ПРОЕКТ "ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве"
статья

Зимина Елена Викторовна
Положение — нормативно-правовой или локальный правовой акт, определяющий основные правила организации и деятельности государственных органов, систем однородных органов, структурных подразделений органа, а также учреждений, организаций и предприятий (филиалов), которые им подчиняются, временно создаваемых комиссий, групп, бюро и других, а также определяет их взаимоотношения с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве

1. Общие положения

1.1. Наставничество в образовательном учреждении вводится для оказания методической помощи молодым специалистам и вновь прибывшим преподавателям, не имеющим опыта работы.

1.2. Наставничество – одна из форм методической работы. Деятельность наставников регламентируется «Положением о наставничестве » и другими нормативными актами образовательного учреждения.

Наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Молодой специалист – начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.

1.3. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, всестороннего развития имеющихся у молодого специалиста знаний в области предметной специализации и методики преподавания.

2. Цели наставничества

Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, формирование в школе кадрового ядра, привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении.

3.Задачи и содержание

Наставник молодого специалиста или вновь прибывшего преподавателя обязан:

  • ознакомить вышеназванных специалистов с деятельностью педагогического коллектива школы; особенностями работы в системе общего образования;
  • помочь проанализировать учебные программы, пояснительные записки к ним;
  • помочь составить рабочие программы, календарно-тематические планы;
  • подобрать материал для занятий, практических и лабораторных работ, контроля знаний обучающихся;
  • оказать методическую помощь в подготовке уроков, подборе дидактических материалов, наглядных пособий, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий, контроля знаний;
  • посещать уроки молодого специалиста или вновь прибывшего преподавателя с последующим тщательным анализом;
  • организовать посещение уроков коллег с последующим совместным обсуждением и анализом;
  • проводить консультации по актуальным вопросам преподавания, практической подготовки обучающихся, подготовки и проведения экзаменов, защиты рефератов, исследовательских работ, проектов;
  • вносить предложения и рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности молодого специалиста, его участии в системе непрерывного образования, стимулирования, прохождения аттестации;
  • помочь разработать программу саморазвития;
  • контролировать и направлять работу молодого специалиста по самообразованию;
  • оказывать помощь молодому специалисту в организации воспитательной работы как классному руководителю;
  • формировать корпоративную культуру, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

4. Порядок назначения наставника

4.1. Наставником может быть преподаватель, имеющий стаж работы по специальности не менее 5 лет, СЗД, Первую или Высшую квалификационную категорию.

4.2. Кандидатура наставника рекомендуется и утверждается на методическом совете школы.

4.3. Директор школы издает приказ о назначении наставника сроком на 1 год.

4.4.Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебной работе и руководители методических объединений, в которых работает молодой специалист.

4.5.Наставник подбирается из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.

4.6. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста.

4.7. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:

  • впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;
  • выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
  • учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).

4.8. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:

·        увольнения наставника;

·        перевода на другую работу подшефного или наставника; привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;

·        психологической несовместимости наставника и подшефного.

4.9. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.

4.10. Для мотивации деятельности наставнику устанавливается надбавка к заработной плате от 1 до 5 баллов «Лист самооценивания педагога». За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором школы по действующей системе поощрения.

4.11. По инициативе наставников они могут создавать орган общественного самоуправления – Совет наставников.

5. Обязанности наставника:

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
  • изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, обучающимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
  • знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
  • вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
  • проводить необходимое обучение;
  • контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
  • разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления;
  • давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
  • оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
  • вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического

6. Права наставника:

  • с согласия заместителя директора по УР (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы; требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.

7. Обязанности молодого специалиста.

7.1.В период наставничества молодой специалист обязан:

  • изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
  • выполнять план профессионального становления в установленные сроки; постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
  • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
  • совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
  • периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

8. Права молодого специалиста

Молодой специалист имеет право:

  • вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
  • защищать профессиональную честь и достоинство; знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
  • повышать квалификацию удобным для себя способом.

9. Руководство работой наставника

9.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе

9.2. Заместитель директора по УР обязан:

  • представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
  • создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
  • посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
  • организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
  • изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;

10. Документы, регламентирующие наставничество.

10.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

  • настоящее Положение;
  • приказ директора школы об организации наставничества; планы работы;
  • протоколы заседаний педагогического, методического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;
  • методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по наставничеству

План работы с молодыми специалистами в МКОУ СОШ №24...

Программа по наставничеству.

НаименованиеОсновные цели программыСроки реализации программыСтруктура программыУчастники программы...

Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год.

ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год. Наставник: воспитатель ГПД Фадеева Валентина Федоровна Молодой ...

Приказ о наставничестве

Приказ о наставничестве...

Современные формы и технологии педагогического наставничества

Рассмотрены как традиционные, так и инновационные технологии работы наставника с начинающими педагогами. Описаны формы работы с молодыми и малоопытными учителями. Определены условия становления профес...

Наставничество

В помощь учителям -наставникам ....

Приказ о наставничестве. План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы (2018 - 2021 гг), приказ о наставничестве 2020 - 2021 уч год

В данной  папке размещены:1) Приказ о наставничестве 2020 - 2021 учебный год2) План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы - Гороховой В.Н. 2018 - 2021 гг...