Работа с текстом, как одно из средств повышения качества образования (формирования ключевых компетенций)
статья
Рассмотрим поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom_kak_odno_2020.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Нелидовская начальная школа-детский сад»
Тема: «Работа с текстом, как одно
из средств повышения
качества образования
(формирования ключевых компетенций)».
Подготовила:
учитель начальных классов
Акимова М.А.
Волоколамск
2020
Поэтапные виды работы с текстом
Рассмотрим поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
Практическое отличие текста от набора предложений.
Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Озаглавливание текста (подбор заголовков).
2 класс – обучение детей работать с текстом:
Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
Смысловое чтение.
деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения).
Владение пересказом разного вида.
Выделение опорных слов (словосочетаний).
Подбор антонимов и синонимов к словам.
Характеристика героев и их поступков.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному.
Самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента).
Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме.
Выделение главной и второстепенной информации.
Выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями).
Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку.
Самостоятельное формулирование вопросов по тексту.
Сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно – важная задача учителя. Достижение высоких результатов в понимании и восприятии прочитанного, является ключом к успеху.
Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. И учетом возрастных особенностей восприятия текста. Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося.
Данный материал может использоваться с любым УМК. Пособие адресовано учащимся начальных классов и родителям. Один урок – это 1 вариант (текст с заданиями). Каждый вариант содержит 8 заданий.
Почему я обратила внимание на эту программу?
Во-первых, постоянно ищешь пути и методики, которые помогают научить детей в работе над текстом (это от обучения чтению в первом классе и подготовки к аттестационным работам в конце года по чтению – до подготовки к ВПР).
Во-вторых, система в комплексе, разработанная от 1 – 4 классов, с готовыми текстами и заданиями.
Программа данного курса предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на четыре года обучения (135 часов, 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классе на каждый учебный год). Занятия проводятся один раз в неделю. Программа первого класса может быть реализована через содержание учебных предметов или в рамках кружка.
Для работы используется методический комплект Крыловой О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1-4 класс / О.Н.Крылова. – 25-е изд.- перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2019. (Серия «Учебно–методический комплект»).
Цель программы «Чтение. Работа с текстом»: создание условий для развития читательских умений.
Основные задачи:
- Учить работать с текстом литературного произведения;
- Расширять читательский кругозор.
- Укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности;
- Способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка.
- Формировать у детей внимательное отношение к слову автора, к осознанию смысла прочитанного.
Планируемые результаты освоения курса «Чтение. Работа с текстом» Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о
добре и зле, дружбе и честности;
- достижение необходимого уровня речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции.
Личностными результатами изучения курса «Работа с текстом» в 1-2 классе является формирование следующих умений:
– Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
– В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Работа с текстом» во 1-2 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя»
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, долж...
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (из опыта работы)
Ребенок не прекращает играть, поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность. Для младшего школьного возраста ученье - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьно...
Пути повышения качества образования ( формирование и развитие мотивации чтения)
Почему мотивы у учеников начальной школы бывают не сформированы. Что надо сделать чтобы чтение доставляло удовольствие....
Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний"
Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний" ...
Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования.
Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необход...
Информационные технологии в работе учителя-логопеда как средство повышения качества обученности школьников с ОВЗ
Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в последнее время весьма активизировалось. Трудно представить современного школьника и педагога, не знакомого тем или иным образом с компьют...