«КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИГОТОВЛЕНИИ УРОКОВ?»
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Потапова Елена Семеновна

 Безусловный долг родителей состоит в том, что бы наладить процесс приготовления домашних заданий. Сюда входит и организация домашнего места, и уточнение распорядка дня, c тем, чтобы выделить определенное время на приготовление уроков. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто и аккуратно. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. В данной памятке представлены советы родителям, чтобы ребенок научился самостоятельности при приготовлении и выполнению домашних заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Потапова Елена Семеновна,

учитель начальных классов

МБОУ «Адычинская СОШ им. В.С. Чирикова»,

Отличник образования РС(Я),

п. Бетенкес, Верхоянский район,

Республика Саха (Якутия)

«КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИГОТОВЛЕНИИ УРОКОВ?»

Родители, которые практически сразу предоставляют полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые оказывают детям чрезмерную опеку. Одни взрослые сразу заявляют ребенку: “Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!”. Другие ласково спрашивают: “Ну, что там сегодня задано? ” - раскрывают учебники и тетради. В первом случае возникает обида на равнодушие родных и таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором - формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий. Безусловный долг родителей состоит в том, что бы наладить процесс приготовления домашних заданий. Сюда входит и организация домашнего места, и уточнение распорядка дня, c тем, чтобы выделить определенное время на приготовление уроков. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто и аккуратно. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.

Неправы те родители, которые заставляют переписывать домашние задания по 10 раз. Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Рывки же не приносят положительного результата. Сегодня ребенок со слезами на глазах перепишет работу 10 раз, а завтра выполнит задание небрежно, так как родители были заняты и не проверили качество работы. После этого ребенок может учитывать занятость и настроение родителей, а собственной ответственности у него так и не сформируется. Большое волнение испытывает первоклассник, когда ему начинают ставить оценки. Приятно, когда это высокие оценки. Но нельзя допустить, чтобы ребенок на этом основании почувствовал свое превосходство над другими, чтобы хвастался оценками, дружил только с теми, кто хорошо учится. Если оценки на первое время не очень высоки, нужно разобраться в причинах положения таких дел.

Медлительность, невнимательность и неаккуратность являются частыми причинами первых неудач ребенка. Часто у детей возникают трудности с выполнением письменных работ. Последовательные, доброжелательные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп деятельности, усилить внимание, улучшить почерк, память. Обязательно должно быть отмечено старание ребенка и высказана уверенность, что учеба скоро наладится. В тех случаях, когда ребенок испытывает стабильные трудности, достаточны в течение длительного времени и советы учителя, которые помогают улучшить положение.

А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при совместном приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий.

Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться впереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

Приступить к выполнению домашнего задания лучше всего через час-полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Речь идет о ребенке не посещаемом группу продленного дня. Дети, посещающие ее, выполняют домашние задания там.

Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола пока не приготовит все уроки. Это неверно. Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут. Можно делать перерывы по 5 минут.

Не заставляйте ребенка переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить ее и поправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

Но вот ребенок сел за стол, достал тетрадь. Мама или папа должны находится возле него. Надо следить, чтобы он не отвлекался, не начинал посреди работы что-то рисовать на случайно подвернувшейся бумажке. Он должен сразу привыкать к работе, не отвлекаясь. Иногда ребенку нужно напоминать, чтобы он не рисовал на полях.

Постепенно нужно снижать степень контроля: сидеть рядом с ребенком не в течение всего времени выполнения им домашнего задания, а только первые несколько минут, пока он достанет все, что нужно, из портфеля. Потом можно подойти к нему еще несколько раз. Не стоит делать трагедии из “ тройки ”, не надо слишком восторгаться “пятерками”. Ребенок ходит в школу не за пятерками, а за знаниями. Только в них смысл и цель учения.

  • Памятка контроля по школьным предметам

1.      Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.

2.      Математика. Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей, покажите, как это сделать. На примере аналогичной задачи.

3.      Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно – и по ролям.

4.      Русский язык. При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.

5.      Окружающий мир (не только по книге). Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты.

  

  • Памятка контроля по выполнению домашних заданий

Контролируя  выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение  к  личности своего ребенка.

1.      Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

2.      Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.

3.      Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

4.      Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую дружбу.

5.      Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

6.      Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

7.      Учите его детальному изучению содержания материалов, правил и инструкций.

8.      Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.

9.      Хвалите ребенка за своевременное и качественно выполненное домашнее задание.

10.  Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.

11.  Для того чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

12.  Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

13.  Покупайте ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

14.  Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»...

Памятка «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

Памятка   «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»...

Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков.

Памятка. Как приучить к самостоятельности в приготовлении уроков....

Памятка для родителей. «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?» ...