1486382428.jpg)
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья
Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. При осуществлении общих закономерностей каждому...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/10/picture-854267-1681154054.jpg)
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/11/picture-1098691-1557590010.jpg)
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/26/picture-448408-1650988342.jpg)
Доклад Повышение уровня индивидуальных способностей младших школьников посредством проекта «Победи себя» (на примере 2 класса Тумульской СОШ им. В.М.Прокопьева)
Доклад "Повышение уровня индивидуальных способностей младших школьников посредством проекта «Победи себя» (на примере 2 класса Тумульской СОШ им. В.М.Прокопьева) представляе...