Рабочая программа по внеурочной деятельности для детей 7-9 лет
рабочая программа (1, 2, 3 класс)
Курс «Читаем, считаем, наблюдаем» реализует интеллектуальное направление внеурочной деятельности и направлена на формирование основ функциональной грамотности младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_programma_dlya_detey_7-9let.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Читаем, считаем, наблюдаем»
для детей 7-9 лет
МБОУ «Уржильская НОШ»
Пояснительная записка
Рабочая программа развивающего курса «Читаем, считаем, наблюдаем» разработана на основе нормативных документов:
- Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Уржильская НОШ»
- Положения об организации внеурочной деятельности МБОУ «Уржильская НОШ».
Курс «Читаем, считаем, наблюдаем» реализует интеллектуальное направление внеурочной деятельности и направлена на формирование основ функциональной грамотности младшего школьника.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность.
Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности – формирование читательской компетенции младшего школьника.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
- формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
- учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
- учить детей уважать всякий честный труд, талант;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
- приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Программа «Читаем, считаем, наблюдаем» рассчитана для детей 7-9 лет на 1 год, включает 33 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать свою вежливость;
- определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
- осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
- анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
- перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
- анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- отличать подготовленную и неподготовленную речь;
- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
- знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
Содержание программы внеурочной деятельности
Я - настоящий читатель (16 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Технология продуктивного чтения (11 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Учимся задавать вопросы. Учимся отвечать на вопросы. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.
Проект «Дружим с книгой» (6ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
Календарно-тематическое планирование
№ | Количество часов | Тема занятия | Дата план | Дата факт | Примечание |
Я – настоящий читатель | |||||
1 | 1 | Кого можно считать настоящим читателем? С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». | |||
2 | 1 | Моя первые книги. В.Берестов « Мастер птица» | |||
3 | 1 | «Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко» | |||
4 | «Ребятам о зверятах». Книги о животных. С. Маршак «Детки в клетке» | ||||
5 | 1 | Экскурсия в библиотеку. | |||
6 | 1 | «О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход». | |||
7 | Р.Сеф. «Необычный пешеход» А. Барто «Мы с Тамарой» | ||||
8 | Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек» | ||||
9 | 1 | «Лес -не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио» | |||
10 | 1 | «Лес- не школа, а всему учит» Н. Сладков «Лесные шорохи» М. Пришвин «Ёж». | |||
11 | 1 | Сказки о животных Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» | |||
12 | 1 | Сказки о животных. С. Михалков «Как медведь трубку нашел» | |||
13-14 | 2 | Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит» | |||
15-16 | 2 | Любимые сказки Ш.Перро «Красная шапочка» | |||
Технология продуктивного чтения. | |||||
17 | 1 | Продуктивное чтение – что это? Мониторинг. | |||
18 | 1 | Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова. | |||
19 | 1 | Читаем и переживаем. Чтение рассказов Н. Сладкова: «Воздушный замок», «Болтливые окуни» | |||
20 | 1 | Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Чтение рассказов В. Осеевой: «Долг», «Картинки» | |||
21 | 1 | Учимся отвечать на вопросы Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». | |||
22 | 1 | Книги учат уважать старших А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота» | |||
23 | 1 | Читаем и реагируем на прочитанное - гордимся А.Митяев «Богатыри» | |||
24 | 1 | Учимся фантазировать Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». | |||
25 | 1 | Учимся задавать вопросы Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок». | |||
26 | 1 | О чем я мечтаю. В. Катаев « Цветик – семицветик» | |||
27 | 1 | Учимся размышлять над прочитанным Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.. | |||
Проект «Я дружу с книгой» | |||||
28-29 | 2 | Уточнение, выбор под тем проекта. Составление плана работы над проектом. | |||
30-31 | 2 | Выполнение проекта. | |||
32 | 1 | Защита проекта. | |||
33 | 1 | Праздник «Я – настоящий читатель» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности детей 7-10 лет общекультурной направленности "Французский театр"
Данная программа внеклассной деятельности относится к программам общекультурной направленности, ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художествен...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - дети природы"
Программа разработана для 1 класса на основе интегрированного курса краеведения "Мы - дети природы" ХМАО - Югры. ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Человек и его здоровье"( для детей с девиантным поведением)
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Фитнес детям 1-класс
Программа направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей, на укрепление их здоровья, что обеспечивает значительные успехи в борьбе с заболеваниями.Программа предусматр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебница Речь» направление «Интеллектуальное» для 3 класса, возраст детей 9-10 лет
Программа кружка «Волшебница речь» имеет интеллектуальное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности детей " Я познаю мир" 4 класс
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, получе...