Специальная индивидуальная программа развития обучающейся
рабочая программа (3 класс)
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающейся с нарушениями развития (вариант 2) и составлена на основе Адаптированной основной образовательной программы (вариант 1). Программа нацелена на образование детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР), проживающей в домашних условиях с учетом её особых образовательных потребностей, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие девочки не позволяет освоить АООП (вариант 1).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оглавление
- Пояснительная записка………………………………………………………………3-4 стр
- Индивидуальные сведения о ребёнке…………………………………………………5 стр
- Психолого-педагогическая характеристика ребёнка………………………………….6стр
- Индивидуальный учебный план……………………………………………………….7 стр
- Расписание непосредственно образовательной деятельности………………………8 стр
- Содержание образовательной деятельности…………………………....................9-18 стр
- Средства мониторинга и оценки динамики обучения…………………………...19-20стр
- Программа сотрудничества с семьей………………………………………………..21 стр
- Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов………22стр
Приложение №1: Заявление родителей (законных представителей)
Приложение №2: Справка МСЭ
Приложение №3: Заключения РПМПК
Приложение №4: Календарно-тематическое планирование.
- Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающейся с нарушениями развития (вариант 2) и составлена на основе Адаптированной основной образовательной программы (вариант 1). Программа нацелена на образование детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР), проживающей в домашних условиях с учетом её особых образовательных потребностей, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие девочки не позволяет освоить АООП (вариант 1).
СИПР разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» 273-ФЗ от 29.12.2012 г;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. N 1598;
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014
- Ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации», а порядок их обеспечения установлен приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», который вступил в силу 1 января 2016 года.
- Приказ МО и Н РФ от 09.11.2015 г №1309
- Приказ МО и Н РФ от 02.09.2013 г. № 1035
- Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
- Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 N 240-V "Об образовании в Республике Бурятия"
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Устав МБОУ «Барагханская средняя общеобразовательная школа» от 21 декабря 2015 г
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального общего образования МБОУ «Барагханская средняя общеобразовательная школа»
- Положение об индивидуальном обучении детей на дому в МБОУ «Барагханская средняя общеобразовательная школа».
Целью реализации программы является обретение обучающейся таких жизненных компетенций, которые позволяют ей достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают её включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.
Приоритетными задачами коррекционной работы являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами игровой деятельности;
- воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;
- расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями; воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;
- воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.
- формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.
- Индивидуальные сведения о ребёнке.
3. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка.
- Индивидуальный учебный план.
Пояснительная записка
к учебному плану специальной индивидуальной программы развития
обучающейся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП.
Учебный план разработан на основе:
Примерный учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП, включает две части:
I – обязательная часть, включает:
шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем.
II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
коррекционные курсы, проводимые различными специалистами; внеурочные мероприятия.
Индивидуальный учебный план составлен с учетом психофизического состояния девочки. Специалисты РПМПК рекомендовали следующие приоритетные образовательные области для разработки СИПР: «Математические представления», «Окружающий мир»; Коррекционные курсы для разработки СИПР: «Сенсорное развитие», «Альтернативная коммуникация».
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок - индивидуальную работу с обучающейся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 35 мин, отдых между занятиями – 15 минут. Урок может быть сокращен из-за обострения тревожного состояния ребенка.
В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа).
Срок освоения АООП (вариант 2) обучающимися с умственной отсталостью составляет 13 лет. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Обучение проходит в одну смену. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, колеблется в зависимости от количества учебных 5 дней. Продолжительность учебного года составляет 34 недели для обучающихся 2 и последующих классов. Перевод обучающейся в следующий класс (ступень) осуществляется по возрасту.
Программа рассчитана на один учебный год.
Объём недельной нагрузки обучающейся индивидуально – 10 часов.
Предметные области | Предмет | Количество часов в неделю |
Математика | Математические представления | 2ч |
Окружающий мир | Окружающий природный мир Окружающий социальный мир | 2ч 2ч |
Коррекционные курсы | Сенсорное развитие | 2ч |
Альтернативная коммуникация | 2ч | |
Всего часов: | 10ч |
- Расписание непосредственно образовательной деятельности.
