Творческий отчет
материал
Отчет по теме самообразования "Формирование читательской компетенции на уроках в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_kompetentsii.docx | 649.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Современная система российского образования предполагает новый критерий измерения результатов обучения – компетенцию. Главное место в перечне компетенций занимает читательская компетентность.
Обращаясь к Федеральному Государственному Стандарту начального общего образования, мы увидим, что читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в звуко-буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях.
Но как показывает практика, у детей и их родителей отсутствует интерес к художественным книгам, низкий уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики, употребление ненормативной лексики.
Учитель и родители озадачены вопросом. Как же учить чтению, что бы дети полюбили книги? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.
Перед современным учителем встает цель – воспитать грамотного, квалифицированного, творческого и талантливого читателя. Умение читать не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения, а должно совершенствоваться на протяжении всей жизни человека в различных ситуациях жизни, деятельности.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- развитие потребности в самостоятельном, инициативном чтении посредствам использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
- развитие читательской компетентности через организацию и проведение урока литературного чтения, творческих игр, занятий с элементами театрализации;
- стимулирование творчества детей.
Всё это в совокупности позволит выпускнику начальной школы научиться:
- осознанно, правильно, выразительно читать;
- извлекать из текстов полезную и интересную информацию;
- самостоятельно выбирать книги для чтения;
- работать с разными источниками информации (словарями, энциклопедиями, справочниками, в том числе на электронных носителях);
- работать с устными и письменными текстами;
- составлять план письменного текса и создавать письменный текст;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.
« Формирования читательской компетентности учащихся на уроках русского языка и литературного чтения.»
Первый этап приобщения детей к чтению направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.
Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. В результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.
Под навыком чтения подразумевают:
- умение правильно прочитывать слова;
- понимать смысл текста;
- выразительно читать;
- выдерживать оптимальный темп чтения.
Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.
Предлагаем ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, и способные обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.
Этапы формирования читательских интересов:
6 – 7 лет, интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
8 – 9 лет, учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8 – 9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
9 – 10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.
Основная цель работы в направлении формирования читательской компетентности.
Научить:
- осознанно, правильно, выразительно читать;
- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
- самостоятельно выбирать книги для чтения;
- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- самостоятельно выбирать книги для чтения.
Этапы формирования читательской компетентности младших школьников.
Этапы читательской подготовки. | Класс | Виды уроков чтения |
Подготовительный. | 1 класс | Обучение грамоте и занятия внеклассным чтением |
Начальный. | 2 класс | Уроки классного и внеклассного чтения |
Основной. | 3 класс | Уроки классного и внеклассного чтения |
Заключительный. | 4 класс | Уроки классного и внеклассного чтения |
Этапы формирования читательской компетентности.
Этап | Круг чтения | Правила и приёмы самостоятельной читательской деятельности | Виды библиотечно-библиографической помощи | Основные понятия |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | - детская художественная книга объемом 8 – 30 страниц в типовом оформлении; - равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о ее героях, о детях, о животных, о растениях, о приключениях и волшебстве; - произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1 – 2 страницы. | - восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя; - ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух; - освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор; - узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей. | - книжная выставка - рекомендательный плакат | - рисунок; (иллюстрация), - обложка, - надписи, - страницы, - заглавие (книги, произведения), - фамилия автора; -понятия, которые будут углубляться: - книга-произведение, книга-сборник, - темы чтения, - книжная выставка. |
НАЧАЛЬНЫЙ | - детская художественная и научно-художественная книга объемом 8 – 30 страниц с усложненным оформлением; - дифференциация тематики чтения по жанрам; - произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов; - произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов. | ориентировка в книге и в группе книг (2–4) до чтения | - усложненный рекомендательный плакат; - книжная выставка – авторская и тематическая; - картотека обложек. | - название книги (заглавие, фамилия автора); - переплет, корешок; - оглавление (содержание); понятия, которые будут углубляться: - сборник – авторский и тематический, - темы чтения, - картотека, карточка (на книгу). |
ОСНОВНОЙ | - русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц – только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения); -детский журнал, газета (по выбору учителя); вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются книги о смелых и умных людях, о жизни ребят-сверстников, детей интересуют книги познавательного характера о жизни животных и растений, учащиеся начинают обращаться к энциклопедической литературе для детей, для многих детей любимыми являются сказки народов разных стран. | - ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной уроком целью; - воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам; - освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр – авторы. | - рекомендательный список; - тематическая картотека. | - тема чтения, - книга, соответствующая теме, - книга, соответствующая личным возможностям, - титульный лист, - предисловие, - послесловие, - прикнижная аннотация. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ | - русская, современная, зарубежная детская книга – художественная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур; - детская периодическая печать; - вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются исторические повести и рассказы, автобиографические повести о детстве и повести с документальной основой (о Великой Отечественной войне, о героях, о замечательных людях), приключенческая детская книга, книги о писателях, художниках, артистах. | - ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью; - воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану; - обращение к справочной литературе и материалам из периодики; - освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги. | - печатный рекомендательный указатель книг; - каталог. | - возможные цели чтения; - доступный круг чтения; - основные и дополнительные источники при самостоятельном чтении; - периодическая печать; - описание книги на карточке, авторская и тематическая картотека. |
Подготовительный этап.
Это этап обучения детей читательской азбуке. На нём дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.
Формирование интереса к чтению книг идет во время уроков литературного и внеклассного чтения и во внеурочное время.
Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:
- Речевая разминка (чистоговорки (см приложение 1), скороговорки).
- Анаграммы (методика развития техники чтения по системе В. Б. Эдигей).
- Жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе И. Т. Федоренко (см приложение 3).
- Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.
С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:
- «Цепочки слов»,
- «Слог и слово» (см приложение 2),
- «Кто больше?»,
- «Задом наперёд»;
- «Подскажи словечко».
Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:
- наглядные пособия;
- демонстрационные картины;
- учебные таблицы,
- иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;
- книги;
- электронные презентации.
Занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе обучения строятся по следующему алгоритму:
- показ учащимся книги, которую предстоит читать;
- подготовка детей к восприятию избранного произведения;
- чтение учителем этого произведения вслух;
- рекомендации к самостоятельной работе дома.
На уроках важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой детей.
В ходе бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора.
На подготовительном этапе развития читательской компетентности особое внимание также уделяется самостоятельной работе учащихся с детскими книгами. При этом механизм читательской деятельности школьников зависит от взрослого читателя.
Начальный этап.
Второй этап формирования читательской компетентности посвящён активным и продуктивным способам совершенствования читательской самостоятельности.
На каждом занятии начального этапа в качестве учебного материала выступает не одна, а группа книг от двух до пяти и не обязательно в типовом оформлении.
Структура занятия меняется, т.к. выдвигаются новые учебные задачи – учить детей ориентироваться в группе книг, и тренироваться в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой книги. Структура занятия на начальном этапе включает две части.
Первая часть:
1. Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин).
На этом этапе используются следующие упражнения:
- определение темы урока по ряду книг, которые надо последовательно рассмотреть и сопоставить;
- ориентировка в группе книг и выбор нужной книги по заданным учителем признакам;
- ориентировка в группе книг – самостоятельное озаглавливание книжной выставки и решение вопроса о том, можно ли ее дополнить какой-то новой книгой, предложенной учителем.
2. Чтение учителем вслух художественного произведения (до 7 мин).
3. Беседа – рассуждение о прочитанном.
Вторая часть:
1. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать, то есть рассматривание книги до чтения, предугадывание о чем она (до 5 мин).
2. Чтение учащихся про себя названого учителем произведения – самостоятельно (до 10-12 мин).
3. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения – рассматривания книги и прочитанного из нее произведения в коллективной беседе – дискуссии (до 7-10 мин).
4. Рекомендация к внеурочной деятельности с книгами на текущую неделю (1-2 мин.)
Части урока можно менять местами.
Особое внимание следует уделить развитию оперативной памяти. Это связано с тем, что в возрасте 8-9 лет ребенок при чтении предложения из 8-10 слов, дочитав до середины, часто забывает первое слово, в результате чего не может уловить смысл предложения – увязать все слова воедино.
Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников станут зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко (см. Приложение 3) .
Основной этап.
Этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.
На основном этапе учитель отрабатывает умение ориентироваться в книгах, выбирать их, соотнося со своими возможностями и потребностями, и читать, пользуясь приобретенными знаниями, на максимально доступном уровне; а также сосредотачивает внимание детей на умении вчитываться в текст произведения, запоминать его, заучивать наизусть отрывки и формирует привычку читать способом изучающего чтения. Цель самостоятельного чтения детям пока предлагает учитель, указывая признаки книг, предпочтительных при выборе. В процессе этой работы дети опираются на все знания, умения, навыки по чтению, приобретённые к моменту деятельности и закрепляют их.
Развитие читательской памяти и кругозора позволит детям в случае необходимости действовать в мире книг уверенно, со знанием дела, то есть проявлять читательскую компетентность.
Заключительный этап.
На заключительном этапе у учащихся формируются основы самообразования – самостоятельный в соответствии с индивидуальным интересом выбор книг по заданной теме или по собственной потребности в различных областях знаний. Чтение из цели превращается в средство решения образовательных и личностных задач ребенка (проведение исследования, подготовка проекта, помощь школьной библиотеке, проведение занятий с малышами, участие в конкурсах и др.). Учитель становится консультантом, помощником, он поощряет, нацеливает каждого ребенка на продвижение в формировании квалифицированного читателя.
С первых дней пребывания ребенка в школе, т. е. в период обучения грамоте, учитель должен в увлекательной форме организовать отработку навыков осмысленного и выразительного чтения. Качественным источником совершенствования процесса обучения чтения является игра.
Но для того, чтобы учитель мог применять игры успешно, он должен хорошо знать, что каждая игра, даже дидактическая, имеет свою логику. Она развертывается в условной, воображаемой ситуации для развития игрового сюжета.
Именно те ученики, которые были наименее склонны к серьезной и систематической тренировке в технике чтения смогут преодолеть первые технические трудности чтения через игру. Игра расширяет кругозор детей, способствует развитию правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения; способствует совершенствованию способа чтения (от плавного слогового к чтению целыми словами).
