Курс «Морянка». Занятие 12 «Северяне – Победе!»
план-конспект урока

Филиппова Анастасия Сергеевна

Курс «Морянка». Занятие 12 «Северяне – Победе!» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moryanka.docx85.53 КБ

Предварительный просмотр:

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Вид занятия: интегрированный.

Тема внеурочного занятия: Курс «Морянка». Занятие 12 «Северяне – Победе!»

Цель занятия: показать значимость вклада жителей Архангельской области в победу в Великой Отечественной войне.

Задачи внеурочного мероприятия:

Образовательные: узнать имена, фамилии наших земляков-героев Великой Отечественной войны; определить вклад детей и подростков нашего северного края в победу в ВОВ; узнать какие памятники героем ВОВ есть в Архангельске.

Развивающие: развивать умение рассуждать, оценивать поступки людей, аргументировать свою точку зрения; развитие внимания и мышления, устной и письменной речи.

Воспитательные: стремиться к воспитанию сознательной любви к родному краю, уважению к историческому прошлому земляков – северян в годы ВОВ; способствовать доброжелательному взаимоотношению учащихся при работе; воспитывать нравственные качества личности и умение оказывать помощь.

Формы педагогической работы, используемые на внеурочном мероприятии: групповая, парная и фронтальная.

Методы работы на внеурочном мероприятии: словесные, наглядные и частично поисковые.

Оборудование: мультимедийный комплекс (персональный компьютер, проектор, мультимедийная доска), рабочая тетрадь, учебник и ручки.

Список литературы:
1. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. Ред. Э.И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2017. – 168 с.

2. Морянка: Рабочая тетрадь для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – 6-е изд., стереотипное. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2017. 37 с.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные:

- проявлять познавательный интерес и инициативу в ходе получения знаний;

- осознавать сущность выполнения работы на уроке;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм;

- самостоятельно определять правила поведения при общении и сотрудничестве с коллективом;

- оценивать результаты собственной деятельности.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель работы, планировать свою деятельность для ее достижения;

- работать самостоятельно и устанавливать рабочие отношения с классом;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- формулировать умения грамотно выражаться на письме.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- формировать умение анализировать и сравнивать полученные знания, делать выводы;

- способствовать умению строить логическую цепь рассуждений;

- находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию;

- отличать новую информацию от неизвестной ранее.

Коммуникативные:

- уметь выражать свои мысли и аргументировать свою позицию;

- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;

- использовать в общении правила вежливости;

- способствовать развитию умения вступать в коллективный диалог;

- строить грамотно речевые высказывания.

Оформление пространства внеурочного мероприятия: стандартное.

Подготовка к внеурочному мероприятию:

  1. Подготовка тех. карты внеурочного занятия №12 «Северяне – Победе!».
  2. Подготовка мультимедийной презентации «Северяне – Победе!».

План внеурочного мероприятия:

№ п.п.

Этапы мероприятия

Содержание этапов мероприятия

Время, мин.

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к работе.

1

2

Сообщение темы и задач мероприятия

2

3

3.1

Основная часть

Физкультминутка

Открытие новых знаний.

18

2

4

Включение нового знания в систему знаний

Выполнение самостоятельной работы в рабочей тетради.

13

5

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Подведение итогов.

4


Технологическая карта внеурочного занятия

Этап

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Ф.

Здравствуйте, ребята!

Начнем занятие с небольшой разминки.

1.«Качания головой»: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Выполнять 30 секунд.

2. Зажмурьте глаза и широко раскройте (повторить 3 раза).

3. Поднесите пальчик к носу и медленно отводите, внимательно смотрите за ним.

4. «Ленивые восьмерки»: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

5. И последнее: сделаем волну левой рукой, затем правой, а теперь одновременно обеими руками.

Молодцы! Поднимите палец вверх, если у вас сегодня хорошее настроение, опустите палец вниз, если не очень хорошее.
Все готовы приступить к работе? Начинаем!

Приветствуют учителя.
Выполняют разминку.

2.

Целеполагание и постановка проблемы

Ф.

Ребята, на доске вы можете увидеть следующие слова: оружие, солдаты, мужество, смерть, танк, победа, мир, страх …
Подумайте и скажите, какая тема объединяет вышеперечисленные слова?

Мы поговорим о Великой Отечественной войне.

Что вам известно о ней?

Когда она началась?

Сколько лет длилась война?

Когда наш народ отмечает День Победы?
Какую годовщину со дня Победы мы будем отмечать в этом год?

Назовите города-герои?

А в вашей семье есть участники ВОВ?
Очень хорошо, что вы знаете и помните об этом.

Ребята, а кто сможет перечислить наших земляков-героев ВОВ? И есть ли они у нас вообще?

Тема нашего урока «Северяне - Победе».

О чем мы можем поговорить на сегодняшнем занятии? Какую цель поставим?

- тема войны

Ответы детей.

- 22 июня 1941 г.

- 4 года

- 9 мая

- 75 лет со дня победы.

- Москва, Севастополь, Киев, Волгоград, Одесса, Мурманск и т.д

Делятся информацией.

- Узнать имена, фамилии наших земляков-героев Великой Отечественной войны.

3.Основная часть внеурочного занятия

3.1.

Физкультминутка

Ф.

Сегодня мы будем работать с учебником. В нем представлено множество удивительных историй о наших героях-земляках.

Открываем страницу 54 и начинаем читать рассказ №1.

О ком мы прочитали?

Война застала Александра в объединенной школе юнг Северного флота на Соловецких островах. Александр стал добиваться отправки на фронт и был зачислен в отряд морской пехоты.

Какой подвиг он совершил?

За этот подвиг А. Г. Торцев 22.02.1943 года удостоен звания Героя Советского Союза

Читаем рассказ № 2.

О каком герое вы прочитали?

Николай Францевич Гастелло 26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолёте ДБ-3Ф вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне на дороге Молодечно— Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков.

Что произошло дальше?

Гастелло был посмертно удостоен звания «Герой Советского Союза» с вручением медали «Золотая звезда» и ордена Ленина

Чтение рассказа №3.

Назовите героя из этой истории?

6 августа 1941 г. самолет с ранеными подбили немецкие самолеты. Он загорелся. Командир сумел посадить машину. Надо было спешить – горели бензопроводы.

Какой подвиг она совершила?

За свой подвиг Лидия Томилова одной из первых женщин-участниц войны получила высшую награду – орден Ленина.

Чтение рассказа №4.

О ком следующая история?

8 мая 1944 года торпедный катер ТК-209, на котором служил Саша Ковалёв, под командованием А. И. Кисова атаковал группу кораблей противника, после чего сам подвергся атаке немецкой авиации, в результате которой осколком снаряда был пробит коллектор двигателя, из которого стала поступать горячая вода, перемешанная с маслом и бензином.

Как поступил Саша Ковалев?

А сейчас мы с вами отдохнем.

Встаем из-за парт и повторяем за мной движения.
«Моль, моль, моль – ядовитая букашка.

Моль, моль, моль – это маленький жучок.

Моль, моль, моль – это злобный таракашка, Который все съедает вдоль и поперек.
Моль, моль, моль - съела папины штанишки. Моль, моль, моль – съела мамино пальто.
Моль, моль, моль – съела плюшевого мишку. Оделась и пошла в кино». Садитесь на места.

Более 120 северян удостоены звания Героя Советского Союза, около 140 тысяч жителей области награждены медалью « За доблестный труд в Великой Отечественной войне1941-1945гг. » , 11 тысяч – медалью « За оборону Советского Заполярья » . 30 жителей области - полные кавалеры ордена Славы.

Что люди делают для сохранения памяти участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла?

Действительно, памятники служат вечной памятью для героев войны.

Какие памятники, посвященные ВОВ, есть в нашем городе? Назовите их?

Сейчас мы посмотрим небольшой видеофрагмент об этих памятниках.

Читают рассказ, остальные следят.

- Мы прочитали о Торцеве Александре.

6 ноября 1941 г. перед отрядом моряков, в котором находился и А.Г. Торцев, была поставлена задача: отбить у врага высоту "Важная", господствующую над окружающей местностью. Александр один неоднократно отражал атаки фашистов из пулемета, несмотря на ранение. Он погиб, но не пропустил врага.

Чтение рассказа.

- Мы прочитали о Николае Францевиче Гастелло.

Выполняют физкультминутку.

- Огнём зенитной артиллерии самолёт Гастелло был подбит.

Капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков.

- История о Лидии Томиловой.

- Лида Томилова взваливала на спину раненых и относила их подальше от опасного места. Из горящего самолета Лида вынесла всех бойцов.

- Эта история о Ковалеве Александре.

-Саша Ковалёв прикрыл пробоину своим телом, получив сильнейшие ожоги. При этом удалось сохранить ход катера, мотор не взорвался и было спасено два экипажа торпедных катеров

Выполнение физкультминутки.

Ответы детей.

- Вечный огонь (стела); памятник «Воинам – северянам, павшим в годы ВОв»; памятник «Жителям военного Архангелька»; памятник «Тюленю»; памятник «Участникам Северных конвоев 1941-1945 г.г»; памятник Н.Г. Кузнецову; памятник Соловецким юнгам и др.

Просмотр видеофрагмента.

4. Включение нового знания в систему знаний

И.

Сейчас вы поработаете самостоятельно в рабочей тетради на странице 24.
Задание: Запишите имена наших земляков-героев Великой Отечественной войны.

Домашнее задание: собрать небольшой материал о родственниках – участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла.

Выполняют задания самостоятельно в тетрадях.

5.Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Ф.

Чем мы занимались на занятии?

Что нового вы узнали сегодня?

Ребята, на занятии вы были внимательны, вежливы и доброжелательны друг к другу. Я надеюсь, что каждый из вас будет чтить память погибших в Вов и помнить о наших героях!

Молодцы! Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КУРСА «МОРЯНКА»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КУРСА «МОРЯНКА»...

Реализация содержательных линий краеведческого курса "Морянка" во внеурочной деятельности в начальной школе.

Любовь к Родине является  внутренним, мировоззренческим стержнем, который   во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.Основная задача изучения родного края – обогащение ду...

Рабочая программа курса "Морянка"

Курс «Морянка» несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся в начальной школе. Знания, формируемые посредств...

Из опыта работы реализации краеведческого курса "Морянка" в начальной школе. Занятие по изобразительному искусству "Людям на потешение, всему свету на удивление"

Возможности использования христоматии "Морянка" в пердметном обучении младших школьников на занятиях изобразительного искусства. В материале представлен конспект занятия и презентация....

Презентация "Северяне -Победе!"

Презентация к уроку литературного чтения  "Вклад северян в дело Победы в Великой Отечественной войне"...

Урок литературного чтения "Северяне- Победе!"

Вклад северян в дело Победы в Великой Отечественной войне....