День недели | Предмет | Время |
Понедельник | Математические представления Альтернативная коммуникация | 15.00 - 15.35 10.00 – 10.35 |
Вторник | Окружающий природный мир Сенсорное развитие | 15.00 - 15.35 15.50 - 16. 25 |
Среда | Окружающий социальный мир Математические представления | 15.00 - 15.35 15.50 - 16. 25 |
Четверг | Альтернативная коммуникация Окружающий природный мир | 10.00 – 10.35 15.00 - 15.35 |
Пятница | Окружающий социальный мир Сенсорное развитие | 15.00 - 15.35 15.50 - 16. 25 |
6. Содержание образовательной деятельности.
6.1. Предмет: Математические представления
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и тому подобное.
Цель обучения — формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
- сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;
- сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Содержание предмета
Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях, знакомство с цифрами, овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.
Программа предполагает работу по следующим разделам:
«Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами.
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Представление о форме
Рисование геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, кривая и прямая линии).
Пространственные представления
Пространственные представления (верх, низ, впереди, сзади, вправо, влево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Планируемые результаты освоения программы
Ученица должна знать:
- понятия о величине: большой - маленький, длинный - короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, больше – меньше, одинаковые, выше – ниже;
- пространственные представления: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, дальше – ближе, вверху – внизу, выше ниже, посередине, справа – слева, впереди – позади, вперёд – назад;
- геометрический материал (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Ученица должна уметь:
- отбирать по образцу и по названию геометрические фигуры в играх и упражнениях.
Ученица должна иметь представления и уметь:
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
• Уметь различать и сравнивать предметы по форме, величине.
• Уметь ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
• Уметь соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
• Уметь пересчитывать предметы в доступных пределах.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
• Уметь различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, соотносить время с началом и концом деятельности.
6.2. Предмет: Окружающий природный мир
Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
- формировать представления об объектах и явлениях неживой природы,
- формировать временные представления,
- формировать представления о растительном и животном мире.
Программа построена на основе содержания следующих разделов: «Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде», «Растительный мир», «Животный мир», «Объекты неживой природы», «Временные представления».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь). Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные/несъедобные грибы).
Содержание учебного предмета
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.
Приветствие (вытянуть и согнуть руки). Прощание (пальцы в стороны). Привлечение внимания учащегося к предметам в классе. Выполнение простых подражательных движений за учителем «Делай вместе» (движения рук, кистей). «Утки», «Лапки», «Молоток». Катание, бросание шариков в определенном направлении. Перекладывание предметов из одной коробки в другую.
Растительный мир.
Узнавание растений (дерево, куст, трава). Узнавание деревьев (дуб, клён, ель).
Узнавание фруктов (яблоко, банан, апельсин, груша) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Узнавание овощей (лук, картофель, морковь) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание грибов (белый гриб, мухомор, лисичка) по внешнему виду. Различение съедобных и несъедобных грибов.
Животный мир.
Узнавание домашних животных (корова, свинья, лошадь, кот, собака). Узнавание детенышей домашних животных (котенок, щенок). Узнавание диких животных (лиса, заяц, волк, медведь). Узнавание детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок). Узнавание домашних птиц (курица (петух), утка). Узнавание детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок).
Объекты неживой природы.
Солнце. Узнавание Солнца в природе и на картинках. Луна. Узнавание Луны. Лес. Узнавание леса. Вода. Знакомство со свойствами воды. Узнавание воды. Игры с водой. Узнавание реки Огонь. Узнавание огня. Знакомство со свойствами огня. Правила обращения с огнем.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Различение выходных и рабочих дней. Представление о годе как о последовательности сезонов. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений с временами года.
Ожидаемые личностные результаты
Наличие:
-понимания эмоционального состояния других людей;
- понимания языка эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.)
Возможные предметные результаты
Наличие:
-интереса к живой и неживой природе;
-элементарных представлений о течении времени: умение различать части суток, смена событий дня.
Требования к уровню подготовки по предмету «Окружающий природный мир»
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы; иметь представления об объектах неживой природы (солнце, земля, луна); иметь представления о временах года, характерных признаках времён года; уметь учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: проявлять интерес к объектам живой природы; иметь представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.).
3) Элементарные представления о течении времени: уметь различать части суток; иметь представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, времён года.
