Взаимодействие с родителями.
статья
Бесконфликтная работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая деятельность, должна осуществляться в направлениях.
1. Спортивно-оздоровительная работа с детьми.
2. Формирование у школьников и родителей представлений о здоровом образе жизни.
3. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей на уроке и во внеурочной деятельности.
4. Создание комфортной психологической среды в классном коллективе и во взаимоотношениях с родителями.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Остановлюсь на последнем направлении, конкретнее о взаимоотношениях с родителями.
В современной школе важно учитывать социальный заказ родителей, выполнение которого требует новых форм совместной деятельности родителей, педагогического коллектива и обучающихся. Для эффективной совместной работы классному руководителю необходимо доверительное отношение родителей к нему. Учащийся проводит в школе достаточно много времени, и родителю важно знать, что все происходящее с его ребенком в это время находится под контролем профессионала, которому он доверяет. В этом случае уважительное отношение родителей к педагогу отражается и на отношении ребенка к классному руководителю.
Работа по формированию доверия родителей к учителю проходит в два этапа:
* знакомство с классом и родителями;
* постоянная совместная деятельность классного руководителя и родителей.
За основу в работе с родителями необходимо взять несколько принципов:
1. Уважение чувства родительской любви к ребенку.
2. Характеризуя детей, следует предваряющей оценкой выдвигать положительную. Сначала родители должны узнать хорошее о своих детях. Только тогда они с пониманием и заинтересованностью воспримут озабоченность педагога теми негативными чертами характера ребенка, которые мешают ему стать лучше, и будут содействовать в их устранении.
З. Уважение личности родителей, как отца, так и матери, их трудовую деятельность.
Соблюдение данных принципов помогает учителю прийти к лучшему взаимопониманию не только с родителями, но и с учениками. Они любят своих отцов и матерей, и неуважительное отношение к ним больно ранит их душу и отталкивает от педагога. Конечно, не все родители откликаются на стремление классного руководителя к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Ему необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. И здесь важно классному руководителю грамотно организовать бесконфликтное общение всех участников образовательного процесса.
Как бы не хотелось, но конфликты могут происходить потому что это естественное явление в отношениях людей и, конечно же, в любом деле, где требуется совместная работа.
Конфликт - это столкновение разных интересов, при котором могут возникать негативные переживания и появляться неудовольствие, злость и обида.
Основные причины, по которым возникают конфликты между педагогами и родителями:
-необъективная, по мнению родителей, отметка за работу или большой объем домашнего задания;
-нарушение, по мнению педагога, норм общения с ним ученика или родителя;
-отношение педагога к ребенку;
-положение ребенка в коллективе класса;
-отсутствие необходимой, по мнению родителей, обратной связи с учителем.
При выстраивании взаимоотношений с родителями классному руководителю важно учитывать возраст, жизненный опыт и социальный статус родителей. Большую роль играет выбор формы взаимодействия (личная встреча, телефонный разговор, выступление на родительском собрании).
При выстраивании контактов с родителями, классному руководителю важно учитывать психотип личности родителя, особенности характера и стиль общения, чтобы правильно общаться с родителями.
Изначально можно провести анкетирование родителей, далее провести типологию родителей.
По стилю общения Александра Фокина выделяет типологию родителей:
-родитель-вертолёт (хороший организатор, но большой паникер, постоянно хочет все контролировать, поэтому важно его успокаивать, убирать тревожность);
-родитель-танк (знаток, но считает себя экспертом во всем, много спорит и критикует, поэтому ему надо периодически давать возможность выговориться во избежание скандала );
родитель-скорый поезд (уступчивый, но равнодушный, не вмешивается ни в какие дела, все время куда-то спешит, поэтому приходится специально привлекать его внимание);
-родитель-гоночная машина (активист, но хвастун и не умеет проигрывать, считает себя и своего ребенка исключительными, поэтому не стоит его прилюдно критиковать);
-родитель-трехколёсный велосипед (добрая душа, но безответственная и инфантильная, поэтому необходимо воспитывать в нем чувство ответственности).
При взаимодействии с родителями классному руководителю необходимо обязательно учитывать этот фактор.
Но если хоть один человек поведет себя психологически грамотно и не ответит агрессией на словесные выпады, то цепочка обвинений прервётся, и конфликт не состоится.
Практические рекомендации для педагогов по разрешению конфликтов:
Конфликт почти во всех случаях преодолим и всегда связан с необходимостью решения какой-то проблемы.
Лучший способ погасить конфликт – предвидеть его и не дать ему разгореться на предконфликтной стадии.
По советам психологов, если конфликт случился, педагогу необходимо взять на себя инициативу в его разрешении. Период послеконфликтной стадии – время переговоров.
Можно утверждать, что ваша беседа с родителями прошла успешно:
1. если вам удается избежать острых противоречий;
2. если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений;
3. если вы удачно сформулировали проблему, и родители поняли и приняли вашу формулировку;
4.если вы обсудили ваши совместные действия.
Рекомендации и правила поведения с родителями для педагогов:
-установите границы допустимого и правила, регламентирующие отношения с родителями и учениками, всегда сами их соблюдайте и будьте образцом во всем;
-выявляйте подлинные проблемы и информируйте родителей о том, что вас не устраивает, детально объясните, что вам нужно и какой у вас план решения существующей проблемы;
-демонстрируйте свою заинтересованность в разрешении проблемы или конфликта: будьте доброжелательны, тактичны и терпимы;
-позвольте родителям озвучить свою позицию и взгляд на проблемные вопросы, внимательно выслушайте их жалобы и опасения;
-если вы не согласны с позицией родителей, не впадайте в критику и не принижайте их авторитет, а предлагайте другие, альтернативные варианты;
-не отталкивайте родителей, настраивайте себя и родителей на сотрудничество («Давайте подумаем», «Давайте сделаем вместе»), подчёркивайте значимость участия родителей в разрешении возникающих проблем;
-будьте объективны к мнению родителей и готовы к компромиссу, оцените сообща несколько возможных вариантов решения проблемы и выберите наилучший для ребенка;
-щадите самолюбие родителей, всегда отмечайте положительные качества ребенка;
-проявляйте симпатию по отношению к ребенку и вселяйте в родителей веру в его способности;
-подчёркивайте ценность отношений с родителями: «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
В современных условиях мы часто пользуемся чатами, что очень удобно, быстро доходит информация для родителей, но правила общения педагогу нужно соблюдать.
Правила общения в чатах и мессенджерах
-Не выходите за рамки обсуждаемой темы.
-Соблюдайте деловой стиль общения и пишите грамотно.
-Будьте вежливы и тактичны.
-Определите временные рамки для общения.
-Не публикуйте личные данные, не переходите на личности и не обсуждайте личные темы в общем чате.
-Пишите четко и лаконично. Уберите эмоции из чата.
-Следуйте правилам публичной дискуссии (их нужно оговорить заранее).
Таким образом, в конфликтах с родителями классному руководителю важно помнить, что источником их гнева может быть не он, а ситуация. В любой конфликтной ситуации родители рассчитывают на помощь со стороны педагога. Поэтому ему часто необходимо брать на себя функции модератора. Классный руководитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Роль классного руководителя огромна. Он может стать для родителей помощником, советчиком, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Вместе с родителями работа классного руководителя становится легче и конструктивнее.
Желаем всем доброжелательного, безконфликтного общения с родителями. Берегите здоровье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация взаимодействия с родителями учащихся
Как привлечь родителей к жизни класса, сделать их своими соратниками и помощниками....
Работа классных руководителей по формированию Портфолио младшего школьника.Взаимодействие с родителями.
Создание Портфолио младшего школьника - длительная трудоёмкая работа, основная нагрузка которой ложится на классного руководителя.В данной презентации отражена система работы по формированию Пор...
Формы взаимодействия с родителями
Материал для работы с родителями. Предлагаются интересные и необычные формы взаимодействиея с родителями....
Пять принципов взаимодействия с родителями
Забота о счастье детей составляет платформу педагога в решении самых сложных и противоречивых вопросов, в том числе, и конфликтов с родителями. Они разрешаются через призму заботы о ребенке. Концентра...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-13745-1366464232.jpg)
Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"
Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-145802-1354558284.jpg)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
В этой статье мы поговорим об основных вопросах, связанных с привлечением родителей к программе работы, связанной с курсом здорового образа жизни и укреплением здоровья, а также предложим некоторые пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/31/picture-260791-1388464808.jpg)
Доклад на тему «Роль и стратегия деятельности учителя в организации взаимодействия с родителями»
Доклад на тему «Роль и стратегия деятельности учителя в организации взаимодействия с родителями» был написан, так как работа с родителями является одним из направлений работы классного руководителя. О...