Проектирование рабочей программы в условиях НОО
статья

Проектирование рабочей программы в условиях НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_prez._ot_sandul.pptx1.87 МБ
Файл teoriya_po_rabochim_programmam.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектирование рабочей программы учителем начальных классов (из опыта работы школы) у читель начальных классов и воспитатель ГПД Сандул Алексей Петрович у читель начальных классов и воспитатель ГПД Паскалова Анна Николаевна

Слайд 2

Общие положения о разработке / составлении рабочих программ Рабочая программа учебного предмета – это локаль-ный нормативный документ, определяющий объём , поря-док , содержание изучения и преподавания учебного предмета, требования к результатам освоения обучаю- щимися основной образовательной программы уровня образования в соответствии с ГОС в условиях конкрет -ной организации образования.

Слайд 3

Цель рабочей программы — создание ус- ловий для планирования , организации и управ- ления образовательным процессом по опреде-лённой учебной дисциплине (образовательной области ).

Слайд 4

Структура рабочей программы учебного предмета согласно ГОС НОО ПМР (п . 21; ГОС ООО ПМР п. 18.2.2 .): ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ: 1) пояснительная записка; 2) общая характеристика учебного предмета, курса и место учебного предмета, курса в учебном плане; 3) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса ). СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: 1) содержание учебного предмета, курса; 2) календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятель- ности . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ: 1) учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; 2) материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Приложения (содержат примеры КИМов ).

Слайд 5

Титульный лист — полное наименование ОО; — гриф рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы; — название учебного предмета (курса, мо -дуля), для изучения которого написана программа; — указание класса (классов), для которого разработана рабочая программа; — фамилия , имя и отчество учителя ( учи- телей ), составителя (составителей) рабо -чей программы, квалификационная кате- гория каждого; — год составления рабочей программы

Слайд 6

— на основании каких документов ( республиканского, муни-ципального , локального уровня) составлена рабочая программа — какая примерная программа легла в основу разработки рабочего документа (из программ учебных предметов, курсов, утверждён- ных Перечнем программ и учебных изданий) — общие цели и задачи данного уровня образования (из основной образовательной программы организации образования) с учётом специфики учебного предмета, курса, модуля (из примерной программы учебного предмета) — характерные для учебного курса формы организации дея-тельности учащихся — особенности контингента обучающихся, для которого разра-батывается программа Пояснительная записка

Слайд 7

- роль и значимость учебного предмета в решении общих целей и задач образования (на конкретном уровне общего образования) с учетом современных требований; - возможные межпредметные связи учебного предмета; - структура (тематические разделы года с точки зрения преемственных относительно прошлого учебного года и совершенно новые, ранее не изучавшиеся ) и специфика учебного предмета, курса; - перечень изменений (не более 10% для начального общего образования и не более 20 % для основного общего образования), внесённых педагогом в текст примерной программы, взятой за основу при написании рабочей программы, с обоснованием вносимых изменений Общая характеристика учебного предмета

Слайд 8

– уровень обучения: – в начальной школе – базовый/повышенный; – в основной школе – базовый, углубленный, предпро-фильный ; – в средней (полной) школе – базовый, углубленный, профильный; - количество годовых и недельных часов для изучения предмета на соответствующем уровне обучения Место учебного предмета (курса) в учебном плане

Слайд 9

- личностные , метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные) и пред- метные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса) за конкретный учебный год в соответствии с требованиями ГОС, ООП уровня образования и примерной / авторской программой учебного предмета; Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Слайд 10

- указать наименование раздела, количество отведенных на его изучение часов; - перечислить все дидактические единицы ( темы ) по данному разделу (в соответствии с примерной / авторской программой ); - учесть темы экскурсий, практических, лабора -торных , творческих работ, демонстрационных опытов по тем или иным темам раздела Содержание учебного предмета

Слайд 11

– дата ; - тема раздела; - республиканский компонент (где планируется); - количество часов; - основные виды учебной деятельности обучаю- щихся ; - вид и форма контроля предметных и метапредметных результатов по итогам освоения каждого раздела Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Слайд 12

- программно-методический аппарат; - учебники и дидактические пособия; - ресурсы республиканского компонента Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Слайд 13

Проектирование рабочей программы учителем начальных классов (из опыта работы школы) у читель начальных классов и воспитатель ГПД Сандул Алексей Петрович у читель начальных классов и воспитатель ГПД Паскалова Анна Николаевна



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по написанию

рабочей программы учебного предмета

Главным документом организации образования, описывающим механизм реализации требований государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) того или иного уровня образования, является Основная образовательная программа организации образования.

С введением ГОС в профессиональный лексикон учителя входят такие понятия как примерная программа учебного предмета, рабочая программа учебного предмета. В этой связи уточним понятийный аппарат:

Примерная программа учебного предмета – это документ, который детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения (обязательные для освоения разделы и темы) и параметры качества усвоения учебного материала (метапредметные и предметные образовательные результаты) по конкретному предмету базисного учебного плана.  Примерные программы учебного предмета являются обязательным документом-ориентиром при составлении рабочей программы учебного предмета.

Рабочая программа учебного предмета – это локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы уровня образования в соответствии с ГОС в условиях конкретной организации образования. Рабочая программа дает представление о том, как в деятельности педагога реализуются требования государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета с учетом особенностей образовательной политики организации образования, её статуса (типа и вида), образовательных потребностей и запросов, особенностей контингента обучающихся (общеобразовательный класс, прогимназический класс, гимназический класс, лицейский класс, обучающихся с ОВЗ). Рабочая программа позволяет педагогу осуществлять целенаправленное планирование своей деятельности.

Таким образом, если Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в конкретной организации образования, то конкретизация работы по реализации Основной образовательной программы в конкретном классе по каждому учебному предмету фиксируется в рабочей программе учебного предмета. Рабочую программу учебного предмета разрабатывает учитель. Эта должностная обязанность учителя закреплена в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Министерства экономики ПМР от 12.01.2010г. №5; САЗ10-7). В п.6 «Учитель» II раздела «Должности педагогических работников» Единого квалификационного справочника находим: «…разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных образовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся…»

В Приднестровской Молдавской Республике рабочая программа учебного предмета разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования и примерной программы учебного предмета, утвержденной Приказом Министерства просвещения:

Приказ МП ПМР от 10.04.2014г. №558 «Об утверждении решений СО МП от 27.03.2014 г.» – утверждены примерные программы по учебным предметам начального общего образования ООО с русским языком обучения;

–  Приказ МП ПМР от 25.09.2013г. № 1207 «Об утверждении ПООП НОО»; 

– Приказ МП ПМР от 02.12.2016г. № 1447 «Об утверждении решений СО МП от 24.11.2016г.» – утверждены примерные программы по учебным предметам основного общего образования ООО с русским языком обучения: родной (русский) язык, родная (русская) литература, обществознание, математика (базовый уровень), математика (повышенный уровень) информатика и ИКТ, физика, химия, биология, география, физическая культура, музыка, изобразительное искусство, история; 

Приказ МП ПМР от 20.04.2017г. №448 «Об утверждении решений СО МП от 23.03.2017 г.» – утверждены примерные программы по учебным предметам основного общего образования ООО с русским языком обучения: родной (украинский язык), родная (украинская) литература, официальный (украинский) язык и литература, официальный (молдавский) язык и литература, официальный (русский) язык и литература, иностранный язык, технология;

–   Приказ МП ПМР от 16.05.2017г. №594 «О введении в действие программ» – утверждены примерные программы внеурочной деятельности по начальному, основному и среднему (полному) уровням образования.

Учитель, разрабатывающий рабочую программу, может самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, конкретизировать и детализировать отдельные темы, включать расширенный материал республиканского компонента по предмету; исходя из стоящих перед предметом задач, выбирать методики и технологии обучения, а также виды и формы контроля уровня подготовленности обучающихся.

Согласно п. 17 раздела III ГОС НОО ПМР «..Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) составляет 90%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 10% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования…» и п. 15 раздела III ГОС ООО ПМР «..Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 20% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования». В виду того, что программы учебных предметов являются составной частью ООП уровня общего образования, то общий процент возможных изменений по учебному предмету не должен превышать в начальной школе 10%, а в основной школе 20% в пределах учебной нагрузки (в пределах общего количества часов, отводимых для освоения того или иного предмета).

Рабочая программа учебного предмета должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы конкретного уровня образования организации общего образования. Это значит, что при разработке своего документа учитель должен очень хорошо ознакомиться с содержанием основной образовательной программы: знать, какой образовательный результат зафиксирован в целевом разделе основной образовательной программы, что предусматривают межпредметные программы в части содержания и гарантий образовательного результата, уметь это реализовать средствами своего учебного предмета, отразив в своей рабочей программе.

Если учитель работает в параллели, читая один учебный предмет, то разрабатывается одна рабочая программа учебного предмета. В пояснительной записке такой программы учитель указывает особенности организации образовательного процесса, выбор методик, технологий обучения и форм контроля с учётом уровня обучения, контингента обучающихся конкретного класса.

Если при изучении учебного предмета класс делится на подгруппы, рабочая программа учебного предмета разрабатывается каждым педагогом, работающим в данном классе для своей подгруппы.

Созданная учителем (учителями) рабочая программа по предмету рассматривается, согласовывается и утверждается, согласно внутреннему регламенту: рассматривается соответствующим структурным подразделением организации образования (методическим объединением, кафедрой), согласовывается заместителем директора и утверждается руководителем организации образования.

Рабочая программа учебного предмета, утвержденная руководителем организации образования, также является обязательным приложением к ООП уровня образования.        

Структура рабочей программы учебного предмета должна соответствовать требованиям ГОС к структурным элементам программ (ГОС НОО ПМР п. 21; ГОС ООО ПМР п. 18.2.2.) и содержать следующие разделы:

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1) пояснительная записка;

2) общая характеристика учебного предмета, курса;

3) место учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса)

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1) содержание учебного предмета, курса;

2) календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1) учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

2) материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

Приложения (содержат примеры КИМов).

В таблице детализированы структурные элементы рабочей программы учебного предмета (курса) с точки зрения их содержательного наполнения.

Элементы рабочей

программы учебного предмета (курса)

Содержание элементов рабочей программы учебного предмета (курса)

Титульный лист

(приложение 1)

  • полное наименование ОО;
  • гриф рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы:
  1. гриф рассмотрения программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения);
  2. гриф согласования программы (с подписью заместителя руководителя и датой);

3) гриф утверждения программы руководителем организации образования (с подписью и датой);

  • название учебного предмета (курса, модуля), для изучения которого написана программа;
  • указание класса (классов), для которого разработана  рабочая  программа;
  • фамилия, имя и отчество учителя (учителей), составителя (составителей) рабочей программы, квалификационная категория каждого;
  • год составления рабочей программы

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная

записка

  • на основании каких документов (республиканского, муниципального, локального уровня) составлена рабочая программа;
  • какая примерная программа легла в основу разработки рабочего документа (из программ учебных предметов, курсов, утвержденных Перечнем программ и учебных изданий); 
  • общие цели и задачи данного уровня образования (из основной образовательной программы организации образования) с учетом специфики учебного предмета, курса, модуля (из примерной программы учебного предмета);

– характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся, например,

— групповая; парная; индивидуальная;

— проектная, игровая… деятельность;

— самостоятельная, совместная деятельность;

— экскурсия, практикум, лабораторная работа… и др.;

– особенности контингента обучающихся, для которого разрабатывается программа (если педагогу известно об индивидуальных особенностях конкретного учащего/учащихся, то это также указывается);

– возможные особенности, которые следует отметить:

1) количественный состав класса (или класса-комплекта);

2) уровень подготовленности учащихся к освоению учебного курса;

3) реализация индивидуальных учебных планов, индивидуального расписания;

4) формы получения образования учащимися класса (очная, дистанционная, экстернат, надомная);

5) психологические, физиологические, мотивационные, коммуникативные, учебно-познавательные особенности учащихся…

Общая характеристика учебного предмета (курса)

  • роль и значимость учебного предмета в решении общих целей и задач образования  (на конкретном уровне общего образования) с учетом современных требований;
  • возможные межпредметные связи учебного предмета;
  • структура (тематические разделы года с точки зрения преемственных относительно прошлого учебного года и совершенно новые, ранее не изучавшиеся) и специфика учебного предмета, курса;
  • перечень изменений (не более 10% для начального общего образования и не более 20 % для основного общего образования), внесенных педагогом в текст примерной программы, взятой за основу при написании рабочей программы, с обоснованием вносимых изменений (перечень изменений может быть оформлен в виде текста или в виде таблицы);

п/п

Изменение

Обоснование

Тема:

1

Тема:

1

  • описание возможных изменений:

1) изменение последовательности изучения тем учебного курса;

2) изменение количества часов, отведенных на изучение той или иной темы учебного курса;

3) изменение в логике изложения материала, предусмотренной примерной  программой;

4) необходимость во введении дополнительных тем, не предусмотренных примерной программой, и/или исключение некоторых тем, не являющихся обязательными для освоения учащимися;

5) …

– результативность выполнения итоговой контрольной работы по предмету за прошлый учебный год или результат сдачи переводного экзамена за прошлый учебный год как факторы, объясняющие требуемые изменения, вносимые учителем в разрабатываемую программу. Контрольные  результаты учащихся  вносят   только те  учителя, по предметам  которых проходили контрольные работы либо проводились промежуточная или итоговая аттестации

Место учебного предмета (курса) в учебном плане

– уровень обучения:

– в начальной школе – базовый/повышенный;

– в основной школе – базовый, углубленный, предпрофильный;

– в средней (полной) школе – базовый, углубленный, профильный;

  • количество годовых и недельных часов для изучения предмета на соответствующем уровне обучения

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета,

(курса)

(Приложение 2)

  • личностные, метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса) за конкретный учебный год в соответствии с требованиями ГОС, ООП уровня образования и примерной/авторской программой учебного предмета;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса) дифференцируются на 2 уровня:  «Ученик научится…»,  «Ученик получит возможность научиться…»

     ВАЖНО: 

 – для детей с особыми образовательными потребностями требования к результатам могут быть прописаны в индивидуальном образовательном плане.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание учебного предмета (курса)

  • указать наименование раздела, количество отведенных на его изучение часов;
  • перечислить все дидактические единицы (темы) по данному разделу (в соответствии с примерной/авторской программой), а также дополнительные дидактические единицы с учётом республиканского компонента и, возможно,  компонента организации образования, которые учитель считает нужным/возможным предложить к освоению;
  • учесть темы экскурсий, практических, лабораторных, творческих работ, демонстрационных опытов по тем или иным темам раздела

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

(Приложение 3)

  • дата;
  • тема раздела;
  • республиканский компонент (где планируется);
  • количество часов;
  • основные виды учебной деятельности обучающихся;
  • вид и форма контроля предметных и метапредметных результатов по итогам освоения каждого раздела:  

   текущий контроль –  устный опрос, тест, самостоятельная работа, компетентностно ориентированные задания  и т.д.;  

   промежуточный контроль –  проверочная работа, самостоятельная работа, тест, срез знаний,  компетентностно ориентированные задания, кейсы и др.;

    итоговый контроль – контрольная работа, тест,  кейсы,  групповые проекты по разделу или по предмету в целом, портфолио и др.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Учебно-методическое

и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

В обязательном порядке:

  • программно-методический аппарат;
  • учебники и дидактические пособия;
  • ресурсы республиканского компонента

По решению методического объединения (фиксируется в протоколе) (если нет точных указаний на соответствующий перечень в «Положении о программно-методической документации учителя» или другом локальном нормативном акте школы):

  • нормативные документы;
  • дополнительная литература:

            - для учителя;

            - для обучающихся;

  • информационно-техническая поддержка: учебно-лабораторное оборудование и приборы,  цифровые образовательные ресурсы  дидактической и диагностической направленности, технические средства обучения (если таковые имеются в арсенале учителя)

Приложения к рабочей программе

  • примерные темы проектов;
  • примерные темы творческих работ;
  • примерные КИМы  в том числе и для детей с ОВЗ (с пометкой: для промежуточного (тематического) контроля, для итогового контроля и схемы анализа этих видов работ)  

                                                     


Приложение 1

        Полное наименование организации образования

Рассмотрено  на заседании м/о

учителей______________________ _____________________________

пр. № от  «___»  _______ 20___ г.

Руководитель м/о________________

Согласовано

Зам.директора по УВР____________

«_____» ___________ 20___г.              

Утверждаю  

директор организации образования

ФИО______________  

«_____» ___________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _____________________________________

                (полное название предмета, курса)        

        для___    класса   на ______учебный год

Уровень программы ______________________________________________________

                                                                                (базовый, углубленный, профильный уровень изучения предмета)

Составитель (ли) /Разработчик (и) программы

Фамилия, имя, отчество,

Квалификация, категория

Педагогический стаж

                                 

20__ г.


Приложение 2

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения __________________________________________

указывается название учебного предмета, курса

У обучающихся будут сформированы

Обучающиеся получат возможность для формирования

Личностные универсальные учебные действия

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Предметные результаты

«Ученик научится»

«Ученик получит возможность научиться»

Раздел  «……………………………….»

Раздел  «……………………………»

Раздел  «…………………………….»  

Раздел  «……………………………. »  


Приложение 3

Календарно-тематическое  планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тематическое планирование

Колич. часов

Дата

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел  «……………………………….» – … часа  

1 ч

     

1 ч

1 ч

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Вид контроля

Форма контроля

Раздел  «……………………………….» – … часа      

1 ч

1 ч

1 ч

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Вид контроля

Форма контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ...

Составление рабочих программ в условиях реализации ФГОС.

В данном материале представлены практические рекомендации по составлению рабочих программ в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Учител...

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Содержание программы реализуется с детьми 7-10 лет и позволяет данной категории обучающихся успешно осваивать приемы игры на фортепиано, развивать их музыкально-эстетический вкус, повышать музык...

Проектирование рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Выступление по теме "Проектирование рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО." В данном материале говорится о требования к рабочим программам по предметам в соответствии с При...

Тема: Проектирование индивидуальной рабочей программы обучения неслышащего ребёнка в условиях ОО, осуществляющей инклюзивное образование.

Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзи...

Из опыта работы. Система управления проектированием образовательной программы образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Реализация ФГОС является одним из приоритетных направлений работы  в каждом образовательном учреждении. На сегодняшний день для реализации стандарта разработаны и утверждены все необходимые ...

Система управления проектированием образовательной программы образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Переход на  ФГОС является одним из приоритетных направлений работы  в каждом образовательном учреждении. На сегодняшний день для реализации стандарта разработаны и утверждены все необходимые...