Программа внеурочной деятельности "Мой край родной, Смоленщина моя "(АСК) 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Программа по Азбуке Смоленского края.(Блок "История", блок "Природа")

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол  №

Утверждено

Директор ________М.А.Архипов

Приказ№  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности для 4 класса  

Мой край родной, Смоленщина моя (Азбука Смоленского края.АСК)

 Габелевой Светланы Викторовны

Учителя высшей квалификационной категории

г.Ельня

2020 год

                                                                       

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 20.12.2012г.
  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки  РФ № 373 от 6 октября 2009 г.

   3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Ельнинская СШ №1 им. М.И. Глинки  

             4. Учебного плана МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И.Глинки  на 2021-2022 учебный год  

-           5.Положения о внеурочной деятельности  МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И.Глинки  

            6.Авторской программы   регионального курса   для начальной школы "Азбука Смоленского края" (С.А. Болотова, Смоленск, 2005)

Методический комплект:        

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы, Смоленск,2008

 С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории,Смоленск, 2008

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры, Смоленск,2008

Цели и задачи рабочей программы:

1.Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своём родном городе, знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представления об экологических проблемах края.

2.Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способност6ей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты: умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.

3.Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желание быть похожими на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

                             

 4.Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным краем.

5.Развить гражданскую позицию и патриотические чувства  к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

6.Расширить представления детей об  истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.

7.Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.

8.Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.

9.Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

10.Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.

 Сроки реализации  – 1год

На реализацию программы отводится 1 час в неделю; 34 недели; 34 часа в год.

     

                                                                                            Содержание курса

                                                                  1 час в неделю; 34 недели; 34 часа в год.

Название разделов и тем

Количество часов

Содержание блока

Формы организации и виды деятельности

Раздел 1.Мир природы

11

Природные особенности.

2

Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды.

Газета на тему «Береги почву»; модель территории нашей области; работа с картами; сообщения «Полезные ископаемые нашей местности»; сбор полезных ископаемых; составление памяток с правилами поведения у водоёма; составление рассказа о лесе, луге, болоте, об одном из их растений; рисование луга по памяти; сбор образцов растений; составление правил сбора грибов; изготовление кормушек для птиц; сообщение о животном; изготовление книжки-малышки « Природа края в опасности»

Полезные ископаемые.

1

Виды полезных ископаемых: строительные, топливные, сельскохозяйственные, оздоровительные

Водоёмы.

1

Виды водоёмов: реки, озёра,

Растительность.

2

Виды растительности: лесная, луговая

Грибы.

1

Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от  ядовитых.

Смоленский лён.

1

Понятие льна. Виды льна: лён-долгунец, лён масличный. Музей «Смоленский лён»

Животные.

2

Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие, птицы и млекопитающие.

Охрана природы.

1

Понятие природа, красная книга, категории: исчезающие виды, сокращающиеся , редкие неопределённые, восстановленные: законы охраны природы; заповедные места

Раздел 2. Мир истории

11

Наши предки.

1

Территория наших предков, их занятия.

Рисунки о занятиях кривичей, на тему «Древний город»;

изготовление модели ладьи,

 книжки-малышки «из варяг в греки»;

сообщения о городе Ельня, о военном прошлом нашего города, о земляках;

составление герба своей местности;

изготовление альбома «Мои земляки»

 «Из варяг в греки»

1

Великие водные пути через Смоленск.

 Города Смоленщины.

1

Устройство древнего города; древние города Смоленщины.

Герб и флаг области.

1

Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Смоленска и города Ярцево.

 Смоленская крепостная стена.

1

Как строили крепостную стену; башни Смоленской крепостной стены: Еленевская, Пороховая, Веселуха, Шембелева, Орёл. Грановитая, Копытинска, Бублейка, Махова, Авраамиевская, Донец, Громовая.

 Военное прошлое

2

Героическая оборона Смоленска 1609-1611 годов;Гроза 1812 года;

Суровые годы с фашизмом

 Награды Смоленщины.

1

Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, почётное звание «Город-Герой», медаль «Золотая Звезда»

 Места боевой славы.

              1

Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов

 Наши земляки.

2

Ю.А.Гагарин, М.И. Глинка, М.В.Исаковский, П.С.Нахимов, Н.М.пржевальский, Н.И.Рыленков. А.Т.Твардовский

Раздел 3. Мир культуры

12

Жилища и предметы бытия.

2

Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ.

Надворные постройки. Внутренний вид избы, утварь

Рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков;

 сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время;

 участие в празднике родного города Ельня;

разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма;

составление правил поведения у памятников истории и культуры;

макет отдельных башен.

Как одевались в старину.

2

Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.

Что ели наши предки.

2

Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

Праздники.

1

Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие.

Порядок и время их проведения.

Игры и хороводы.

1

Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.

Письменность.

1

История возникновения письменности у наших  предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия.24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.

«Гороушна» -древнейший памятник русской письменности.

Храмы и монастыри.

1

Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

Культура Смоленщины сегодня

2

Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, худ-ные и музыкальные школы и др.

                         

Учебно-тематический план

№ п/п

Перечень разделов, тем программы

Общее количество часов

Резерв

1.

Мир природы.

11

-

2.

Мир истории.

11

-

3.

Мир культуры.

12

-

Итого

                                34

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Азбука Смоленского края»  для 4 класса

                                                                         34 недели; 1 час в неделю; 34 часа в год

№ занятия

Тема занятия

Дата

Корректировка КТП

Дополнительная информация с учетом специфики курса

Мир природы 11ч

1-2

Природные особенности.

3

Природные ископаемые.

4

Водоемы Смоленщины.

5

Растительность нашего края..

6

Растения нашего края. Экскурсия в березовую рощу или лес.

7

Грибы.

8

Смоленский лен.

9

Животные нашего края.

10

Животные нашего края.

11

Охрана природы.

Мир истории- 11ч.

12

Наши предки.

13

«Из варяг в греки».

14

Города Смоленщины.

15

Герб и флаг области.

16

Смоленская крепостная стена.

17

Военное прошлое Смоленщины.

18

Военное прошлое Смоленщины.

19

Награды Смоленщины.

20

Места боевой славы.

21

Наши земляки. Экскурсия в библиотеку.

22

Наши земляки.

Мир культуры- 12ч.

23-24

Жилище и предметы быта.

25-26

Как одевались в старину.

27-28

Что ели наши предки.

29

Праздники.

30

Игры, хороводы.

32

Письменность.

32

Храмы и монастыри Смоленщины.

33-34

Культура Смоленщины сегодня.

Итого

34ч

Планируемые  результаты  изучения курса(личностные, метапредметные, предметные )

Личностные результаты

     1 уровень приобретение ребенком  знание о  важнейших событий в истории своей    малой родины, национальных  героев Смоленщины.

    2 уровень получение ребенком уважения к историческому наследию, героям прошлого и настоящего  родного края.           

         3 уровень получение детьми опыта межкультурной коммуникации; ценностно-ориентированная модель поведения обучающихся по отношению к историческим памятникам,  ветеранам ВОВ.

     Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

Познавательные УУД

  • изучать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.

Предмметные

   Знать                                                                                                

 По природно-графическому краеведению.

•        географическое положение, границы и территорию Смоленской области;

•        особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;

•        названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;

•        название некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;

•        меры по охране природы в Смоленской области;

•        правила поведения в природе;

Уметь :        

•        определять, находить и показывать на географической карте изучаемые географические объекты;

•        различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

•        различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;

•        выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

•        Подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природоведческого содержания на основ материалов учебника, а также дополнительных источников;

•        проводить самостоятельные наблюдения в природе;

•        оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

По культурно-историческому краеведению

Знать :

•        предков смолян, их занятия;

•        знать и выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников

•        торговые связи смолян в древности;        

•        названия древних городов Смоленщины;        

•        современную символику Смоленщины (герб, флаг);        

•        причины возведения в Смоленске крепостной стены;        

•        названия некоторых башен Смоленской крепости;        

•        героические страницы смоленской земли: польская интервенция 17 века, Отечественная война 1812 г, Великая Отечественная война 1941-1945 гг;        

•        памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;        

•        награды Смоленска и области;        

•        имена некоторых земляков, прославивших родной край;        

•        этнографические особенности жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники, верования;        

•        историю возникновения письменности у наших предков;        

•        элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест истории и культуры.        

Уметь :        

•        определять, находить и показывать на исторических картах, планах города исторические объекты;

•        подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе материала учебника, археологических           источников и другого справочного материала;

•        проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;

•        оперировать  моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

•        сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение и развитие государства Российского;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"

Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов...

программа внеурочной деятельности кружка "Родной край"

Программа внеурочной деятельности в 3 классе...

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"

данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...

Программа внеурочной деятельности "Знатоки родного края"

Материал кружка содержит сведения о Самарской области....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс

Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Родное слово" 4-Ж класс Год разработки 2016 год

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родное слово" составлена в соответствии с ФГОС ООН и на основе авторской программы6В.П.Канакина, В.Г. Горецкий для 4 классов общеобразовательных уч...

Отчёт о внеурочной деятельности по программе «Знай свой край родной» 2 «б» класс

Начальным этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем селе, поселке, городе, приобщение к миру его культуры, развит...