Статья на тему "Портрет выпускника начальной школы"
статья (4 класс)
Материал, который будет полезен учителям предметникам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret_vypusknika_nachalnyh_klassov.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Портрет выпускника начальной школы.
В соответствии с ФГОС НОО на ступени начального общего образования решаются следующие задачи: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе); духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир ¬
Владеющий основами умения учиться ¬
Любящий родной край и свою страну ¬
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества ¬
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой ¬
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, ¬
Умеющий высказать свое мнение ¬
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. ¬
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным. В «портрете выпускника начальной школы» представлены личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) и метапредметные умения детей (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
В графе «Компоненты» отражаются основные компетенции выпускника начальной школы или внешние проявления его личностных и познавательных характеристик. В графе «Критерии» указаны те психологические качества, благодаря которым данные характеристики могут быть выявлены. В графе «Диагностики» указаны вариативные диагностические методики, которые помогут педагогам и психологам образования исследовать указанные качества.
Портрет выпускника начальной школы
(базовый уровень) У У Д | Виды УУД | Компоненты | Критерии | Диагностика | |||||
Л и ч н о с т г н ы е у м е н и я | Самоопределение | Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Любящий родной край и свою страну | Я-концепция (самосознание, самооценка)∙ Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов∙ | 1. «Карта наблюдений за особенностями личностного развития учащихся» (О.Ю. Дедова) 2. Методика «Кто Я?» (Модификация методики М.Куна) 3. Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой) 4. Методика «Ты гражданином быть обязан» | |||||
Смыслообразование | Любознательный, интересующийся, активно познающий мир | Адекватная мотивация учебной деятельности (познавательная и учебная)∙ Внутренняя позиция школьника (самостоятельность и ответственность в УД)∙ Эстетические потребности, ценности и чувства∙ | 1. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой) 2. Опросник мотивации (адаптир Н.Б.Бадмаевой) 3.Рефлексивная самооценка учебной деятельности (под ред. А.Г.Асмолова) | ||||||
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих | Наличие ценностного отношения к здоровому и безопасному образу жизни∙ Соблюдение гигиенических норм и правил∙ | Опросники и анкеты по здоровьесбережению для учащихся и их родителей | |||||||
Нравственно-этическая ориентация | Уважающий и принимающий ценности семьи и общества | Сформированность нравственно-этических представлений и суждений∙ Положительное эмоционально-ценностное отношение к общечеловеческим ценностям, моральным нормам∙ Эстетические потребности, ценности и чувства∙ | 1.Диагностика нравственной самооценки (А.И. Шемшурина); 2. Диагностика отношения к жизненным ценностям (А.И. Шемшурина); 3.. Диагностика этики поведения (А.И. Шемшурина) 4.Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада для выпускников начальной школы.
Данные задания по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, математике рекомендуется дать учащимся в апреле, чтобы у учителя было время для корректировки учебного процесса и ликвида...
портфолио выпускника начальной школы
уважаемые родители! очень актуальным вопросом в наше время становится портфолио выпускника начальной школы. предлагаю Вам версию, опубликованную на детском портале "солнышко"....
Комбинированные тесты для выпускников начальной школы в рамках стандартов второго поколения.
Тест состоит из двух частей. Первая часть представляет собой рассказ и является основой для создания тестовых вопросов. Данные тексты дадут возможность пополнить запас знаний учащихся, рас...
Статья для родителей выпускников начальной школы.
В статье представлены расссуждения учителя о следующем этапе в жизни бывших учеников начальной школы, о сложном подростковом периоде....
Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе
Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе...
Статья "Выпускник начальной школы. Какой он?. Рекомендации для родителей"-
Коментарии к слайдам...
Статья "Портрет выпускника начальной школы"
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя....