Картотека физ.минуток и пальчиковых гимнастик для детей с ОВЗ
картотека
Картотека физ.минуток и пальчиковых гимнастик для детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_fiz.minutok.docx | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ФИЗМИНУТОК И ПАЛЬЧИКОВЫХ ГИМНАСТИК ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Категория детей | Название | Описание |
1.Задержка психического развития | 1. «ДОБРЫЕ ВОЛШЕБНИКИ» | Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы. Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли стать добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем. |
2. «ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ» | Цель: формирование положительных взаимоотношений, создание благоприятной атмосферы. Взрослый торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, которое человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет ка- кое-либо его достоинство (кто- то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств. | |
3. «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН» | Цель: развитие умения действовать в соответствии с интересами других, следовать инструкции. Дети располагаются полукругом. Вначале взрослый просит ребенка, сидящего первым, рассказать ему на ушко, что он делал в выходные. Затем вызывает интерес у детей, говоря о том, что он только что услышал что- то очень интересное, и предлагает детям так же шепотом, по цепочке передать, как ребенок провел выходные дни. При этом взрослый советует, как удобнее сесть, как говорить, чтобы услышал только сосед, а остальные не слышали, и т.д. Когда информация доходит до последнего ребенка, он громко говорит то, что услышал. Если информация не исказилась, телефон работает исправно, и все дети услышали, что хотели. | |
4. «ВОЛНЫ» | Цель: формирование положительных взаимоотношений желания действовать в коллективе. Игра проводится в кругу. Взрослый предлагает детям вспомнить лето, интересуется, как они отдыхали летом, узнает, кто купался в речке, озере. Далее рассказывает о море, о том, как приятно лежать на волнах, как они омывают нас, окутывают своей заботой. Затем предлагает детям искупать друг друга в ласковых и веселых волнах. Но сначала взрослый показывает детям, как ведут себя волны, помогает их изобразить, предлагает повторять движения за ним. Когда дети освоили данное движение, взрослый предлагает каждому ребенку встать в центр круга и искупаться в волнах. Купающийся встает в центр круга, а каждая волна подбегает к нему и ласково поглаживает. Далее дети меняются ролями. | |
5. «ЗЕРКАЛО» | Цель: развитие умения правильно воспринимать действия другого человека. Перед тем как начать играть, взрослый просит всех детей встать врассыпную и повторять за ним движения. Движения выбираются несложные. Далее игра проводится в парах. Один ребенок из пары совершает какое-либо действие, а второй пробует как можно точнее его воспроизвести. Остальные дети в этот момент смотрят и оценивают, насколько точно пара выполняет задание. После двух-трех движений пары меняются | |
2. Нарушения опорно-двигательного аппарата | 1. «ВОЛК И ПОРОСЯТА» | Цель: формировать устойчивый навык правильной осанки с помощью стены без |
2. «ЦВЕТОЧЕК» | Цель: учиться правильно распределять нагрузку на весь опорно-двигательный | |
3. «НЕ УРОНИМ ШЛЯПУ» | Цель: формировать умение принимать правильную осанку, учить сохранять её в Ход игры: Дети стоят. Им кладут на голову лёгкий груз («шляпу» в виде мешочка, | |
4. «ГОЛОВА — НОГИ» | Цель: формировать навыки правильной осанки; развивать силовые качества, укреплять | |
5. «НАРЯДИ БЕРЁЗКУ» | Цель: тренировать мышцы спины, гибкость позвоночника; воспитывать уважение к | |
3. Тяжелые нарушения речи | 1. «ЗЛЫЕ И ДОБРЫЕ КОШКИ» | Цель: снижение психического напряжения, ослабление негативных эмоций, коррекция агрессивного поведения. Оборудование: флажок белого и черного цвета. Ход игры Педагог предлагает детям представить, как шипят злые кошки, какое у них при этом выражение мордочки, какие когти, затем, как выгладят добрые кошки, какие они при этом издают звуки, какие у них мягкие лапки. Объясняет правила игры: когда играет музыка, дети танцуют, как только музыка останавливается, педагог показывает флаг, в зависимости от цвета которого детям необходимо изобразить тех или иных кошек: черный флаг - злых кошек, белый флаг - добрых кошек. |
2. «КОМПЛИМЕНТЫ» | Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы психики, снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие способности видеть свои положительные стороны. Оборудование: не требуется Ход игры дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу. | |
