Работа с текстом, как одно из средств повышения качества образования (формирования ключевых компетенций)
статья

Рассмотрим поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_kak_odno_2020.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Нелидовская начальная школа-детский сад»

Тема: «Работа с текстом, как одно

из средств повышения

качества образования

(формирования ключевых компетенций)».

                                                                       Подготовила:

учитель начальных классов

                                                                      Акимова М.А.

Волоколамск

2020

Поэтапные виды работы с текстом

Рассмотрим поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

Практическое отличие текста от набора предложений.

Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Озаглавливание текста (подбор заголовков).

2 класс – обучение детей работать с текстом:

Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

Смысловое чтение.

деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения).

Владение пересказом разного вида.

Выделение опорных слов (словосочетаний).

Подбор антонимов и синонимов к словам.

Характеристика героев и их поступков.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному.

Самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента).

Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме.

Выделение главной и второстепенной информации.

Выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями).

Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку.

Самостоятельное формулирование вопросов по тексту.

Сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

      Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно – важная задача учителя. Достижение высоких результатов в понимании и восприятии прочитанного, является ключом к успеху.

      Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её.      В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. И учетом возрастных особенностей восприятия текста. Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося.
Данный материал может использоваться с любым УМК. Пособие  адресовано учащимся начальных классов  и родителям. Один урок – это 1  вариант (текст с заданиями). Каждый вариант содержит 8 заданий. 

      Почему я обратила внимание на эту программу?

Во-первых, постоянно ищешь пути и методики, которые помогают научить детей в работе над текстом (это от обучения чтению в первом классе и подготовки к аттестационным работам в конце года по чтению – до подготовки к ВПР).

Во-вторых, система в комплексе, разработанная от 1 – 4 классов, с готовыми текстами и заданиями.

Программа данного курса предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на четыре года обучения (135 часов, 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классе на каждый учебный год). Занятия проводятся один раз в неделю. Программа первого класса может быть реализована через содержание учебных предметов или в рамках кружка.

Для работы используется методический комплект Крыловой О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1-4 класс / О.Н.Крылова. – 25-е изд.- перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2019. (Серия «Учебно–методический комплект»).

Цель программы «Чтение. Работа с текстом»: создание условий для развития читательских умений.

Основные задачи:

  1. Учить работать с текстом литературного произведения;
  2. Расширять читательский кругозор.
  3. Укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности;
  4. Способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка.
  5. Формировать у детей внимательное отношение к слову автора, к осознанию смысла прочитанного.

Планируемые результаты освоения курса «Чтение. Работа с текстом» Личностные результаты:

  1. овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 

  1. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  4. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ;
  5. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
  6. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  6. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  7. использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  8. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  10. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  11. умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  12. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  1. формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о

 

добре и зле, дружбе и честности;

  1. достижение необходимого уровня речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  2. использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;
  3. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
  4. умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности;
  5. умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
  6. умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции.

 

Личностными результатами изучения курса «Работа с текстом» в 1-2 классе является формирование следующих умений:

 

– Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

– В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Работа с текстом» во 1-2 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя»

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, долж...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (из опыта работы)

Ребенок не прекращает играть, поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность. Для младшего школьного возраста ученье - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьно...

Пути повышения качества образования ( формирование и развитие мотивации чтения)

Почему мотивы у учеников начальной школы бывают не сформированы. Что надо сделать чтобы чтение доставляло удовольствие....

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний"

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний" ...

Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования.

Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необход...

Информационные технологии в работе учителя-логопеда как средство повышения качества обученности школьников с ОВЗ

Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в последнее время весьма активизировалось. Трудно представить современного школьника и педагога, не знакомого тем или иным образом с компьют...