Песочная терапия для взрослых и детей
план-конспект занятия (1 класс)
Мастер-класс для педагогов по работе с песочными столами в урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pes.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Абатская СОШ № 1
Мастер-класс для педагогов
Тема: Песочная терапия для взрослых и детей
Выполнила: А.С.Косарева
Учитель начальных классов
МАОУ Абатская СОШ № 1
2020 год
Песочная терапия для взрослых и детей
Цель: Познакомить с возможностями песочной терапии в развивающей работе с обучающимися в урочной и неурочной деятельности.
Задачи:
-поделиться опытом использования песочной терапии в развивающей работе с обучающимися в урочной и неурочной деятельности;
-наглядно продемонстрировать данный метод коллегам.
Оборудование, используемое в процессе работы: стол для рисования песком, песок кварцевый (сухой), скребок, влажные салфетки, ноутбук, веб-камера, видео-презентация, раздаточный материал.
Ход мероприятия
Демонстрация видеоролика «С весной»
Уважаемые коллеги я не зря продемонстрировала вам ролик в начале нашего мероприятия, как вы уже заметили он создан с помощью песочной студии. И вы обратили внимание на то, как интересно и необычно над изображением картин работает художник.
У каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия. В первую очередь , песочная терапия– это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Занятия песочной терапией дают ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов. Занятие песочной терапии начинается с того, что я даю задание создать картину своего настроения, и ребенок выбирает наиболее привлекательные для него.
Для детей песок – это не только способ позабавиться с приятным природным материалом. Терапия имеет вполне прикладное значение для умственного и физического развития детей, А именно помогают:
- освоить цифры и буквы; различать «право» и «лево», день и ночь; ориентироваться во временах года; тренировать память; развивать наглядно-образное мышление.
- Песочные столы можно применять не только как терапию, но и включать в урочную и не урочную деятельность школьников. Все зависит от того насколько возможно применение этой песочной студии. Они хорошо подходят для проведения уроков изобразительного искусства, технологии и окружающего мира. Но это не весь список предметов, можно и применять на других.
(Слайд1)
Обучающиеся первых классов нашей школы впервые познакомились с песочными столами в молодёжном центре. Целью нашего посещение было проведение урока изо в трансформируемом пространстве. На тот момент наша задача состояла в том, чтобы детям наглядно объяснить о том, что песок не просто природный или строительный материал, а ещё и то, что он может быть и художественным материалом, с помощью которого создают настоящие шедевры.
. Такие чудеса на песке способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, творческой фантазии, помогают в познании своего внешнего и внутреннего мира. Но прежде чем начать работать с песком нужно познакомиться с несколькими упражнениями необходимыми при работе.
(Слайд 2)
Существует набор упражнений, которые позволяют детям лучше освоиться с новым непривычным материалом . Как правило, эти манипуляции применяются на этапе знакомства.(Упражнения выполняются педагогами по ходу знакомства)
- 1.Положить ладошки на песок и описать, какой он на ощупь.
- 2.Нарисовать пальцами змейку, выполняя красивые волнистые линии.
- 3. Пересыпание песка из кулачка в песочницу также помогает лучше прочувствовать материал.
- 4. Поздоровайтесь каждым пальчиком с песочком. Для этого положите ладошку в песочницу и закройте глаза.
(Слайд 3)
Помимо упражнений есть определенный набор игр для песочных столов. Сейчас я вас познакомлю с этими играми. Для этого приготовим свои ручки.
- 1.Оттиски рук. С помощью этого упражнения малыш учится оценке ощущений.. Рука вдавливается и погружается в поддон.
- 2.Дождик или водопад. Данная игра – хорошее средство для снятия напряжения в мышцах и агрессии. Необходимо пересыпать песок из одной руки на тыльную сторону другой.
- 3. Создание узоров. Нарисовать на песке с помощью пальцев, кулачков, кистей разнообразные узоры, а затем рассказать, что они обозначают или символизируют. Это могут быть цветы, животные, ветки и др.
- 4. Прятки. Ребенку на выбор предлагается несколько предметов, которые он должен закопать в песок, а затем выкопать и рассказать о всех спрятанных предметах.
5. Проигрывание сюжета. Педагог предлагает ребенку создать собственный мир, использовав на выбор миниатюрные фигурки.
Свойства песка волшебны настолько, что позволяют оживлять уже знакомые сказки, а ребенок при этом уже не зритель, но участник и даже режиссер. Видя результат своей деятельности, ребенок учится быть ответственным, развивает новые качества.
Слайд 4
На своём личном опыте мы с ребятами попробовали создать с помощью песка уже знакомую сказку «Репка» на уроке окружающего мира. Тема урока «Народная сказка» не составила нам затруднений и я выбрала наиболее знакомую для ребят.
Для начала я показала им видеоролик сказки, созданный художником, а затем каждый из них выбрал тот эпизод, который им наиболее интересен. Прежде чем начать работу я ознакомила детей с техникой безопасности, а также упражнениями, которые помогли им при работе.
Ребятам нравятся путешествия в песочную страну, где главным героем является песочный человек или волшебник. Я заранее придумываю сказку, затем читаю ее детям и они изображают, то что представили . У каждого ребенка свой результат, ведь именно в такой работе они не подглядывают и не срисовывают, а являются собой.
Сейчас вы немного побудите моими учениками и мы вместе с вами отправимся в песочную страну.
Практическое занятие
Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!
« СКАЗКА О ПЕСОЧНОМ ГОРОДЕ». Играет музыка
В одном городе, под названием, Песочный, жили маленькие жители – песочные человечки. Они были очень трудолюбивые ребята, и свой город построили своими руками. В городе всё было песочным: песочные домики, песочные деревья и даже песочные клумбы с цветами из песка. Каждый день жители города лепили фигуры из песка: машины, лошадки, качели и другие игрушки. Посреди города было красивое озеро, воду из которого человечки использовали для лепки фигур.
Но однажды в город прилетела злая колдунья, и решила высушить озеро.
«Нет озера, нет песочных фигурок!» - подумала она. И озеро высохло….
Опечалились жители Песочного города, попробовали лепить из сухого песка, ничего не получается. Собрались человечки вместе, и стали думать, как им быть?
« Вот что дорогие соседи, - сказал пожилой песочный человечек, - а с колдуньей придётся помириться!»
«Но как, - удивились остальные жители. Она ведь нас терпеть не может, она злая.»
Решили человечки задобрить колдунью, чтобы она превратилась в добрую фею. Захотелось им построить прекрасный песочный дворец. Прилетела колдунья, увидела прекрасный дворец, только немного недостроенный. Когда она спросила, для кого этот дворец, песочные человечки сказали что для неё, и очень огорчились, что не могут закончить работу, потому что в городе нет больше ни капли воды.
И тут с колдуньей свершилось чудо, она решила расколдовать озеро с водой. Озеро мгновенно заполнилось чистой, светлой, прозрачной водой. Человечки, поблагодарив колдунью, принялись достраивать замок. Колдунья вошла в замок и на глазах у изумлённых жителей превратилась в прекрасную фею. Человечки благодарили фею за воду, а фея благодарила человечков за прекрасный замок, и за то, что они помогли ей стать доброй. Она предложила жителям песочного города дружбу и защиту. Все засмеялись и захлопали в ладоши. Так добро и умелые руки победили злое сердце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.Эти методы терапии принадлежат к числу...
Песочная терапия (песочный стол) в логопедической работе с детьми с ОВЗ
Для родителей, учителей-логопедов....
«Использование песочной терапии при обучении детей с ОВЗ».
Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя коррекционных классов становятся перспективным средством при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В качестве ведущих характер...
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ...
«Песочная терапия как средство развития познавательной активности детей младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта»
Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии....
Песочная терапия для детей ОВЗ
Песочная терапия для школьников и детей дошкольного возраста является эффективным методом воздействия на поведение и эмоциональное состояние. Она основана на визуализации внутреннего мира ребенка и пр...