Перспектива.Рабочая программа "СИРС" 1-4 класс.
компьютерная программа (1, 2, 3, 4 класс)
Одним из способов решения задачи формирования ведущей ключевой компетенции «научить учиться», формирования УУД является применение компьютерной системы интенсивного развития способностей (СИРС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП+аннотация | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по (курсу «Система интенсивного развития способностей» СИРС) для 1-4 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана МБОУ СОШ №3, планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования примерной программы начального общего образования с учетом методических рекомендаций авторского коллектива разработчиков компьютерной программы «Система интенсивного развития способностей» для использования программы в образовательном процессе, которые изложены в методических пособиях: Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение. Память. Методическое пособие. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 74с
Одним из способов решения задачи формирования ведущей ключевой компетенции «научить учиться», формирования УУД является применение компьютерной системы интенсивного развития способностей (СИРС).
Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Предусмотрены виды контроля: входной, текущий, итоговый, а также возможность самооценки и самоконтроля.
Формы контрольно-оценочной деятельности на уроке: ПР – практическая работа, Р/К – рефлексивный контроль, Д-диагностика.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Для обучающихся:
Компьютерная программа СИРС 7.0
Для педагога:
Методическое пособие «Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС» Бурова А.Н.
Методическое пособие «Электронное учебное пособие по развитию понятийного мышления старших дошкольников и школьников младших классов» Бурова А.Н., Калашникова Д.Г. и др.
Методическое пособие «Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение, память, мышление» Бурова А.Н., Майорова Е.Г.
Методическое пособие «Развитие понятийного мышления».
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Программные средства:
операционная система Windows;
компьютерная программа СИРС:
тренировочные упражнения,
Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды».
Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры».
Тренажер «Картинки в клетках. Морфинг».
Тренажер «Цифры и буквы».
Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр».
Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени».
Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени».
Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени».
Тренажер «Порядок слов».
Тренажер «Запоминание цветов».
Тренажер «Плоские буквы».
Тренажер «Распознавание букв».
Тренажер «Кубики».
Тренажер «Лабиринты».
Тренажер «Тест Равенна».
Тренажер «Танграм».
Тренажер «Чувство стихосложения».
Тренажер «Переносный смысл слов».
Тренажер «Пословицы».
Тренажер «Фразеологизмы».
Тренажер «Таблица».
Тренажер «Пословицы».
Тренажер «Антонимы».
Тренажер «Текст в строчку».
Тренажер «Текст в столбец».
Тренажер «Чтение текста. Тип тренинга: затирка/закраска.
II. Планируемые результаты освоения курса «Система интенсивного развития способностей» в 1-4 классах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- ответственное отношение к учению,
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию
- формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимальная организация своей деятельности как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
- формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважение к себе, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
- воспитание ответственного отношения к себе и к своему здоровью.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- навыки смыслового чтения;
- компетентность в области использования ИКТ.
Прогнозируемые результаты работы учащихся непосредственно в компьютерной программе СИРС отражены в Содержании курса по разделам.
Школьники должны уметь:
Комплекс Понимание: Понятийное мышление:
- умение выделять существенные признаки понятий,
- уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, увеличение количества правильных ответов и эффективности,
- развитие способностей к образованию суждений как более высокой ступени в развитии абстрактно-логического мышления,
- умение ребенка оперировать смыслом, понимать переносной смысл,
- способность улавливать абстрактное значение тех или иных понятий и отказываться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки,
- достаточность уровня обобщения,
- способность к абстрагированию.
Комплекс Развитие памяти:
- увеличение количества запоминаемых цветов: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд,
- увеличение объема запоминаемой информации за единицу времени, увеличение количества запоминаемых клеток,
- развитие ассоциативной памяти,
- увеличение количества запоминаемых фигурок,
- увеличение количества запоминаемых картинок,
- увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации,
- увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени, затрачиваемого на запоминание.
Комплекс Развития быстрого чтения.
- регулярная диагностики навыков чтения (скорость чтения, усвоение материала, эффективность чтения),
- систематическая работа обучающихся с тренировочными текстами с учетом возрастных особенностей для обучения технике чтения как вслух, так и про себя с подавлением артикуляции,
- исправление типичных ошибок при чтении вслух. Обучение чтению про себя, быстрому чтению младших школьников проводится только при отсутствии типичных ошибок при чтении вслух,
- совершенствование памяти обучающихся.
Мониторинг сформированности личностных и метапредметных результатов освоения программы осуществляется также в рамках соответствующих диагностических мероприятий, проводимых в образовательном учреждении.
Ожидаемые результаты программы:
- будет внедрена в образовательный процесс новая информационная технология (СИРС);
- будет повышен уровень развития интеллектуальных способностей школьников;
- будет обеспечено развитие информационной культуры школьников;
будут сформированы предпосылки учебной деятельности школьников
III. Содержание учебного курса «Система интенсивного развития способностей» в 1-4 классах.
Характеристика содержания курса по каждому тематическому разделу
Компьютерная программа СИРС состоит из ряда комплексов, каждый комплекс включает в себя несколько тренажёров.
1. Комплекс «Понимание»: «Понятийное мышление», «Логическое мышление»
Включает в себя несколько тренажёров, каждый из которых способствует развитию понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, влечёт за собой увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память.
Программа состоит из основных и вспомогательных комплексов. Основные комплексы: Стихи. Понятийное мышление.
Стихи - комплекс содержит 3 тренажёра:
Последовательности: развитие навыков понятийного мышления, логического мышления, процесса анализа, планирования действий и чувства стихосложения.
Окончания: развитие навыков понятийного мышления, смысловой догадки.
Чувство стихосложения: развитие навыков понятийного мышления, смысловой догадки, чувства стихосложения.
Словарь - комплекс содержит 3 тренажёра:
Словарь: пополнение словарного запаса школьников, развитие мышления.
Словарь наоборот: пополнение словарного запаса школьников, развитие мышления.
Глаголы: пополнение словарного запаса школьников, развитие мышления.
Понятийное мышление - комплекс содержит 5 Тренажёров:
Анекдоты: развитие логических аспектов понятийного мышления, смысловой догадки и чувства юмора.
Пословицы: развитие навыков логического аспекта понятийного мышления.
Фразеологизмы: развитие навыков понятийного мышления.
Переносной смысл слов: развитие навыков логического аспекта понятийного мышления.
Существенное понимание: развитие навыков понятийного мышления, навыков отделения существенных признаков от несущественных.
2. Навыки интенсивного обучения.
Комплекс «Развитие памяти»
- тренажеры для развития зрительной памяти;
- тренажер для развития ассоциативной памяти;
- тренажер для диагностики и поэтапного формирования навыков классификации знаний на основе свыше 30 предметных областей.
«Запоминание цветов» - развитие цветной образной памяти.
Тренажёр «Картинки в клетках»
А - клетки воды - развитие образной памяти,
Б - трёхмерные фигуры
В - морфинг, квадратики, спички
Тренажёр «Цифры и буквы» - увеличение объёма оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.
Тренажёр «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти.
3. Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление». При развитии пространственных представлений используется поэтапное формирование умственных действий:
- в плоском случае - тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальном отображением образов;
- в трехмерном случае – тренажеры для работы с развертками куба.
Тренажёр «Плоские буквы» - развитие пространственного мышления,
Тренажёр «Распознавание букв» - развитие пространственного мышления, работа в двух параллельных плоскостях.
Тренажёр «Кубики» - тренинг в трёхмерном пространстве.
Тренажёр «Лабиринт» - развитие пространственного, логического мышления.
Тренажёр «Лабиринты» «Пазлы» - развитие пространственного, логического мышления, ориентировка в пространстве, развитие мелкой моторики.
4. Система развития быстрого чтения
Комплекс позволяет исправлять типичные ошибки при чтении вслух. Обучение чтению про себя, быстрому чтению младших школьников проводится только при отсутствии типичных ошибок при чтении вслух.
- Тренажеры для повышения темпа чтения и подавления артикуляции: в виде строки, столбца, страницы (с затиркой информации и закраской).
- Тренажеры для развития навыков чтения и беглости мышления на основе пословиц и антонимов.
- Тренажеры для увеличения скорости чтения, скорости зрительного восприятия и ширины поля зрения.
Тренажёр «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.
Тренажёр «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.
Тренажёр «Текст в строчку, текст в столбец» - способствует увеличению скорости зрительного восприятия информации.
Тренажёр «Затирка (чтение текста)» - способствует подавлению артикуляции.
Специально разработанные по уровню сложности тексты школьной программы позволяют диагностировать скорость чтения ученика и уровень понимания прочитанного, после диагностики обучающийся проходит курс занятий не менее 10, после чего следует повторная диагностика и корректируется траектория развития скорости чтения с учетом достигнутых результатов.
ЭУМК Танграм предназначен для развития наглядно-образного мышления и креативности на основе конструирования около 100 фигур (например: зайчик, буйвол, ежик, … ) с помощью 7 геометрических элементов. Имеются возможности вращения, перемещения и автоматической стыковки элементов.
Содержит автоматическое распознавание правильности выполнения упражнения – проверка правильности сборки фигуры с занесением результатов выполнения заданий в базу данных. Имеется несколько уровней сложности выполнения заданий в зависимости от уровня развития наглядно-образного и креативного мышления, а также в зависимости от скорости и объема зрительного восприятия графических образов с 2 режимами работы: Диагностика и Обучение.
4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
(электронная программа «Система интенсивного развития способностей»)
№ п/п | дата | Наименование раздела | Кол-во часов | В том числе диагностик | Характеристика деятельности обучающихся | ||
план | факт | ||||||
№ | № |
| «Быстрое чтение». «Развитие памяти». | 14 | 4 | Исправлять типичные ошибки при чтении вслух. Обучаются чтению про себя, быстрому чтению младшие школьники обучаются только при отсутствии типичных ошибок при чтении вслух. -Работают на тренажере для повышения темпа чтения и подавления артикуляции: в виде строки, столбца, страницы (с затиркой информации и закраской). - Тренажеры для развития навыков чтения и беглости мышления на основе пословиц и антонимов. - Тренажеры для увеличения скорости чтения, скорости зрительного восприятия и ширины поля зрения. Специально разработанные по уровню сложности тексты школьной программы позволяют диагностировать скорость чтения ученика и уровень понимания прочитанного, после диагностики обучающийся проходит курс занятий не менее 10, после чего следует повторная диагностика и корректируется траектория развития скорости чтения с учетом достигнутых результатов. | |
1 | 1.1 | Диагностика чтения №1. Порядок слов. | 1 | Д | |||
2 | 1.2 | Чтение текста. Цифры и буквы. | 1 | ||||
3 | 1.3 | Таблица – поле 5*5. Текст в строчку. Цифры и буквы. | 1 | ||||
4 | 1.4 | Текст в строчку. Картинки в клетках. | 1 | ||||
5 | 1.5 | Чтение текста. Запоминание цветов. | 1 | ||||
6 | 1.6 | Текст в строчку. Порядок слов. | 1 | ||||
7 | 1.7 | Диагностика чтения №2. Запоминание цветов. | 1 | Д | |||
8 | 1.8 | Таблица – поле 5*5. Пословицы. Цифры и буквы. | 1 | ||||
9 | 1.9 | Текст в строчку. Картинки в клетках. Порядок слов. | 1 | ||||
10 | 1.10 | Чтение текста. Запоминание цветов (диагностика) | 1 | ||||
11 | 1.11 | Диагностика чтения №3. Картинки в клетках. | 1 | Д | |||
12 | 1.12 | Текст в строчку. Цифры и буквы. Порядок слов. | 1 | ||||
13 | 1.13 | Пословицы. Антонимы. Запоминание цветов. | 1 | ||||
14 | 1.14 | Таблица. Текст в строчку. Запоминание цветов (диагностика) | 1 | Д | |||
«Понятийное мышление» | 10 | 7 | |||||
15 | 2.1 | Диагностика навыков понятийного мышления 1 уровень. | 1 | Д | обучаются самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | ||
16 | 2.2 | Диагностика навыков понятийного мышления 2 уровень. | 1 | Д | |||
17 | 2.3 | Диагностика навыков понятийного мышления 3 уровень. | 1 | Д | |||
18 | 2.4 | Развитие навыков понятийного мышления1 уровень. | 1 | ||||
19 | 2.5 | Развитие навыков понятийного мышления2 уровень. | 1 | ||||
20 | 2.6 | Развитие навыков понятийного мышления3уровень. | 1 | ||||
21 | 2.7 | Чувство стихосложения, последовательности. Диагностика. | 1 | Д | |||
22 | 2.8 | Переносной смысл слов, фразеологизмы, существенное понимание: Диагностика. | 1 | Д | |||
23 | 2.9 | Словарь, словарь наоборот, глаголы: Диагностика. | 1 | Д | |||
24 | 2.10 | Диагностика навыков понятийного мышления. | 1 | Д | |||
«Пространственное мышление». | 5 | 5 | |||||
25 | 3.1 | Плоские буквы, Диагностика чтения №4. | 1 | Д | Выполняют задания в зависимости от уровня развития наглядно-образного и креативного мышления, а также в зависимости от скорости и объема зрительного восприятия графических образов с 2 режимами работы: Диагностика. | ||
26 | 3.2 | Распознавание букв, Диагностика чтения №5. | 1 | Д | |||
27 | 3.3 | Кубики, Диагностика чтения №6. | 1 | Д | |||
28 | 3.4 | Лабиринт, Диагностика чтения №7. | 1 | Д | |||
29 | 3.5 | Лабиринт, Диагностика чтения №8. | 1 | Д | |||
«Танграм» | 5 | 1 | |||||
30 | 4.1 | Фигуры (1-а ) – обучение. | 1 | ||||
31 | 4.2 | Фигуры (а-в) – обучение. | 1 | ||||
32 | 4.3 | Фигуры (в-с) – обучение. | 1 | ||||
33 | 4.4 | Фигуры (с-х) – обучение. | 1 | ||||
34 | 4.5 | Фигуры – диагностика. | 1 | Д | |||
итого | 34 | 19 |
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по курсу «Система интенсивного развития способностей» (СИРС) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), учебного плана, планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования примерной программы начального общего образования с учетом методических рекомендаций авторского коллектива разработчиков компьютерной программы «Система интенсивного развития способностей» для использования программы в образовательном процессе, которые изложены в методических пособиях: Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение. Память. Методическое пособие. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 74с
Рабочая программа ориентирована на использование
Для обучающихся:
Компьютерная программа СИРС 7.0
Для педагога:
Методическое пособие «Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС» Бурова А.Н.
Методическое пособие «Электронное учебное пособие по развитию понятийного мышления старших дошкольников и школьников младших классов» Бурова А.Н., Калашникова Д.Г. и др.
Методическое пособие «Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение, память, мышление» Бурова А.Н., Майорова Е.Г.
Методическое пособие «Развитие понятийного мышления».
Программа рассчитана на 33 часа – в первом классе, 34 часа – во втором, третьем, четвёртом классах из расчета 1 учебный час в неделю.
Компьютерная программа СИРС включает в себя ряд комплексов. Полученные данные заносятся в ведомость результатов. Результаты записываются в ведомость для того, чтобы контролировать динамику развития, сравнивать начальные и конечные результаты ребенка.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогическая, технология КСО, деятельностный метод обучения.
Предусмотрены виды контроля: входной, текущий, и итоговый, а также возможность самооценки и самоконтроля.
Мониторинг сформированности личностных и метапредметных результатов освоения программы осуществляется также в рамках соответствующих диагностических мероприятий, проводимых в образовательном учреждении.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО реализация программы направлена на достижение личностных и метапредметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
- ответственное отношение к учению,
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- навыки смыслового чтения;
- компетентность в области использования ИКТ.
Прогнозируемые результаты работы учащихся непосредственно в компьютерной программе СИРС отражены в Содержании курса по разделам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перспектива". Рабочая программа по технологии 2 класс.
Рабочая программа по предмету "Технология" 2 класс создана на основе: Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования. Программы курса "Техн...
УМК "Перспектива" рабочая программа по русскому языку 2 класс
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс создана на основе:Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта началь...
УМК "Перспектива" рабочая программа по математике 2 класс
Разработана на основе авторской программы Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н...
Перспектива Рабочая парограмма 1 класс
Рабочие программы для 1 класса УМК Перспектива...
УМК "Перспектива" рабочая программа по технологии 3 класс.
Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Перспектива". Составлена на основе программы "Технология" Н. И. Роговцева....
УМК "Перспектива" Рабочая программа по русскому языку 3 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной 2013 г. в полном соответствии....
УМК "Перспектива". Рабочие программы, 1 класс
Рабочие программы...