Курс «Морянка». Занятие 12 «Северяне – Победе!»
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.
Вид занятия: интегрированный.
Тема внеурочного занятия: Курс «Морянка». Занятие 12 «Северяне – Победе!»
Цель занятия: показать значимость вклада жителей Архангельской области в победу в Великой Отечественной войне.
Задачи внеурочного мероприятия:
Образовательные: узнать имена, фамилии наших земляков-героев Великой Отечественной войны; определить вклад детей и подростков нашего северного края в победу в ВОВ; узнать какие памятники героем ВОВ есть в Архангельске.
Развивающие: развивать умение рассуждать, оценивать поступки людей, аргументировать свою точку зрения; развитие внимания и мышления, устной и письменной речи.
Воспитательные: стремиться к воспитанию сознательной любви к родному краю, уважению к историческому прошлому земляков – северян в годы ВОВ; способствовать доброжелательному взаимоотношению учащихся при работе; воспитывать нравственные качества личности и умение оказывать помощь.
Формы педагогической работы, используемые на внеурочном мероприятии: групповая, парная и фронтальная.
Методы работы на внеурочном мероприятии: словесные, наглядные и частично поисковые.
Оборудование: мультимедийный комплекс (персональный компьютер, проектор, мультимедийная доска), рабочая тетрадь, учебник и ручки.
Список литературы:
1. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. Ред. Э.И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2017. – 168 с.
2. Морянка: Рабочая тетрадь для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – 6-е изд., стереотипное. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2017. 37 с.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные:
- проявлять познавательный интерес и инициативу в ходе получения знаний;
- осознавать сущность выполнения работы на уроке;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм;
- самостоятельно определять правила поведения при общении и сотрудничестве с коллективом;
- оценивать результаты собственной деятельности.
Регулятивные:
- определять и формулировать цель работы, планировать свою деятельность для ее достижения;
- работать самостоятельно и устанавливать рабочие отношения с классом;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- формулировать умения грамотно выражаться на письме.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- формировать умение анализировать и сравнивать полученные знания, делать выводы;
- способствовать умению строить логическую цепь рассуждений;
- находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию;
- отличать новую информацию от неизвестной ранее.
Коммуникативные:
- уметь выражать свои мысли и аргументировать свою позицию;
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
- использовать в общении правила вежливости;
- способствовать развитию умения вступать в коллективный диалог;
- строить грамотно речевые высказывания.
Оформление пространства внеурочного мероприятия: стандартное.
Подготовка к внеурочному мероприятию:
- Подготовка тех. карты внеурочного занятия №12 «Северяне – Победе!».
- Подготовка мультимедийной презентации «Северяне – Победе!».
План внеурочного мероприятия:
№ п.п. | Этапы мероприятия | Содержание этапов мероприятия | Время, мин. |
1 | Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к работе. | 1 |
2 | Сообщение темы и задач мероприятия | 2 | |
3 3.1 | Основная часть Физкультминутка | Открытие новых знаний. | 18 2 |
4 | Включение нового знания в систему знаний | Выполнение самостоятельной работы в рабочей тетради. | 13 |
5 | Подведение итогов занятия. Рефлексия. | Подведение итогов. | 4 |
Технологическая карта внеурочного занятия
Этап | Формы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | Ф. | Здравствуйте, ребята! Начнем занятие с небольшой разминки. 1.«Качания головой»: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Выполнять 30 секунд. 2. Зажмурьте глаза и широко раскройте (повторить 3 раза). 3. Поднесите пальчик к носу и медленно отводите, внимательно смотрите за ним. 4. «Ленивые восьмерки»: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками. 5. И последнее: сделаем волну левой рукой, затем правой, а теперь одновременно обеими руками. Молодцы! Поднимите палец вверх, если у вас сегодня хорошее настроение, опустите палец вниз, если не очень хорошее. | Приветствуют учителя. | |
2. Целеполагание и постановка проблемы | Ф. | Ребята, на доске вы можете увидеть следующие слова: оружие, солдаты, мужество, смерть, танк, победа, мир, страх … Мы поговорим о Великой Отечественной войне. Что вам известно о ней? Когда она началась? Сколько лет длилась война? Когда наш народ отмечает День Победы? Назовите города-герои? А в вашей семье есть участники ВОВ? Ребята, а кто сможет перечислить наших земляков-героев ВОВ? И есть ли они у нас вообще? Тема нашего урока «Северяне - Победе». О чем мы можем поговорить на сегодняшнем занятии? Какую цель поставим? | - тема войны Ответы детей. - 22 июня 1941 г. - 4 года - 9 мая - 75 лет со дня победы. - Москва, Севастополь, Киев, Волгоград, Одесса, Мурманск и т.д Делятся информацией. - Узнать имена, фамилии наших земляков-героев Великой Отечественной войны. | |
3.Основная часть внеурочного занятия 3.1. Физкультминутка | Ф. | Сегодня мы будем работать с учебником. В нем представлено множество удивительных историй о наших героях-земляках. Открываем страницу 54 и начинаем читать рассказ №1. О ком мы прочитали? Война застала Александра в объединенной школе юнг Северного флота на Соловецких островах. Александр стал добиваться отправки на фронт и был зачислен в отряд морской пехоты. Какой подвиг он совершил? За этот подвиг А. Г. Торцев 22.02.1943 года удостоен звания Героя Советского Союза Читаем рассказ № 2. О каком герое вы прочитали? Николай Францевич Гастелло 26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолёте ДБ-3Ф вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне на дороге Молодечно— Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Что произошло дальше? Гастелло был посмертно удостоен звания «Герой Советского Союза» с вручением медали «Золотая звезда» и ордена Ленина Чтение рассказа №3. Назовите героя из этой истории? 6 августа 1941 г. самолет с ранеными подбили немецкие самолеты. Он загорелся. Командир сумел посадить машину. Надо было спешить – горели бензопроводы. Какой подвиг она совершила? За свой подвиг Лидия Томилова одной из первых женщин-участниц войны получила высшую награду – орден Ленина. Чтение рассказа №4. О ком следующая история? 8 мая 1944 года торпедный катер ТК-209, на котором служил Саша Ковалёв, под командованием А. И. Кисова атаковал группу кораблей противника, после чего сам подвергся атаке немецкой авиации, в результате которой осколком снаряда был пробит коллектор двигателя, из которого стала поступать горячая вода, перемешанная с маслом и бензином. Как поступил Саша Ковалев? А сейчас мы с вами отдохнем. Встаем из-за парт и повторяем за мной движения. Моль, моль, моль – это маленький жучок. Моль, моль, моль – это злобный таракашка, Который все съедает вдоль и поперек. Более 120 северян удостоены звания Героя Советского Союза, около 140 тысяч жителей области награждены медалью « За доблестный труд в Великой Отечественной войне1941-1945гг. » , 11 тысяч – медалью « За оборону Советского Заполярья » . 30 жителей области - полные кавалеры ордена Славы. Что люди делают для сохранения памяти участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла? Действительно, памятники служат вечной памятью для героев войны. Какие памятники, посвященные ВОВ, есть в нашем городе? Назовите их? Сейчас мы посмотрим небольшой видеофрагмент об этих памятниках. | Читают рассказ, остальные следят. - Мы прочитали о Торцеве Александре. 6 ноября 1941 г. перед отрядом моряков, в котором находился и А.Г. Торцев, была поставлена задача: отбить у врага высоту "Важная", господствующую над окружающей местностью. Александр один неоднократно отражал атаки фашистов из пулемета, несмотря на ранение. Он погиб, но не пропустил врага. Чтение рассказа. - Мы прочитали о Николае Францевиче Гастелло. Выполняют физкультминутку. - Огнём зенитной артиллерии самолёт Гастелло был подбит. Капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. - История о Лидии Томиловой. - Лида Томилова взваливала на спину раненых и относила их подальше от опасного места. Из горящего самолета Лида вынесла всех бойцов. - Эта история о Ковалеве Александре. -Саша Ковалёв прикрыл пробоину своим телом, получив сильнейшие ожоги. При этом удалось сохранить ход катера, мотор не взорвался и было спасено два экипажа торпедных катеров Выполнение физкультминутки. Ответы детей. - Вечный огонь (стела); памятник «Воинам – северянам, павшим в годы ВОв»; памятник «Жителям военного Архангелька»; памятник «Тюленю»; памятник «Участникам Северных конвоев 1941-1945 г.г»; памятник Н.Г. Кузнецову; памятник Соловецким юнгам и др. Просмотр видеофрагмента. | |
4. Включение нового знания в систему знаний | И. | Сейчас вы поработаете самостоятельно в рабочей тетради на странице 24. Домашнее задание: собрать небольшой материал о родственниках – участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла. | Выполняют задания самостоятельно в тетрадях. | |
5.Подведение итогов занятия. Рефлексия. | Ф. | Чем мы занимались на занятии? Что нового вы узнали сегодня? Ребята, на занятии вы были внимательны, вежливы и доброжелательны друг к другу. Я надеюсь, что каждый из вас будет чтить память погибших в Вов и помнить о наших героях! Молодцы! Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по краеведческому курсу "Морянка"
Тема : "В глубь веков" 4 класс...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КУРСА «МОРЯНКА»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КУРСА «МОРЯНКА»...
Реализация содержательных линий краеведческого курса "Морянка" во внеурочной деятельности в начальной школе.
Любовь к Родине является внутренним, мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.Основная задача изучения родного края – обогащение ду...
Рабочая программа курса "Морянка"
Курс «Морянка» несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся в начальной школе. Знания, формируемые посредств...
Из опыта работы реализации краеведческого курса "Морянка" в начальной школе. Занятие по изобразительному искусству "Людям на потешение, всему свету на удивление"
Возможности использования христоматии "Морянка" в пердметном обучении младших школьников на занятиях изобразительного искусства. В материале представлен конспект занятия и презентация....
Презентация "Северяне -Победе!"
Презентация к уроку литературного чтения "Вклад северян в дело Победы в Великой Отечественной войне"...
Урок литературного чтения "Северяне- Победе!"
Вклад северян в дело Победы в Великой Отечественной войне....