Формы и методы работы классного руководителя в период адаптации.
статья (1 класс) по теме
Переход из детского сада в школу для детей всегда болезненен. Задача классного руководителя: помочь ребятам быстрее адаптироваться и сгладить проблемы этого периода. В статье описаны формы и методы работы в период адаптации первоклассников, интересные дела, мероприятия и подходы, которые не утрачивают своей актуальности и в дальнейшей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_zhigalovoy_e.s.-_formy_i_metody_raboty_v_period_adaptacii.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы классного руководителя в период адаптации первоклассников.
«Я не волшебник, я только учусь». Всем известны эти слова помощника Феи-крестной из сказки «Золушка». Я тоже не волшебник, но стараюсь каждую минуту творить маленькие чудеса. Так, например, 1 сентября, когда ребята впервые пришли в школу со своими страхами и недоверием ко всему новому, я взяла волшебную палочку, надела блестящий плащ и превратилась в Госпожу Науку, которая проводила детей в Страну Знаний. Там они встретились с любимыми героями и веселыми заданиями (Приложение 7). На следующий день в их глазах уже читалось любопытство: «А что же сегодня будет?», а от страха не осталось и следа. Теперь каждый день я стараюсь придумать что-то новое, чтобы не обмануть их надежды и ожидания. Поэтому я поставила перед собой следующую ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ЦЕЛЬ: создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностно-нравственных качеств обучающихся в условиях адаптивной образовательной среды.
ЗАДАЧИ:
- прививать навыки культуры общения, развивать нравственно-личностные качества (доброта, желание помочь другим людям);
- формировать уважительное отношение к членам своей семьи, воспитывать семьянина, любящего свою семью;
- прививать навыки здорового образа жизни, прививать любовь к природе;
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу;
-формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности.
На достижение поставленных целей направлена система моей работы. Для этого разработан план адаптации учащихся, план воспитательной работы с системой классных часов, среди которох цикл занятий «Уроки добра» (Приложение 2), направленных на формирование доброго отношения к себе и окружающим, где дети учатся проявлять положительные чувства (любовь, сострадание, сочувствие, уважение и другие) и справляться с отрицательными (гневом, страхом, стресом).
Для ребенка в этом возрасте основным видом деятельности является игра, поэтому он больше запомнит, откликнется на вашу инициативу, если воспитательный процесс проходит в игровой форме с использованием привычных для детей образов из мультфильмов и сказок. Ребята, посмотрев мультфильм, с удовольствием его анализируют, характеризуют героев, дают оценку их поступкам, сравнивают с другими героями и другими фильмами. Делают выводы о том, «что такое хорошо и что такое плохо», как нужно поступать в той или иной ситуации, какие черты характера нужно в себе развивать, а от каких постараться избавиться.
К нам на уроки, классные часы и праздники часто «приходят» герои сказок: неуклюжий и ленивый Незнайка, всезнающая Мальвина, злой Карабас Барабас, и другие. Вместе с ними дети радуются и огорчаются, выполняя задания, спасают героев, учатся сопереживать и помогать другим.
Сотворить маленькое чудо для учеников мне помогают информационные технологии и Интернет. Благодаря компьютерным презентациям герои «оживают», начинают петь и даже разговаривать с нами. Так, на празднике «Прощание с Азбукой», открыв письмо Лисы Алисы и Кота Базилио, ребята получили карту, по которой путешествовали на паруснике, зашли в избушку к Букваешке, повеселились на Музыкальной поляне, спасли Лес Сказок от колдовства (Приложение 5).
Для поддержания сказочного духа и веры в добро и чудо мы с ребятами написали письмо Деду Морозу. Каким было их удивление и восторг, когда почтальон принес ответ (Приложение 10). Они с открытыми ртами слушали поздравления и пожелания от зимнего Волшебника. Долго рассматривали письмо, и даже, наверное, попробовали бы его на вкус. Им все не верилось, что Дед Мороз действительно им ответил. Также мы совершили виртуальное путешествие в Великий Устюг – родину зимнего кудесника: «пробежались» по Тропе Сказок, «погостили» в тереме Деда Мороза и даже «посидели» рядом с ним на троне (Приложение 11).
Для органичного развития духовного сотояния ребенка в плане воспитательной работы предусмотрены мероприятия, посвященные русской народной культуре и традициям: «Где живет российский Дед Мороз?», «Русские святки», «Масленица». В продолжение этой темы мы с детьми совершили первую для многих из них экскурсию - ездили в Коломну, где ознакомились с историей Кремля, окунулись в эпоху русских витязей. Дети с восхищением и трепетом держали в руках оружие русских богатырей, примеряли их доспехи. Мальчишки и девчонки с замиранием срдца следили за боем защитников земли Русской, даже постреляли из средневекового самострела (Приложение 14).
Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь должна стать важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья детей. Согласно президентской инициативе «Наша новая школа»: «Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха». Поэтому сохранение здоровья учащихся – одно из приоритетных направлений в деятельности классного руководителя. Я стараюсь организовать каждую перемену. Перечень игр для различных ситуаций представлен в Приложении 4, 5, 6.
В динамическую паузу дети должны отдохнут от учебной деятельности, переключиться, расслабиться. Если позволяет погода, мы идем на улицу, а игр на свежем воздухе превеликое множество. С некоторыми из них мы знакомимся в ходе реализации программы кружка «Подвижные игры» (Приложение 3). А что делать, если погода плохая? Нужно организовать отдых так, чтобы не мешать учебному процессу других класов. В зависимости от настроения, дети могут выбрать либо настольные игры и рисование под спокойную классическую музыку, либо танцы и пение под динамичные детские песни. В это время, чтобы было интереснее, вместе играем в «Повтори движение» или «Не делай так», где ведущим может быть как учитель, так и любой ученик. После веселых озорных танцев обязательна дыхательная гимнастика, чтобы снять возбуждение, успокоиться перед уроком. Ребята с огромным удовольствием надувают воображаемый шарик и звонко лопают его или пытаются сдуть, как волк в сказке «Три поросенка», учителя или своего одноклассника. К тому же такие игры хорошо прочищают легкие, насыщают детский организм кислородом, что является профилактикой простудных заболеваний (Приложение 4).
Даже на развлекательных мероприятиях: праздниках, викторинах, как и на уроках, мы не забываем о смене деятельности, после выполнения заданий следует минутка расслабления – веселый, заводной танец. Кроме того, что эти мероприятия развлекательные, все конкурсы направлены на развитие моторики: крупной, мелкой, общей, что является для младших школьников особо важным. А ее развитие плодотворно влияет на дальнейшее обучение. Также здесь имеет место и индивидуальный подход. Например, для детей с логопедическими проблемами (в школе нет психолога) предлагаются задания на произнесение слов с проблемным звуком (составь рассказ, где все слова начинаются на букву Ж), а для детей с ослабленным зрением – сделать зарядку для глаз (изобрази глазами воздушный шарик).
Роль классного руководителя не только в воспитании детей, но, что гораздо сложнее, и в приобщении к воспитательному процессу родителей. Мне повезло: родители в моем классе с энтузиазмом откликаются на любую мою инициативу. Например, в масленичную неделю родители по очереди пекли блины, и ребята с удовольствием каждый день лакомились любимым угощением. При этом рассказывали о народных традициях этого праздника. А 26 февраля, в день «Проводов Масленицы» мы были на масленичных гуляниях в Коломне. Дети с огромным желанием принимали участие в празднике: катались на санях, пели и плясали вместе со скомарохами и забрасывали снежками горящее чучело Зимы.
Родители, «взбодрившись» нашей активностью, тоже не отстают, приобщаются к здоровому образу жизни. Так, был организован День рождения Русланы Кулигиной в стиле пиратской вечерики в лесу. Вместо пассивных посиделок в душной комнате, дети бегали по лесу, выполняя интересные задания и разыскивая новые подсказки. В заключении счастливые ребята, как настоящие пираты, сидели у костра и пили чай с сундуком сладких «сокровищ» (Приложение 9).