6.3. Предмет: Окружающий социальный мир
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ОВЗ испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим цель учебного предмета: формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
- ознакомить с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формировать представления о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Мое село», «Транспорт».
Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д. Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе, в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.)
Содержание предмета:
Школа.
Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, в школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.
Квартира, дом, двор.
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов (одноэтажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Представление об убранстве дома. Представление о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). Умение
вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д. Представления о применении различных материалов.
Транспорт.
Представление о наземном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Представление о воздушном транспорте. Представление о водном транспорте. Представление о космическом транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте.
Село
Представление о селе, районе, улицах, зданиях родного села, района. Ориентация в селе, районе: умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места. Представление о профессиях людей, работающих организациях села. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил поведения на улице.
Возможные результаты образования данной категории обучающихся:
1) Представления о мире, созданном руками человека
- Иметь представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
- Уметь соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной
жизнедеятельности.
2) Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
- Иметь представления о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
- Иметь представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли.
- Уметь определять круг своих социальных ролей, уметь вести себя в конкретной ситуации соответственно роли.
3) Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
- Уметь соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной
деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
4) Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное).
- Уметь находить друзей на основе личностных симпатий.
- Уметь строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать.
- Уметь взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности.
- Уметь организовывать свободное время с учетом своих интересов.
5) Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.
- Принимать участие в праздничных мероприятиях, получать положительные впечатления от взаимодействия в процессе совместной деятельности.
- Использовать простейшие эстетические ориентиры/эталоны в быту, дома и в школе.
- Уметь соблюдать традиции государственных, семейных, школьных праздников.
6) Представления об обязанностях и правах ребенка.
- Иметь представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на
неприкосновенность личности и достоинства и др.
- Иметь представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, гражданина.
7) Формирование представления о России.
- Иметь представления о государственной символике.
- Иметь представления о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Контрольные параметры оценки достижений
Квартира, дом, двор
- Называть части дома, различать типы домов, помещения квартиры.
- Различать предметы мебели.
- Уметь сервировать стол.
- Различать предметы посуды, предназначенные для приготовления пищи.
- Различать электроприборы (телевизор, видеоплеер, магнитофон, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен).
- Различать электронные устройства (телефон, компьютер, планшет).
- Знать как вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).
Школа
- Знать распорядок школьного дня.
- Различать профессии людей, работающих в школе, школьные принадлежности.
- Знать одноклассников.
- Знать правила учебного поведения.
- Уметь общаться с взрослыми.
- Уметь вести себя дома, на улице, в общественных местах.
Предметы и материалы, изготовленные человеком
- Иметь представления о свойствах бумаги, стекла, резины, металла, ткани, керамики, пластмассы, об их применении.
Город
- Уметь ориентироваться в родном городе.
- Иметь представления о профессиях людей, работающих в городских учреждениях.
- Знать правила поведения в общественных местах, на улице.
Транспорт
- Различать наземный, воздушный, водный и космический транспорт.
- Знать правила дорожного движения.
- Знать профессии людей, работающих на транспорте.
- Знать правила поведения в общественном транспорте.
- Знать специальный транспорт, профессии людей, работающих на специальном транспорте.
Страна
- Иметь представления о государственной символике РФ.
- Знать права и обязанности гражданина России
- Иметь представления о значимых исторических событиях России.
- Иметь представления о выдающихся людях России.
- Иметь представления о странах мира, о выдающихся людях мира.
Традиции и обычаи
- Иметь представления о национальных атрибутах, традициях, праздниках.
6.4. Предмет: Сенсорное развитие
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).
Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное(вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).
Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
6.5. Предмет «Альтернативная коммуникация»
У ребенка с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребёнка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения (мимика, жест, графическое изображение) могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае её отсутствия.
Коррекционный курс включает следующие разделы:
1.Коммуникация:
1.1.Коммуникация с использованием вербальных средств
1.2.Коммуникация с использованием невербальных средств
2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:
2.1. Импрессивная речь
2.2. Экспрессивная речь
- Коммуникация с использованием вербальных средств:
- Установление зрительного контакта с собеседником
- Реагирование на собственное имя.
- Приветствие собеседника звуком (словом).
- Привлечение к себе внимания звуком (словом).
- Выражение своих желаний звуком (словом).
- Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).
- Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).
- Выражение благодарности звуком (словом).
- Прощание с собеседником звуком (словом).
- Коммуникация с использованием невербальных средств:
- Указание жестом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
- Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста.
- Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
2.1. Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):
- Реагирование на собственное имя.
- Понимание слов, обозначающих предмет, обобщающие понятия (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
- Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
- Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
- Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
- Понимание слов, обозначающих времена года
- Понимание слов, обозначающих строение человеческого организма (рука, нога, спина, шея, щека и т.д.)
- Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
- Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
- Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
- Понимание простых предложений.
- Понимание содержания простого текста
- Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения)
- Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
- Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
- Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.)
- Называние собственного имени.
- Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
- Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов природного и неприродного мира (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы, времена года, органы человеческого организма и др.).
- Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
- Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
- Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
- Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.
- Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.
- Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Обучение ребенка с интеллектуальными нарушениями в развитии по варианту 2 не предполагает использования оценочной системы. Перевод обучающейся в следующий класс (ступень) осуществляется по возрасту.
При оценке необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка, например:
- «выполняет действие самостоятельно» (с),
- «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной)(и),
- «выполняет действие по образцу» (о),
- «выполняет действие с частичной физической помощью»(п),
- «выполняет действие со значительной физической помощью»(пп),
- «действие не выполняет»(!);
- «узнает объект»(у),
- «не всегда узнает объект»(нву),
- «не узнает объект»(н);
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. К процессу аттестации обучающегося желательно (по возможности) привлекать членов его семьи. Задачей является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности, характеризующая наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Итоговая оценка качества освоения СИПР осуществляется образовательной организацией. Итоговые достижения определяются индивидуальными возможностями ребенка. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающаяся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающейся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших АООП, соразмерно индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям, отраженным в специальной индивидуальной программе развития (СИПР). Оценка результатов выполнения СИПР по каждой внесенной в нее задаче позволяет составить подробную характеристику развития ребёнка, а их анализ также оценить динамику развития его жизненной компетенции.
8. Программа сотрудничества с семьей обучающегося
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающейся в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации и проведения различных мероприятий:
Задачи | Возможные мероприятия |
Психологическая поддержка семьи | Тренинги, психокоррекционные занятия, встречи родительского клуба, индивидуальные консультации с психологом |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | Индивидуальные консультации родителей со специалистами, тематические семинары |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР | Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией; убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка; посещение родителями уроков/занятий в организации; домашнее визитирование |
Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией; консультирование; посещение родителями уроков/занятий в организации; домашнее визитирование |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | Ведение дневника наблюдений (краткие записи); информирование электронными средствами; личные встречи, беседы; просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком; проведение открытых уроков/занятий |
Организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях | Привлечение родителей к планированию мероприятий; анонсы запланированных внеурочных мероприятий; поощрение активных родителей. |
- Перечень технических средств и дидактических материалов.
Особые образовательные потребности обучающейся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы,
- графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а так же составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
- предметов различной формы, величины, цвета,
- изображений предметов, людей, объектов природы,
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.
Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области
«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающейся с миром живой природы.
Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т. д.
- Информационно-методическое обеспечение.
Информационно-методическое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией СИПР, организацией образовательного процесса и обеспечения условий его осуществления.
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса включает:
- необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся;
- характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;
- доступ к информационным ресурсам различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др. в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
- возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития первого коррекционного класса на дому
Хочу поделиться своей разработкой. Программа с тематическим планированием....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 1 класса (второго года обучения)
Специальная индивидуальная программа развития разработана для ХХХХ на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (в...
Специальная индивидуальная программа развития обучающейся с ОВЗ.
Предназначена для работы с убучающейся с ОВЗ совместно с учителем -дефектологом , психологом и логопедом....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося
Специальная индивидуальная программа развития предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися со стойким нарушением познавательной деятельности. а также для детей с расс...
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося на дому
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...
Специальные индивидуальные программы развития обучающихся с ОВЗ
СИПР составлены в соответствии с ФГОС ОВЗ...
Авторская специальная индивидуальная программа развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) 1 класс
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯПРОГРАММА РАЗВИТИЯобучающегося с интеллектуальными нарушениями(вариант 2)1 класса...