Функциональная грамотность это в начальной школе на уроках окружающего мира.
статья
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost_eto_v_nachalnoy_shkole_na_urokah_okruzhayushchego_mira.docx | 138.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Функциональная грамотность это в начальной школе на уроках окружающего мира.
В связи с введением ФГОС НОО наравне с обычным определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Само понятие было впервые употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году, и тогда под функциональной грамотностью подразумевалась «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем». Однако, время не стоит на месте.
Функциональная грамотность – это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения. Или по-другому.
Функциональная грамотность в начальной школе отражает готовность ребенка к успешному взаимодействию с окружающими его людьми, его способность применять учебные задачи для решения жизненных задач, выстраивать социальные отношения в соответствии с ценностями общества.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Существуют основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Функциональная грамотность имеет 6 направлений:
-читательская грамотность
(это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом и ценных для индивида) ,
-математическая грамотность
(способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения),
-естественнонаучная грамотность
(это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом и ценных для индивида),
- глобальные компетентности,
-финансовая грамотность
(знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность),
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни,
-креативное мышление
( это умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач).
Формирование функционально грамотной личности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Чтобы достичь результатов необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные образовательные технологии. Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать следующие технологии:
- Технология проектной деятельности
- Информационно-коммуникативные технологии
- Технология оценивания учебных достижений
- Технология продуктивного чтения
- Технология проблемного обучения
Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:
- Групповая форма работы
- Игровая форма работы
- Творческие задания
- Тестовые задания
- Практическая работа
- Ролевые и деловые игры
- Исследовательская деятельность
Каждому педагогу необходимо владеть функциональной грамотностью.
Есть указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". И в нем прописано следующее:
" При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:
глобальную конкурентоспособность российского образования;
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Цель проекта – обеспечить информационно-методическую, научную поддержку региональных систем образования по формированию функциональной грамотности школьников.
Есть госпрограмма РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 "Развитие образования" (2018-2025 годы). В ней зафиксировано: "сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS, а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)".
Таким образом, владеть функциональной грамотностью — это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции, поэтому если педагог не выдает этот результат, он автоматически становится профнепригодным.
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности.
На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами:
-сначала,
-потом,
- раньше,
- позднее,
-до,
-в одно и то же время.
Затем закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.
Виды заданий на уроках окружающего мира
1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
«Хорошо - плохо»
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Кроме этого формируются:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
- умение разрешать противоречия;
- умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:
Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.
- Найдите плюсы или минусы данного явления.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
- Я вам предлагаю оставить эту же тем, но взять природное явление - снег. Найдите плюсы и минусы данного явления.
- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….
- Плохо, когда идёт снег, потому что……
Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций
«Фишбоун» (рыбий скелет/рыбья кость) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная.
Рассмотрим этот приём на теме урока окружающего мира «Какие бывают растения».
Проблема. - Какие бывают растения?
- 1 причина - деревья, факты - имеют один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки
- 2 причина - кустарники, факты - имеют много стволов- стволики
- 3 причина - травы, факты - имеют мягкий зелёный стебель
Вывод: чтобы определить вид растения, надо рассмотреть главный отличительный признак - вид ствола.
Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.
Таким образом, без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ технологий в начальной школе на уроках окружающего мира по теме: "Экосистема луга" с презентацией в SMART BOAD и тестом в интерактивной оболочке HOT POTATOES.
Урок разработан для 3 класса Иваненко Н.А. по окружающему миру по теме: "Экосистема луга" с применением ИКТ технологий. К конспекту урока прилагается презентация в программе SMART BOAD и тест в ...
Проектно-исследовательская деятельностьв начальной школе на уроках окружающего мира.
Проекты в начальной школе....
Проекты в начальной школе на уроках окружающего мира
Материал о том, как подготовить проект по темама окружающего мира и создание визитной карточки проекта...
Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира, доклад
Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира, доклад....
ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Презентация для статьи: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ...