Программа внеурочной деятельности "Мой край родной, Смоленщина моя "(АСК) 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Программа по Азбуке Смоленского края.(Блок "История", блок "Природа")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosi_moy_kray_rodnoy_smolenshchina_moya_ask_4_klass.docx | 40.14 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № | Утверждено Директор ________М.А.Архипов Приказ№ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности для 4 класса
Мой край родной, Смоленщина моя (Азбука Смоленского края.АСК)
Габелевой Светланы Викторовны
Учителя высшей квалификационной категории
г.Ельня
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 20.12.2012г.
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.
3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Ельнинская СШ №1 им. М.И. Глинки
4. Учебного плана МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И.Глинки на 2021-2022 учебный год
- 5.Положения о внеурочной деятельности МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И.Глинки
6.Авторской программы регионального курса для начальной школы "Азбука Смоленского края" (С.А. Болотова, Смоленск, 2005)
Методический комплект:
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы, Смоленск,2008
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории,Смоленск, 2008
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры, Смоленск,2008
Цели и задачи рабочей программы:
1.Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своём родном городе, знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представления об экологических проблемах края.
2.Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способност6ей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты: умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.
3.Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желание быть похожими на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
4.Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным краем.
5.Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
6.Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
7.Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.
8.Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.
9.Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
10.Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.
Сроки реализации – 1год
На реализацию программы отводится 1 час в неделю; 34 недели; 34 часа в год.
Содержание курса
1 час в неделю; 34 недели; 34 часа в год.
Название разделов и тем | Количество часов | Содержание блока | Формы организации и виды деятельности |
Раздел 1.Мир природы | 11 | ||
Природные особенности. | 2 | Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды. | Газета на тему «Береги почву»; модель территории нашей области; работа с картами; сообщения «Полезные ископаемые нашей местности»; сбор полезных ископаемых; составление памяток с правилами поведения у водоёма; составление рассказа о лесе, луге, болоте, об одном из их растений; рисование луга по памяти; сбор образцов растений; составление правил сбора грибов; изготовление кормушек для птиц; сообщение о животном; изготовление книжки-малышки « Природа края в опасности» |
Полезные ископаемые. | 1 | Виды полезных ископаемых: строительные, топливные, сельскохозяйственные, оздоровительные | |
Водоёмы. | 1 | Виды водоёмов: реки, озёра, | |
Растительность. | 2 | Виды растительности: лесная, луговая | |
Грибы. | 1 | Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от ядовитых. | |
Смоленский лён. | 1 | Понятие льна. Виды льна: лён-долгунец, лён масличный. Музей «Смоленский лён» | |
Животные. | 2 | Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие, птицы и млекопитающие. | |
Охрана природы. | 1 | Понятие природа, красная книга, категории: исчезающие виды, сокращающиеся , редкие неопределённые, восстановленные: законы охраны природы; заповедные места | |
Раздел 2. Мир истории | 11 | ||
Наши предки. | 1 | Территория наших предков, их занятия. | Рисунки о занятиях кривичей, на тему «Древний город»; изготовление модели ладьи, книжки-малышки «из варяг в греки»; сообщения о городе Ельня, о военном прошлом нашего города, о земляках; составление герба своей местности; изготовление альбома «Мои земляки» |
«Из варяг в греки» | 1 | Великие водные пути через Смоленск. | |
Города Смоленщины. | 1 | Устройство древнего города; древние города Смоленщины. | |
Герб и флаг области. | 1 | Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Смоленска и города Ярцево. | |
Смоленская крепостная стена. | 1 | Как строили крепостную стену; башни Смоленской крепостной стены: Еленевская, Пороховая, Веселуха, Шембелева, Орёл. Грановитая, Копытинска, Бублейка, Махова, Авраамиевская, Донец, Громовая. | |
Военное прошлое | 2 | Героическая оборона Смоленска 1609-1611 годов;Гроза 1812 года; Суровые годы с фашизмом | |
Награды Смоленщины. | 1 | Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, почётное звание «Город-Герой», медаль «Золотая Звезда» | |
Места боевой славы. | 1 | Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов | |
Наши земляки. | 2 | Ю.А.Гагарин, М.И. Глинка, М.В.Исаковский, П.С.Нахимов, Н.М.пржевальский, Н.И.Рыленков. А.Т.Твардовский | |
Раздел 3. Мир культуры | 12 | ||
Жилища и предметы бытия. | 2 | Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы, утварь | Рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города Ельня; разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; макет отдельных башен. |
Как одевались в старину. | 2 | Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда. | |
Что ели наши предки. | 2 | Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом. | |
Праздники. | 1 | Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие. Порядок и время их проведения. | |
Игры и хороводы. | 1 | Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы. | |
Письменность. | 1 | История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия.24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» -древнейший памятник русской письменности. | |
Храмы и монастыри. | 1 | Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области. | |
Культура Смоленщины сегодня | 2 | Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, худ-ные и музыкальные школы и др. |
Учебно-тематический план
№ п/п | Перечень разделов, тем программы | Общее количество часов | Резерв |
1. | Мир природы. | 11 | - |
2. | Мир истории. | 11 | - |
3. | Мир культуры. | 12 | - |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Азбука Смоленского края» для 4 класса
34 недели; 1 час в неделю; 34 часа в год
№ занятия | Тема занятия | Дата | Корректировка КТП | Дополнительная информация с учетом специфики курса | |
Мир природы 11ч | |||||
1-2 | Природные особенности. | ||||
3 | Природные ископаемые. | ||||
4 | Водоемы Смоленщины. | ||||
5 | Растительность нашего края.. | ||||
6 | Растения нашего края. Экскурсия в березовую рощу или лес. | ||||
7 | Грибы. | ||||
8 | Смоленский лен. | ||||
9 | Животные нашего края. | ||||
10 | Животные нашего края. | ||||
11 | Охрана природы. | ||||
Мир истории- 11ч. | |||||
12 | Наши предки. | ||||
13 | «Из варяг в греки». | ||||
14 | Города Смоленщины. | ||||
15 | Герб и флаг области. | ||||
16 | Смоленская крепостная стена. | ||||
17 | Военное прошлое Смоленщины. | ||||
18 | Военное прошлое Смоленщины. | ||||
19 | Награды Смоленщины. | ||||
20 | Места боевой славы. | ||||
21 | Наши земляки. Экскурсия в библиотеку. | ||||
22 | Наши земляки. | ||||
Мир культуры- 12ч. | |||||
23-24 | Жилище и предметы быта. | ||||
25-26 | Как одевались в старину. | ||||
27-28 | Что ели наши предки. | ||||
29 | Праздники. | ||||
30 | Игры, хороводы. | ||||
32 | Письменность. | ||||
32 | Храмы и монастыри Смоленщины. | ||||
33-34 | Культура Смоленщины сегодня. | ||||
Итого | 34ч |
Планируемые результаты изучения курса(личностные, метапредметные, предметные )
Личностные результаты
1 уровень приобретение ребенком знание о важнейших событий в истории своей малой родины, национальных героев Смоленщины.
2 уровень получение ребенком уважения к историческому наследию, героям прошлого и настоящего родного края.
3 уровень получение детьми опыта межкультурной коммуникации; ценностно-ориентированная модель поведения обучающихся по отношению к историческим памятникам, ветеранам ВОВ.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Коммуникативные УУД
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
Познавательные УУД
- изучать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.
Предмметные
Знать
По природно-графическому краеведению.
• географическое положение, границы и территорию Смоленской области;
• особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;
• названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;
• название некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;
• меры по охране природы в Смоленской области;
• правила поведения в природе;
Уметь :
• определять, находить и показывать на географической карте изучаемые географические объекты;
• различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
• различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;
• выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
• Подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природоведческого содержания на основ материалов учебника, а также дополнительных источников;
• проводить самостоятельные наблюдения в природе;
• оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
По культурно-историческому краеведению
Знать :
• предков смолян, их занятия;
• знать и выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников
• торговые связи смолян в древности;
• названия древних городов Смоленщины;
• современную символику Смоленщины (герб, флаг);
• причины возведения в Смоленске крепостной стены;
• названия некоторых башен Смоленской крепости;
• героические страницы смоленской земли: польская интервенция 17 века, Отечественная война 1812 г, Великая Отечественная война 1941-1945 гг;
• памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;
• награды Смоленска и области;
• имена некоторых земляков, прославивших родной край;
• этнографические особенности жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники, верования;
• историю возникновения письменности у наших предков;
• элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест истории и культуры.
Уметь :
• определять, находить и показывать на исторических картах, планах города исторические объекты;
• подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала;
• проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;
• оперировать моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
• сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение и развитие государства Российского;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"
Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов...
программа внеурочной деятельности кружка "Родной край"
Программа внеурочной деятельности в 3 классе...
рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"
данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...
Программа внеурочной деятельности "Знатоки родного края"
Материал кружка содержит сведения о Самарской области....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс
Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Родное слово" 4-Ж класс Год разработки 2016 год
Рабочая программа внеурочной деятельности "Родное слово" составлена в соответствии с ФГОС ООН и на основе авторской программы6В.П.Канакина, В.Г. Горецкий для 4 классов общеобразовательных уч...
Отчёт о внеурочной деятельности по программе «Знай свой край родной» 2 «б» класс
Начальным этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем селе, поселке, городе, приобщение к миру его культуры, развит...