Родительские собрания я стараюсь также проводить в интересной форме. В чем мне большую помощь оказывает Интернет. Так, в декабре месяце я стала участником сетевого родительского собрания на тему: «Современным детям современное образование» в форме вебинара на сайте «Государственная экспертиза учебников». Хотя его проводили авторы системы учебников «Школа 2100», но во многом он был интересен и мне как классному руководителю, как маме, чей сын также учится в 1 классе, и как учителю, работающему по ФГОС. На материале этого вебинра мы провели классное родительское собрание в форме диспута. Никто из родителей не остался равнодушным. Было много мнений как «за», так и «против». В результате родители получили рекомендации о том, как помочь ребенку адаптироваться в школьных условиях и стать успешным (Приложение 17, 18).
Результаты своей работы я отслеживаю разными способами: методы опроса, цветопередачи, рисунка, социометрии и др.
После каждого меоприятия учащиеся могут выразить свое отношение с помощью смайлика: улыбающегося, грустного или даже плачущего, где большое значение имеет не только вид, но и цвет рисунка. Так, после праздника «День рождения класса» среди ярких улыбок я увидела одну плачущую рожицу черного цвета, которая меня насторожила. «София, тебе не понравился праздник?» - спросила я. «Нет, - ответила девочка, - понравился. Просто мне так захотелось…».
Другая методика – рисование: «Изобрази свое настроение» или «Нарисуй настроение музыки» - я часто предлагала детям в начале года во время динамических пауз. Используя этот способ, я попросила ребят нарисовать себя 1 сентября и, для сравнения, сейчас (Приложение 19). Многие рисунки были почти одинаковы: яркие, веселые. Но на некоторые я обратила внимание. Так, Леша нарисовал себя в сентябре в черном костюме и без кистей рук – ребенок был зажат, хмур, малообщителен. Сейчас, в марте, он нарисовал себя на фоне красивой весенней природы среди цветов в зеленом костюме и даже пытался прорисовать пальчики, как бы протягивая руки навстречу классу. Он стал больше общаться с одноклассниками, с удовольствием читает по моей просьбе. Мы с ним даже научились говорить звуки [ш] и [ж]. Видно, что мальчик гордится этим, но еще есть над чем работать.
Еще хотелось отметить 2 рисунка – Риммы и Ильи. Их рисунки очень похожи: яркие, цветные костюмы на 1 сентября, но обведены по контуру черным цветом. Эти дети до школы не имели свободы действия, их постоянно опекали взрослые. Сейчас они нарисовали себя уже без контура. Видимо, они все-таки становятся более свободными для выражения собственного «Я».
В своей работе я так же использую данные социометрии. Эта методика показала, что в классе 3 явных лидера (Римма, Юра и Илья), 3 непринятых (Даша, Даниил, Леша), отвергнутых нет. Выделяются микрогруппы, но они не изолированы, что свидетельствует о достаточно благополучных отношениях в классном коллективе (Приложение 20).
Чудо рождения личности лежит в моих руках. Именно от меня зависит: вырастит ли он вялым сломанным растением или расцветет полноценным красивым цветком. Личность – очень хрупкий цветок. Его нужно оберегать, его нужно укреплять, его нужно поливать; только тогда он становится крепким. А наше задание - поддержать его - похвалить и подбодрить, когда что-то не удалось, положительно оценивать его, пусть небольшие, но достижения.
Сотвори для ребенка маленькое чудо, и он ответит большой волшебной сказкой.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают, он учиться ценить себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Януш Корчак
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формы и методы работы классного руководителя в период каникул"
Организуя свою работу с детским коллективом в период каникул классный руководитель должен изменить педагогические приоритеты, ведь с первого плана уходят общеучебные навыки детей, и ...
Формы и методы работы классного руководителя с семьей
В статье описаны формы и методы работы с родителями в школе, методика проведения, виды и подготовка родительского собрания....
"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...
Формы и методы работы классного руководителя с родителями
Описаны формы и методы работы классного руководителя с родителями....
Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика
В статье рассматриваются основные направления и формы работы классного руководителя....
Формы и методы работы классного руководителя по формированию ценностного отношения к семье у младших школьников через семейное чтение.
Средством полноценного духовного общения ребёнка и взрослого может стать традиция семейного чтения....
Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Формы и методы работы классного руководителя с семьёй».
Взаимодействие школы и семьи должно носить характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, осознают особенность каждой и стремятся творчески соедин...