Юным умникам и умницам
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности, направленная на развитие познавательных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_yunym_umnitsam_i_umnikam.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа интеллектуального развития учащихся «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»
Пояснительная записка
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
– программы КУРСА « Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» (базовый уровень);
– авторскому пособию О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам 8-9 лет (3 класс) .
Предлагаемая программа разбита на несколько направлений:
- Задания на развитие внимания;
- Задания на развитие памяти;
- Задания на развитие воображения;
- Задания на развитие логического мышления.
Задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к знаниям. Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
- Развитие речи.
- Развитие мышления (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать).
- Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук).
- Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
На изучение курса отводится 34 часа, 1 занятие в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут.
– Холодова О.А. «Юным умникам и умницам 8-9 лет (3 класс): учебник-тетрадь: в 2 ч./ О.А.Холодова. – М.: РОСТ книга,2010 г.
– Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей 8-9 лет (3 класс)./
– Холодова О.А. «Юным умникам и умницам 8-9 лет (3 класс) Методическое пособие + Программа курса «РПС». – 3-е изд; -М.: РОСТкнига, 2010.
Универсальные учебные действия. 3 класс.
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Информатика, логика, математика» во 3-м классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Информатика, логика, математика» во 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 3-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Информатика, логика, математика» во 3-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
- Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
- делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
- точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
- уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
- заполнять магические квадраты размером 3×3;
- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
- находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса
Тематический (годовой) план кружка «Математика, информатика, логика»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Предмет логика, или как мы познаём мир | 1 | 06.09.13 |
2. | Логически - поисковые задания. Анаграмма. | 1 | 13.09.13 |
3. | Анализ и синтез. Анаграмма. | 1 | 20.09.13 |
4. | Сравнение. Обобщение. | 1 | 27.09.13 |
5. | Поиск закономерностей. | 1 | 04.10.13 |
6. | Совершенствование воображения. Ребусы. Изографы. | 1 | 11.10.13 |
7. | Решение задач с рассуждением. | 1 | 18.10.13 |
8. | Подмечаем, сравниваем, анализируем, обобщаем. | 1 | 25.10.13 |
9. | Тренировка зрительной памяти. Анаграммы. | 1 | 1.11.13 |
10. | Поиск закономерностей. Ребусы | 1 | 15.11.13 |
11. | Развитие быстроты реакции. Математические фокусы. | 1 | 22.11.13 |
12. | Абстракция. Классификация. Конкретизация. | 1 | 29.11.13 |
13. | Учись решать, стараясь рассуждать. | 1 | 06.12.13 |
14. | Подготовка к олимпиаде «Медвежонок». | 1 | 13.12.13 |
15. | Подготовка к олимпиаде «Медвежонок». | 1 | 20.12.13 |
16. | Воображение. Логические задачи. Анаграммы. | 1 | 27.12.13 |
17. | Анализ и синтез. Считай, смекай! | 1 | 17.01.14 |
18. | Найди закономерность. | 1 | 24.01.14 |
19. | Изографы. Ребусы. Лабиринт. | 1 | 31.01.14 |
20. | Развитие быстроты реакции. Игра «Шифровальщик». | 1 | 07.02.14 |
21. | Логические задачи. Анаграммы. | 1 | 14.02.14 |
22. | Геометрические задачи. Найди закономерность | 1 | 21.02.14 |
23. | Воображение. Ребусы. Весёлая геометрия. | 1 | 28.02.14 |
24. | Классификация. Игра «Допиши слова». | 1 | 07.03.14 |
25. | Игра «Прочитай поговорку». Занимательная геометрия. Анаграммы. Палиндром. Игра «Слова». Игра «Угадай | 1 | 14.03.14 |
26. | Упражнение «Пары слов». «Что лишнее?». Ребусы. Логические задачи. | 1 | 21.03.14 |
27. | «Составь пословицу». «Найди лишнее». Ребусы. «Отгадай слово». Игра «Кто быстрее». «Весёлые вопросы». | 1 | 04.04.14 |
28. | «Продолжи ряд». Числовая головоломка. Занимательная задача. «Какое слово лишнее?» | 1 | 11.04.14 |
29. | Палиндромы. «Отгадай слова». «Кто быстрее». Занимательные вопросы. Занимательная лесенка. | 1 | 18.04.14 |
30. | Ребусы. Задача на смекалку. Задача-шутка. Загадки. Логические задачи. | 1 | 25.04.14 |
31. | Разминка. «Тренируем зрительную память». «Произнесите наоборот». Ребусы. | 1 | 16.05.14 |
32. | Итоговое занятие | 1 | 23.05.14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс
Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс...
Дополнительная образовательная программа "Юным умникам и умницам"
Программа кружка для 2 класса с пояснительной запиской и тематическим планированием...
Программа дополнительного образования "Юные умники и умницы"
Проблема реализации ФГОС в образовательном процессе актуальна в первую очередь для начальной школы. В соответствии с требованиями ФГОС мною разработана дополнительная образовательная прог...
презентация к уроку Юным умникам и умницам. 6 занятие. Разминка
Презентация к уроку "Юным умникам и умницам" Холодова 6 занятие. Разминка....
"Развитие познавательных процессов учащихся младших классов на занятиях курса «Юные умники и умницы» в рамках введения ФГОС".
Предлагаю знакомство с курсом "Юным умникам и умницам", который я веду в рамках внеурочной деятельности....
Развивающее занятие в ГПД "Юным умникам и умницам" 2 класс
На данном занятии предлагаются интересные игры и задания для расширения знаний о животных, словарного запаса учащихся, развития речи, логического мышления, совершенствования воображения...........
Внеклассное занятие "Юным умникам и умницам" по теме "Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи."
Данное занятие проводится в рамках программы "Работа с одаренными детьми" и способствует развитию познавательных способностей учащихся....