3. «ЧЕРЕПАШКИ» | Цель: развитие умения контролировать свои движения, слушать и понимать инструкцию взрослого, сдерживать эмоциональный порыв. Оборудование: ограничительные линии или ковер на полу. Ход игры: Дети встают по одну сторону линии (или ковра), взрослый напротив них по другую сторону. По его команде дети должны двигаться к нему. Их задача – идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте запрещается! Рекомендации: систематическое проведение игры помогает детям научиться управлять скоростью движения, поведением. | |
4. "КТО КАК КРИЧИТ" | Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов. Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур. Ход игры: - Вспомните, как подает голос поросенок - Хрю – хрю - Что он делает? - Хрюкает - Как подает голос котенок? - Мяукает? Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница» | |
5. "ГДЕ МИШКА ИСКАЛА СВОЙ МЯЧ?" | Цель: привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов. Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают - Что делает мишка? (спит) - Где спит мишка? (на кровати) - Что сейчас делает мишка? (встал) - Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит) - Где он сидит? (на кровати) - Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом…) | |
4. Нарушения слуха | 1. «ЗАПРЕЩЕННЫЙ ЦВЕТ» | Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур. Количество игроков - 6-8. Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники). Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше. Варианты 1. Собрать только круги (цвет не имеет значения). 2. Собрать треугольники красного цвета. 3. Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты. Методические указания · Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.). · Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур. |
2. «ПЕЧАТАЮЩАЯ МАШИНКА» | Цель: развитие словарного запаса. Количество игроков может быть любым. Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто «напечатает» больше слов. | |
3. «ЗЕРКАЛО» | Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений. Количество игроков может быть любым. Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания: · Повторение одиночных движений вслед за ведущим. · Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности. · Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного. Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками. | |
4. «ВЕРЕВОЧКА» | Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей. Количество игроков - 10-12. Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину. Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке м дает команде задание - «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное. Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования». | |
5. «ДОГОНИ МЕНЯ» | Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве. Количество игроков - 10-14. Инвентарь: два баскетбольных мяча. Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко. Методические указания: игра повторяется несколько раз, выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. | |
5. Нарушения зрения | 1. ПОПАДИ В ЦЕЛЬ | Цель: развитие зрительного восприятия, меткости. Описание: к мишени, с обратной стороны, прикреплен колокольчик. Ребенок при попадании мячом в цель слышит звон колокольчика. |
2. УГАДАЙ, КТО КРИЧИТ | Цель игры: развить наблюдательность, внимание, активность. Описание игры. Дети сидят полукругом на стульях, (на ковре). Перед детьми на расстоянии нескольких шагов ставится ширма. Инструктор называет кого-нибудь по имени, и тот идет за ширму. Инструктор договаривается с ребенком, находящимся за ширмой, какое животное или птицу он будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы, кудахтанье курицы и другие звуки. Инструктор предлагает отгадать, кто кричит. Правила игры Отгадать животных или птицу может только тот, кто быстрее поднимет руку. Если ребенок ошибся, ему может подсказать следующий. | |
3. НАЙДИ ФЛАЖОК | Цель игры: развивать наблюдательность. Выдержку, активность. Описание игры. Дети сидят на стульях в разных местах комнаты. По слову инструктора дети встают и поворачиваются лицом к стене, а инструктор тем временем прячет флажки (по числу детей). «Пора» – говорит инструктор . Дети разворачиваются к нему лицом и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все дети найдут флажки, они идут воль сторон площадки, держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первым нашел флажок. По сигналу «На место!» дети садятся на стулья. Правила игры Поворачиваться лицом к инструктору можно только после слова «Пора!». Инструктор должен следить, чтобы дети брали один флажок. Хорошо проводить эту игру в лесу, на поляне. Флажки должны быть большими и яркими. | |
4. КТО БЫСТРЕЕ ДОЕДЕТ | Цель: развитие волевых качеств и мелкой моторики рук. Описание: два ребенка стоя или сидя на стульчиках, наматывают веревочки от машин на карандаши, держа их за концы. | |
5. ДОСТАНЬ КОЛОКОЛЬЧИК, ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | Цели: - развитие волевых качеств в современных играх; - развитие двигательных навыков и активности. Описание: в игре «достань колокольчик» дети, подпрыгивая, дотрагиваются до колокольчика. В игре «Преодоление препятствия» наоборот, выполняют задания педагога (перешагни, проползи и т.п.) не дотрагиваясь до колокольчика. | |
6. Расстройства аутистического спектра | 1. «ВОРОБУШКИ И КОТ » | Цель : учить спрыгивать, бегать не задевая друг друга; приучать играть детей с РАС в коллективе. Дети становятся на скамейке с помощью тьютора- это воробушки на крыше . В другой стороне сидит «кот» , он спит. «Воробушки вылетают на дорогу » ,- говорит воспитатель, и дети разлетаются. Просыпается «кот» , говорит «мяу-мяу» и бежит ловить «воробушков » . Пойманных «воробушков » «кот» отводит к себе домой. |
2. «ОГУРЧИК , ОГУРЧИК… » | Цель : учить детей с РАС прыгать на двух ногах. На одном конце площадки – воспитатель (ловишка, на другом дети с тьюторами. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах, с помощью тьюторов. Воспитатель говорит : Огурчик , огурчик , Не ходи на тот конечик : Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. При последних словах дети с помощью тьюторов убегают на свои места, а воспитатель их догоняет. | |
3. ПОДВИЖНАЯ ИГРА "МЫШИ ВОДЯТ ХОРОВОД " | Цель : развивать двигательную активность Описание : перед началом игры необходимо выбрать водящего - «кота» . Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул, садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами : Мыши водят хоровод , На печи дремлет кот. Тише мыши , не шумите, Кота Ваську не будите, Вот проснется Васька кот - Разобьет наш хоровод !» Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала. | |
4. «ЛАСКОВЫЙ РЕБЕНОК» | Ход игры: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и пока-зывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я смотрю ему в глазки, улы-баюсь, вот так. Я ласковая». Затем взрослый пригла-шает еще одного ребенка к себе и предлагает ему по-вторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказы-вая ему помощь. В конце задания взрослый подчер-кивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» | |
5. «БАБУШКИН КЛУБОЧЕК» | Цель: учить фиксировать внимание ребенка на се-бе, идентифицировать себя со своим именем. Оборудование: клубок ниток. Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на пол, показывает клубок, смотрит на ребенка, улыба-ется, ласково ему говорит: «Вот бабушкин клубочек, он катится к Анечке. Лови, Аня, клубочек!» Если ребенок не может самостоятельно поймать клубочек, взрослый помогает ему. Затем взрослый восклицает: «Вот, Аня, поймала клубочек!» и одно- временно похлопывает своей ладонью по груди ре-бенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе. Эту же игру можно проводить с группой, при этом взрослый находится напротив детей и катит клубок поочередно, называя каждого ребенка по имени: «Кто поймал клубочек? Наша Аня поймала клубочек!» | |
7. Умственная отсталость | 1. «КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ?» | Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. |
2. «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО» | Цель: развитие мышления, быстроты реакции. | |
3. «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?» | Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости. | |
4. «ГОРЯЧИЙ – ХОЛОДНЫЙ» | Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. | |
5. «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?» | Цель: закрепление в речи детей употребления относительных |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Точечный массаж + пальчиковая гимнастика (для детей дошкольного возраста)
Цель точечного массажа:Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие....
Точечный массаж + пальчиковая гимнастика (для детей дошкольного возраста)
Цель точечного массажа:Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие....
Пальчиковая гимнастика для детей
Данный комплекс помогает в работе учителя-логопеда. Развивает мелкую моторику, способствует стимулированию работы зон головного мозга, оказывает влияние на работу над звукопроизношением....
Пальчиковая гимнастика для детей
Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать без умолку....
Картотека пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста.
Пальчиковая гимнастика – это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи ....
КАРТОТЕКА ФИЗМИНУТОК И ПАЛЬЧИКОВЫХ ГИМНАСТИК ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
КАРТОТЕКА ФИЗМИНУТОК И ПАЛЬЧИКОВЫХ ГИМНАСТИК ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ...
Картотека пальчиковой гимнастики для детей 2-4 лет
картотека...