Программа внеурочной деятельности Проектная деятельность"
рабочая программа (3 класс)

Кобиц Елена Николаевна

           Программа "Проектная деятельность" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.      Данная программа соответствует образовательным стандартам начального образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx35.46 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А.Стёпина»

СОГЛАСОВАНО                                                       Рассмотрено                                                              УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по ВР                                       на педагогическом совете                                                 Директор школы

______Артамонова Н.П.                               Протокол №1 от 31.08.2022г.                                          _____ М. М. Егоренкова

«01»  сентября  2022 г.                                                                                                                               «01» сентября 2022 г.

        

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Проектная деятельность»

для 3 класса Б на 2022-2023 учебный год

направление: общеинтеллектуальное

Учитель: Кобиц Е.Н.

1. Пояснительная записка

           Программа "Проектная деятельность" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.      Данная программа соответствует образовательным стандартам начального образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.  

           Рабочая программа по проектной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы, используемой для составления программы. 

           Специфика курса:  метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

        Цель:

  • расширение универсальных учебных действий учащихся через освоение учебно-познавательного проекта как ограниченного во времени, целенаправленного изменения определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

        Задачи:

  • привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта;
  • активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
  • научиться интегрировать знания из различных областей наук;
  • научиться основам критического мышления;
  • развить творческие и коммуникативные способности учеников;
  • развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач; навыки сотрудничества с другими людьми;
  • активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи.

 2. Общая характеристика курса.

        Программы «Проектная деятельность», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

       Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

      В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

     Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.

     Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск  в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Технологии, методики:

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

моделирующая деятельность;

поисковая деятельность;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

        • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

        • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

        • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.        

Формы занятий:

по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

по особенностям коммуникативного взаимодействия: игра,  игры-путешествия, онлайн экскурсии; практическая работа по поиску нужных материалов;

по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурс выполненных работ.

3. Место в учебном плане.

Количество часов в год – 34.

Количество часов в неделю – 1.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  курса.

     Личностные результаты:

-формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

       Предметные:

-выбирать тему проекта; ставить цели и определять задачи по проекту;

-видеть проблему; анализировать сделанное  (почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

-составлять план своей деятельности по проекту;

-представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное;

-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других;

-осуществлять сбор и анализ информации;

-готовить презентацию проекта;

-осуществлять защиту проектов.

Метапредметные результаты:

познавательные:

-развивать умение учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;

-учиться добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

-учиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

-учиться осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

регулятивные:

-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;

коммуникативные:

читься выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-учиться координировать свои усилия с усилиями других;

-учиться формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на  

 позицию партнера в общении и взаимодействии;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 

5. Содержание  курса внеурочной деятельности.

   Теоретические сведения и практические работы.

         Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Использование  человеком  способности исследовать окружающий мир: Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения.  

Главный способ получения научной информации –эксперимент. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения — практическая работа.

Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации — поиск ошибок.

Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения — практические задания.

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы.

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

 Учимся выделять главное и второстепенное.

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем.

 Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги.  Как сделать сообщение о результатах исследования. Чем исследование отличается от проекта.

Проектирование и представление итогов. Составлению своего сообщения по проекту.  

     Поэтапная разработка, выполнение и защита  проектов.

Технологический (творческий) проект

1-й этап. Разработка проекта

Для чего и кому нужен проект?

1. Сделать подарок.

2. Подготовиться к празднику.

3. Что-то другое…

Что будем делать?

1. Обсуждаем и выбираем изделие(-я).

2. Определяем конструкцию изделия.

3. Подбираем подходящие материалы.

4. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.

5. Выбираем лучший вариант.

Как делать?

1. Подбираем технологию выполнения.

2. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.

3. Подбираем инструменты.

2-й этап. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).

2. Изготавливаем изделие.

3. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).

3-й этап. Защита проекта

Что делали и как?

1. Что решили делать и для чего (сообщение)

2. Выбор формы защиты проекта.

6. Календарно-тематическое планирование.  

 

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика (по разделу)

Дата проведения

    Изменения,

аргументация изменений

по плану

фактически

1 четверть (9ч)

1.

Что такое проект?

Какими могут быть проекты?

Исходная диагностика.

Знать: понятие «проект». Знакомство с видами проектов.

Понимать: значение проектов в жизни человека.

Придумать с помощью родителей названия проектов.

7.09

2.

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

Знать: правила поведения в библиотеке.

Научиться выбирать нужную литературу.

14.09

3.

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными  изданиями»

Научиться выбирать нужную информацию в энциклопедии, словаре, справочнике.

21.09

4.

Проект «Школа» (обсуждение)

История происхождения школьных принадлежностей.

Научиться составлять план для выполнения задания (алгоритм). Научиться работать самостоятельно и в коллективе. Сбор материала для исследования.

28.09

5.

Кто изобрел перо.

Изготовление ручки из пера. Сбор материала для исследования.

5.10

6.

История карандаша.

Сбор материала для исследования.

12.10

7.

История шариковой ручки.

Сбор материала для исследования.

19.10

8.

Кто изобрел бумагу.

Сбор материала для исследования.

26.10

9.

Когда появились первые книги.

Изготовление книжки-малышки.

2.11

2 четверть (6ч)

10.

Кто написал первую энциклопедию.

Рассматривание энциклопедий. Создание своей странички для классной энциклопедии.

16.11

11.

Как возникли библиотеки.

Защита проекта.

Экскурсия в библиотеку. Заметка в стенгазету о школьной библиотеке.

23.11

12.

Проект «Дом» (обсуждение)

Составление плана работы над проектом.

30.11

13.

История посуды

Правила сервировки стола. Сбор материала для исследования.

7.12

14.

Аквариум

Создание коллективного панно «Аквариумные рыбки». Сбор материала для исследования.

14.12

15.

История игрушки

Изготовление игрушек из разных материалов. Сбор материала для исследования.

21.12

3 четверть (10ч)

16.

Мебель в нашем доме

Конструирование мебели. Сбор материала для исследования.

28.12

17.

История бытовой техники

Освоение безопасного обращения с бытовыми приборами.

11.01

18.

Защита проекта.

Коллективная творческая работа по созданию альбома «История дома».

18.01

19.

Проект «В мире животных» (обсуждение)

Составление плана работы над проектом.

25.01

20.

Домашние питомцы

Фоторассказ о домашних питомцах. Сбор материала для исследования.

1.02

21.

Птицы зимой

Изготовление кормушек для птиц. Сбор материала для исследования.

8.02

22.

Дикие животные

Освоение правил поведения при контакте с дикими животными. Сбор материала для исследования.

15.02

23.

Всё о насекомых

Создание коллективного панно «Насекомые в природе». Сбор материала для исследования.

22.02

24.

Защита  проекта.

Выступление с проектами перед одноклассниками.

1.03

25.

Проект «В мире цветов» (обсуждение)

Составление плана работы над проектом.

8.03

4 четверть (9ч)

26.

Цветы в природе, цветы на клумбах, цветы в доме.

Правила ухода и бережного  отношения к  цветам.

Сбор материала для исследования.

15.03

27.

Цветы в аптеке

Научатся способам лечения травами и цветами. Сбор материала для исследования.

22.03

28.

Правила составления букетов 

Правила составления букетов-икебана. Сбор материала для исследования.

5.04

29.

Оформление презентации.

Оформление полученной информации на КП. Выполнение презентации  к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций.

12.04

30.

Подготовка публичного выступления.

Как подготовиться к защите. Распределение  материалов к выступлению в группах и выбор формы для защиты исследовательских работ.

Заключительная диагностика.

19.04

31.

Защита проектов.

Выступление с проектом перед одноклассниками.

Выбор лучшего проекта.

26.04

3.05

      32.

Промежуточная аттестация за 2022-2023 учебный год.

Выступление на школьной НПК.

10.05

33-34.

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

Анализ исследовательской деятельности. Выбор тем на следующий учебный год.

17.05

24.05

 

7. Учебно-методическое обеспечение.

1. ФГОС НОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;

2.  Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/

3.  Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru

4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. 3-е изд., перераб. — Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД Фёдоров, 2010. — 192с.

5.  Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. — Ярославль: Академия развития, 2010. — 124с.

6. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000.

7. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное образование. 1999. №10. С. 152-158.

8. Всесвятский Л.С. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.

9. Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. — Росмэн-Пресс, М., — 2006г. — 144с.

10. Большая детская энциклопедия. Том 8. Астрономия, — Астрель. М., 2009. — 688с.

11. Детская иллюстрированная энциклопедия. Дорлинг Киндерсли. — АСТ. — М., 2005. — 800с.

12. Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. — Махаон, — М., 2010. — 256с.

13. Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. — Махаон, — М., 2007. — 256с.

14. Сайт «Детские электронные презентации и клипы» — Режим доступа: http://viki.rdf.ru/

15. Сайт «ПроШколу.ру — все школы России» — Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/Сайт журнала «Начальная школа» — Режим доступа: http://n-shkola.ru/

16. Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др. — Волгоград: Учитель, 2009.  

8. Планируемые результаты изучения курса.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников должны быть сформированы следующие способности:

-рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

-целеполагать (ставить и удерживать цели);

-планировать (составлять план своей деятельности);

-моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Обучающиеся должны научиться:

-видеть проблемы;

-ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"

Основные идеи курса: В увлекательной игровой форме освоить мультимедийные возможности интегрированной творческой среды на базе языка Лого, необходимые для работы в курсах Математики (Учимся считать), ...

Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность"

Учебная программа созданная на основе авторской (Пахомова Н. Ю.) программы для учащихся 2-4 классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ , ПЕРВЫЕ ШАГИ"

Цель программы –Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся....