Песочная терапия для детей ОВЗ
консультация

Тимеркаева Елена Викторовна

Песочная терапия для школьников и детей дошкольного возраста является эффективным методом воздействия на поведение и эмоциональное состояние. Она основана на визуализации внутреннего мира ребенка и представляет собой несложные манипуляции. Проводится терапия с применением мелкого, очищенного песка и небольших предметов (фигурок, ракушек и др.). Методика позволяет ребенку выражать подсознательные обиды, страхи, раздражение и др. Терапия является эффективной, но при этом максимально безопасной и простой в реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Наверняка каждый взрослый в детстве любил играть с песком — строил замки или целые города, прокапывал реки и тоннели, увлеченно искал или же наоборот прятал под песком клады. И совершенно не задумывался о том, что таким образом он выражал свои чувства и отношение к внешнему миру, искал выход из сложных ситуаций и, более того, с большой вероятностью находил их.

Помимо творческого процесса и прекрасной работы воображения, игры с песком позволяют создать мост от бессознательного к сознательному, от внутреннего мира к внешнему, от духовного к физическому.

Песочная терапия помогает высказать то, на что не хватает слов. При помощи песка, воды и фигурок внутренний образ, часто скрытый в подсознании, становится зримым во внешнем творении.

Для многих людей, и особенно для детей, выражение мыслей словами является трудновыполнимой задачей. Однако имеется еще целый арсенал способов их передачи – жесты, мимика и, конечно, использование творческих способов самовыражения. Лепка, рисование помогают выстроить мост между внешним и внутренним мирами, отражая внутренний образ в созданном руками творении. Именно это и является основным принципом песочной терапии.

Для песочной терапии используется множество разнообразных фигурок – люди, животные, растения, транспорт, здания и мосты, кубики, реальные и сказочные персонажи, красивые и ужасные, из естественных материалов и созданные человеком – все, что может пригодиться для сотворения своего мира.

Выбирая фигурки для создания композиции, ребенок может отождествлять с ними себя или конкретную ситуацию в целом, расставлять элементы в определенном порядке, предпочитать конкретные местоположения для каждой из них.

«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе»

Карл Густав Юнг

Особенности проведения песочной терапии для детей

В процессе песочной терапии дети проходят три стадии: хаос, борьба и разрешение конфликта

Хаос: ребенок хватает разные игрушки, беспорядочно расставляет их на песке или перемешивает с песком. На этой стадии ребенок проживает свои эмоции и постепенно справляется с ними. А многократное проигрывание психотравмирующей ситуации в итоге меняет само отношение к ней.

Обычно стадия длится на протяжении нескольких занятий. С каждым разом количество используемых фигурок будет уменьшаться и их размещение в песочнице будет все более упорядоченным.

Борьба: Происходит бессознательный перенос на песочное поле внутренних конфликтов, тревог, обид, сложных ситуаций, агрессии. Существа в песочнице убивают друг друга, идет тяжелое противоборство. Однако через некоторое время может появиться герой, который наведет порядок, восстановит мир и справедливость.

Разрешение конфликта: Ребенок начинает выстраивать осмысленные формы, придерживается сюжета, ведет себя естественно и спокойно.

Польза песочной терапии для детей

Песочная терапия будет полезна всем, однако наиболее актуальна она для детей, которые столкнулись со следующими проблемами:

  • Невротические нарушения: повышенная тревожность, энурез, тики, заикания и прочие
  • СДВГ
  • Фобии, страхи, тревожность, панические состояния
  • Кризисные ситуации (утрата, разлука, развод родителей, рождение сестры или брата)
  • Нежелание рассказывать о себе
  • Конфликтная ситуация со сверстниками
  • Замкнутость, подавленность, низкая самооценка, застенчивость
  • Различные межличностные и внутриличностные конфликты

Однако, помимо психологической помощи ребенку, песочная терапия предоставляет следующие возможности:

  • Помогает увидеть свой внутренний мир, разобраться в себе
  • Способствует навыку самостоятельно находить пути выхода из сложных ситуаций
  • Формирует чувство комфорта
  • Развивает творческий потенциал
  • Формирует образно-логическое мышление
  • Тренирует мелкую моторику рук
  • Снимает мышечное напряжение
  • Строит гармоничный образ мира.

