Развитие техники чтения у младших школьников
консультация
Почти в каждом классе начальной школы есть дети, которые испытывают трудности при чтении: пропускают, заменяют, переставляют буквы и слоги,поэтому медленно читают,с трудом понимают прочитанное. Здесь вы найдете некоторые рекомендации ,как заинтересовать ребенка в чтении, научить быстрее читать и понимать прочитанное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tekhniki_chteniya_u_mladshikh_shkolnikov.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие техники чтения у младших школьников
Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у ребенка навыка чтения, который является фундаментом всего последующего образования. Почти в каждом классе начальной школы есть дети, которые испытывают трудности при чтении: пропускают, заменяют, переставляют буквы и слоги, у них возникают проблемы при слогослиянии и другие ошибки, создающие сложности понимания прочитанного.
Ребёнку, который не умеет хорошо читать, очень трудно выполнять различные задания. Ему неинтересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения ребенку не доставляет никакого удовольствия.
Если подобные нарушения вовремя не исправить, то в дальнейшем они вызовут трудности общения с окружающими, приведут к возникновению у школьника закомплексованности, мешая ему учиться, в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, мы должны проводить упражнения короткими порциями, но с большей частотой. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает.
I. Жужжащее чтение (школа В.А. Сухомлинского)
Ученики читают каждый в своем темпе не менее 5 минут. Одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью. Идет увеличение тренажа в 10 раз.
II. Ежеурочные пятиминутные чтения (школы Монголии, обучение русскому языку)
У каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок начинается с пятиминутки в режиме жужжащего чтения.
5 минут * 4 * 6 = 120 минут в неделю.
III. 3-и эффективных упражнения (Федоренко-Пальченко) 1. Многократное чтение. 1)Начало текста читает учитель 2)Этот же отрывок читают дети в течение одной минуты (одновременно). Отмечают карандашом сколько прочитали. 3)Выразительное чтение этого же отрывка. Сравнивают на сколько больше прочитали.
2. Чтение в темпе скороговорки. 30 сек (По Федоренко-Пальченко)
Предназначено для развития артикуляционного аппарата. Требовать четкого прочтения окончаний слов/не проглатывать.
3. Читаем выразительно с переходом на новую часть текста. Если ежедневно проводить 3 упражнения, длительность чтения в повышенном темпе увеличивается.
IV.Прием стимулирования.
Самозамер скорости чтения. 1 мин. дети читают вполголоса текст каждый в своем темпе. Замечают слово, до которого дочитали, пересчитывают слова и записывают в дневник. Сравнить через неделю.
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Развитие оперативной памяти можно проводить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И. Т. Федоренко (г. Харьков). В каждом из 18 наборов по 6 предложений: первое ("Тает снег") содержит всего два слова из 8 букв, а в последнем - уже 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы.
Как лучше проводить зрительные диктанты? Выпишите на доске либо сразу 5 предложений, которые открываются по одному, либо одно. На прочтение каждого предложения отводится определённое время, которое указывается после него. Дети читают предложение молча, и стараются его запомнить. Предложите закрыть глаза и представить, как оно записано, и повторить его про себя. Затем закрыть написанные предложения. Дети записывают текст. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.
Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)
Диктант 1
1. Тает снег. (8 букв)
2. Идёт дождь. (9
3. Небо хмурое. (10)
4. Коля заболел. (11)
5. Запели птицы. (11)
(Приложение 1.)
В своей практике я давно использую эту методику, что дает положительные результаты, прививает любовь к чтению.
Используемая литература:
В.Н. Зайцев. Резервы обучения чтению
Лалаева Р. И. "Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников", "Союз" С-Петербург 1998
Федоренко И. Т. (г. Харьков) "Комплекс зрительных диктантов"
Алтухова Т. А. "Состояние профессиональной компетентности учителей-логопедов общеобразовательных школ в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения"
Российская Е. Н. "Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»
Отчет о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...
«Использование упражнений для развития техники выразительной речи младших школьников на уроках чтения»
Упражнения по развитию техники выразительной речи...
Развитие техники чтения у младших школьников
Почти в каждом классе начальной школы есть дети, которые испытывают трудности при чтении: пропускают, заменяют, переставляют буквы и слоги,поэтому медленно читают,с трудом понимают прочита...
Совершенствование навыков техники чтения у младших школьников.
Приёмы работы по совершенствованию навыков техники чтения....
Совершенствование техники чтения у младших школьников
Современный анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми....
Развитие техники чтения у младших школьников
Развитие техники чтения у младших школьников...
План самообразования: "Развитие техники чтения у младших школьников"
План самообразования учителя начальных классов по теме" Развитие техники чтения у младших школьников"...