Игра «Слог и слово» (см. приложение 2) направлена на закрепление речевых навыков и значительно расширяет диапазон фонематического восприятия и навыков чтения.
Для отработки навыка чёткого произношения слов читаются чистоговорки (см. приложение 1), сначала читают медленно, потом быстро.
Также на уроках обучения грамоте в игровой форме, можно использовать следующие упражнения:
- чтение слов, начинающихся с указанной буквы... (со слога...);
- чтение слов, начинающихся с большой буквы;
- чтение слов-названий животных (деревьев, овощей, мебели, транспорта);
- прочитать первое (последнее слова в предложении);
- прочитать двух (трёх-, четырёх-) сложные слова;
- прочитать слова в предложении, которые надо прочитать громко (тихо), быстро (медленно);
- прочитать предложения с восклицательным (вопросительным) знаком;
- «подписать» предложением иллюстрацию на странице букваря;
- прочитать ответ на вопрос;
- прочитать слова определённого героя;
- прочитать отрывок, который можно произнести радостно (весело, печально, строго, с мольбой и т. д.).
Нужно обращать внимание на другой тип вопроса, тоже принципиально важного - «Найди слово «осень», «Найди предложение «А там Нина и Вика».
Задания этого типа направляют на главную сущность чтения - соотношение звукового образа слова с его графическим образом, на целостное восприятие оптического образа слова.
Когда ученику даётся задание «Прочитай первое слово», он часто за буквами не видит слова и читает, как может: умеет, например, читать по слогам и читает по слогам. Навык чтения словами формируется медленно. Для того, чтобы читать со скоростью, с какой мы говорим, большинство слов в тексте должно быстро опознаваться, а не собираться по слогам, синтезироваться. Для чтения важно накапливание зрительных образов слов, опознание их «в лицо», связь звукового образа с графической длинной слова с выступающими над строкою и под строкою элементами букв и др.
В каждом классе постепенно задания усложняются:
- Чтение текста с целью деления на части и составления плана.
- Чтение по готовому плану.
- Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение цепочкой по абзацу.
- Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
- Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Чтение самого красивого места в тексте.
- Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком).
- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста и т. д.
Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности происходит от развернутой громко речевой формы чтения вслух до чтения про себя, осуществляемое как умственное действие.
Рассмотрим два уровня восприятия художественного произведения, характерных для учащихся I -II классов и III - IV классов.
Учащиеся I - II классов не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно»; читатель шести – восьми лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения.
Обучение выразительному чтению младших школьников подразделяется на три этапа.
Первый этап работы над выразительным чтением — это подготовка слушателя к восприятию произведения. Готовясь к выразительному чтению, учитель стремится глубоко и ясно представить изображаемую жизнь, нужно понимать каждое слово, каждое выражение в тексте.
Второй - первое знакомство с произведением, которое в школе обычно осуществляется путем выразительного чтения произведения учителем.
Третий - чтение текста про себя.
Для совершенствования выразительной речи младшего школьника необходимым является формирование комплекса речевых умений.
Приведу пример нескольких упражнений над выразительностью речи.
Упражнение 1.
Медленно-медленно-быстро.
Первый раз прочитайте скороговорку медленно, второй раз – быстрее, третий раз – очень быстро.
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
Упражнение 2.
Тихо-громко.
Первый раз прочитайте стишок тихо, второй раз громче, третий раз очень громко.
Гусь гнездо своё чинил,
Гусь считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет:
Заучить считалку хочет!
Упражнение 3.
Читаем с разной интонацией.
Осторожная лисица Подошла к ручью напиться. | |
Наклонилась, а вода Неподвижна и тверда. |
Все эти упражнения направлены на развитие умений и навыков использования в процессе чтения разнообразных средств выразительности, отражающих смысл текста и его эмоциональную окраску.
Средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются в упражнениях по технике речи. Сюда входят упражнения на дыхание, отработку дикции и владение голосом.
Например:
Чтобы научиться читать выразительно, необходимо правильно дышать.
«Покатился карандаш».
Присядь на корточки около стола, положи перед собой карандаш и подуй на него так, чтобы он покатился.
«На одном вдохе».
На одном вдохе прочитай гласные.
И → Э → А → О → У →Ы
К каждому гласному звуку прибавь любой согласный звук и прочитай на одном выдохе.
Упражнения сначала выполняются под руководством учителя, а затем можно предложить учащимся выполнять их самостоятельно.
Учащиеся III - IV классов уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее. Воображение этих учащихся достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства. У учащихся, находящихся на этом уровне, появляется сопереживание автору, то есть они разводят свою собственную читательскую позицию и позицию автора.
Для обогащения субъективного опыта учащегося применяются следующие приёмы анализа литературного произведения.
∙ Анализ образа конкретного героя (текст письменный и устный).
∙ Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов). Для реализации этих приёмов следует применить технологию деятельностного метода, которая позволяет на уроках по разным учебным дисциплинам включать школьников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий.
∙ Составление детьми вопросов к тексту аналитического характера. Восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации. Критическое осмысление текстов.
∙ Рассказ от имени героев (речевое развитие).
∙ Работа с иллюстрациями к произведению.
∙ Театрализация.
Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения я применяю задания следующих видов:
∙ Комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки)
∙ Литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности): знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях
∙ Тесты по изученному произведению, теме, разделу
∙ Тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного
∙ Диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности
∙ Комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия)
∙ Итоговые тесты (вид комплексной разноуровневой контрольной работы) ∙ Контрольные работы для проверки умений работать с книгой
«Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение».
Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.
Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.
ПАМЯТКА.
Правила чтения и обращения с книгой.
- Не берите книги грязными руками.
- Читайте, сидя за удобным столом.
- Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.
- Не делайте пометок в книге ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой.
- Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.
- Не читайте на ходу и при движении транспорта.
- Не читайте до усталости. Через 20–30 минут делайте перерыв в чтении.
- Храните книги на закрытых полках.
Как надо готовить чтение.
- Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.
- Прочитайте несколько раз эти слова.
- Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.
- Прочитайте текст повторно, перескажите его.
Учитесь читать правильно.
- Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
- Старайтесь понять то, о чем читаете.
- При чтении будьте внимательны к каждому слову.
- Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.
- Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.
Выработка умения отвечать на вопросы
по прочитанному тексту.
- Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).
- Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).
- Найдите в тексте ответ на каждый вопрос. (Вопрос следует отметить галочкой.)
- Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.
Выработка умения составлять рассказ о герое
(или выборочный рассказ по одной сюжетной линии).
- Прочитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).
- Определите, о чем говорится в каждом отрывке.
- Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).
- Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.
- Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.
- Составьте рассказ про себя.
- Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.
- Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.
Выделение главной мысли рассказа.
- Внимательно прочитайте рассказ.
- Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.
- Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.
- Определите главную мысль рассказа.
Работа над сказкой.
- Как называется сказка? Кто ее сочинил?
- Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
- Кто в сказке действует? Какие это герои?
- Какие события описываются в сказке?
- Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
- Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
- Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?
- Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?
Работа над басней.
- .Как называется басня? Кто ее автор?
- Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?
- Кто действует в басне?
- Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
- Что осуждается в басне?
- Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
- Что должен понять из этой басни читатель?
- Какое выражение басни стало крылатым?
Работа над стихотворением.
- Назовите стихотворение и его автора.
- Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?
- Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?
- Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?
- Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
- Что вам понравилось в стихотворении?
- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
Работа над лирическим стихотворением.
- Прочитайте стихотворение.
- Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
- Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?
- Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?
Работа над рассказом
- Назовите рассказ и его автора.
- Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается.
- Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?
- Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?
- О чем вы думали, читая рассказ?
Работа над эмоционально-психологическим содержанием и выразительным чтением сказки.
- Как в сказке называют того или иного персонажа и почему?
- Выражает ли имя героя отношение к нему народа-сказочника? Какие средства для этого используются?
- Выделите в тексте части, для которых характерна повествовательная интонация.
- Где в сказке вы слышите интонацию сожаления? Тревоги? Удивления? И т. д.
- Представьте себе образ героя сказки и, читая его слова, передайте его характер при помощи интонации и тембра голоса.
- Передайте с помощью интонации и тембра голоса изменения в речи и поведении героев, связанные с сюжетными событиями.
- Найдите в тексте слова, на которые падает логическое ударение, выделите их голосом при чтении.
- Постарайтесь спеть песенку голосом персонажа, который исполняет ее в сказке. Сумейте передать характер песни и характер персонажа.
Выработка умения составлять план текста (рассказа).
I вариант
- Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).
- Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).
- Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).
- Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).
- Эту же работу выполните при чтении следующих частей.
- Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).
II вариант
- Разделите рассказ на части.
- Мысленно нарисуйте картину к каждой части.
- Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.
- Перескажите прочитанное: близко к тексту, кратко.
Выработка умения пересказывать полно.
- Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).
- Наметьте его основные смысловые части (картины).
- Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).
- Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.
- Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.
Выработка умения пересказывать кратко.
- Перечитайте текст.
- Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).
- Расскажите о главном в каждой части.
- Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.
- Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).
«Формирование читательской компетентности младших школьников через развития навыков смыслового чтения на уроках математики.»
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Важность математического образования в российской педагогике осознается очень серьезно. Математика является обязательным предметом на всех этапах школьного обучения с 1-го по 11-й класс. Кроме того, экзамен по математике входит в число обязательных.
Если мы будем говорить о математической грамотности учащихся, то её развитие напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения.
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром.
Владение смысловым чтением — это метапредметное умение, которое затрагивает как учебную деятельность обучающихся, так и их повседневную жизнь, потому что тесно связано с формированием их информационной культуры.
Опыт работы показывает, что современный ученик не умеет работать с текстом задачи. Он невнимательно читает условие, не может отделить условие задачи от вопроса, не умеет критически оценить полученный результат. Развитие способностей решения задач напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения.
Все выше сказанное определило актуальность выбранной нами темы и позволило обозначить следующую цель: рассмотреть использование приемов смыслового чтения на уроках математики в начальной школе как одно из условий повышения качества математического образования.
Использование приемов смыслового чтения на уроках математики в начальной школе.
Ведь чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:
- осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;
- уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;
- уметь критически оценивать данную информацию;
- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе - умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций.
Предлагаем вам посмотреть этапы решения текстовых задач и их связь со стратегиями смыслового чтения.
- Анализ содержания задачи.
- Поиск пути решения задачи.
- Составление плана ее решения.
- Осуществление плана решения задачи.
- Проверка решения задачи.
Для этого мы организуем определенную систему работы над задачей.
Система работы над задачей.
1. Научить детей различать рассказ литературный и математический (представляется два варианта текста, из которых ребята выделяют математический рассказ и доказывают свой выбор).
Пример:
Литературный рассказ:
До чего же, до чего же
Друг на друга мы похожи!
Даже папа наш порой
Повторяет: "Боже мой!.."
Математический рассказ:
Во дворе играли два мальчика и одна девочка. Всего их было трое.
Содержит числовые данные.
2. Научить различать математический рассказ и задачу.
- По рисункам составляем математический рассказ;
- Чего не хватает, чтобы рассказ стал задачей;
- Что сделать, чтобы ответить на вопрос - решение и ответ;
- Какой вопрос можно поставить к рисунку?
-Какое математическое действие нужно записать к рисунку?
3. Работа с моделью задачи.
Работая над каждой задачей, мы выделяем каждую ее часть, проговариваем эти части, анализируем, делаем выводы и отсутствие какой-либо части задачи приводит к общему нарушению структуры задачи. Придумываем и составляем свои задачи.
Вывод: отсутствие какой-либо части задачи приведет к общему нарушению структуры задачи.
4.Научить различать текст задачи от условия
Прочитайте текст справа и текст слева.
Петя поймал утром двух крабов, а вечером ещё одного. Сколько всего крабов поймал Петя? | Петя поймал утром двух крабов, а вечером ещё одного. |
Задача | Условие задачи |
- Чем отличается текст задачи от текста условия?
5.Работа со схемами краткой записи задач.
Работа с готовыми схемами задач.
Уверены, что приемы смыслового чтения, используемые на уроках математики в начальной школе для решения текстовых задач, вовлечение учащихся в процесс активной деятельности на уроках поможет детям повысить уровень мотивации, уровень сформированности метапредметных УУД учащихся в лучшую сторону, что впоследствии положительно скажется на качестве математического образования.
Существует множество педагогических технологий, которые используют учителя на своих уроках и во внеурочной деятельности, одна из которых технология критического мышления.
Технология критического мышления:
1. Формирует у учащихся образовательные мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.
2. Позволяет формировать и совершенствовать навыки смыслового чтения, умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц.
3. В младшем школьном возрасте помогает учителю переключить ученика с внешней атрибутики на собственно учебную деятельность посредством вовлечения в процесс поиска знаний.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:
- подготовительный – стадия вызова;
- восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
- присвоение информации – стадия рефлексии;
Применение приемов технологии развития критического мышления учащихся на уроках математики.
В контексте смыслового чтения при решении задач роль учителя состоит в том, чтобы организовать и направить детей на решение задачи с помощью наводящих вопросов, научить выделять и находить «главные» слова. Это возможно при помощи диалога и в нем участвуют все дети.
Прием: «Тонкие и Толстые вопросы».
Тонкие вопросы- вопросы, требующие простого, односложного ответа.
|
|
Толстые вопросы- вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
Приём «Составление вопросов к задаче».
Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные;
останутся не использованные данные;
нужны дополнительные данные.
Скорость движения автомобиля 60 км в час, а скорость мотоциклиста на 20 км в час больше. Какое расстояние проедет мотоциклист за 3 часа?
- О каких величинах говорится в задаче? Как удобно составить краткую запись?
- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
- Что узнаем первым действием? (скорость мотоциклиста )
- Что будем узнавать вторым действием? Какой формулой воспользуемся?
- Посмотрите на формулу нахождения расстояния. Подумайте, как найти время (t) на основании этой формулы? А как найти скорость (V)?
Какие формулы можно составить для этих величин?
«Прием составления краткой записи задачи».
Автобус едет 3 часа со скоростью 40 км/ч. Какое расстояние проедет автобус за это время?
V | t | S |
40 км/ч | 3 ч | ? |
Черепаха прошла расстояние 15м за 5мин. С какой скоростью она двигалась?
V | t | S |
? | 15 мин | 15 м |
Прием «Инсерт».
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Прием используется на фазе «Осмысление» (работа с текстом), таблица с информацией используется на фазе «Рефлексия». Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
1. Чтение индивидуальное.
1.Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал,
+ – новое,
– – думал иначе,
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе (–) Есть вопросы (?)
Например, при изучении единиц времени на стадии вызова ученикам на листах предлагается таблица и дается задание. Записать какие единицы времени они знают. Затем ставится вопрос - Что бы вы хотели узнать о единицах времени? На этапе осмысления учитель предлагает учащимся прочитать текст.
«V»- то, что знаю
| «+» - новая информация | « - » - думал иначе | « ? » - есть вопросы |
Год Неделя Минута Час Месяц |
|
|
|
После прочтения детям предлагается заполнить таблицу и дополнить фразу, в которой дети описывали сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени.
«Кластер» - способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы.
Задача: Всадник едет на лошади со скоростью 8 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 5 часов?
Приём «Синквейн»
Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
ЧИСЛО
Простое, составное;
Считает, отмеряет, хранит;
Оно главный сторож счёта
ПОРЯДОК
Прием “Ключевые слова”
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Например, Закрепление знаний по опорным словам при изучении величин (времени, массы, площади, длины).
Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
- явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Например: задачи с ошибками, с неверной информацией.
На стадии вызова наиболее часто используется приём «Верные, неверные утверждения»: учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ.
Например, при устном счете:
- Произведение 0 и 9 равно 9;
- Сумма 36 и 14 больше 40;
- Разность 80 и 15 меньше разности 80 и 25.
На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к вопросам. Например, при введении понятия
«Площадь прямоугольника» на стадии вызов повторяем свойства прямоугольника через игру "Да - нет"
- Через точку можно провести только одну прямую (нет).
- Прямоугольник - это замкнутая ломаная линия (да).
- Прямоугольник - это четырёхугольник, у которого все стороны равны (нет).
- Треугольник, у которого две стороны имеют равную длину, называется равнобедренным (да).
- Треугольник, у которого один угол острый, называется тупоугольным (нет).
- Площадь - это сумма длин сторон прямоугольника (нет)
Таким образом, на уроках математики можно организовать целенаправленную систематическую работу по развитию приемов смыслового чтения, что будет способствовать реализации системно-деятельностного подхода в обучении и формированию универсальных учебных действий.
Уверены, что приемы смыслового чтения, используемые на уроках математики в начальной школе для решения текстовых задач, вовлечение учащихся в процесс активной деятельности на уроках поможет детям повысить уровень мотивации, уровень сформированности метапредметных УУД учащихся в лучшую сторону, что впоследствии положительно скажется на качестве математического образования.
«Формирование читательской компетентности
младших школьников на уроках окружающего мира».
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника. Одной из особенностей, что отличает их от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. Приемы работы с научно-познавательным и художественным текстом отличаются. Практика школы показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания младшие школьники затрудняются. Учащихся необходимо учить извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.
Успешному усвоению знаний о природе, обществе, человеке, а также исключению механического заучивания учебного материала способствуют приемы работы с текстом, овладение младшими школьниками познавательными универсальными учебными действиями. По предмету «окружающий мир» при работе с учебником, дополнительной литературой необходимо уделить внимание формированию у младших школьников следующих читательских умений:
- целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;
- составлять план к прочитанному тексту;
- умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
- логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;
- отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;
- извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;
- обмениваться сведениями о Родной стране, полученными из источников информации;
- находить в тексте описание к иллюстрациям;
- сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;
- самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;
- готовить сообщения на основе используемой литературы (словарей, энциклопедий, справочников, хрестоматий, других книг).
Для формирования читательской компетенции на уроках окружающего мира часто использую задания развивающего характера, в том числе викторины, кроссворды, ребусы, игры. Дети с удовольствием готовят небольшие сообщения по теме урока
Часть урока отвожу знакомству со справочной литературой и работе с ней. В 3 и 4 классах мы ведем небольшие словарики. Кроме того, на уроках окружающего мира можно использовать и различные справочники, энциклопедии.
В этой работе особенно важно учесть следующее:
а) необходимо приучать ученика обращать внимание на непонятные слова в тексте учебника и обращаться в этом случае к справочной литературе;
б) познакомить детей с особенностями построения справочной книги
(алфавитный порядок, оглавление, указатели и т. п.);
в) в классной библиотеке обязательно должна быть справочная литература, к которой ученики могут обратиться в любой момент.
Чтение дополнительных текстов использую как индивидуальные задания для сильных учащихся. В то время как во время урока работаю с основным составом класса по тексту учебника, сильные учащиеся получают задания: «Прочти дополнительный текст и ответь на вопросы… (расскажи классу)».
Раз в две недели устраиваю на уроке познавательную минутку, во время которой происходит обсуждение интересных фактов из жизни природы, из истории, из современной жизни страны. Подбор содержания для таких познавательных минуток поручаю детям в виде домашнего задания. Темы согласовываем с основным содержанием урока.
Систематически использую на уроках приемы технологии критического мышления через чтение и письмо в начальной школе, так как они является эффективным средством формирования читательской компетенции младших школьников и обеспечения на этой основе повышения качества знаний («Найди ошибку», «Пометки на полях,» составления маркировочной таблицы «Знаю, Хочу, Умею», « Чтение с остановками» и др.)
Любое обучение наиболее эффективно тогда, когда оно приносит радость. Чем лучше ребёнок учится, тем интереснее ему учиться. Использование данных заданий помогает формированию читательской компетентности у младших школьников.
Развитие читательской компетентности способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Влиянием на читательский интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.
.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Чистоговорки направлены на развитие органов артикуляционного аппарата и помогают отработке произношения, какого – то звука при регулярном их повторении.
Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.
Чистоговорки.
Б Ба-ба-ба,ба-ба-ба- Мама, мама, вон труба! Бу-бу-бу,бу-бу-бу- Ты и мне купи трубу! Бе-бе-бе,бе-бе-бе потрубил я на трубе. Ба-ба-ба,ба-ба-ба не нужна уже труба! В Ви-ви-ви, ви-ви- Только много их не рви! Из окошка видит Вова: Подошла к пруду корова. И нахмурил брови Вова, Глаз не сводит он с пруда: Выпьет воду всю корова- Где купаться мне тогда? Г Га-га-га,га-га-га Хочешь, Галя пирога? Гу-гу-гу,гу-гу-гу есть их больше не могу. Ги-ги-ги,ги-ги-ги не нужны мне пироги. Гу-гу-гу, гу-гу-гу и я тоже не могу. Га-га-га, га-га-га где же оба пирога? *** Ги-ги-ги, ги-ги-ги испекли мы пироги. Д Да-да-да,да-да-да- не ходи, Вадим, туда! Ду-ду-ду,ду-ду-ду- Все равно туда пойду. Ди-ди-ди,ди-ди-ди-Ты ж одетый, не ходи! Да-да-да,да-да-да-Ой! Холодная вода! Де-де-де,де-де-де-Вот беда! Вадим, ты где? Ды-ды-ды,ды-ды-ды- Только слышно из воды. Л Ля-ля-ля,ля-ля-ля но от них в пуху земля. Ля-ля-ля,ля-ля-ля все мы любим тополя. Лю-лю-лю,лю-лю-лю тополя и я люблю. *** Ли-ли-ли,ли-ли-ли тополя видны вдали. Ле-ле-ле,ле-ле-ле много их у нас в селе. Ле-ле-ле,ле-ле-ле веселей от них в селе. *** Лы-лы-лы-,лы-лы-лы забивали мы голы. Лу-лу-лу,лу-лу-лу возле окон на полу. Ла-ла-ла,ла-ла-ла не заметили стекла. Лу-лу-лу,лу-лу-лу мы не били по стеклу. ла-ла-ла,ла-ла-ла только нет в окне стекла. М Ме-ме-ме – конец зиме. Ми-ми-ми – пальто сними. Му-му-му- пальто сниму. Мо-мо-мо – емэскимо. Ам-ам-ам – тебе не дам. Н Но-но-но – светит солнышко в окно. Он-Он-Он – вот такой купил батон. З-С За-за-за –уходи скорей гроза. Са-са-са – после дождика роса. Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу. Су-су-су – Кате вымоли косу. Р Ра-ра-ра,ра-ра-ра во дворе у нас гора. Ру-ру-ру,ру-ру-ру собирайте детвору. Ры-ры-ры,ры-ры-ры- покатаемся с горы. Ра-ра-ра,ра-ра-ра очень рада детвора. | Ж Жу-жу-жу, жу-жу-жу В зоопарк пришли к моржу Жа-жа-жа, жа-жа-жа Испугались мы моржа. Же-же-же, же-же-же Сидят птички на морже. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Ближе подошли к моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Повернулись к нам моржи. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Рыбку бросили моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Очень мирные моржи. З зи-зи-зи,зи-зи-зи - обезьянку привези! зя-зя-зя,зя-зя-зя обезьянам здесь нельзя. зи-зи-зи,зи-зи-зи раз нельзя-не привози. *** За-за-за,за-за-за здесь привязана коза. Зы-зы-зы,зы-зы-зы мало травки у козы. Зу-зу-зу,зу-зу-зу отвязали мы козу. За-за-за-,за-за-за залезает в сад коза. Зу-зу-зу,зу-зу-зу привязали мы козу. К Ка-ка-ка,ка-ка-ка вот течет река Ока, Ко-ко-ко,ко-ко-ко там рыбак недалеко. Ке-ке-ке,ке-ке-ке ловит рыбу на Оке. Ку-ку-ку,ку-ку-ку нет удачи рыбаку. Ки-ки-ки, ки-ки-ки -помогите,рыбаки! Ку-ку-ку,ку-ку-ку вот подмога рыбаку. Ко-ко-ко-,ко-ко-ко рыба ловится легко. Ка-ка-ка,ка-ка-ка есть улов у рыбака. Т Та-та-та – у нас дома чистота. Ти-ти-ти – кашу съели всю почти. Ф Фу-фу-фу – вот купили мы софу. Аф-аф-аф – а ещё купили шкаф. Х Хи-хи-хи – сочиняем мы стихи. Ха-ха-ха – где же рифмы у стиха? Ц Це-це-це – царь с царицей во дворце. Ец-ец-ец – шла принцесса под венец. Щ Ощ-ощ-ощ – мы готовим вкусный борщ. Ща-ща-ща – все отведают борща. Щё-щё-щё – вкуснотища! Мне ещё! |
Приложение 2.
Упражнения «Слог и слово» помогают учащимся перейти к чтению целыми словами и отработать навык быстрого чтения.
Слог и слово.
Н ОН-ОНА-ОНИ НОС-НОТЫ-НОРА С СОН-СЫН-СОСНА ОСИ-ОСЫ-ОСА К КОТ-КИТ-КИНО СОК-МАК-ОКНО Т ТУК-ТИК-ТАК-ТОМАТ РОТ-КИТ-КАНАТ Л ЛАК-ЛИС-ЛОВ БАЛ-ВЫЛ-ВОЛ Р РОТ-РАК-РОГ-РИС СОР-ТУР-ТИР-СЫР В ВОЛ-ВАТА-ВИД-ВОДА ЛОВ-СЛИВ-ОВАЛ-ТРАВА П ПОЛ-ПЕНА-ПАРК-ПИЛА ЛАПА-ЛУПА-КЛОП-КРУПА Х ХОР-ХЕК-ХАТА-ХЛЕБ ЗАПАХ-ВОРОХ-ЭХО-СМЕХ Щ ЩИТ-ЩЕПКА-ЩЁТКА-ЩЕЛЬ ЛЕЩ-ОВОЩ-ЯЩИК-ВЕЩЬ ЩУКА-Я-ЩЕ-РИ-ЦА-ЩИ | М МОЛ-МЕЛ-МУЛ-МАЛ ЛОМ-ДЫМ-УМ-НАЛИМ З ЗОНТ-ЗЕБРА-ЗУБ-ЗИМА РОЗА-ВАЗА-ЗОВ-ЛОЗА Б БАК-БЫК-БЕГ-БИНТ ЛОБ-ХЛЕБ-БОБ-КРАБ Д ДАР-ДУБ-ДЕЛО-ДОМ РОД-ПЛОД-ПЛЕД-ЛАД Г ГОД-ГИД-ГУЛ-ГОРОХ ДОГ-МАГ-ЛУГ-ПОРОГ Ч ЧАС-ЧИЖ-ЧАН-ЧУМ МЯЧ-СЫЧ-ВРАЧ-ЛУЧ Ш ШАР-ШИНА-ШУБА-ШОРОХ ШИШКА-ЧАША-НОША-КАША Ж ЖУК-ЖАЛО-ЖИЛЫ-ЖИР УЖ-ЛЫЖИ-ЛУЖИ-ЧИЖ Ц ЦАРЬ-ЦЕХ-ЦИРК-ЦЕНА ЗАЯЦ-ПЕРЕЦ-ЦЕПЬ-ОВЦА Ф ФАРА-ФУРА-ФЕН-ФИЛЕ КОФЕ-РИФЫ-ЛИФТ-КАФЕ |
Приложение 3.
Главная цель зрительных диктантов – развитие памяти и элементарных навыков грамматики и письма.
Тексты зрительных диктантов
(по И. Т.Федоренко)
Предложения | Число букв | Время восприятия (в секундах) |
Набор № 1
| 8 9 10 11 11 12 | 4 4 5 5 5 6 |
Набор № 2
| 12 13 13 14 14 15 | 6 6 6 7 7 8 |
Набор № 3
| 15 16 16 16 16 17 | 8 8 8 8 8 8 |
Набор №4
| 17 18 18 19 19 20 | 8 7 7 7 7 7 |
Набор №5
| 20 21 21 22 22 22 | 6 6 6 6 6 6 |
Набор №6
| 23 23 24 24 24 24 | 5 5 5 5 5 5 |
Набор №7
| 25 25 25 26 26 26 | 4 4 4 4 4 4 |
Набор №8
| 10 15 17 20 21 22 | 5 7 8 10 10 10 |
Набор №9
| 22 22 22 23 23 24 | 7 7 7 7 7 7 |
Набор №10
| 24 24 24 25 25 25 | 5 5 5 5 5 5 |
Набор №11
| 24 25 25 26 26 27 | 4 4 4 4 4 4 |
Набор №12
| 26 26 27 27 28 28 | 4 4 4 4 4 4 |
Набор №13
| 28 29 30 31 32 32 | 4 4 4 4 4 4 |
Набор №14
| 32 32 33 33 34 34 | 4 4 4 4 4 4 |
Набор №15
| 34 35 35 36 36 37 | 4 4 4 4 4 4 |
Набор №16
| 36 36 37 37 38 38 | 5 5 5 5 5 5 |
Набор №17
| 38 39 39 40 41 42 | 5 6 6 6 7 7 |
Набор №18
| 42 43 44 45 46 47 | 7 7 7 8 8 8 |
Литература.
- Сальникова Т. П. Методика обучения чтению [Текст] /учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений Т. П. Сальникова. – М: ООО «ТЦ Сфера», 2001.
- Абрамов А. В. «Читалочка» [Текст]/ дидактическое пособие для учащихся общеобразовательных организаций А. В. Абрамов. –М: «Просвещение»,2014.
- Крупенчук О. И. 30 уроков для обучения чтению [Текст]/-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.
- Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.
- Львов М. Р.. Речь младших школьников и пути её развития [Текст]/М. Р. Львов. – М: Просвещение, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет "Апробация УМК "Перспективная начальная школа"
Четыре года работала по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа". В своем отчете я рассказа о формах. методах работы по этому УМК....
Творческий отчет второклассников
Нам понравилось!...
Творческий отчет "Апробация УМК "Перспективная начальная школа"
В этом отчете я рассказала об УМК "Перспективная начальная школа". С какими знаниями выходят дети по окончанию 4 класса....
Творческий отчет
Творческий отчет учителя о проделанной работе за 5 лет...
Творческий отчет в стихотворной форме
Представляю материал в стихотворной форме для классного часа о здоровом образе жизни....
Творческий отчет
презентация "Развитие орфографической зоркости"...