Особое внимание в процессе песочной терапии уделяется расшифровке знаков, используемых малышом или подростком.

Дома и замки из песка, валы с прочными стенами, заборы могут сигнализировать о том, что ребенок испытывает неуверенность. Кроме того, у него имеются некоторые страхи, он нуждается в защите

Хаотичность созданного мира, беспорядок в используемых знаках и символах может говорить и о хаосе и смятении внутри ребенка

Спирали нередко свидетельствуют об усталости, нехватке общения. Они могут символизировать даже ночные кошмары, которые беспокоят ребенка достаточно часто

Нарисованные на песке круги обычно свидетельствуют о желании перемен, а также о недостаточности заботы и любви. Обычно такие дети хотят больше внимания

Отсутствие человеческих фигур может говорить о том, что ребенок хочет отгородиться от окружающих, ощущает страхи, обиду, боль. Обычно дети не используют фигуры людей тогда, когда испытали насилие

Рваные линии и острые углы могут говорить о внутренних конфликтах. Их рисуют дети, которые ревнуют, гневаются, злятся на окружающих. Причем эти эмоции они могут испытывать по отношению как к самым близким людям, так и к сверстникам, с которыми посещают детский сад или школу, играют во дворе

Все знаки расшифровываются специалистом. После завершения игр и «рисования» он делает необходимые выводы. В дальнейшем они обсуждаются с родителями. Если необходима корректировка выявленных особенностей поведения, она проводится.

«Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ»

«Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка».

К. Д. Ушинский

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла?

Да, есть такая игра!

Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель – один жизненный сюжет меняет другим, следуя законом бытия: все уходит и приходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, швейцарским психотерапевтом, сначала он рекомендовал использовать песок в целях диагностики и коррекции эмоционального состояния детей. Позднее, Г.М. Грабенко и Г.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр для сказкотерапии, назвав из коррекционно-развивающими.

Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить замки и т.д. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фонтазирует , и в то же время, учится работать и добиваться цели.

В современном обществе все чаще возникает проблема воспитания и обучения детей, имеющих особенности в развитии. В нашей школе есть дети с задержкой психического развития, речевого развития, аутисты, дауны и т.д. Для таких детей характерны снижения познавательной активности, бедность запаса сведений об окружающем мире, это приводит к тому что школьники не приобретают многих самых элементарных знаний и представлений. С ними наиболее важно использовать нетрадиционные формы работы.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др). Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия.

«Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи коррекции, и главную задачу развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

Обучающие игры.  

Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие
различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Главное, идет обучение письму и чтению.

Познавательные игры.

С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Игры на знакомство с окружающим миром (тем, что рядом с нами: животные, насекомые, моря, транспорт и т.д.)

Проективные игры.

Направлены на коррекцию и развитие ребенка.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

На стадии "хаоса" ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через "хаос" происходит постепенное "проживание" психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия "хаоса" может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.

Стадию "борьбы" можно наблюдать у сложных детей. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.

На стадии "разрешения конфликта" можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Так, К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

Основные принципы игр на песке:

  1. Создание естественной стимулирующей среды
  2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.
  3. Формирование и усиление положительной мотивации к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
  4. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

Например, оказавшись в роли Спасителя принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.

Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Таким образом, актуальность использования игр с песком определяется, во-первых, решением речевых задач; во-вторых, развитием связной речи; в-третьих, развитием мелкой моторики кисти руки.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.Эти методы терапии принадлежат к числу...

«Использование песочной терапии при обучении детей с ОВЗ».

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя коррекционных классов становятся перспективным средством при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В качестве ведущих характер...

Песочная терапия для взрослых и детей

Мастер-класс для педагогов по работе с песочными столами в урочной и внеурочной деятельности....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ...